В 30-ые годы 20 века самым массовым ближним разведчиком ВВС Красной Армии по-прежнему оставался биплан Р-5, созданный еще в 1928 году под руководствам Н.Н. Поликарпова. На то время это был весьма неординарный самолет с революционными конструкторскими решениями и комплексом летных характеристик. Однако, прошло не более десяти лет и всем авиационным специалистам стало ясно, что этот самолет морально устарел. Создававшиеся для его замены скоростной самолет-разведчик Р-10 и в ЦКБ бригадой С.А.Кочеригина самолет CP (Р-9) также уже не удовлетворяли все увеличивающимся требованиям к машинам подобного класса. А ведь многоцелевые самолеты-разведчики составляли в те годы основу парка советских ВВС.
Вскоре к разработке нового-многоцелевого одномоторного самолета приступит несколько конструкторских коллективов, и среди них бригада № 3 Конструкторского отдела сектора опытного строительства (КОСОС) ЦАРИ, возглавлявшаяся П.О.Сухим. Именно ей было суждено построить самолет, который наиболее полно соответствовал предъявленным требованиям, успешно прошел все испытания и строился затем большой серией. Первым самостоятельным заданием для бригады Павла Осиповича стало проектирование и постройка в 1934 году истребителя И-14. Но гораздо более важной вехой в творческом развитии Сухого и в становлении коллектива его единомышленников оказался самолет Су-2.
Предварительное проектирование
15 июля 1936 года нарком тяжелой промышленности Г.К.Орджоникидзе направил на утверждение председателю СП К СССР и Совета труда и обороны В.М.Молотову план опытного строительства самолетов на 1936-1937 годы, в котором указывалось, "что войскового самолета, имеющего малую посадочную скорость, хороший обзор, удобную и просторную для работы наблюдателя кабину, со скоростью 350-400 км/ч на сегодняшний день нет, несмотря на то, что такой разведчик должен быть наиболее распространен в ВВС". Между тем, несколько раньше был объявлен конкурс на разработку многоцелевого самолета "Иванов" (с ударением на "а").
В конкурсе приняли участие ЦАГИ (главный конструктор А.Н.Туполев), ЦКБ (главный конструктор И.Н.Поликарпов),ХАИ (главный конструктор И.Г.Неман), а также Д.П.Григорович, С.А.Кочеригин и С.В.Ильюшын. Все конструкторы разрабатывали эскизные проекты под двигатель А.А.Микулина М-34 и предусматривали применение машин в трех назначениях (штурмовик, легкий бомбардировщик и разведчик), однако между проектами существовали и несомненные отличия.
Обсудив все проекты, комиссия, возглавляемая наркомом авиапромышленности М.М.Кагановичем, пришла к выводу, что они "по своим геометрическим размерам, весовым и летно-тактическим данным очень мало разнятся друг от друга и технически укладываются в очень узкие пределы". Главное управление авиапромышленности (ГУАП) считало целесообразным построить машину в трех вариантах: дюралевой, на базе американских конструкций и технологий, деревянной и смешанной конструкции. По каждому из вариантов были назначены главные конструкторы: Сухой (завод опытных конструкций ГУАП), Неман (завод № 135) и Поликарпов (завод № 21) соответственно. Предложение Кагановича получило одобрение руководства страны, и 27 декабря 1936 года вышло Постановление Совета труда и обороны о постройке скоростного дальнего штурмовика-разведчика по схеме низкоплана. Определялись основные требования к самолету, который следовало передать на испытания в августе 1937 года:
Планируемые тактико-технические характеристики.
|
Максимальная скорость, км/ч 420-430 на высоте 4000- 5000 м; Максимальная скорость у земли, км/ч; 350-400 Посадочная скорость, км/ч 90-95.
Практический потолок, м 9000-10000.
Нормальная крейсерская дальность, км 2000; С перегрузкой, км 4000.
Вооружение. 3-5 пулеметов и 200-500 кг бомб (в зависимости от варианта).
|
Макет самолета Су-2
С мая по август 1936 года П.О.Сухой как член комиссии по закупке самолетов посетил Нью-Йорк, Балтимор, Лос-Анджелес, Сан-Франциско. В результате поездки удалось не только купить несколько машин разного типа, но и ознакомиться с работой крупнейших авиационных заводов США, увидеть передовую технологию металлического самолетостроения. Несомненно, Сухой решил использовать передовой американский опыт в своем проекте. Продолжив работу но теме "Иванов", были использованы в конструкции и производстве новейшие материалы и технологические процессы. В каркасе машины применили в качестве основных элементов прессованные дюралевые профили открытого типа, недавно освоенные нашей промышленностью, и высокопрочные алюминиевые сплавы при изготовлении легален-методом горячей или холодной штамповки и литьем. Кроме того, были освоены кислородно-водородная сварка и обработка твердых сплавов (до 180 кг/см), а также внедрен гибкий текстолит.
Макет самолета Су-2
Удачным было и решение Сухого сразу строить самолет с двойным управлением. При подготовке летного состава отпадала необходимость в специальных учебных машинах, а в боевых условиях, при необходимости, штурман всегда мог подменить летчика. Отказались от мотора жидкостного охлаждения М-34 в пользу опытного двигателя воздушного охлаждения М-62 - "русифицированного" "Райта", созданного под руководством Л Д. Швецова. Работа над машиной, имевшей номер 51 шла, и 25 августа 1937 года шеф-пилот М.М.Громов поднял в воздух первый экземпляр машины, получившей еще одно наименование - СЗ-1 "Сталинское задание". В самом начале заводских испытаний 8 сентября 1937 года, летчик М.Ю.Алексеев произвел посадку с убранным шасси, в результате чего оказались повреждены винт, капот, задний лонжерон центроплана. Пока СЗ-1 проходил испытания, военные разработали возможные варианты боевого применения машины. Всего их насчитывалось четыре.
Назначением штурмовика дальнего действия являлось уничтожение резервов и центров формирований противника, разрушение аэродромов и авиабаз, нарушение перевозок в тылу противника. Сходные задачи получил бомбардировщик дальнего действия, но с увеличением рабочей высоты от 5000 м до практического потолка. Кроме того, от него потребовали действовать в любых метеоусловиях, днем и ночью. Экипаж скоростного разведчика должен был вести разведку как визуально, так и с фотографированием, преимущественно в одиночку. И наконец-то, острой задачей самолета сопровожденияявлялось эскортирование бомбардировщиков типа ДБ-3 и СБ на полный радиус действия. Планировалось, что наступательное вооружение в некоторых вариантах составят две пушки ШВАК-20 и два пулемета ШКАС (стандартное вооружение-4 ШКАС), а вес бомбовой нагрузки в перегрузочном варианте достигнет 800 кг. Оборонительное вооружение состояло из двух пулеметов ШКАС в верхней установке СУ и нижней турели МВ-2.
В декабре 1937 года построили второй опытный экземпляр, "Дублер" (или СЗ-2) с таким же мотором М-62. В отличие от первого экземпляра бомбовую нагрузку машины ограничили 200 ...400 кг. В процессе испытаний военные изменили основное назначение машины, частично отказавшись от использования консольных баков и превратив ее в ближний разведчик (штурмовик). В январе 1938 года СЗ-2 передали в Евпаторию на совместные испытания завода и НИИ ВВС. Их вели военинженер 2-го ранга К.А.Калилец и летчик майор Ю.А.Макаров, 52 раза поднимавший машину в воздух. Государственные испытания прошли там же с 21 февраля по 26 марта 1938 года.
Самолет облетывали в двух вариантах, разведчика с полетным весом 3654 кг и штурмовика (3937 кг), как на колесах, так и на лыжах. Успешно прошедший государственные испытания самолет Сухого оказался победителем конкурса.