Бомбардировщик Пе-2
Пе-2 - самолет Петлякова, пешка. Этот пикирующий бомбардировщик был самым массовым фронтовым бомбардировщиком, производенного Советским Союзом.
Содержание
Бомбардировщик Пе-2
Описание конструкции

Бомбардировщик Пе-2История создания этого замечательного самолета начиналась так: во второй половине 1938 г. в системе НКВД было организовано под одной крышей так называемое ЦКБ-29 (его еще называли ОТБ - особое техническое бюро). В него вошли три КБ: КБ-100 во главе с В.М. Петляковым, КБ-102 во главе с В.М. Мясищевым и КБ-103 во главе с А.Н. Туполевым. Позже к ним присоединилось КБ-110, возглавляемое Д.Л. Томашевичем. Все эти КБ разрабатывали новые образцы самолетов, получивших затем условное обозначение по своим номерам. Первое задание получило КБ-100, которому предписывалось создание высотного истребителя-перехватчика. Для уничтожения противника на высоте 10—12 км. Интерес военных к таким самолетам определялся под влиянием воздушных боев в Испании и Китае.

Разработка истребителей с таким потолком представляла собой очень сложную техническую задачу. Для обеспечения необходимой мощности мотора на такой высоте требовался турбокомпрессор. В.М. Петляков при проектировании сразу определил, что самолет должен быть многоместным, ведь одному летчику управлять и вести воздушный бой на большой высоте будет очень сложно.

Пикирующий бомбардировщик ПЕ-2

Для крыла выбрали профили ЦАГИ, позволяющие достигать значительных скоростей при пикировании на больших высотах. Они же имели и недостатки - малые несущие способности, но для "100" это не считалось важным. Компоновку самолета выполнили на весьма высоком уровне аэродинамики. "100" стал первым отечественным военным самолетом с герметичными кабинами, входящими в силовую конструкцию фюзеляжа. В носовой части установили стрел ково-пушечную батарею, состоящую из двух пулеметов ШKAC и двух ШВАК. Несмотря на сложность и новизну дела, проектирование самолета шло очень быстро. Уже в мае 1939 г. его макет был утвержден военными, которые по ходу разработки самолета стали менять свое отношение к назначению машины. Заказчик обращал внимание на возможность применения "100" не только в качестве высотного истребителя, но и пикирующего бомбардировщика. Летные испытания машины в качестве истребителя начались 22 декабря 1939 г. Летчик-испытатель П.М. Стефановский первым поднял его в воздух. В ходе испытаний не обошлось без неприятностей, в одном из полетов не выпустились лыжи, и машину пришлось сажать "на живот".

Пикирующий бомбардировщик ПЕ-2

Весной 1940 г. начались испытания дублера самолета "100", который незначительно отличался от первого экземпляра. На нем предусматривалась не только наружная подвеска 1000 кг бомб, но и внутренняя (до 600 кг). Во втором полете из-за пожара самолет потерпел аварию и не испытывался.

Пикирующий бомбардировщик ПЕ-2

Технический совет предложил В.М. Петлякову переделать "100" в более перспективный для ВВС вариант пикирующего бомбардировщика. В июле 1940 г. вышло постановление о запуске самолета в серию сразу на двух заводах. В декабре первый бомбардировочный вариант вышел на испытания. Самолет отличался от опытного самолета "100": на нем уже отсутствовали гермокабины, штурмана разместили в одной кабине с летчиком, усилили оборонительное вооружение, ТК сняли, под крылом поставили тормозные решетки. Самолет Пе-2 (это обозначение он получил после гибели В.М. Петлякова) из-за чрезвычайно сжатых сроков, отпущенных на его создание и испытания, имел серьезные недочеты. Из-за недостаточно высоких несущих свойств крыла самолет отличался сложным пилотированием и посадкой.

Пикирующий бомбардировщик ПЕ-2

Наблюдалась слишком сильная реакция по крену при возникновении скольжения. При остановке одного из двигателей машина очень резко реагировала креном, что иногда оказывалась на спине прежде, чем летчик успевал принять меры. Несмотря на эти недостатки, самолет Пе-2 оказался весьма эффективным оружием, да и единственным серийным пикирующим фронтовым бомбардировщиком.

Пикирующий бомбардировщик ПЕ-2

Сравнение летно-технических данных Пе-2 и его современников по состоянию на весну 1941 г.

Пе-2

Характеристика
Пе-21
Число и тип моторов
2 М-105
Взлетная мощность, л.с.
1100
Тип винта
ВИШ-61Б
Масса пустого, кг
5840
Масса полетная нормальная, кг
7550
Масса максимальная взлетная, кг
8500
Нагрузка на 1 м2 крыла, кг
185/208
Нагрузка на 1 л.е., кг
3,6/4,05
Экипаж
3
Емкость топливных баков, л
1500
Максимальная скорость, км/ч:
у земли
452
на 1 границе высотности
515/3000 м
на 2 границе высотности
540/5100 м
Потолок, м
8700
Время набора 5000 м, мин
8,5
Бомбовая нагрузка, кг
10x100
или 4x250
или 2x500
Стрелковое вооружение:
вперед
2хШКАС
назад вверх
1хШКАС
назад вниз
1хШКАС

Як-4

Характеристика
Як-42
Число и тип моторов
2 М-105
Взлетная мощность, л.с.
1100
Тип винта
ВИШ-22Е
Масса пустого, кг
4500
Масса полетная нормальная, кг
6115
Масса максимальная взлетная, кг
6615
Нагрузка на 1 м2 крыла, кг
208/225
Нагрузка на 1 л.е., кг
2,9/3,15
Экипаж
2
Емкость топливных баков, л
950
Максимальная скорость, км/ч:
у земли
458
на 1 границе высотности
518/3050 м
на 2 границе высотности
539/5050 м
Потолок, м
9700
Время набора 5000 м, мин
6,5
Бомбовая нагрузка, кг
4x100
или 2x250
Стрелковое вооружение:
вперед
1хШКАС
назад вверх
1хШКАС
назад вниз

Ар-2

Характеристика
Ар-23
Число и тип моторов
2 М-105
Взлетная мощность, л.с.
1100
Тип винта
ВИШ-22Е
Масса пустого, кг
5106
Масса полетная нормальная, кг
6860
Масса максимальная взлетная, кг
8150
Нагрузка на 1 м2 крыла, кг
139/170
Нагрузка на 1 л.е., кг
3,6/4,05
Экипаж
3
Емкость топливных баков, л
1450
Максимальная скорость, км/ч:
у земли
415
на 1 границе высотности
450/2500 м
на 2 границе высотности
475/4700 м
Потолок, м
10 000
Время набора 5000 м, мин
7,1
Бомбовая нагрузка, кг
12x100
или 6x250
или 3x500
Стрелковое вооружение:
вперед
1хШКАС
назад вверх
1хШКАС
назад вниз
1хШКАС

Вf 110С

Характеристика
Вf 110С4
Число и тип моторов
2DB 601А
Взлетная мощность, л.с.
1175
Тип винта
Масса пустого, кг
5020
Масса полетная нормальная, кг
6510
Масса максимальная взлетная, кг
Нагрузка на 1 м2 крыла, кг
170
Нагрузка на 1 л.е., кг
3,1
Экипаж
2
Емкость топливных баков, л
1280
Максимальная скорость, км/ч:
у земли
442
на 1 границе высотности
на 2 границе высотности
525/4600 м
Потолок, м
9500
Время набора 5000 м, мин
6,4
Бомбовая нагрузка, кг
Стрелковое вооружение:
вперед
2x20 мм
и 4x7,92 мм
назад вверх
1x7,92 мм
назад вниз

1 — самолет Пе-2 зав. №& 390101
2 — самолет Як-4 зав. № 70602
3 — данные самолета СБ-РК зав. N8 1/281
4 — самолет, испытанный в НИИ ВВС в I940 г.

Пикирующий бомбардировщик ПЕ-2

Производство самолетов Пе-2 летом 1941 года.

Номер завода
Июнь
Июль
Август
22
123
161
197
39
47
66
78
124
3
10
16
125
1
3
4


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

В Москве прошла генеральная репетиция Парада Победы 2014
Количество авиационной техники символизирует 69-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне Два дня остается до Дня Победы. И 7 мая 2014...
Парад Победы прошел в Москве 9 Мая 2016 года
71-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 71-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне сегодня отмечают в России. Военные парады, салюты,...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме