Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Воздушные операции стратегической авиации
В публикации рассматриваются действия стратегической авиации США и Англии во второй мировой войне, начиная с 1943 года. Прослеживаются и анализируются исторические факты применения бомбардировщиков союзных государств, нанесение бомбовых ударов по объектам фашистской Германии. Однако, автор статьи убежден, что работа англо-американских самолетов не была в должной степени эффективной, что ВВС этих стран не могли все предусмотреть и, что основная роль в победе принадлежит авиации СССР.

Воздушные операции стратегической авиации США и Англии в Западной Европе в 1943-1945 гг.

Летающая крепостьВ годы второй мировой войны командование вооруженных сил США и Англии придавало большое значение стратегическим воздушным бомбардировкам объектов глубокого тыла фашистской Германии и оккупированных ею стран. Однако систематические массированные бомбардировки Германии американо-английской стратегической авиацией приняли широкий размах лишь в последние два года войны. До 1943 года воздушные налеты на города и другие объекты третьего рейха были эпизодическими и проводились в основном силами английского бомбардировочного командования. Однако психологический эффект этих бомбардировок был сравнительно невелик, а ущерб, причиненный ими германской военной промышленности, незначителен. В январе 1943 года на совещании глав правительств США и Англии в Касабланке было принято решение начать совместное воздушное наступление на Германию с привлечением крупных сил стратегической авиации США и Великобритании. Основополагающим документом планирования его явилась директива для бомбардировочной авиации, утвержденная главами государств США и Англии.

Этот документ стал своего рода программой стратегических бомбардировок Германии, цель которых заключалась в том, чтобы "достичь прогрессивно нарастающего разрушения и дезорганизации военной, промышленной и экономической систем Германии, подорвать моральный дух немецкого народа до такой степени, при которой его способность к вооруженному сопротивлению фатально ослабнет".Для выполнения поставленных задач предусматривалось привлечь американскую и английскую стратегическую авиацию, базировавшуюся на территории Великобритании.

К 1943 году на Британских островах дислоцировались два объединения стратегических бомбардировщиков - английское бомбардировочное командование и американская 8-я воздушная армия. Бомбардировочное командование, насчитывавшее к тому времени свыше 500 самолетов, имело уже значительный опыт, главным образом ночных налетов, в которых бомбардировщики действовали без сопровождения истребителей и производили бомбометание по площадям. Командование располагало хорошо развитой сетью аэродромов в центральной части Англии. В состав 8-й воздушной армии США, базировавшейся в юго-восточной части Англии, входили три бомбардировочные дивизии, состоящие из крыльев (крылья делились на группы). Основным способом действий американских бомбардировщиков были дневные налеты, в ходе которых осуществлялось прицельное бомбометание. Как правило, американские бомбардировщики действовали в сопровождении истребителей.

После капитуляции фашистской Италии осенью 1943 года была создана вторая группировка стратегической авиации - 15-я воздушная армия США, которая базировалась в юго-восточной части Апеннинского полуострова (аэродромный узел Фоджа). Таким образом, к концу 1943 года в Западной Европе сложились две группировки стратегических ВВС США и Англии. Одна из них находилась на Британских островах и предназначалась для действий по территории Германии (исключая юго-восточную часть), Северной Франции, Фландрии и в Атлантике. Вторая базировалась в Италии и нацеливалась на объекты Австрии, Венгрии, стран Балканского полуострова, Южной Франций и Юго-Восточной части Германии. В мае 1943 года был разработан план "объединенного бомбардировочного наступления" под кодовым наименованием "Пойнтблэнк", утвержденный объединенным англо-американским комитетом начальников штабов. План предусматривал выбор объектов стратегических бомбардировок и их классификацию, детальное изучение отраслей промышленности, намеченных для нанесения удара, определение необходимой степени их разрушения, установление очередности бомбардировок.

Для бомбардировок были избраны 76 объектов, разделенных по очередности воздействия на шесть групп: верфи и базы подводных лодок, авиационная промышленность, шарикоподшипниковые заводы, предприятия жидкого топлива, заводы синтетической резины и покрышек, средства военного транспорта. Планом определялись действия бомбардировочной авиации до апреля 1944 года. Этот период делился на 4 этапа по 3 месяца каждый. В ходе стратегических бомбардировок очередность намеченных для ударов объектов изменялась в зависимости от требований обстановки. Конкретные цели для английской бомбардировочной авиации определялись штабом бомбардировочного командования, для американской - штабом стратегических ВВС США в Европе. Несмотря на то, что стратегические BBС США и Англии решали общую задачу, каждое из государств ревностно оберегало независимость своей авиации. В результате в ходе всей войны единый союзный орган для непосредственного управления действиями ВВС США и Англии в Европе так и не был создан. Усилия союзников свелись лишь к образованию объединенного комитета по планированию воздушных операций, в обязанности которого входила координация действий американских и английских ВВС, разработка планов объединенных воздушных операций и анализ их выполнения.

В январе 1944 года американцами был создан штаб стратегических ВВС армии США в Европе для координации действий 8-й й 15-й воздушных армий, районы базирования которых отстояли друг от друга белее чем на 1000 км. Командующим этими ВВС был назначен генерал Спаатс. Систематические массированные воздушные налеты англо-американской авиации по плану "Пойнтблэнк" начались с лета 1943 года. При этом тактика действий английской стратегической авиации отличалась от американской и имела свои особенности. Сложность отыскания и поражения целей в ночных условиях вынуждала английское командование выбирать наиболее крупные по размерам объекты и направлять на них почти все силы бомбардировочного командования, участвовавшие в налете. В связи с этим английские стратегические бомбардировщики, как правило, наносили массированный удар по одному большому объекту. При этом максимальная концентрация достигала более 20 самолето-пролетов в минуту, в результате чего авиационные соединения сливались над целью в сплошной поток.

Оперативное построение американской воздушной армии в массированном ударе имело иной характер. Действуя днем, американцы стремились преодолеть противодействие противника с помощью истребителей сопровождения и интенсивного огня бортового оружия бомбардировочной авиации, а затем с больших высот, исключающих поражение зенитной артиллерией, произвести прицельное бомбометание. В качестве исходных расчетных данных для определений привлекаемых сил и их построения брались следующие положений: для разрушения объекта, расположенного в круге радиусом 300 м, считалось необходимым выделять не менее 100 тяжелых бомбардировщиков. Для преодоления противодействия вражеских истребителей - 300, примем две группы по 50 бомбардировщиков в сопровождений истребителей предназначались для отвлекающих действий. Исходя из характера объекта производился расчет сил и определялось построение авиационных соединений в массированном ударе. Соединения и части американских бомбардировщиков летали в сомкнутых боевых порядках. В зависимости от воздушной обстановки и расположения объектов в оперативном построении армии бомбардировочные дивизии либо эшелонировались в глубину, либо расходились по разным маршрутам, растягивая противовоздушную оборону противника.

Опыт бомбардировок Германии английской стратегической авиацией в 1940-1943 гг. свидетельствовал о больших потерях, которые несли бомбардировщики от средств ПВО противника. В связи с этим в июне 1943 года объединенный англо-американский комитет начальников штабов решил сосредоточить основные усилия стратегических ВВС против ПВО и истребительной авиации Германии с целью завоевания превосходства в воздухе. При этом основной упор делался на уничтожение предприятий авиационной промышленности, производящих истребители, и на подавление истребительной авиации ПВО на Западе.

К решению этой задачи, изложенной в директиве от 10 июня 1943 года, по существу и свелось выполнение плана "Пойнтблэнк". Воздушная операция, получившая то же название, с разной интенсивностью продолжалась с июня 1943 до апреля 1944 года.

При этом до ноября 1943 года операцию "Пойнтблэнк" вела в основном 8-я Воздушная армия. За второе полугодие 1943 года она совершила 66 налетов. Наиболее интересным по замыслу и выполнению был одновременный налет на Швейнфурт (центр шарикоподшипниковой Промышленности Германии) и Регенсбург (заводы Мессершмитта) 17 августа 1943 года, который явился началом челночных операций. В этот день 8-я воздушная армия осуществила массированный удар двумя бомбардировочными дивизиями: 3-я бомбардировочная дивизия (146 Б-17) - по объектам в Регенсбурге с последующей посадкой в Северной Африке, а 1-я бомбардировочная дивизия (230 Б-17) - по Швейнфурту с возвращением на свои аэродромы.

Однако массированные удары по германским городам дорого обходились американцам. Так, 14 октября 1943 года при повторном налете 8-й воздушной армии на Швейнфурт из 291 бомбардировщика 62 не вернулись, а 138 получили серьезные повреждения, 138 человек было убито и 40 ранено. После этого воздушные операции без истребительного сопровождения не проводились.

Английское командование при выборе объектов руководствовалось главным образом политическими соображениями и осуществляло программу терроризирующих налетов, имевших целью подавить моральный дух населения Германии. Именно из этих соображений бомбардировочное командование с 24 июля по 3 августа 1943 года провело воздушную операцию по разрушению Гамбурга. В четырех массированных налетах было произведено 2540 самолето-вылетов и сброшено около 9 тыс. т бомб. 8-я воздушная армия дополнила эти налеты двумя ударами (181 самолето-вылет). В результате этих бомбардировок было убито 41800 человек и ранено 37439, а также разрушена значительная часть зданий.

С 19 ноября 1943 года по 25 марта 1944 года бомбардировочное командование проводило воздушную операцию с целью разрушения Берлина ("Битва за Берлин"). Всего было осуществлено 35 массированных налетов (20224 самолето-вылета), из них в 16 крупнейших было сброшено 25 тыс. т бомб. Потери английской авиации в этой операции достигли 1047 сбитых и 1682 поврежденных бомбардировщика. В целом воздушные бомбардировки по операции "Пойнтблэнк" не дали желаемых результатов. Производство истребителей в Германии в 1943 году возросло по сравнению с 1942 годом в 2 раза (соответственно 5515 и 10898 самолетов).

С целью форсирования хода операции была спланирована вспомогательная операция "Аргумент", которая предусматривала осуществление серии координированных налетов на авиационные заводы Германии. Эта воздушная операция была проведена с 20 по 25 февраля 1944 года. 8-я воздушная армия нанесла удары по авиационным заводам в Брауншвейге, Лейпциге и других городах, 15-я - произвела налеты на заводы Мессершмитта в Штейре (Австрия) и Регенсбурге. Бомбардировочное командование английских ВВС провело пять массированных налетов ночью на города Лейпциг, Штутгарт, Штейр и Аугсбург. В операции "Аргумент" американские стратегические бомбардировщики произвели 3800 самолето-вылетов, сбросили около 10 тыс. т бомб и потеряли 226 самолетов. Английские бомбардировщики совершили 2351 самолето-вылет, сбросили более 9 тыс. т бомб и потеряли 157 самолетов. Истребительная авиация противника потеряла 456 самолетов.

Выпуск истребителей в Германии снизился с 1537 в январе до 1028 в феврале 1944 года. Однако в марте 1944 года январский уровень производства истребителей был уже превзойден более чем на 100 самолетов. Операция "Аргумент" отличалась высокой интенсивностью массированных ударов и большой их целеустремленностью. Американские бомбардировщики действовали под прикрытием истребителей, что снизило их потери.

В дальнейшем интенсивность действий авиации из-за сложных метеорологических условий снизилась, а с апреля 1944 года осуществление плана "Пойнтблэнк" было приостановлено ввиду переключения стратегических ВВС на обеспечение операции "Оверлорд". Всего за время операции "Пойнтблэнк" на авиационные заводы было сброшено от 2 до 8 проц. общего тоннажа израсходованных за этот период бомб. Несмотря на бомбардировки, выпуск истребителей в Германии в апреле 1944 года по сравнению с июлем 1943 года возрос с 1109 машин до 2021, или на 173 проц. А ремонт истребителей в первом полугодии 1944 года по сравнению со вторым полугодием 1943 года увеличился на 229 проц.

Таким образом, стратегические ВВС не смогли сорвать работу авиационной промышленности Германии. Массированным налетам на авиационные заводы гитлеровцы противопоставили рассредоточение и маскировку предприятий, унификацию изделий, перевод производственных площадей в подземные сооружения.

К весне 1944 года люфтваффе утратили контроль в воздухе над Германией, но произошло это не из-за нехватки самолетов, а ввиду недостаточного количества опытных летных кадров, большая часть которых была уничтожена на советско-германском фронте, где стратегическое господство в воздухе было завоевано советской авиацией еще летом 1943 года. После высадки и закрепления войск союзников в Северной Франции одной из главных целей стратегических ВВС стали предприятия жидкого топлива. Массированные налеты на объекты производства и хранения горючего начались 12 мая 1944 года и продолжались с различной интенсивностью до конца войны. За это время было сброшено более 200 тыс. т бомб. В этот период стратегические ВВС провели ряд воздушных операций для решения частных задач. Например, 8-я воздушная армия подвергла бомбардировке завод "Лейна" с производственной мощностью 600 тыс. т жидкого топлива в год. В течение мая - декабря 1944 года на этот завод было совершено 22 массированных налета (из них два английской авиацией) и сброшено 18325 т бомб. От причиненного ущерба выпуск продукции в разные периоды сокращался в 2-3 раза. Однако малая интенсивность налетов (один в 10 дней) не обеспечивала полного прекращения работы предприятия.

С осени 1944 года гитлеровцы стали ощущать серьезную нехватку жидкого топлива, однако в этом сыграли роль не столько бомбардировки нефтеперегонных заводов, сколько мощное наступление Советской Армии, в ходе которого фашистская Германия лишилась основных источников нефти в Румынии и Венгрии. Возросший масштаб стратегических бомбардировок Германии привел к рассредоточению промышленности, что увеличило ее зависимость от транспорта. В связи с этим транспорт стал важнейшим объектом бомбардировок. 22-23 февраля 1945 года была проведена специальная воздушная операция "Клэриэн" ("Горн"). Основная цель бомбардировок заключалась в том, чтобы всеми силами ВВС (стратегическими и тактическими) дезорганизовать коммуникации на оставшейся территории Германии и, таким образом, парализовать ее экономику и моральный дух населения. Объектами налетов были железнодорожные узлы, путепроводы, баржи, доки, средства сигнализации, мосты. В дезорганизации транспорта и производства синтетического горючего англо-американская стратегическая авиация добилась наибольших результатов. Но достигнуты они были в конце войны, когда Германия лишилась важнейших экономических районов, а территория, удерживаемая немецко-фашистскими войсками, была небольшой по площади и находилась под контролем не только стратегических, но и тактических ВВС.

Рассматривая результаты совместного американо-английского бомбардировочного наступления, следует отметить, что цель, поставленная американо-английским командованием перед стратегическими ВВС -подорвать способность Германии к сопротивлению - достигнута не была. Это явилось следствием недочетов в определении объектов бомбардировок, отсутствия настойчивости и последовательности в достижении поставленных целей, недооценки союзниками живучести промышленности высокоразвитого в экономическом и техническом отношении государства и переоценки разрушительных возможностей бомбардировочной авиации. В результате военная промышленность Германии вплоть до середины 1944 года продолжала наращивать выпуск военной техники. Военно-экономическая мощь третьего рейха была подорвана не бомбардировками союзников, а боевыми действиями Советской Армии. Следует подчеркнуть, что при выборе объектов для ударов авиации американо-английское командование в первую очередь учитывало не столько военные факторы, сколько интересы монополий своих стран. Стратегические бомбардировщики США и Великобритании почти не действовали по германским заводам, построенным на средства американских и английских монополистов. В то же время они подвергали варварским ударам жилые кварталы крупных городов. Опыт массированных воздушных бомбардировок Германии американо-английскими стратегическими ВВС позволяет выделить некоторые характерные черты их боевого применения. Воздушная операция представляла собой совокупность объединенных общим замыслом массированных ударов одного или нескольких авиационных объединений на крупный объект или систему целей.

В течение воздушной операции на крупный объект совершалось 16 и более массированных налетов, причем в каждом сбрасывалось от нескольких десятков до 2 тыс. т бомб. Общий тоннаж сброшенных за операцию на объект бомб достигал от 5 до 25 тыс. т. Промежутки между массированными налетами определялись готовностью бомбардировочного объединения к повторному удару, а также временем, затрачиваемым противником на ликвидацию последствий. Наиболее крупные воздушные операций ("Пойнтблэнк") проводились по решению правительств двух государств и объединенного органа стратегического руководства. Задачей таких операций было достижение стратегических целей, для чего требовалось подвергнуть воздействию большое количество крупных объектов. В подобных операциях принимали участие все стратегические ВВС союзников на данном театре и частично другие виды авиации, а сроки операции растягивались до 9-10 месяцев. Проводились операции ограниченных масштабов ("Аргумент", "Клэриэн"), которые были составными частями стратегической воздушной операций.

В послевоенной западной историографии существует тенденция всячески преувеличивать значение массированных бомбардировок Германии стратегической авиацией США и Англии. Однако, как было показано выше, эти бомбардировки, сыгравшие определенную роль в дезорганизации работы тыла и транспорта фашистской Германии, в разрушении городов, не стали решающим фактором поражения гитлеровской империи. Судьба третьего рейха была решена не воздушными операциями союзников, а сокрушительными ударами Советской Армии на советско-германском фронте.

Доцент, кандидат исторических наук полковник Е. BEРАКСА,
"Военно-Исторический Журнал", 1976 год.

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме