FeedBurner

Новости сайта pro-samolet.ru

Онлайн симулятор Клиентская онлайн-игра, которая перенесет вас во времена Второй мировой войны.
Бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6) - Модификации
Тяжёлый бомбардировщик Туполева ТБ-3 также известен, как самолет АНТ-6. Применялся до (например, на Халхин-Голе - в качестве ночного бомбардировщика) и во время второй мировой войны.
Содержание
Бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6)
Модификации
Тех.описание
Применение

Подробнее о модификациях самолета ТБ-3

АНТ-6 - опытный экземпляр - 1930 г. - с двигателями "Кертис-Конкверор" (600 л.с.).
После проведенных в феврале 1931 года испытаний, были установлены двигатели БМВ-VI (730 л.с.) с увеличенными радиаторами, как на самолете Р-6. Вместо роговой компенсации элеронов была введена щелевая; увеличена площадь горизонтального оперения; импортные колеса, оказавшиеся слабыми, заменили на отечественные, расположенные в тандемных тележках; под каждой консолью крыла подвесили стрелковую башню; установили стрелковое вооружение, смонтировали бомбодержатели балочного типа; произвели изменения в радио- и электрооборудовании.

Самолет

ТБ-3 4М-17 - тяжёлый бомбардировщик в полёте. СССР, 30-е годы.

ТБ-3 - 4М-17Ф серийный.
Подготовка производства началась во второй половине 1931 года на двух заводах. На первой серийной машине выявилось значительное увеличение взлетной массы. В результате проведенных мероприятий планер удалось облегчить более чем на 800 кг.

Бомбардировщики ТБ-3
Бомбардировщики ТБ-3
Самолеты ТБ-3
Нажмите на изображение для увеличения

ТБ-3 - 4М-34.
Конструкция планера оставлена без изменений. Установлены сотовые радиаторы в капотах новой формы, при этом значительно смещены назад - под крыло. После выпуска в феврале 1933 г. нескольких десятков машин производство было приостановлено. Несмотря на значительное увеличение мощности (до 830 л.с.), скорость неожиданно снизилась.

 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ СЕМЕЙСТВА ТБ-3

Опытный

 
Опытный
Тип
моторов
Кэртис V-1550
Размах, м
40,5
Длина, м
24,2
Вес, кг
 
пустого
9735
взлетный
16042
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
232
на высоте
208
Набор высоты, мин
 
1000 м
5,02
3000 м
19,92
5000 м
Практический
потолок, м
4700
Разбег, м
230
Пробег, м
150
Дальность
максимальная, км

1932 г.

 
Опытный
1932 г.
Тип
моторов
BMW VI
Размах, м
40,5
Длина, м
24,2
Вес, кг
 
пустого
10080
взлетный
16387
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
213
на высоте
Набор высоты, мин
 
1000 м
6,23
3000 м
22,78
5000 м
Практический
потолок, м
4660
Разбег, м
220
Пробег, м
170
Дальность
максимальная, км

ТУ

 
ТУ
на серию
Тип
моторов
М-17
Размах, м
Длина, м
Вес, кг
 
пустого
11179
взлетный
17200
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
180
на высоте
Набор высоты, мин
 
1000 м
3000 м
5000 м
Практический
потолок, м
3600
Разбег, м
Пробег, м
Дальность
максимальная, км

№ 22311

 
Эталон 1933 г.
№ 22311
Тип
моторов
М-17
Размах, м
40,5
Длина, м
24,2
Вес, кг
 
пустого
10817
взлетный
17200
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
179
на высоте
Набор высоты, мин
 
1000 м
3000 м
43,4
5000 м
Практический
потолок, м
3800
Разбег, м
Пробег, м
Дальность
максимальная, км
1350

№ 3901

 
Серийный
№ 3901
Тип
моторов
М-17
Размах, м
40,5
Длина, м
24,2
Вес, кг
 
пустого
11207
взлетный
17200
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
184,5
на высоте
Набор высоты, мин
 
1000 м
3000 м
5000 м
Практический
потолок, м
3800
Разбег, м
Пробег, м
Дальность
максимальная, км

№ 22243

 
Облегченный
№ 22243
Тип
моторов
М-17
Размах, м
41,85
Длина, м
24,2
Вес, кг
 
пустого
11315
взлетный
19500
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
на высоте
Набор высоты, мин
 
1000 м
3000 м
5000 м
Практический
потолок, м
Разбег, м
Пробег, м
Дальность
максимальная, км
3120

Г 2

 
Г 2
Тип
моторов
М-17Ф
Размах, м
40,5
Длина, м
24,2
Вес, кг
 
пустого
11179
взлетный
17 000
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
198
на высоте
Набор высоты, мин
 
1000 м
3000 м
5000 м
Практический
потолок, м
Разбег, м
Пробег, м
Дальность
максимальная, км

Серийный

 
Серийный
Тип
моторов
М-34
Размах, м
40,5
Длина, м
24,2
Вес, кг
 
пустого
11900
взлетный
18100
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
207,5
на высоте
185
Набор высоты, мин
 
1000 м
7,0
3000 м
32,8
5000 м
Практический
потолок, м
3900
Разбег, м
300
Пробег, м
Дальность
максимальная, км

 

Эталон 1934

 
Эталон 1934 г.
№ 22451
Тип
моторов
М-34Р
Размах, м
39,76
Длина, м
25,1
Вес, кг
 
пустого
12000
взлетный
17600
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
242,5
на высоте
226,6
Набор высоты, мин
 
1000 м
3,7
3000 м
14,7
5000 м
51,7
Практический
потолок, м
5100
Разбег, м
300
Пробег, м
270
Дальность
максимальная, км
2080

22550

 
Серийный
№ 22550
Тип
моторов
М-34Р
Размах, м
39,76
Длина, м
25,1
Вес, кг
 
пустого
12040
взлетный
17650
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
242
на высоте
227
Набор высоты, мин
 
1000 м
3000 м
14,9
5000 м
47,0
Практический
потолок, м
5120
Разбег, м
Пробег, м
Дальность
максимальная, км

АНТ6А

 
АНТ-6А
Арктика
Тип
моторов
М-34РН
Размах, м
41,8
Длина, м
25,18
Вес, кг
 
пустого
12500
взлетный
24050
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
240
на высоте
275
Набор высоты, мин
 
1000 м
3000 м
5000 м
Практический
потолок, м
Разбег, м
Пробег, м
Дальность
максимальная, км

 

Опытный

 
Опытный
Тип
моторов
М-34РН
Размах, м
40,5
Длина, м
25,18
Вес, кг
 
пустого
взлетный
18090
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
219
на высоте
280
Набор высоты, мин
 
1000 м
5,4
3000 м
15,2
5000 м
25,2
Практический
потолок, м
6800
Разбег, м
Пробег, м
Дальность
максимальная, км

22682

 
Опытный
№ 22682
Тип
моторов
М-34РН с ТК
Размах, м
41,8
Длина, м
25,18
Вес, кг
 
пустого
12585
взлетный
19100
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
220
на высоте
284
Набор высоты, мин
 
1000 м
3000 м
15,5
5000 м
26,5
Практический
потолок, м
8900
Разбег, м
345
Пробег, м
280
Дальность
максимальная, км

22570

 
Серийный
№ 22570
Тип
моторов
М-34РН
Размах, м
41,8
Длина, м
25,18
Вес, кг
 
пустого
12585
взлетный
19100
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
220,5
на высоте
271
Набор высоты, мин
 
1000 м
5,4
3000 м
14,4
5000 м
25,2
Практический
потолок, м
6960
Разбег, м
390
Пробег, м
Дальность
максимальная, км

ТБ ЗД

 
Опытный
ТБ-ЗД
Тип
моторов
АН-1А
Размах, м
41,8
Длина, м
25,18
Вес, кг
 
пустого
13566
взлетный
Максимальная
скорость, км/ч
 
у земли
247
на высоте
Набор высоты, мин
 
1000 м
3000 м
9,5
5000 м
20,7
Практический
потолок, м
Разбег, м
260
Пробег, м
Дальность
максимальная, км

 

ТБ-3 - 4М-34Р.
  Установка редукторного двигателя с новыми винтами диаметром 4,4 м позволила улучшить летные данные самолета. Были также проведены некоторые конструктивные изменения: вместо резиновой амортизации шасси применена масляно-воздушная, задние колеса в тележках сделаны тормозными, костыль заменен хвостовым колесом. В хвосте установлена турель, для чего руль направления был поднят, а его нижняя часть и рули высоты с внутренних концов обрезаны для увеличения сектора обстрела из кормового пулемета. Ряд мероприятий по улучшению аэродинамических свойств включал установку зализов в местах сопряжения фюзеляжа с крылом и оперением, новых капотов двигателей с крылом, обтекателей на колесные тележки и пр. В 1934 г. был принят как эталон, строился большой серией.

АНТ-6 - 4М-34РД.
В 1933-1934 гг. специально для демонстрационных заграничных полетов в Варшаву, Париж и Рим было выпущено девять самолетов без турелей, с улучшенной аэродинамикой и отделкой. В каждом полете приняли участие по три машины.

ТБ-3 - 4М-34РН.
  В 1935 г. на двигатели были установлены нагнетатели, это позволило увеличить их высотность и потолок самолета. Средние моторы оснащались четырех лопастными деревянными винтами, новые турели Тур-8 с пулеметами ШКАС. Была добавлена люковая турельная установка (вниз-назад). Одновременно отказались от подкрыльевых стрелковых башен, тележки шасси заменили на двухметровые колеса, были применены новые бомбовые прицелы, держатели и сбрасыватели.

Самолеты ТБ-3
Бомбардировщики ТБ-3
Самолеты ТБ-3
Нажмите на изображение для увеличения

ТБ-3 - 4М-34ФРН.
  Самолеты последней серийной модификации, выпускались в 1936-1937 гг. В консолях крыла установлены два дополнительных бензобака, произведены изменения в органах управления. Форсированные двигатели (900 л.с.) и улучшенные аэродинамические характеристики (за счет экранирования передней турели, изменения формы носовой части фюзеляжа и зализов крыла, уменьшения размера радиаторов) позволили несколько повысить летные данные. Самолет развивал скорость более 300 км/ч.

АНТ-6 - 4М-34Р "Авиаарктика".
В 1937 г. было подготовлено пять самолетов ТБ-3 для полетов в Арктике. Вооружение сняли, переделали нос фюзеляжа. Были установлены: закрытая кабина летчиков, трехлопастные металлические винты изменяемого в полете шага, новое двухколесное шасси и хвостовое ориентирующееся колесо, предусматривалась установка лыжного шасси. Самолеты окрашивались в красный цвет.

Г-2 с двигателями М-17ф и М-34РН.
В конце 30-х годов часть снимаемых с вооружения ТБ-3 передавалась для дальнейшего использования в ГВФ, где они эксплуатировались в качестве транспортно-грузовых и пассажирских самолетов под индексом Г-2. С машин снималось все вооружение и спецоборудование. На гражданском варианте заделывались крышками вырезы для турелей и носовое остекление, для перевозки крупногабаритных грузов в фюзеляже оборудовался вместительный отсек. Самолеты проходили типовые испытания, ремонтировались и эксплуатировались до полного износа. В распоряжении Аэрофлота было около 50 самолетов.

ТБ-3 "задраенный".
В 1933 г. исследовался вопрос улучшения общей аэродинамики самолета. На серийном ТБ-3 4М-17 сняты бомбодержатели, стрелковые башни, турели, заделаны все отверстия, поставлены обтекатели на шасси и сделана полотняная обшивка по гофру планера. Улучшение летных данных было незначительным.

ТБ-3 "летающая батарея".
В1934 г. в КБ П.И. Гроховского проводились уникальные работы по изучению возможности стрельбы с самолета из сухопутного орудия. На ТБ-3 установили снятую со штатного колесного лафета 76-мм полковую пушку образца 1927 г. После удачного эксперимента Гроховский предложил вооружить бомбардировщик уже тремя пушками. В обрезанной носовой части ТБ-3 4М-17Ф установили 76-мм зенитное орудие образца 1931 г., две полковые пушки разместили в консолях крыла, за крайними моторами, вне диска винта. Заряжение всех орудий производилось вручную, команда на выстрел - по световой сигнализации. "Летающая батарея" предназначалась для уничтожения бомбардировщиков, следовавших в плотных боевых порядках. Для повышения вероятности поражения разрабатывался специальный мощный шрапнельный снаряд. В 1935 г. проводились испытания. Работы над самолетом были прекращены, поскольку появились скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды.

ТБ-3Д (дизельный).
Испытывался в 1935 г. с дизельными двигателями АН-1 (750 л.с.). Дальность повысилась до 4280 км, но остальные летные данные ухудшились.

ТБ-3 ЛЛ ("летающая лаборатория").
В 1936 г. для испытания систем химического вооружения переоборудовали один серийный самолет с моторами М-34РН. Он мог доставить 4 т иприта на расстояние 600-800 км.

Звено СПБ - составной пикирующий бомбардировщик

Самолет ТБ-3 использовался в экзотических экспериментах по созданию, так называемого самолета-звена, задуманного инженером Вахмистровым. Цель проекта - увеличить радиус действия истребителей сопровождения, которые должны были прикрывать группу бомбардировщиков от самолетов противников. Сначала на ТБ-3 перед взлетом устанавливали четыре истребителя И-4 или И-5, а еще один присоединялся к звену уже в полете. Летчики метко прозвали эти эксперименты "цирком Вахмистрова". Позднее аттракцион выполнялся с двумя И-16, которые подвешивались под крыльями ТБ-3.

составной пикирующий бомбардировщик

Летающее чудо именовалось звено СПБ - составной пикирующий бомбардировщик. Маневренные и быстрые истребители И-16 по замыслу Вахмистрова должны были не только прикрывать свой носитель, но и успешно подавлять ПВО противника, а также прицельно бомбить точечные цели, для этого каждый И-16 нес по две бомбы 250 кг. Общая полетная масс СПБ достигала 22 тонн, а максимальная скорость - 260 км/ч. Проект "Звено" курировал заместитель наркома обороны маршал Тухачевский. Он считал идею Вахмистрова перспективной для развития стратегической авиации, однако, в 1937 году Тухачевского вместе с группой высших воинских начальников обвинили в заговоре и расстреляли. После этого финансирование проекта резко сократилось, работы по дальнейшему развитию системы были прекращены.

Звено СПБ



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ
Развертывание массового производства самолета Ту-2 привело к появлению его учебного варианта Ту-2У с размещением летчика-инструктора на рабочем месте штурмана. Спарка...
Бомбардировщик Як-2
В конце зимы 1939 года на Центральном аэродроме им. Фрунзе в Москве можно было наблюдать симпатичный двухмоторный двухкилевой моноплан, бело-красный...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме