Бомбардировщик Як-2 - Боевое применение самолета
Самолет Як-2 советский разведчик-бомбардировщик Яковлева периода Второй мировой войны. Всего было выпущено 111 самолетов.
Содержание
Бомбардировщик Як-2
Серийное производство самолета
Окраска и обозначения самолета
Боевое применение самолета
Эксплуатация и боевое применение самолета

Освоение

Первой строевой частью, получившей на вооружение самолеты Яковлева, стал 136-й ближне-бомбардировочный авиационный полк (ббап). Многочисленные дефекты ББ-22, требовавшие устранения силами заводских бригад, сильно повлияли на ход боевой подготовки. Ненастная осень 1940 года сменилась многоснежной зимой. Полк, входивший в состав 19-й авиадивизии, базировался на аэродромах Бердичев и Нехворощь, буквально засыпанных снегом. Отсутствие средств для укатки аэродрома (считалось, что в южных районах страны они не нужны) и самолетных лыж поставило "яки" на прикол. Слабым местом машины на этапе зимней эксплуатации оказались длинные трубопроводы, тянувшиеся к водорадиаторам через всю мотогондолу. Сразу после полетов воду сливали, но небольшое ее количество все же оставалось в нижних точках трубопроводов, превращаясь в лед, который повреждал систему. Не лучше обстояли дела в полку и в марте - апреле, когда проведение полетов ограничила весенняя распутица.

Когда дело все-таки дошло до интенсивной учебы, оказалось, что летать практически не на чем. Из 33 имевшихся машин лишь восемь оказались пригодными "для применения по назначению". На семнадцати "яках" было обнаружено отставание обшивки нижней поверхности крыла, синева и коробление фанеры, отклейка полотна на элеронах. Остальные требовали восстановления лакокрасочного покрытия. Всего через 10 дней хранения под открытым небом на самолете № 1040 комиссией во главе со старшим инженером 19-й авиадивизии военинженером 1-го ранга Степановым были зафиксированы вспучивание фанерной обшивки на крыле сверху, отставание ее в лобовой части центроплана и трещины шпатлевки на стыке средней и хвостовой части фюзеляжа. Машина успела налетать всего 16 ч. Нетрудно представить, каким было состояние техники, простоявшей под снегом и дождем всю зиму. По мнению старшего инженера 136-го полка военинженера 2-го ранга Чертополохова, бомбардировщики Яковлева следовало хранить исключительно в ангарах (что в то время было абсолютно нереально).

С осени 1940 года самолеты Яковлева стали поступать в 316-й разведывательный авиационный полк (paп), входивший в состав ВВС Киевского особого военного округа. Вслед за ним в начале 1941 года приступил к перевооружению на "яки" 314-й (paп) ВВС Западного особого военного округа. Следующим должен был стать 312-й (paп) Прибалтийского округа. Пилоты и техники этого полка прошли переучивание на Як-2 и Як-4 непосредственно на заводе № 81. В действиях двух управлений ВВС Красной Армии, одно из которых занималось технической политикой, а другое - укомплектованием частей и боевой подготовкой, наблюдалась явная несогласованность. Свидетельством тому может служить план крупной командно-штабной игры,запланированной на середину 1941 года. По сценарию, разработанному штабом ВВС, в состав авиационного объединения "красной" стороны должны были входить 11 полков, вооруженных бомбардировщиками Як-2 (Як-4), и еще один полк разведчиков Як-2, то есть более 700 самолетов этого типа. Сценарием предусматривалось оставить в составе объединения относительно небольшое количество устаревших бомбардировщиков СБ - всего три полка. Таким образом, по планам руководства ВВС, на очередном этапе перевооружения "яки" должны были стать основными фронтовыми бомбардировщиками.

Война

На 20 июня 1941 года в составе 136-го ббап имелось 49 Як-2 и пять Як-4 (по штату в пяти эскадрильях - 60 самолетов). Из 58 летчиков и 63 штурманов с трудом удалось сформировать лишь 36 экипажей - остальные оказались неготовыми к ведению боевых действий даже днем в простых метеоусловиях. Это были выпускники летных школ 1940 года, которые из-за снежной зимы и дождливой весны не получили возможности налетать даже минимума часов для сдачи зачетов. 19-я авиадивизия, находившаяся в день нападения Германии в районе Белой Церкви, 22 июня практически не понесла потерь. В бой ее бросили утром 25 июня со следующей задачей, полученной накануне от командующего Юго-Западным фронтом (ЮЗФ) генерала М.П. Кирпоноса: "...до 6.50 авиация (15, 16 и 19-я авиадивизии), поддерживающая атаку мехкорпусов, ведет на себя разведку и определяет цели для бомбометания в полосе наступления механизированных корпусов. С 6.50 до 7.00 производится первый, наиболее мощный налет авиации, в последующем до 8.00 - последовательные налеты с целью сопровождения атаки мехкорпусов..."

В течение нескольких следующих дней бомбардировщики Як-2 и Як-4 вместе с СБ, Ар-2, Су-2 и Пе-2 группами по три - шесть машин с небольших высот атаковали противника. 28-29 июня им удалось остановить и рассеять в лесах под Остругом одну из немецких танковых дивизий. На несколько дней оказалось приостановленным наступление всей 1-й танковой группы в направлении Славута и Шепетовки. Но какой ценой! 15-я и 16-я авиадивизии, встретившиеся с интенсивным противодействием немецкой зенитной артиллерии и асов из истребительной эскадры JG 3 "Удет", понесли огромные потери и практически потеряли боеспособность. 136-й полк пострадал в меньшей степени, но и боевых вылетов на его счету было гораздо меньше. Сказалась слабая освоенность самолетов Як-2 и Як-4 летным и техническим составом. Выявилось также, что серьезной угрозой для новых, незнакомых машин являются собственные зенитчики и истребители. За два дня боев полк потерял 22 машины. Следует отметить, что в числе первых были потеряны все пять Як-4. Надежды на их более высокую максимальную скорость не оправдались. Заметим, что за эти же два дня 86-й бап из 16-й авиадивизии лишился двух Пе-2 из имевшихся трех и двенадцати СБ из пятнадцати. 52-й и 54-й бомбардировочные полки 62-й авиадивизии потеряли по различным причинам два Пе-2 и 35 СБ. Принадлежавший 17-й авиадивизии 48-й бап, одним из первых перевооружавшийся на Пе-2 весной 1941 года, к 24 июня располагал всего 22 "пешками"; за следующие два дня он утратил еще пять машин. 30 июня полк был выведен из боевого состава ВВС ЮЗФ и отправлен в тыл для получения новой матчасти. В этот день 136-й бап еще располагал 28 исправными "яками".

В начале июля на летчиков 19-й дивизии легла основная тяжесть бомбовых ударов по наступавшим войскам противника. Обеспеченность истребителями прикрытия оказалась недостаточной, и 19-я ад повторила судьбу других соединений ВВС Юго-Западного фронта. Наиболее тяжелые потери в июле 136-й полк понес в конце первой декады, после чего в его составе осталось всего три исправных и четыре неисправных бомбардировщика. В воздушных боях удалось уничтожить пять истребителей Bf 109, а на земле, по докладам экипажей, догорали десятки неприятельских танков и бронемашин. В ходе боевых действий "яки" применяли исключительно бомбы ФАБ-50 и ФАБ-100. Любопытно, что в числе уцелевших оказался один Як-2 из "войсковой серии". Эта машина с момента выпуска налетала более 50 ч, а 18 июля в составе четверки "яков" ушла на свое последнее задание. Попав в сплошную облачность, экипажи бомбардировщиков не смогли отыскать цель в районе Сквира, Рагозно. На обратном пути один из самолетов сорвался в штопор и разбился. Еще две машины потерпели аварии при посадке. После этого случая полеты на Як-2 в сложных метеоусловиях запретили. 4 августа два из трех оставшихся "яков" были сбиты немецкой зенитной артиллерией в районе Дубровино. По состоянию на 10 августа 1941 г. в полку числился один исправный Як-4 и четыре МиГ-3. Спустя еще десять дней полк самолетами не располагал. Так завершился боевой путь 136-го ближне-бомбардировочного авиаполка. Уцелевшие экипажи направили в 507-й ббап.

Не лучше обстояли дела и в двух других полках, вооруженных самолетами Як-2 и Як-4. При 31 боеспособной машине 316-й paп, входивший в состав ВВС Киевского особого военного округа (позднее - ВВС Юго-Западного фронта), на 22 июня располагал всего 20 подготовленными экипажами. И это с учетом огромных усилий по ускоренному вводу в строй молодого пополнения, о чем косвенно свидетельствует уменьшение количества самолетов в полку на восемь единиц за последний предвоенный месяц. Правда, 22 июня 316-й полк показал себя с самой лучшей стороны. В полдень его экипажи сумели вскрыть сосредоточение бомбардировщиков эскадры KG 54 "Мертвая голова" на аэродроме Свидник юго-восточнее Люблина. Около сотни незамаскированных и нерассредо-точенных Ju 88 представляли лакомый кусочек для массированного бомбового удара. Но момент был упущен, организовать массированный удар по аэродрому не удалось. В начале июля усилиями разведчиков 316-го полка вновь удалось получить важную информацию о начале перебазирования немецкой авиации на захваченные аэродромы Млынув, Луцк, Дубно и Тарнополь. Командование советских ВВС опять не смогло воспользоваться результатами разведки для нанесения ударов. Лишь 26 июля большая и опасная работа экипажей 316-го paп принесла свои плоды. Накануне их усилиями была собрана достоверная информация о базировании вражеской авиации на аэродромах Городище, Узин и Фурсы. Внезапный удар по аэроузлу, по мнению советского командования, стоил немцам 60 самолетов разных типов. Высокие потери признал и противник.

Однако отдельные успехи, к сожалению, ничего не меняли. В условиях господства в воздухе вражеской авиации силы 316-го разведполка быстро таяли. По состоянию на 12 июля полк располагал всего одним бомбардировщиком Як-2 и одним Як-4. Спустя два дня он получил пополнение (десять Як-4) и до конца месяца новых существенных потерь не понес. На 20 августа в 316-м paп имелись три исправных и четыре неисправных Як-4 при 19 экипажах. Впоследствии полк отвели в тыл и переформировали в 90-ю отдельную разведэскадрилью. К началу Великой Отечественно войны в составе 314-го pan только шесть экипажей были подготовлены к боевым действиям на "яках". Еще 12 экипажей проходили переучивание. Именно этим определялся боевой потенциал полка, а не имеющимися на 22 июня 19 Як-2 и 34 Як-4. К тому же, в отличие от двух других полков, 314-й уже в первый день войны подвергся внезапному удару немецкой авиации, и часть машин пострадала (но лишь один Як-4 был впоследствии списан по этой причине). За полтора месяца боев полк сумел совершить всего 127 боевых вылетов и лишился 32 "яков" (в том числе 21 Як-4 и 11 Як-2). Всего четыре самолето-вылета на одну потерю - такие результаты заставили начальника разведывательного отдела ВВС Западного фронта оценить Як-2 и Як-4 как "совершенно непригодные для ведения разведки".

Основные потери "яков" из 314-го paп в воздухе были отнесены к графам "не вернулся" и "авария". Ни один самолет не был сбит немецкими зенитками - оправдалось предположение о ценности малых размеров разведчика. По состоянию на 9 августа 1941 года полк располагал восемью Як-4 (в том числе пятью исправными) и одним неисправным Як-2. Были на счету пилотов и штурманов 314-го paп и несомненные успехи. Так, они сумели своевременно вскрыть выдвижение 3-й немецкой танковой группы на Гродно и 2-й танковой группы - на Пружаны и далее на Барановичи. Каждая из групп состояла из сотен танков и тысяч автомашин. К сожалению, командование Западного фронта оказалось не в состоянии адекватно использовать предоставленную информацию. Одним из пилотов, много и успешно летавших на "яках" в первые дни войны, был командир эскадрильи 314-го paп капитан П. Голодняк. В период с 22 по 29 июня он 14 раз поднимался в воздух для выполнения разведывательных полетов. В последнем вылете его Як-4 был перехвачен в районе Дубно немецким истребителем Bf 109 из эскадры JG 3. В ходе воздушного боя летчик получил тяжелое ранение и произвел вынужденную посадку на нейтральной полосе. Выбравшись к своим, он долго лечился, а впоследствии воевал на штурмовиках Ил-2 и стал Героем Советского Союза.

В ходе боев к оборонительному вооружению "яков" выдвигались обоснованные претензии. Правда, в невысокой обороноспособности машин часть вины лежала и на штурманах, чья стрелковая подготовка оказалась не на высоте. И все же случалось, что и турельный ШКАС играл свою роль в быстротечном воздушном бою. Так, 30 июня штурман 314-го paп А.В. Бабушкин сумел "послать в нокаут" Bf 109, атаковавший его Як-4. Вероятно, очередь поразила унтер-офицера Г. Юргенса (Н. Jurgens) из группы IV/JG51, имевшего к этому моменту 12 побед. К 10 июля 1941 года в распоряжении командования ВВС Западного фронта оставалось всего шесть-семь разведчиков Як-2 и Як-4. Немало экипажей погибло, другие так и не успели войти в строй. Часть из них перевели в другие полки, а некоторые попали... в пехоту. Единственная летчица полка М.И. Толстова не смогла выполнить ни одного вылета и была переведена в санитарки. Впоследствии она вернулась в авиацию и совершила немало вылетов на штурмовике Ил-2.

Во второй половине июля 314-й paп вывели для пополнения в Москву. Ведущий инженер НИИ ВВС А.Т. Степанец вспоминал, насколько негативной была оценка летного состава в отношении Як-4: "Как же вы приняли на вооружение такой недоработанный самолет?" - возмущенно обступали меня пилоты и штурманы. Чувствую, еще немного и побьют. Спасло меня то, что я успел объяснить:"Я ведущий инженер по испытаниям истребителей Яковлева, и никакого отношения к Як-4 не имею". В конце месяца полк, наскоро приняв 18 Як-4, вернулся на Западный фронт. Параллельно разведывательные задачи выполнял 410-й авиаполк пикирующих бомбардировщиков Пе-2, укомплектованный сотрудниками НИИ ВВС. Оба полка некоторое время базировались на одном аэродроме поблизости от штаба Западного фронта (чтобы сократить сроки доставки разведывательных материалов). Экипажи имели возможность сравнить обе машины. По общему мнению "пешка" считалась менее уязвимой, поскольку имела крупнокалиберный пулемет УБТ на люковой установке. "Як" в случае атаки сзади-снизу оказывался беззащитен. Верхние стрелковые установки у обоих самолетов были одинаковыми. По максимальной скорости полета и радиусу действия Пе-2 и Як-4 являлись примерно равноценными. С точки зрения технического персонала, в обслуживании "пешка", несомненно, выигрывала.

В условиях превосходства Люфтваффе оба полка быстро растаяли, как снег под лучами мартовского солнца. Уцелевшие экипажи 410-го пбап в начале августа были переведены в 260-й авиаполк. По состоянию на 10 августа в 314-м paп вновь осталось всего восемь машин. Вскоре и они были потеряны. В середине сентября полк был выведен с фронта и направлен в Петровск. Там на его базе сформировали 320-ю отдельную разведывательную эскадрилью (ораэ), вооруженную самолетами Пе-2. О напряженности боевой работы квалифицированных экипажей 314-го paп в первые месяцы войны можно судить по следующим фактам: капитан А. Акатов, ставший командиром 320-й ораэ, совершил в 314-м pan 10 боевых вылетов, а штурман эскадрильи старший лейтенант А. Глыня - всего семь. Помимо трех упомянутых полков имеются свидетельства о применении Як-2 и Як-4 в других авиационных частях. Достоверно известно, что 30 июня девять Як-4, предназначавшихся для 314-го полка и в результате неразберихи "застрявших" на аэродроме Боровское, "реквизировал" командир 207-го дальнего-бардировочного полка подполковник Г.В. Титов. Накануне части 3-го авиакорпуса понесли тяжелые потери, и пополнение оказалось весьма кстати. Однако продолжение дневных налетов бомбардировщиков без истребительного прикрытия приводило к закономерным результатам. Только за один день 30 июня немецкая истребительная эскадра JG 51, действовавшая в районе Бобруйска, доложила об уничтожении 113 советских бомбардировщиков! Сколько среди них было "яков", а сколько - СБ и ДБ-3Ф, выяснить невозможно.

Таким образом, на Юго-Западном фронте нашли применение около сотни самолетов Як-2 и Як-4, а на Западном - еще около 80. С учетом того, что часть машин из 201 построенной, несомненно, была потеряна еще до начала войны в авариях, а другая часть использована для опытно-конструкторских проработок (например, самолеты с двойным управлением, штурмовик с комбинированной артиллерийско-бомбардировочной батареей КАББ-МВ и т.п.), то следует скептически отнестись к упоминаниям о применении двухмоторных "яков" в 10, 44, 48, 53-м и 225-м авиаполках. Найти подтверждение этим данным в архивах не удалось.

Источники:

  • Н.Якубович "Советский 'Москито' или как стать заместителем наркома";
  • Д.Хазанов, А.Котлобовский "Битва над Киевом" ("Авиация и Время");
  • В.Н.Шунков "Красная Армия";
  • "Ближний бомбардировщик ББ-22 (Як-2/Як-4)" (Авиаколлекция №3);
  • А.Медведь, Д.Хазанов - "'Бумажный тигр' ВВС РККА" ("Авиация и Время").


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Транспортный самолет Юнкерс Ju 52/Зм
Пассажирский и военно-транспортный самолет Junkers Ju-52/3m В конце 20-х годов "Дойче Люфтганза" считалась наиболее эффективной национальной авиакомпанией и была конкурентоспособна на...
Разведывательный автожир Сиерва С.30А
Британский разведывательный автожир Cierva C.30A Сиерва С.30А - это бескрылый автожир смешанной конструкции; ближний разведчик, корректировщик, аппарат связи. Под руководством X....

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме