Во время Второй мировой войны стала более выраженной специализация боевых самолетов всех классов. Достаточно четко выделились дальние истребители сопровождения, истребители-бомбардировщики, высотные перехватчики, появились ночные истребители. В СССР вплоть до начала 40-х годов популярной была идея о делении истребителей на скоростные и маневренные, призванные в бою взаимодействовать и поддерживать друг друга. Основу истребительной авиации в тот период составляли скоростной моноплан И-16 и маневренный биплан И-15бис. На смену этой паре должны были прийти истребители с более высокими характеристиками. Но ветвь развития пошла несколько иначе - на вооружение были приняты сразу три истребителя СССР Второй мировой войны - МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1.
|
Самолет Лa-5 был значительным достижением отечественной авиации, но появился он с некоторым опозданием. У противника уже имелся истребитель Мессершмитт Bf 109G-2 сначала "пятиточечный", а затем облегченный "трехточечный" - с пушкой и двумя пулеметами. Мощность мотора "Мессершмитта" возросла, значительно улучшилась не только горизонтальная, но и вертикальная скорость. Испытания Bf 109G-2 в НИИ ВВС и дальнейшие бои под Сталинградом показали почти полное превосходство немецоких самолетов, за исключением горизонтального маневра, над Ла-5, особенно на высотах до 3000 м.
"Воздушные бои" в НИИ ВВС между самолетами Ла-5Ф и Bf 109G-2 и G-4 показали, что первый имел преимущество в скороподъемности и радиусе виража до высоты 6000 м, заходя в хвост немцам через три-четыре виража (время виража на высоте 1000 м у Ла-5 и Ла-5ФН - 19 секунд, у Bf 109G-2 - от 20 до 21,5 секунды). Не уступал Ла-5Ф "Мессершмитгам" и в боях на вертикалях, но здесь преимущество до высоты 3000 м было на стороне более опытного и инициативного пилота. Не хуже обстояло дело и в бою с самолетами FW 190A-4 и А-5. Истребитель Ла-5Ф и здесь мог постоять за себя.
|
Техническое описание
Ла-7 - деревянный низкоплан. Конструкция его планера в значительной мере повторяла Ла-5ФН последних серий. Основной конструкционный материал - сосна. Полки лонжеронов крыла изготавливали из стали ЗОХГСА, некоторые шпангоуты - из дельта-древесины. Деревянные детали планера склеивались смоляным ВИАМ-Б-3 или карбамидным клеем КМ-1. Крыло - двухлонжеронное набиралось из профилей NACA-23016 и NACA-23010 относительной толщиной 16% и 10% соответственно; технологически делилось на центроплан и консоли. Форма крыла в плане - трапециевидная, с округлыми законцовками. Между лонжеронами центроплана находились выклеенные из фанеры два кессона для бензобаков. Снизу в центроплане имелся люк для установки центрального бака.
|
Истребитель-перехватчик Ту-1 ("63П", АНТ-63П) |
Еще в 1943 году в ОКБ Туполева разработали варианты установки на серийный самолет Ту-2 дополнительного пушечного вооружения (двух орудий Нудельмана-Суранова НС-45 калибра 45 мм) и РЛС. Но для начала оборудовали один самолет Ту-2С РЛС ПНБ-4 (прибор ночного боя), созданной под руководством В. Моргунова и П. Куксенко в Спецотделе НКВД-СССР, и двумя пушками ВЯ калибра 23 мм. В ходе испытаний ПНБ-4 продемонстрировал возможность обнаружения воздушных целей в диапазоне от 150 до 5000 метров. Затем оборудовали второй Ту-2С, но с РЛС "Гнейс-5" конструкции НИИ-20 и двумя орудиями НС-45. На обоих машинах передающие антенны РЛС располагались в носовой части фюзеляжа, а приемные - на консолях крыла.
Станция "Гнейс-5" была мощнее и позволяла обнаруживать воздушные цели на удалении до 8 км. Эта РЛС во второй половине 1945 года выдержала государственные испытания и, по отзывам специалистов 3-го управления НИИ ВВС, не уступала английской AI.Mk IX, а по ряду параметров даже превосходила ее.
|
|
|
|