Прототипы, проекты и опытные самолеты СССР Второй мировой войны
Экспериментальный ракетоплан БИ-1

Ракетоплан БИ-1

советский ракетопланВ начале 1940-х годов самолеты с поршневыми двигателями и воздушными винтами подошли к пределу своего развития. Дальнейшее наращивание энерговооруженности и совершенствование аэродинамики давались все труднее и приносили все меньший эффект. Увеличение мощности силовых установок на сотни лошадиных сил приводило к весьма незначительному росту летных данных, поскольку одновременно росла масса и габариты машины, а КПД винта снижался на больших скоростях и высотах. Выход из этого тупика сулила радикальная смена принципа создания тяги - переход от винтовых силовых установок к реактивным.

 
Самолет ВТ-11

Прототип истребителя И-5

Самолет СССРНебольшие истребители-бипланы разработки Н.Н. Поликарпова являлись наиболее известными самолетами, укрепившие авиацию СССР в период до начала Второй мировой войны. Н. Поликарпов получил неофициальный титул "король истребителей", но его жизнь была необычна. Он родился 8 июля 1892 года, его отец был сельским священником, и, что вполне очевидно, родители с детства стали готовить его к карьере священнослужителя и отдали в духовную семинарию. Однако, Н. Поликарпова больше привлекала авиация, он стал студентом Петербургского политехнического института, который он закончил и работал на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе, принимал участие в постройке самолетов "Илья Муромец" и истребителя РБВЗ С-20.

 
Истребитель И-30

Опытный пушечный истребитель И-30

Истребитель И-30Советский самолет Второй мировой войны ЯК-1 считается родоначальником всего семейства истребителей "Як". Для соответствования различным требованиям машину многократно модифицировали и модернизировали, с учетом жесткого требования сохранения полетного веса в пределах 2800-2900 кг, что было обусловлено прочностью шасси. Не имея в этом вопросе достаточного запаса и подвергаясь глубоким модификациям, исходный вариант изменялся столь значительно, что фактически становился новым самолетом и даже получал свое наименование.

 
Истребители И-170 и И-195

Проекты бипланов Поликарпова

Истребитель-биплан И-170

Бипланы ПоликарповаЛетом 1939 года в ОКБ Поликарпова начали разрабатывать проект маневренного истребителя-биплана. Вначале он проходил под обозначением "М". Предполагалось оснастить машину двигателем М-106, под который Н.Н. Поликарпов в августе 1939 года произвел первые прикидки характеристик нового самолета, который получил обозначение И-170. На истребителе ожидалось получение высокой скорости - более 500 км/ч при сохранении хорошей маневренности, площадь крыльев составляла 25 м2 - т.е. почти, как на истребителе И-190.

 
Самолет И-180

самолет поликарповаМалоизвестный самолет И-180 - разрабатывался и производился на смену истребителя И-16, как массовый истребитель для 150 тысяч пилотов, которые должны были быть выпущены из летных школ в тридцатые годы двадцатого века. По схеме самолет был близок И-16, но отличался несколько большими размерами и мощностью и значительно более впечатляющими летно-техническими характеристиками. Судьба первых трех опытных экземпляров оказалась трагичной. На первом из них, в первом полете пятнадцатого декабря 1938 года, погиб легендарный Валерий Чкалов. Причиной катастрофы оказалась остановка двигателя самолета. На второй машине, пятого сентября 1939 года в пятьдесят третьем полете разбился летчик-испытатель Томас Сузи. Причиной трагедии являлось ослепление летчика горячим маслом вследствие разрушение подкапотного маслорадиатора. Самолет, как таковой, не был испорчен, и катастрофа не отразилась на выпуске третьего опытного экземпляра и внедрении самолета в серию. Первый полет третьего экземпляра самолета состоялся десятого февраля 1940 года. Заводские испытания прошли в общем успешно и машина показала высокие летные качества.

истребитель поликарпова

И-180Е-2 вид сбоку

 
Истребитель И-185

истребительПрименение четырех истребителей И-185 в небе над линией фронта произвело фурор. Это был не единичный случай применения малой группы истребителей в боевых условиях. Еще в начале июня 1942 года в тридцать четвертый ИАП шестого истребительного авиакорпуса ПВО для проведения войсковых испытаний были направлены три самолета МиГ-9 (первые с таким названием), являющиеся модификацией МиГ-3 с двигателем М-82. Самолеты с заводскими №№ 6503, 6504 и 6505 из состава войсковой серии по сути были опытными машинами, страдающими "детскими болезнями". Поэтому в октябре 1941 года их вернули на доводку.

В целом МиГ-9 заслужил плохую оценку - максимальная скорость составила всего 565 км/ч на высоте шесть километров - поэтому серийно данный самолет не производился. И, наоборот, применительно к истребителю И-185 оценки самолета были только положительные, однако, как и самолет Микояна, истребитель И-185 ждала та же участь. Решение о проведении испытаний И-185 в боевых условиях было принято в конце августа 1942 года. Их проведение возлагалось на 728-й Гвардейский истребительный полк, действующий на Калининском фронте. Четвертого сентября 1942 года заместитель народного комиссара авиапромышленности по опытному самолетостроению А.С.Яковлев дал указание Н.Н.Поликарпову подготовить четыре И-185 к отправке на фронт.

 
«ПерваяНазад12ВпередКрайняя»


Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме