Бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6) - Применение
Тяжёлый бомбардировщик Туполева ТБ-3 также известен, как самолет АНТ-6. Применялся до (например, на Халхин-Голе - в качестве ночного бомбардировщика) и во время второй мировой войны.
Содержание
Бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6)
Модификации
Тех.описание
Применение

Применение самолетов ТБ-3

В 1934 году существенно обострилась международная обстановка на Дальнем Востоке. Япония, захватив Маньчжурию, сосредоточила свои войска на границе с СССР и провороцировала пограничные конфликты, дело шло к войне. На Дальний Восток срочно перебазировались три бригады бомбардировщиков ТБ-3. Как только об этом стало известно японцам, те сразу притихли, ведь со своих новых баз ТБ-3 могли легко достичь территории Японии и обрушить сотни тонн смертоносного груза на японские города. Япония не располагала достаточными аргументами против ТБ-3, назревающий военный конфликт удалось оттянуть почти на 4 года.

Самолет ТБ-3, с его дальностью и грузоподъемностью понадобился СССР для воплощения еще одной грандиозной идеи - для высадки экспедиции на Северном полюсе. В 1936 году четыре самолета ТБ-3 приспособили для арктических полетов. Самолеты получили собственное название "АвиаАрктика". В мае 1937 года на Северный Полюс вылетела научная экспедиция под руководством Папанина. Полет проходил в труднейших метеорологических условиях, над безлюдной тайгой и арктическими морями. Флагманским самолетом командовал летчик Водопьянов, путь летному отряду прокладывали лучшие полярные штурманы Спирин и Аккуратов. 21 мая 1937 года АвиаАрктика впервые в мире совершили посадку на лед в районе Северного полюса. Они доставили туда научную аппаратуру и другое оборудование, необходимое для жизни на дрейфующей станции. Все авиаторы мира признали перелет к полюсу выдающимся событием.

Вслед за первой полярной четверкой с профессией бомбовоза расставались и другие ТБ-3. С них снимали вооружение, переоборудовали и передавали в гражданский воздушный флот под обозначением Г-2. Такие машины перевозили до четырех тонн груза или до 50 пассажиров. Использовали Г-2 в основном в условиях крайнего севера, с их помощью в этих районах впервые были налажены регулярные рейсы "Аэрофлота".

Самолет ТБ-3

Самолет ТБ-3 на марке 1939 г. "День Авиации"

Лето 1939 года.
Вторая мировая война уже совершенно неизбежна, но никто не знал когда она начнется. На советских границах не прекращались провокации. В июле-августе 1939 года японские войска вторглись на территорию Монголии. По случаю вторжения японцев группировку усилили - направили в Монголию 150 бомбардировщиков, в том числе 60 самолетов ТБ-3. Несколько недель напряженных боев и в результате стремительного наступления агрессор повержен, но при этом ТБ-3 уже не являются силой, определяющей ход событий. На их долю выпала скромная функция ночных бомбардировщиков. Победу над японцами обеспечили мощная артподготовка, удары фронтовой авиации, основу которой составили бомбардировщики СБ, а главное - массированное применение бронетанковых частей.

ТБ-3

В декабре 1939 года началась война с Финляндией. Она была на столько неудачной, что о ней в советские годы старались не вспоминать. Красная Армия натолкнулась на мощную систему обороны, так называемую "Линию Маннергейма". Бомбардировщики ТБ-3 оказались не способными выполнить боевую задачу - с них просто невозможно было прицельно бомбить противника при густой, низкой облачности, тем более в условиях противодействия финских истребителей и зенитной артиллерии. Из 6000 бомб, сброшенных на финские укрепления, лишь 3 бомбы попали точно в цель. К тому же самолеты ТБ-3 не имели автономной системы прогрева двигателей.

К началу Второй мировой войны великая армада ТБ-3, хотя и существовала, но толку от нее уже практически не было. Она была обречена в будущих сражениях. Самолет успел состариться не только технически, но устарел и морально, перестав быть нужным.

самолет ТБ-3

По иному относились к стратегической авиации США и Великобритания. В конце 30-х - начале 40-х годов армии этих государств приняли на вооружение тяжелые бомбардировщики нового поколения. Они отвечали всем современным требованиям и превосходили ТБ-3 по скорости, высотности, дальности полета, мощности оборонительного оружия. С началом Второй мировой войны и переводом промышленности на военные рельсы началось их массовое производство. "Летающие крепости" сказали свое веское слово.

В СССР тоже был разработан и пошел в производство тяжелый бомбардировщик нового поколения - самолет Пе-8. Это была уникальная машина, летавшая на высотах, не досягаемых для истребителей и огня зениток. По всем характеристикам П-8 был на уровне лучших мировых образцов, но его уже не строили такой массовой серией, как самолет ТБ-3. До начала войны выпустили всего 28 самолетов.

самолет ТБ-3

Немецкие солдаты осматривают самолет ТБ-3, август 1941 г.

Гитлер напал внезапно. Сокрушительным ударом немцы опрокинули, стоявшие у самой границы и не готовые к обороне советские войска. Тяжелые бои и отступление по всему гигантскому фронту от Баренцева моря до Черного - таким было начало войны для Красной Армии. В небе господствовало Люфтваффе (Luftwaffe). В первые месяцы войны те самолеты ТБ-3, что уцелели после ударов немецкой авиации по приграничным аэродромам, использовались не только ночью (в сравнительно безопасное для них время), но даже днем, как фронтовые бомбардировщики. Громадные, тихоходные и слабо вооруженные самолеты ТБ-3 вылетали без сопровождения истребителей и ползли по небу на встречу неизбежной гибели.

Однако, с помощью ТБ-3 советским ВВС удалось провести ряд удачных операций. Неожиданно эффективным оказался полузабытый "цирк Вахмистрова". В начале августа 1941 года звено СПБ (составной пикирующий бомбардировщик) разрушило Черноводский мост в устье Дуная. На несколько месяцев вышла из строя важная переправа и главная нефтяная артерия, питавшая наступающие гитлеровские войска. Всего за годы войны "Звено" нанесло 16 успешных бомбовых ударов по различным стратегическим целям.

Самолет ТБ-3

Самолет ТБ-3 выбрасывает парашютный десант

Самолеты ТБ-3 применялись и в качестве десантных. С октября 1941 по май 1942 года две бригады ТБ-3 участвовали в выброске крупных соединений в тыл противника для поддержки войск, попавших в окружение в районах Вязьмы, Орла и Демянска. Как транспортный самолет ТБ-3 доставлял боеприпасы, продовольствие и медикаменты на различные участки фронта, в блокадный Ленинград и к партизанам. Но и тут самолеты ТБ-3 уже не могли конкурировать с более современными самолетами Ли-2, выпуск которых начался еще с довоенных лет.

Источники:

  • Н.В.Якубович. "Дальний бомбардировщик ДБ-3".
  • В.Котельников. "Незаконнорожденный" бомбардировщик.
  • С.Морозов. Крылатый крейсер империи.
  • М.Морозов. Вошедшие в бессмертие.
  • Г. В.Новожилов и др. Из истории советской авиации: Самолеты ОКБ имени С. В. Ильюшина.
  • К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк. "Самолеты сталинских соколов".


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме