Тяжелый истребитель Пе-3
Тяжелый двухмоторный истребитель, цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж - 2 человека. Истребительный вариант пикирующего бомбардировщика Пе-2 без нижней люковой установки и тормозных решеток. Создан в ОКБ-29 под руководством В.М.Петлякова. Впервые поднялся в воздух в августе 1941 года, в том же месяце начато серийное производство.Всего выпущено 360 самолетов.

Тяжелый истребитель Пе-3

советский военный самолетПро программу тяжелого барражирующего истребителя с мощным вооружением и большим радиусом действия руководство советских ВВС вспомнило лишь после начала массированных налетов фашистских бомбардировщиков на Москву. К тому времени из пятерки наиболее вероятных на эту роль претендентов из числа имеющихся в распоряжении испытателей истребителей (МПИ-1, Та-3/ОКО-6, И-29, ДИС и ТИС(А)) в серийное производство не был поставлен ни один из них. А в частях ПВО, да и не только в них, хронически не хватало тяжелых истребителей. Вот тут-то и пришла мысль переделать штурмовик Пе-2, созданного на базе ВИ-100, обратно в истребитель.

Приказом ГКО от 2-го августа 1941 года КБ Петлякова предписывалось до 6 августа представить на испытания истребительный вариант самолета Пе-2. Советские ВВС рассчитывали получить самолет с максимальной скоростью порядка 550 км/ч, дальностью полета 2000 км и мощным пушечно-пулеметным вооружением. Для того, чтобы достичь заданных требований со стандартного самолета Второй мировой войны Пе-2 демонтировали кресло заднего стрелка - вместо него смонтировали дополнительные бензобаки на 700 литров топлива, и еще один аналогичный бак разместили в бомбоотсеке. Убрали тормозные решетки, посчитав их не нужными для тяжелого истребителя. Вооружение усилили установкой дополнительного пулемета БК в носовой части самолета, и одного пулемета ШКАС в хвостовом коке. Бомбовая нагрузка составляла 700 кг. Вместо рации РСБ-бис установили РСР-4, и при этом, с целью большего облегчения самолета, с него демонтировали радиополукомпас.

Документальная хроника советского тяжелого истребителя Второй мировой войны Пе-3

На испытания самолет Второй мировой войны Пе-3 поступил 7 августа 1941 года. В целом, за исключением максимальной скорости и некоторых маневренных характеристик, тяжелый истребитель Пе-3 удовлетворил заказчика и уже 14 августа было принято решение начать серийное производство Пе-3 на заводе № 39. В процессе изготовления самолета Пе-3 планировалось усилить вооружение установкой пушек ШВАК и пулеметов БК/БТ вместо ШКАСов, сменить рацию, усилить броню и внести ряд других изменений. Все доработки проводились в несколько этапов на протяжении всего серийного производства самолета Пе-3.  Практически одновременно завод № 22 представил свой альтернативный вариант тяжелого истребителя Второй мировой войны - Пе-2И. В нем отличия от обычного Пе-2 были вообще сведены к минимуму. Также, как и на самолете Пе-3, с него убрали кресло стрелка (с целью установки на его место 270-литрового топливного бака), но форму фюзеляжа не изменили. Под фюзеляжем установили пушку ШВАК в обтекателе и смонтировали два подвесных топливных бака. При сравнении обоих самолетов оказалось, что Пе-2И обладает большей дальностью полета и некоторым преимуществом в скорости, однако эти показатели были достигнуты при помощи небольшой хитрости - на скоростных замерах Пе-2И летал в облегченном варианте без ПТБ, а в полетах на достижение максимальной дальности - с ними. В итоге серийно решили строить только тяжелый истребитель Второй мировой войны Пе-3.

полет военных самолетов

Тяжелые советские истребители Пе-3 на боевом задании

До конца августа завод № 39 создал лишь 16 истребителей, но уже в сентябре - 98 самолетов, а в октябре еще 86 машин. В ноябре 1941 года прошел испытания первый опытный образец улучшенного Пе-3бис. От серийных машин он отличался установкой более мощного вооружения (два пулемета УБК и пушка ШВАК в носовой части, и УБТ в подвижной башенной установке у штурмана), крыло оснастили предкрылками, уменьшили длину фонаря кабины пилота и сместили почти на полметра вперед противокапотажную раму. Также внедрили систему нейтрального газа и поставили противопрожекторные шторки на все стекла кабины. Предусматривалась установка РПК-10, но завод, из-за постоянных сбоев поставок оборудования так и не оснастил самолет Пе-3бис радиополукомпасом. Большинство усовершенствований внедрялось прямо в боевых частях - заменяли вооружение, устанавливали пусковые установки РО-82, в хвостовой части размещали держатели для гранатомета ДАГ-10.

передняя проекция самолета

Самолет Пе-3бис вид спереди

С апреля 1942 года Пе-3бис начали производить серийно. Серийные самолеты не имели противокапотажной рамы, но оснащались башенной установкой ВУБ-1 (Б-270) с пулеметом УБК. Усилили бронирование кабины летчика и штурмана. Два носовых пулемета перенесли под фюзеляж и закрепили их в общем обтекателе. В таком виде тяжелый истребитель Пе-3бис выпускался до осени 1942 года, поскольку вскоре завод № 39 переключили на выпуск бомбардировщиков Второй мировой войны Ил-4.

Основные серийные модификации:

  • Пе-3 с моторами М-105Р (позднее М-105РА) и вооружением 3x7,62 + 2x12,7, 6-12 НУРС;
  • Пе-3бис с моторами М-105РА, турелью ВУБ-1, усиленной бронезащитой, вооружение 1x20+3x12,7+1x7,62;
  • Пе-3 завода N 22 с моторами М-105ПФ и вооружением 1x20 + 2x12,7.

Возобновление производства

Отказ от всех прототипов тяжелых истребителей, проходивших испытания в 1940-1943 годах, и прекращение серийного выпуска самолетов Пе-3 привело примерно к той же ситуации, которая наблюдалась в 1941 году. Конечно, с ролью истребителей-сопровождения могли справляться и более легкие истребители Второй мировой войны Як-9ДД, появившиеся на фронте только в 1943 году, но как показал опыт западных союзников, у которых в течении всей войны прослужили такие знаменитые самолеты как Р-38 и Р-61, тяжелые многоместные истребители в некоторых случаях были просто незаменимы. Например, тяжелый двухмоторный американский P-61 "Black Widow" (наряду с аналогичным ему по назначению немецким Не-219А) был признан лучшим ночным истребителем, а Р-38 "Lightning" добросовестно выполнял сверхдальние полеты по сопровождению тяжелых бомбардировщиков В-17 и В-24. Тот факт, что в СССР не строили армады Пе-8 вовсе не говорил о том, что в этих самолетах советская авиация не нуждалась. В Советском Союзе не было огромного парка тяжелых бомбардировщиков - зато таких самолетов как Ил-4 и Ер-2 выпускалась в избытке (правды ради надо заметить, что бомбардировщиков Ермолаева построили сравнительно немного - около пятиста) - для их сопровождения неплохо бы подошли бы и самолеты Второй мировой войны МиГ-5, и ТИС, и Та-3. Тем не менее, все подобные программы были закрыты, а произвести что-либо хорошее за очень небольшой отрезок времени было просто невозможно. Вот и решили опять вернуться к прежнему - к тяжелому истребителю Пе-3.

верхняя проекция самолета

Вид сверху на советский тяжелый истребитель Пе-3бис

К тому времени обычная "пешка" претерпела ряд модернизаций, положительно отразившиеся на ее тактико-технических характеристиках. Новый тяжелый истребитель должен был вместить в себя все хорошее от бомбардировочного варианта - в том числе установку штурмана "ФЗ" и крыло с модифицированным профилем носка, улучшавшим поведение машины самолета в момент посадки. Однако, произведенный заводом № 22 в феврале 1944 года улучшенный самолет Пе-3, по мнению многих специалистов ВВС, достаточно сильно отличался от макета, представленного им в ноябре 1943 года. По решению НКАП тяжелому истребителю Второй мировой войны Пе-3 не требовалась установка ФЗ,также он не нуждался в новом крыле.

боковая проекция самолета

Вид сбоку на советский тяжелый истребитель Пе-3бис

И еще завод не сумел отладить двухпушечную подфюзеляжную установку и дистанционную электрифицированную установку ДЭУ, так что в серии истребитель выпускался с одной подцентропланной пушкой ШВАК, одним носовым пулеметом УБТ и двумя кассетницами ДАГ-10 с авиагранатами АГ-2. По своим тактико-техническим характеристикам самолет Пе-3 образца 1944 года недалеко ушел от первых истребительных "пешек" и даже больше того - некоторые характеристики самолета снизились. Например, даже одномоторные истребители несли более мощное вооружение, к тому же ГУ ВВС желали получить истребитель со скоростью 625 км/ч временем набора высоты 5000 метров не более чем за 6 минут, а данные самолета, представленного на заводские испытания были несколько далеки от предъявляемых требований. Выжать что-либо из Пе-3 уже не представлялось возможным, так как все пределы для модернизации модели 1941 года были исчерпаны и гораздо более перспективными тогда казались наработки Мясищева по самолету Пе-2И (образца 1943-44 годов). По заверению заводчан некоторые недостатки истребителя подлежали исправлению, но представителей ВВС показатели Пе-3 образца 1944 года совершенно не устроили и на государственные испытания истребитель решили не передавать. Тем не менее, завод № 22 все же выпустил 19 истребителей, семнадцать из которых поступили на вооружение 48-го и 98-го гвардейских дальних разведывательных полков. Два самолета оставили для испытаний. За время серийного производства с сентября 1941 по сентябрь 1944 года заводы № 22 и 39 собрали 360 истребителей Пе-3/Пе-3бис.

Боевая работа

Несмотря на немногочисленность Пе-3, по сумме своих боевых качеств оказался не хуже специализированных истребителей Bf-110 и "Beaufighter".Первым их освоил 95-ый СБАП, ранее летавший на СБ-2М-103 и Пе-2. За июнь-август 1941 года полк потерял почти все самолеты и был перевооружен на Пе-3. С 25 сентября он был переименован в 95-ый ИАП и, получив 40 тяжелых истребителей, полк был включен в состав 6-го ИАК, обеспечивающего ПВО Москвы. За первый месяц применения на Пе3 удалось добиться нескольких побед в воздушных боях, но как истребитель его использовали мало. Основной их задачей стало нанесение штурмовых ударов по наступающим немецким частям на московском направлении. С усилением группировки бомбардировщиков надобность в тяжелых истребителях постепенно отпала и 95 ИАП в марте 1942 года передислоцировали на Север. В составе авиации флота Пе-3 воевали весьма успешно. Первоначально 95 ИАП, поручили нанесение бомбовых ударов по кораблям и аэродромам противника. За апрель-май Пе-3 потопили три и повредили еще несколько финских и немецких судов не понеся при этом потерь, но вскоре и немецкая авиация дала знать о себе.

передняя проекция истребителя

Советский военный самолет Пе-3

В конце весны был организован налет на авиабазу Хебугтен, где были сосредоточено крупные силы противника. Встретившая семерку Пе-3 группа Bf-109G (около 20 истребителей) была рассеяна ракетным огнем, но уже на обратном пути немцы полностью реабилитировались, уничтожив пять тяжелых истребителей. Гораздо удачнее самолеты Пе-3 действовали, обеспечивая прикрытие союзных и советских конвоев. Наибольший успех на их долю выпал 13 июля - в этот день четверка Пе-3 под командованием капитана К.Володина обнаружила большую группу Ju-88 и ракетно-пушечным огнем сбила семь самолетов без потерь со своей стороны. Несколько позднее, 19 сентября, четыре Пе-3 перехватили 24 немецких бомбардировщиков Второй мировой войны Ju-88, пытавшихся атаковать конвой PQ-18 и сбили два самолета. 25 апреля 1943 года при сопровождении советских торпедоносцев Ил-4, нацеленных на атаку немецкого конвоя в Конгс-Фиорде, три пары самолетов Пе-3 расправились с барражирующим над портом Не-115 и рассеяли немецкие истребители прикрытия Bf-110, после чего торпедоносцы пустили ко дну четыре вражеских корабля.

вид сверху на самолет

Тяжелый советский истребитель Второй мировой войны Пе-3

Там же, с лета 1942 года воевали 13-ый и 121-ый СБАП, тоже частично имевшие тяжелые истребителт Пе-3. Функции у них были те же, что и у 95 ИАП, только воевали они на Пе-3 меньше. 13-ый БАП использовал истребители до середины 1943 года, понеся наибольшие потери во внебоевой обстановке, но сумев до этого момента уничтожить несколько немецких бомбардировщиков Второй мировой войны Ju-88. Примерно в это же время с Пе-3 расстался и 121-й полк, передав оставшиеся самолеты в 95-ый ИАП. 208-ой СБАП получил двадцать Пе-3 в сентябре 1941 года и воевал на них до декабря, принимая активное участие в обороне Москвы. Полк за три месяца боев лишился всего 10 самолетов, после чего остальные 12 Пе-3 были переданы в 95 ИАП, а полк переучился на Ил-2. 40-ой СБАП, также потерявшего большую часть своих СБ в первые месяцы войны, в сентябре разделили на две части. Оба новообразованных полка (40-А СБАП, впоследствии - 511 ББАП, и 40 СБАП) летали и на Пе-2 и на Пе-3, причем как истребители Пе-3 там не применялись. С января 1943 года, из-за потерь, 40 СБАП постепенно переоснастили на самолеты Пе-2Р и А-20, переименовав в 40-ой ДРАП. 511-ый ББАП воевал на Пе-3 в составе Западного Фронта до июня 1942 года, применяя свои истребители в качестве ближних бомбардировщиков. Потеряв за три месяца боев 13 из 20 самолетов полк переоснастили Пе-2Р и преобразовали в ОРАП.

вид сбоку на самолет

Боковая проекция военного самолета Пе-3

9-ый ББАП, базировавшийся в июне 1941 года в Прибалтике, утратил все свои самолеты в первые же четыре дня войны и с сентября 1941 года также летал на самолетах Пе-3. До декабря его самолеты штурмовали немецкие войска, после чего 9-ый СБАП подчинили непосредственно Главному Штабу ВВС РККА и поручили выполнение особых задач. Пе-3 сопровождали самолеты руководителей ВВС и участвовали в лидировании авиачастей, направляемых на фронт. Одновременно приступили к перевооружению самолета по типу Пе-3бис, поэтому в новый 1942 год полк вступил располагая самолетами с существенно усиленной огневой мощью. Насколько были хорошо подготовлены экипажи 9-го СБАП и как модернизация Пе-3 на его боевые возможности, можно судить по следующему эпизоду. 5 июля 1942 года Пе-3 капитана К.Данилкина, лидировавшего группу ЛаГГ-3, был перехвачен над своим аэродромом четырнадцатью немецкими истребителями Второй мировой войны Bf-109F. В завязавшейся схватке штурман К.Мантуров сбил (или тяжело повредил) два вражеских истребителя, третий был сбит огнем осовых пулеметов и пушки, а четвертого Данилкин таранил уже на горящей машине. Боевая работа 9-го СБАП продолжалась до мая 1942 года, после чего полк получил штурмовики Пе-2 и, впоследствии, летал только на них.

С октября 1941 года на Пе-3 летал 54-ый СБАП. Полк воевал под Москвой и добился хороших успехов в нанесении бомбовых ударов по аэродромам и наступающим немецким войскам. Боевая эффективность полка, правда, была существенно подорвана потерями, понесенными в ожесточенных боях. До начала 1942 года полк лишился 11 истребителей, а в конце января, после мощного бомбового удара немцев по аэродрому базирования Пе-3, эта часть, потеряв еще семь машин, практически перестала существовать. Уцелевшие самолеты в мае 1942 года передали в 511 ББАП.

Кроме вышеуказанных частей несколько Пе-3 были переданы в 1,2,3 и 4 ДРАП, 118-ый РАП Северного Флота и 603 СБАП, а также в некоторые разведывательные эскадрильи. Почти все Пе-3бис попали во 2,4 и 40-й АПР ГК и в 9-ый ББАП. Машины серии 1944 года, как это было указано ранее, передали в 48-ой и 98-ой ОРАП. Последний выделил в июне 1944 года один самолет для перелета в Италию, где советские военные специалисты наблюдали за действиями союзных войск. Истребители Пе-3бис продержались на вооружении вплоть до начала 1950-х годов, после чего их окончательно заменили на самолеты Ил-28.  В отличии от своего прародителя - бомбардировщика Второй мировой войны Пе-2, самолетов Пе-3 попало в руки врагов совсем немного, и большинство из них - в небоеспособном состоянии. По крайней мере в немецких документах не указывается, что хотя бы один подобный самолет был облетан или восстанавливался для дальнейшего использования. Только единичный Пе-3бис, после вынужденной посадки 11 сентября 1942 года, угодил к финнам. Северные соседи довольно быстро отремонтировали машину и включили Пе-3 (бортовой номер РЕ-211) в состав LeR-48, где он использовался совместно с трофейными Пе-2 как разведчик. Списали Пе-3 только 4 апреля 1946 года после 265 часов налета.

100

Модель
100
Экипаж, человек
3
Длина, метров
12,69
Высота, метров
3,95
Размах крыла, метров
17,15
Площадь крыла, м2
40,50
Масса пустого, кг
5857
Масса снаряженного, кг
7200
Силовая установка
М-105-2ТК-3
Мощность, л.с. на высоте м
2x1050 на 6600
Макс.скорость, км/ч у земли
455
Макс.скорость, км/ч на высоте, м
538 на 6600
Время набора высоты, м/сек
нет данных
Практический потолок, м
нет данных
Практическая дальность, км
1400
Вооружение пушки, мм
2х20
Вооружение пулеметы, мм
3х7,62
Вооружение бомбы, кг
1000

Пе-2

Модель
Пе-2
Экипаж, человек
2
Длина, метров
12,66
Высота, метров
3,925
Размах крыла, метров
17,13
Площадь крыла, м2
40,5
Масса пустого, кг
5730
Масса снаряженного, кг
7860
Силовая установка
М-105Р
Мощность, л.с. на высоте м
2x1100 на 5000
Макс.скорость, км/ч у земли
444
Макс.скорость, км/ч на высоте, м
535 на 5000
Время набора высоты, м/сек
9,8
Практический потолок, м
нет данных
Практическая дальность, км
2150
Вооружение пушки, мм
отсутствуют
Вооружение пулеметы, мм
2х7,62 и 2х12,7
Вооружение бомбы, кг
700

Пе-2И

Модель
Пе-2И
Экипаж, человек
2
Длина, метров
12,66
Высота, метров
3,95
Размах крыла, метров
17,13
Площадь крыла, м2
41,70
Масса пустого, кг
5770
Масса снаряженного, кг
8030
Силовая установка
ВК-105Р
Мощность, л.с. на высоте м
2x1100 на 5000
Макс.скорость, км/ч у земли
454
Макс.скорость, км/ч на высоте, м
540 на 5000
Время набора высоты, м/сек
нет данных
Практический потолок, м
9500
Практическая дальность, км
1780
Вооружение пушки, мм
2х20
Вооружение пулеметы, мм
1х7,62 и 2х12,7
Вооружение бомбы, кг
200

Пе-3бис

Модель
Пе-3бис
Экипаж, человек
2
Длина, метров
12,66
Высота, метров
3,93
Размах крыла, метров
17,13
Площадь крыла, м2
40,80
Масса пустого, кг
5858
Масса снаряженного, кг
8000
Силовая установка
М-105РА
Мощность, л.с. на высоте м
2x1100 на 5000
Макс.скорость, км/ч у земли
438
Макс.скорость, км/ч на высоте, м
530 на 5000
Время набора высоты, м/сек
9,3
Практический потолок, м
9100
Практическая дальность, км
2000
Вооружение пушки, мм
1х20
Вооружение пулеметы, мм
1х7,62 и 3х12,7
Вооружение бомбы, кг
700

Пе-3

Модель
Пе-3
Экипаж, человек
2
Длина, метров
12,66
Высота, метров
3,93
Размах крыла, метров
17,13
Площадь крыла, м2
40,80
Масса пустого, кг
нет данных
Масса снаряженного, кг
8270
Силовая установка
ВК-105ПФ
Мощность, л.с. на высоте м
2x1260 на 3850
Макс.скорость, км/ч у земли
465
Макс.скорость, км/ч на высоте, м
527 на 3850
Время набора высоты, м/сек
9,3
Практический потолок, м
8800
Практическая дальность, км
1650
Вооружение пушки, мм
1х20
Вооружение пулеметы, мм
2х12,7
Вооружение бомбы, кг
500

Источники:

  • "Война в воздухе".
  • Владимир Котельников. Эволюция Пе-2.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
  • Александр Медведь, Дмитрий Хазанов. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 .
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Т-50 ПАК ФА - первый длительный перелет
Первый длительный перелет четвертого Т-50 Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50 ПАК ФА, российский многоцелевой истребитель пятого поколения впервые самостоятельно полетел...
Профессиональный конкурс "Морской ас -2014" завершился
Состязания по воздушной выучке летных экипажей морской авиации проводились в городе Ейске Странно, конечно, но профессиональный конкурс по воздушной выучке летных...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме