Ближний бомбардировщик Як-4 (ББ-22бис)
Советский самолет Як-4, как и Як-2, был бомбардировщиком второй мировой войны. Разрабатывался изначально с целью производства и бомбардировщиков, и истребителей, и разведчиков. Но по ряду причин производился только бомбардировщик, который применялся иногда в качестве разведывательного самолета. Серийные самолеты имели множество недостатков, которые отсутствовали на опытных образцах. Самолеты Як-4 несли большие потери в ходе второй мировой.

Советский легкий бомбардировщик Як-4 (ББ-22бис)

Як-4Як-4 (до декабря 1940 года - ББ-22бис) являлся советским легким бомбардировщиком периода Второй мировой войны. Двухмоторный моноплан смешанной конструкции с двухкилевым оперением. Под руководством А.С.Яковлева создан в ОКБ-116. 23 февраля 1939 года впервые взлетел опытный самолет С-22. Вооружение состояло из 1x7,62 и бомб до 600 кг. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 2 человека. В декабре 1939 года организовано серийное производство, выпускался в Москве на заводах № 1 и № 81. Всего с 1940 года до весны 1941 года создан 201 самолет, из которых на фронт ушли около 180. Состоял на вооружении советских ВВС с 1941 года.

Ближний бомбардировщик Як-4

Две основные модификации, выпускавшиеся последовательно:

  • Як-2 (до декабря 1940 года ББ-22) - двигатели М-103, 960 л.с. Стрелковое вооружение - 2х7,62-мм пулемета (1 неподвижный в носовой части фюзеляжа, 1 на верхней установке). Масса бомбовой нагрузки - 400 кг, максимальная - 600 кг (400 кг в бомбоотсеке, 200 кг на внешней подвеске). Экипаж - 2 человека. В 1940 году построено 111 самолетов.
  • Як-4 (до декабря 1940 года ББ-22бис) - двигатели М-105, 1100 л.с. Стрелковое вооружение соответствует Як-2. Максимальная масса бомбовой нагрузки - 800 кг. Экипаж - 2 человека. Выпущено 90 самолетов (27 в 1940 году и 63 в 1941 году).

Як-2 и Як-4 были очень неудачными самолетами. И, если опытный образец ББ-22 имел высокие скоростные данные, то на серийных самолетах они нивелировались низким качеством отделки. Для двухмоторного самолета масса бомбовой нагрузки была очень мала. Кроме того, подвеска максимального груза стала на практике нереализуемой по причине недопустимого смещения центровки назад. Производство самолетов Як-2 и Як-4 было ограниченным, а их служба на фронте - непродолжительной.

Як-4

Як-4

Основные характеристики самолетов ЯК-2 и Як-4:

Як-2

  Як-2
Двигатели:  
тип М-103
мощность, л.с. 960
Размах крыла, м 14,00
Длина самолета, м 9,34
Площадь крыла, кв. м 29,40
Масса, кг:  
пустого самолета 4000
взлетная 5380
Максимальная скорость, км/ч 515
Скороподъемность, м/с 10,8
Практический потолок, м 8900
Дальность полета, км 800

Як-4

  Як-4
Двигатели:  
тип М-105
мощность, л.с. 1100
Размах крыла, м 14,00
Длина самолета, м 10,18
Площадь крыла, кв. м 29,40
Масса, кг:  
пустого самолета 4000
взлетная 5845
Максимальная скорость, км/ч 550
Скороподъемность, м/с 15,3
Практический потолок, м 9500
Дальность полета, км 960

Опытный ББ-22

О создании бомбардировщиков Як-2(4)

С 1938 года разрабатывался этот двухмоторный двухместный бомбардировщик второй мировой, который вначале получил обозначение "самолет 22". Машина строилась по принципу минимизации габаритов и массы конструкции, что в сочетании с мощными двигателями должно было обеспечить высокие скоростные характеристики. В разработке был использован опыт создания двухмоторного учебно-тренировочного самолета УТ-3, который, правда, не выпускался серийно. "Самолет 22" - моноплан с низкорасположенным крылом, двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Конструкция планера была смешанной - деревянное крыло и металлический фюзеляж.

Опытный ББ-22бис

Вначале планировалось создать три варианта самолета - истребитель, разведчик и бомбардировщик, но в итоге производился лишь бомбардировочный вариант, который использовался в том числе и как разведчик.

Опытный ББ-22

В январе 1939 года опытный образец "самолета 22" с моторами М-103 начал проходить испытания и показал отличную скорость, превосходившую скорость бомбардировщика СБ на 100 км/ч. Однако, в качестве недостатков было отмечено, что масса бомбовой нагрузки - недостаточна, размещение экипажа нерационально, а стрелковое вооружение - слабое. Второй опытный образец получил обозначение ББ-22, на котором перекомпоновали фюзеляж для увеличения емкости бомбоотсека, что привело к смещению центровки назад, и как следствие - к ухудшению устойчивости; в фюзеляже не было места для бензобаков, а значит уменьшалась дальность полета. Несмотря на это, самолет был принят на вооружение и его запустили в серийное производство.

Як-4

Боевое применение самолетов

136-й ближне-бомбардировочный авиаполк, который входил в 19-ю авиадивизию Киевского Особого военного округа, стал первой частью, вооруженной самолетами ББ-22. Практика в мирное время показала, что ББ-22 абсолютно не приспособлен для работы в полевых условиях, и после недолгого хранения под открытым небом, становится неработоспособным. Несмотря на это, к началу Великой Отечественной войны 136-й ББАП располагал 49 самолетами Як-2 и 5 Як-4. Самолетами данного типа были вооружены два разведывательных полка: 316-й Киевского округа и 314-й Западного округа.

Як-4

25 июня 1941 года 136-й ближнебомбардировочный авиаполк приступил к боевым действиям. Несколько дней самолеты в совместных действиях с другими частями атаковали соединения немецкой 1-й танковой группы, которая продвигалась в направлении Славуты и Шепетовки. Были достигнуты локальные успехи, в районе Острога 28-29 июня рассеяна одна немецкая дивизия.

По причине плохой освоенности самолетов Як-2 и Як-4 летным и техническим составом, интенсивность боевой работы 136-го ББАП была значительно ниже, чем полков, вооруженных СБ. Экипажи полка продолжали боевые вылеты на Юго-Западном фронте. К 16 июля в 136-м ББАП оставалось 6 самолетов Як-2 (из них 4 исправных). 18 июля выполнялся последний боевой вылет четверки "яков", в котором было потеряно три машины по причине плохих метеоусловий. Як-4 в разведывательных частях эксплуатировались немного дольше - до середины августа. Известно, что 30 июня 1941 года 9 самолетов Як-4 вошли в состав 207-го ДБАП, который до этого понес тяжелые потери. Возможно, что в составе данной части Як-4 воевали не дольше нескольких дней.

Источники:

  • В.Б. Шавров. "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг.".
  • Авиация и Время. Александр Медведь, Дмитрий Хазанов . "Бумажный тигр" ВВС РККА.
  • Николай Якубович. Советский "Москито".
  • Моделист-Конструктор. С.Яковлев. Во имя скорости.
  • Авиаколлекция №3 2007. "Ближний бомбардировщик ББ-22 (Як-2/Як-4)".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме