|
Истребитель И-153 "Чайка"
|
Cоветский поршневой истребитель И-153 Чайка стал развитием самолёта И-15. К началу Второй мировой войны окончательно устарел, но в начале войны применялся в качестве истребителя.
Самолет был испытан в 1938 году, и в это же время его приняли на вооружение. Появление истребителя-биплана деревянной конструкции в канун Второй мировой было не оправданно. Авиация уже перешла на новый уровень своего развития. В частности, появились и реактивные двигатели, и истребители со скоростями полета свыше 600 км/ч. Вместе с тем, этот самолет принимал участие в Великой Отечественной войне до 1943 года и внес свой вклад в общую победу.
На самолете был установлен двигатель М-62 (американский "Райт", 9-цилиндровая звезда, воздушного охлаждения), он имел мощность 800 л. с. Компоновка - обычная для самолетов-бипланов Н. Н. Поликарпова. Особенностью были убирающиеся в полете стойки шасси. Это был единственный в мире биплан с такой системой. Самолет вооружался четырьмя пулеметами калибра 7,62 мм, которые стреляли через плоскость, ометаемую воздушным винтом, он мог нести 200 кг бомбовой нагрузки. Всего было выпущено 3437 самолетов И-153 "Чайка".
И-153 вид сбоку
Основные летно-тактические и технические данные И-153 "Чайка"
Размах.....................................10,00 м Длина........................................6,17 м Площадь крыльев...................22,14м2 Масса пустого самолета......... 1348 кг Взлетная масса........................ 1859 кг Скорость полета................... 440 км/ч Дальность полета.................... 740 км Потолок................................ 10 700 м
|
И-153 вид сверху
Легендарная "Чайка".
И-153 в полете
Сегодня часто дают не слишком высокую оценку советскому истребителю И-153 "Чайка". Любой знаток воздушных сражений времен Второй мировой войны знает, что строительство истребителей-бипланов в 1938-1940 годах являлось ошибкой. Но до сих пор история создания и применение нескольких тысяч самолетов И-153 продолжает строиться из множества легенд, слухов и домыслов. Говоря о названии самолета, стоит отметить, что первоначально использовалось лишь его буквенно-цифровое обозначение - И-153.
Слово "чайка" писалось с маленькой буквы и несло лишь информацию о типе центроплана верхнего крыла, выполненного с V-образным изломом. Трудно сказать когда, но это частное определение типа крыла прижилось и стало использоваться как второе вполне официальное название самолета. И-153 появился в результате значительной модернизации более раннего истребителя И-15 и может быть определен как "И-15, третий вариант". Его появление было вызвано решением советского правительства возобновить в 1937 году выпуск истребителей И-15, прекращенный за два года до этого. Главный конструктор самолета - Николай Николаевич Поликарпов, и в его конструкторском бюро подготовили новую модификацию "пятнадцатого", получившую обозначение И-15бис. По требованию военных новый истребитель оборудовали классическим центропланом верхнего крыла без излома типа "чайка". Понимая, что резервы схемы маневренного биплана реализованы не полностью, осенью 1937 году Поликарпов предложил еще одну модификацию - с убирающимся шасси и с центропланом типа "чайка". Первоначально этот самолет определялся как эталон И-15бис для серии 1938 года. Но спустя некоторое время более глубокая модификация с убираемым шасси стала называться И-153.
Маневренный истребитель И-153 первым из поликарповских полуторапланов вооружили скорострельными 7,62-мм пулеметами ШКАС (1800 выстрелов в минуту). Планировалось также вооружать самолет двумя сверхскорострельными пулеметами УльтраШКАС, имеющими темп стрельбы до 3000 выстрелов в минуту. По расчетам, полетный вес нового истребителя с двигателем М-25В составлял 1455-1460 кг, а с М-62-1500 кг. Уже на этапе эскизного проектирования конструктором Дмитрием Томашевичем было разработано оригинальное убираемое в полете шасси, что позволяло увеличить максимальную скорость самолета до 410-430 км/ч. 13 октября 1937 года Николай Поликарпов направляет эскизный проект И-153 заместителю наркома оборонной промышленности Михаилу Кагановичу. В проекте предлагались два варианта: с нормальным центропланом и с центропланом в виде "чайки", заметно расширенном по сравнению с более ранним И-15. 11 ноября проект был рассмотрен и утвержден руководством ВВС. В целом предложения Н.Поликарпова одобрили, но военные потребовали установки двух крупнокалиберных пулеметов. Поскольку подобных пулеметов, подходящих для установки на самолет в тот момент в СССР не имелось, остановились на варианте с четырьмя синхронными ШКАСами. В таком виде 9 декабря 1937 года решение о постройке И-153 окончательно утвердили. Рабочие чертежи на И-153 подготовили в мае 1938 года, а в августе были закончены документация для производства головной серии и строительство двух первых опытных машин.
Истребители-монопланы и бипланы Поликарпова с однотипными двигателями (1933-1940 гг.)
Самолет |
Год выпуска |
Двигатель |
И-16 тип 5 |
1934 |
М-25А, 730 л.с. |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
М-25А, 730 л.с. |
И-16 тип 10 |
1937 |
М-25В, 750 л.с. |
И-15бис (И-152) |
1937 |
М-25В, 750 л.с. |
И-16 тип 24 |
1939 |
М-63, 1100 л.с. |
И-153 |
1939 |
М-63, 1100 л.с. |
И-17бис |
1936 |
М-100, 760 л.с. |
И-170 (проект) |
1939 |
М-106, 1200 л.с. |
И-180-3 |
1940 |
М-88Р, 1100 л.с. |
И-190 |
1940 |
М-88Р, 1100 л.с. |
И-185 (01) |
1940 |
М-90, 1750 л.с. |
И-195 (проект) |
1940 |
М-90, 1750 л.с. |
Самолет |
Год выпуска |
Размеры |
Длина, м |
Размах крыла, м |
Площадь крыла, м2 |
И-16 тип 5 |
1934 |
5,985 |
9,0 |
14,54 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
6,1 |
9,7 |
21,9 |
И-16 тип 10 |
1937 |
6,074 |
9,0 |
14,54 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
6,2 |
10,2 |
22,5 |
И-16 тип 24 |
1939 |
6,13 |
9,0 |
14,54 |
И-153 |
1939 |
6,275 |
10,0 |
22,1 |
И-17бис |
1936 |
7,56 |
10,0 |
17,65 |
И-170 (проект) |
1939 |
7,3 |
10,0 |
25,0 |
И-180-3 |
1940 |
6,88 |
10,09 |
16,11 |
И-190 |
1940 |
~6,7 |
10,0 |
24,83 |
И-185 (01) |
1940 |
7,56 |
9,8 |
15,54 |
И-195 (проект) |
1940 |
7,55 |
10,5 |
28,0 |
Самолет |
Год выпуска |
Вес |
Вес пустого, кг |
Вес взлетный, кг |
И-16 тип 5 |
1934 |
1118 |
1508 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
965 |
1374 |
И-16 тип 10 |
1937 |
1372 |
1726 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
1310 |
1650 |
И-16 тип 24 |
1939 |
1383 |
1882 |
И-153 |
1939 |
|
1980 |
И-17бис |
1936 |
1533 |
2020 |
И-170 (проект) |
1939 |
|
|
И-180-3 |
1940 |
|
2409 |
И-190 |
1940 |
1761 |
2212 |
И-185 (01) |
1940 |
2068 |
2708 |
И-195 (проект) |
1940 |
2223 |
2916 |
Самолет |
Год выпуска |
Скорость, км/ч |
У земли |
На расч. высоте (м) |
Посадочная |
И-16 тип 5 |
1934 |
390 |
454 4000 |
115 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
318 |
368 3000 |
90 |
И-16 тип 10 |
1937 |
398 |
448 3160 |
126 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
321 |
370 3000 |
110 |
И-16 тип 24 |
1939 |
440 |
489 4500 |
130 |
И-153 |
1939 |
384 |
440 5700 |
|
И-17бис |
1936 |
|
489 3000 |
|
И-170 (проект) |
1939 |
|
510 |
|
И-180-3 |
1940 |
445 |
571* 7100 |
|
И-190 |
1940 |
375 |
490 7100 |
|
И-185 (01) |
1940 |
604* |
706* 7000 |
132 |
И-195 (проект) |
1940 |
510* |
591* 6700 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Время набора высоты, мин/м |
И-16 тип 5 |
1934 |
6,2 5000 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
6,2 5000 |
И-16 тип 10 |
1937 |
6,9 5000 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
6,7 5000 |
И-16 тип 24 |
1939 |
6,0 5000 |
И-153 |
1939 |
5,7 5000 |
И-17бис |
1936 |
7,2 5000 |
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
5,6 5000 |
И-190 |
1940 |
5,9 5000 |
И-185 (01) |
1940 |
4,5 5000 |
И-195 (проект) |
1940 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Потолок, м |
И-16 тип 5 |
1934 |
9100 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
9800 |
И-16 тип 10 |
1937 |
8470 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
9000 |
И-16 тип 24 |
1939 |
9700 |
И-153 |
1939 |
10600 |
И-17бис |
1936 |
9700 |
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
11000 |
И-190 |
1940 |
12400 |
И-185 (01) |
1940 |
10250 |
И-195 (проект) |
1940 |
12000 |
Самолет |
Год выпуска |
Дальность полета, км |
И-16 тип 5 |
1934 |
540 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
500 |
И-16 тип 10 |
1937 |
525 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
530 |
И-16 тип 24 |
1939 |
669 |
И-153 |
1939 |
510 |
И-17бис |
1936 |
800 |
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
900 |
И-190 |
1940 |
|
И-185 (01) |
1940 |
800 |
И-195 (проект) |
1940 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Разбег, м |
И-16 тип 5 |
1934 |
220 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
70 |
И-16 тип 10 |
1937 |
260 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
170 |
И-16 тип 24 |
1939 |
260 |
И-153 |
1939 |
|
И-17бис |
1936 |
|
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
|
И-190 |
1940 |
|
И-185 (01) |
1940 |
280* |
И-195 (проект) |
1940 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Пробег, м |
И-16 тип 5 |
1934 |
200 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
70 |
И-16 тип 10 |
1937 |
290 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
230 |
И-16 тип 24 |
1939 |
300 |
И-153 |
1939 |
|
И-17бис |
1936 |
|
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
|
И-190 |
1940 |
|
И-185 (01) |
1940 |
350 |
И-195 (проект) |
1940 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Вооружение |
Пулеметное |
Пушечное |
Бомбы, кг |
И-16 тип 5 |
1934 |
2x7,62 |
- |
|
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
2x7,62 |
- |
|
И-16 тип 10 |
1937 |
4x7,62 |
- |
|
И-15бис (И-152) |
1937 |
4x7,62 |
- |
|
И-16 тип 24 |
1939 |
4x7,62 |
|
|
И-153 |
1939 |
4x7,62 |
|
|
И-17бис |
1936 |
2x7,62 |
1x20 |
100 |
И-170 (проект) |
1939 |
2x7,62 |
1x20 |
|
И-180-3 |
1940 |
2x7, 622x12,7 |
- |
200 |
И-190 |
1940 |
2x7, 622x12,7 |
- |
200 |
И-185 (01) |
1940 |
2x7, 622x12,7 |
- |
200 |
И-195 (проект) |
1940 |
2x7,62 |
2x20 |
2x250 |
*Расчетные данные
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|