Бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6) - Применение
|
Применение самолетов ТБ-3
В 1934 году существенно обострилась международная обстановка на Дальнем Востоке. Япония, захватив Маньчжурию, сосредоточила свои войска на границе с СССР и провороцировала пограничные конфликты, дело шло к войне. На Дальний Восток срочно перебазировались три бригады бомбардировщиков ТБ-3. Как только об этом стало известно японцам, те сразу притихли, ведь со своих новых баз ТБ-3 могли легко достичь территории Японии и обрушить сотни тонн смертоносного груза на японские города. Япония не располагала достаточными аргументами против ТБ-3, назревающий военный конфликт удалось оттянуть почти на 4 года.
Самолет ТБ-3, с его дальностью и грузоподъемностью понадобился СССР для воплощения еще одной грандиозной идеи - для высадки экспедиции на Северном полюсе. В 1936 году четыре самолета ТБ-3 приспособили для арктических полетов. Самолеты получили собственное название "АвиаАрктика". В мае 1937 года на Северный Полюс вылетела научная экспедиция под руководством Папанина. Полет проходил в труднейших метеорологических условиях, над безлюдной тайгой и арктическими морями. Флагманским самолетом командовал летчик Водопьянов, путь летному отряду прокладывали лучшие полярные штурманы Спирин и Аккуратов. 21 мая 1937 года АвиаАрктика впервые в мире совершили посадку на лед в районе Северного полюса. Они доставили туда научную аппаратуру и другое оборудование, необходимое для жизни на дрейфующей станции. Все авиаторы мира признали перелет к полюсу выдающимся событием.
Вслед за первой полярной четверкой с профессией бомбовоза расставались и другие ТБ-3. С них снимали вооружение, переоборудовали и передавали в гражданский воздушный флот под обозначением Г-2. Такие машины перевозили до четырех тонн груза или до 50 пассажиров. Использовали Г-2 в основном в условиях крайнего севера, с их помощью в этих районах впервые были налажены регулярные рейсы "Аэрофлота".
Самолет ТБ-3 на марке 1939 г. "День Авиации"
Лето 1939 года.
Вторая мировая война уже совершенно неизбежна, но никто не знал когда она начнется. На советских границах не прекращались провокации. В июле-августе 1939 года японские войска вторглись на территорию Монголии. По случаю вторжения японцев группировку усилили - направили в Монголию 150 бомбардировщиков, в том числе 60 самолетов ТБ-3. Несколько недель напряженных боев и в результате стремительного наступления агрессор повержен, но при этом ТБ-3 уже не являются силой, определяющей ход событий. На их долю выпала скромная функция ночных бомбардировщиков. Победу над японцами обеспечили мощная артподготовка, удары фронтовой авиации, основу которой составили бомбардировщики СБ, а главное - массированное применение бронетанковых частей.
В декабре 1939 года началась война с Финляндией. Она была на столько неудачной, что о ней в советские годы старались не вспоминать. Красная Армия натолкнулась на мощную систему обороны, так называемую "Линию Маннергейма". Бомбардировщики ТБ-3 оказались не способными выполнить боевую задачу - с них просто невозможно было прицельно бомбить противника при густой, низкой облачности, тем более в условиях противодействия финских истребителей и зенитной артиллерии. Из 6000 бомб, сброшенных на финские укрепления, лишь 3 бомбы попали точно в цель. К тому же самолеты ТБ-3 не имели автономной системы прогрева двигателей.
К началу Второй мировой войны великая армада ТБ-3, хотя и существовала, но толку от нее уже практически не было. Она была обречена в будущих сражениях. Самолет успел состариться не только технически, но устарел и морально, перестав быть нужным.
По иному относились к стратегической авиации США и Великобритания. В конце 30-х - начале 40-х годов армии этих государств приняли на вооружение тяжелые бомбардировщики нового поколения. Они отвечали всем современным требованиям и превосходили ТБ-3 по скорости, высотности, дальности полета, мощности оборонительного оружия. С началом Второй мировой войны и переводом промышленности на военные рельсы началось их массовое производство. "Летающие крепости" сказали свое веское слово.
В СССР тоже был разработан и пошел в производство тяжелый бомбардировщик нового поколения - самолет Пе-8. Это была уникальная машина, летавшая на высотах, не досягаемых для истребителей и огня зениток. По всем характеристикам П-8 был на уровне лучших мировых образцов, но его уже не строили такой массовой серией, как самолет ТБ-3. До начала войны выпустили всего 28 самолетов.
Немецкие солдаты осматривают самолет ТБ-3, август 1941 г.
Гитлер напал внезапно. Сокрушительным ударом немцы опрокинули, стоявшие у самой границы и не готовые к обороне советские войска. Тяжелые бои и отступление по всему гигантскому фронту от Баренцева моря до Черного - таким было начало войны для Красной Армии. В небе господствовало Люфтваффе (Luftwaffe). В первые месяцы войны те самолеты ТБ-3, что уцелели после ударов немецкой авиации по приграничным аэродромам, использовались не только ночью (в сравнительно безопасное для них время), но даже днем, как фронтовые бомбардировщики. Громадные, тихоходные и слабо вооруженные самолеты ТБ-3 вылетали без сопровождения истребителей и ползли по небу на встречу неизбежной гибели.
Однако, с помощью ТБ-3 советским ВВС удалось провести ряд удачных операций. Неожиданно эффективным оказался полузабытый "цирк Вахмистрова". В начале августа 1941 года звено СПБ (составной пикирующий бомбардировщик) разрушило Черноводский мост в устье Дуная. На несколько месяцев вышла из строя важная переправа и главная нефтяная артерия, питавшая наступающие гитлеровские войска. Всего за годы войны "Звено" нанесло 16 успешных бомбовых ударов по различным стратегическим целям.
Самолет ТБ-3 выбрасывает парашютный десант
Самолеты ТБ-3 применялись и в качестве десантных. С октября 1941 по май 1942 года две бригады ТБ-3 участвовали в выброске крупных соединений в тыл противника для поддержки войск, попавших в окружение в районах Вязьмы, Орла и Демянска. Как транспортный самолет ТБ-3 доставлял боеприпасы, продовольствие и медикаменты на различные участки фронта, в блокадный Ленинград и к партизанам. Но и тут самолеты ТБ-3 уже не могли конкурировать с более современными самолетами Ли-2, выпуск которых начался еще с довоенных лет.
Источники:
- Н.В.Якубович. "Дальний бомбардировщик ДБ-3".
- В.Котельников. "Незаконнорожденный" бомбардировщик.
- С.Морозов. Крылатый крейсер империи.
- М.Морозов. Вошедшие в бессмертие.
- Г. В.Новожилов и др. Из истории советской авиации: Самолеты ОКБ имени С. В. Ильюшина.
- К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк. "Самолеты сталинских соколов".