|
Бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6) - Модификации
|
Тяжёлый бомбардировщик Туполева ТБ-3 также известен, как самолет АНТ-6. Применялся до (например, на Халхин-Голе - в качестве ночного бомбардировщика) и во время второй мировой войны.
Подробнее о модификациях самолета ТБ-3
АНТ-6 - опытный экземпляр - 1930 г. - с двигателями "Кертис-Конкверор" (600 л.с.). После проведенных в феврале 1931 года испытаний, были установлены двигатели БМВ-VI (730 л.с.) с увеличенными радиаторами, как на самолете Р-6. Вместо роговой компенсации элеронов была введена щелевая; увеличена площадь горизонтального оперения; импортные колеса, оказавшиеся слабыми, заменили на отечественные, расположенные в тандемных тележках; под каждой консолью крыла подвесили стрелковую башню; установили стрелковое вооружение, смонтировали бомбодержатели балочного типа; произвели изменения в радио- и электрооборудовании.
ТБ-3 4М-17 - тяжёлый бомбардировщик в полёте. СССР, 30-е годы.
ТБ-3 - 4М-17Ф серийный. Подготовка производства началась во второй половине 1931 года на двух заводах. На первой серийной машине выявилось значительное увеличение взлетной массы. В результате проведенных мероприятий планер удалось облегчить более чем на 800 кг.
Бомбардировщики ТБ-3
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения
|
ТБ-3 - 4М-34. Конструкция планера оставлена без изменений. Установлены сотовые радиаторы в капотах новой формы, при этом значительно смещены назад - под крыло. После выпуска в феврале 1933 г. нескольких десятков машин производство было приостановлено. Несмотря на значительное увеличение мощности (до 830 л.с.), скорость неожиданно снизилась.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ СЕМЕЙСТВА ТБ-3
|
Опытный
|
Тип моторов |
Кэртис V-1550
|
Размах, м |
40,5
|
Длина, м |
24,2
|
Вес, кг |
|
пустого |
9735
|
взлетный |
16042
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
232
|
на высоте |
208
|
Набор высоты, мин |
|
1000 м |
5,02
|
3000 м |
19,92
|
5000 м |
—
|
Практический потолок, м |
4700
|
Разбег, м |
230
|
Пробег, м |
150
|
Дальность максимальная, км |
—
|
|
Опытный 1932 г.
|
Тип моторов |
BMW VI
|
Размах, м |
40,5
|
Длина, м |
24,2
|
Вес, кг |
|
пустого |
10080
|
взлетный |
16387
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
213
|
на высоте |
—
|
Набор высоты, мин |
|
1000 м |
6,23
|
3000 м |
22,78
|
5000 м |
—
|
Практический потолок, м |
4660
|
Разбег, м |
220
|
Пробег, м |
170
|
Дальность максимальная, км |
—
|
|
ТУ на серию
|
Тип моторов |
М-17
|
Размах, м |
—
|
Длина, м |
—
|
Вес, кг |
|
пустого |
11179
|
взлетный |
17200
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
180
|
на высоте |
—
|
Набор высоты, мин |
|
1000 м |
—
|
3000 м |
—
|
5000 м |
—
|
Практический потолок, м |
3600
|
Разбег, м |
—
|
Пробег, м |
—
|
Дальность максимальная, км |
—
|
|
Эталон 1933 г. № 22311
|
Тип моторов |
М-17
|
Размах, м |
40,5
|
Длина, м |
24,2
|
Вес, кг |
|
пустого |
10817
|
взлетный |
17200
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
179
|
на высоте |
—
|
Набор высоты, мин |
|
1000 м |
—
|
3000 м |
43,4
|
5000 м |
—
|
Практический потолок, м |
3800
|
Разбег, м |
—
|
Пробег, м |
—
|
Дальность максимальная, км |
1350
|
|
Серийный № 3901
|
Тип моторов |
М-17
|
Размах, м |
40,5
|
Длина, м |
24,2
|
Вес, кг |
|
пустого |
11207
|
взлетный |
17200
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
184,5
|
на высоте |
—
|
Набор высоты, мин |
|
1000 м |
—
|
3000 м |
—
|
5000 м |
—
|
Практический потолок, м |
3800
|
Разбег, м |
—
|
Пробег, м |
—
|
Дальность максимальная, км |
—
|
|
Облегченный № 22243
|
Тип моторов |
М-17
|
Размах, м |
41,85
|
Длина, м |
24,2
|
Вес, кг |
|
пустого |
11315
|
взлетный |
19500
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
—
|
на высоте |
—
|
Набор высоты, мин |
|
1000 м |
—
|
3000 м |
—
|
5000 м |
—
|
Практический потолок, м |
—
|
Разбег, м |
—
|
Пробег, м |
—
|
Дальность максимальная, км |
3120
|
|
Г 2
|
Тип моторов |
М-17Ф
|
Размах, м |
40,5
|
Длина, м |
24,2
|
Вес, кг |
|
пустого |
11179
|
взлетный |
17 000
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
198
|
на высоте |
—
|
Набор высоты, мин |
|
1000 м |
—
|
3000 м |
—
|
5000 м |
—
|
Практический потолок, м |
—
|
Разбег, м |
—
|
Пробег, м |
—
|
Дальность максимальная, км |
—
|
|
Серийный
|
Тип моторов |
М-34
|
Размах, м |
40,5
|
Длина, м |
24,2
|
Вес, кг |
|
пустого |
11900
|
взлетный |
18100
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
207,5
|
на высоте |
185
|
Набор высоты, мин |
|
1000 м |
7,0
|
3000 м |
32,8
|
5000 м |
—
|
Практический потолок, м |
3900
|
Разбег, м |
300
|
Пробег, м |
—
|
Дальность максимальная, км |
—
|
|
Эталон 1934 г. № 22451
|
Тип моторов |
М-34Р
|
Размах, м |
39,76
|
Длина, м |
25,1
|
Вес, кг |
|
пустого |
12000
|
взлетный |
17600
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
242,5
|
на высоте |
226,6
|
Набор высоты, мин |
|
1000 м |
3,7
|
3000 м |
14,7
|
5000 м |
51,7
|
Практический потолок, м |
5100
|
Разбег, м |
300
|
Пробег, м |
270
|
Дальность максимальная, км |
2080
|
|
Серийный № 22550
|
Тип моторов |
М-34Р
|
Размах, м |
39,76
|
Длина, м |
25,1
|
Вес, кг |
|
пустого |
12040
|
взлетный |
17650
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
242
|
на высоте |
227
|
Набор высоты, мин |
|
1000 м |
—
|
3000 м |
14,9
|
5000 м |
47,0
|
Практический потолок, м |
5120
|
Разбег, м |
—
|
Пробег, м |
—
|
Дальность максимальная, км |
—
|
|
АНТ-6А Арктика
|
Тип моторов |
М-34РН
|
Размах, м |
41,8
|
Длина, м |
25,18
|
Вес, кг |
|
пустого |
12500
|
взлетный |
24050
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
240
|
на высоте |
275
|
Набор высоты, мин |
|
1000 м |
—
|
3000 м |
—
|
5000 м |
—
|
Практический потолок, м |
—
|
Разбег, м |
—
|
Пробег, м |
—
|
Дальность максимальная, км |
—
|
|
Опытный
|
Тип моторов |
М-34РН
|
Размах, м |
40,5
|
Длина, м |
25,18
|
Вес, кг |
|
пустого |
—
|
взлетный |
18090
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
219
|
на высоте |
280
|
Набор высоты, мин |
|
1000 м |
5,4
|
3000 м |
15,2
|
5000 м |
25,2
|
Практический потолок, м |
6800
|
Разбег, м |
—
|
Пробег, м |
—
|
Дальность максимальная, км |
—
|
|
Опытный № 22682
|
Тип моторов |
М-34РН с ТК
|
Размах, м |
41,8
|
Длина, м |
25,18
|
Вес, кг |
|
пустого |
12585
|
взлетный |
19100
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
220
|
на высоте |
284
|
Набор высоты, мин |
|
1000 м |
—
|
3000 м |
15,5
|
5000 м |
26,5
|
Практический потолок, м |
8900
|
Разбег, м |
345
|
Пробег, м |
280
|
Дальность максимальная, км |
—
|
|
Серийный № 22570
|
Тип моторов |
М-34РН
|
Размах, м |
41,8
|
Длина, м |
25,18
|
Вес, кг |
|
пустого |
12585
|
взлетный |
19100
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
220,5
|
на высоте |
271
|
Набор высоты, мин |
|
1000 м |
5,4
|
3000 м |
14,4
|
5000 м |
25,2
|
Практический потолок, м |
6960
|
Разбег, м |
390
|
Пробег, м |
—
|
Дальность максимальная, км |
—
|
|
Опытный ТБ-ЗД
|
Тип моторов |
АН-1А
|
Размах, м |
41,8
|
Длина, м |
25,18
|
Вес, кг |
|
пустого |
13566
|
взлетный |
—
|
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
247
|
на высоте |
—
|
Набор высоты, мин |
|
1000 м |
—
|
3000 м |
9,5
|
5000 м |
20,7
|
Практический потолок, м |
—
|
Разбег, м |
260
|
Пробег, м |
—
|
Дальность максимальная, км |
—
|
ТБ-3 - 4М-34Р. Установка редукторного двигателя с новыми винтами диаметром 4,4 м позволила улучшить летные данные самолета. Были также проведены некоторые конструктивные изменения: вместо резиновой амортизации шасси применена масляно-воздушная, задние колеса в тележках сделаны тормозными, костыль заменен хвостовым колесом. В хвосте установлена турель, для чего руль направления был поднят, а его нижняя часть и рули высоты с внутренних концов обрезаны для увеличения сектора обстрела из кормового пулемета. Ряд мероприятий по улучшению аэродинамических свойств включал установку зализов в местах сопряжения фюзеляжа с крылом и оперением, новых капотов двигателей с крылом, обтекателей на колесные тележки и пр. В 1934 г. был принят как эталон, строился большой серией.
АНТ-6 - 4М-34РД. В 1933-1934 гг. специально для демонстрационных заграничных полетов в Варшаву, Париж и Рим было выпущено девять самолетов без турелей, с улучшенной аэродинамикой и отделкой. В каждом полете приняли участие по три машины.
ТБ-3 - 4М-34РН. В 1935 г. на двигатели были установлены нагнетатели, это позволило увеличить их высотность и потолок самолета. Средние моторы оснащались четырех лопастными деревянными винтами, новые турели Тур-8 с пулеметами ШКАС. Была добавлена люковая турельная установка (вниз-назад). Одновременно отказались от подкрыльевых стрелковых башен, тележки шасси заменили на двухметровые колеса, были применены новые бомбовые прицелы, держатели и сбрасыватели.
Самолеты ТБ-3
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения
|
ТБ-3 - 4М-34ФРН. Самолеты последней серийной модификации, выпускались в 1936-1937 гг. В консолях крыла установлены два дополнительных бензобака, произведены изменения в органах управления. Форсированные двигатели (900 л.с.) и улучшенные аэродинамические характеристики (за счет экранирования передней турели, изменения формы носовой части фюзеляжа и зализов крыла, уменьшения размера радиаторов) позволили несколько повысить летные данные. Самолет развивал скорость более 300 км/ч.
АНТ-6 - 4М-34Р "Авиаарктика". В 1937 г. было подготовлено пять самолетов ТБ-3 для полетов в Арктике. Вооружение сняли, переделали нос фюзеляжа. Были установлены: закрытая кабина летчиков, трехлопастные металлические винты изменяемого в полете шага, новое двухколесное шасси и хвостовое ориентирующееся колесо, предусматривалась установка лыжного шасси. Самолеты окрашивались в красный цвет.
Г-2 с двигателями М-17ф и М-34РН. В конце 30-х годов часть снимаемых с вооружения ТБ-3 передавалась для дальнейшего использования в ГВФ, где они эксплуатировались в качестве транспортно-грузовых и пассажирских самолетов под индексом Г-2. С машин снималось все вооружение и спецоборудование. На гражданском варианте заделывались крышками вырезы для турелей и носовое остекление, для перевозки крупногабаритных грузов в фюзеляже оборудовался вместительный отсек. Самолеты проходили типовые испытания, ремонтировались и эксплуатировались до полного износа. В распоряжении Аэрофлота было около 50 самолетов.
ТБ-3 "задраенный". В 1933 г. исследовался вопрос улучшения общей аэродинамики самолета. На серийном ТБ-3 4М-17 сняты бомбодержатели, стрелковые башни, турели, заделаны все отверстия, поставлены обтекатели на шасси и сделана полотняная обшивка по гофру планера. Улучшение летных данных было незначительным.
ТБ-3 "летающая батарея". В1934 г. в КБ П.И. Гроховского проводились уникальные работы по изучению возможности стрельбы с самолета из сухопутного орудия. На ТБ-3 установили снятую со штатного колесного лафета 76-мм полковую пушку образца 1927 г. После удачного эксперимента Гроховский предложил вооружить бомбардировщик уже тремя пушками. В обрезанной носовой части ТБ-3 4М-17Ф установили 76-мм зенитное орудие образца 1931 г., две полковые пушки разместили в консолях крыла, за крайними моторами, вне диска винта. Заряжение всех орудий производилось вручную, команда на выстрел - по световой сигнализации. "Летающая батарея" предназначалась для уничтожения бомбардировщиков, следовавших в плотных боевых порядках. Для повышения вероятности поражения разрабатывался специальный мощный шрапнельный снаряд. В 1935 г. проводились испытания. Работы над самолетом были прекращены, поскольку появились скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды.
ТБ-3Д (дизельный). Испытывался в 1935 г. с дизельными двигателями АН-1 (750 л.с.). Дальность повысилась до 4280 км, но остальные летные данные ухудшились.
ТБ-3 ЛЛ ("летающая лаборатория"). В 1936 г. для испытания систем химического вооружения переоборудовали один серийный самолет с моторами М-34РН. Он мог доставить 4 т иприта на расстояние 600-800 км.
Звено СПБ - составной пикирующий бомбардировщик
Самолет ТБ-3 использовался в экзотических экспериментах по созданию, так называемого самолета-звена, задуманного инженером Вахмистровым. Цель проекта - увеличить радиус действия истребителей сопровождения, которые должны были прикрывать группу бомбардировщиков от самолетов противников. Сначала на ТБ-3 перед взлетом устанавливали четыре истребителя И-4 или И-5, а еще один присоединялся к звену уже в полете. Летчики метко прозвали эти эксперименты "цирком Вахмистрова". Позднее аттракцион выполнялся с двумя И-16, которые подвешивались под крыльями ТБ-3.
Летающее чудо именовалось звено СПБ - составной пикирующий бомбардировщик. Маневренные и быстрые истребители И-16 по замыслу Вахмистрова должны были не только прикрывать свой носитель, но и успешно подавлять ПВО противника, а также прицельно бомбить точечные цели, для этого каждый И-16 нес по две бомбы 250 кг. Общая полетная масс СПБ достигала 22 тонн, а максимальная скорость - 260 км/ч. Проект "Звено" курировал заместитель наркома обороны маршал Тухачевский. Он считал идею Вахмистрова перспективной для развития стратегической авиации, однако, в 1937 году Тухачевского вместе с группой высших воинских начальников обвинили в заговоре и расстреляли. После этого финансирование проекта резко сократилось, работы по дальнейшему развитию системы были прекращены.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|