Штурмовики Ил-2, простые и дешевые в производстве, выпускавшиеся в больших количествах и обладавшие высокими боевыми качествами, во время Великой Отечественной войны стали наиболее массовыми боевыми самолетами советских ВВС. В 1943 году 1/3 всех выпущенных авиационными заводами СССР боевых самолетов, составили Ил-2. Этому во многом способствовало то, что с 1941 по 1943 годы затраты труда на один серийный самолет Ил-2 уменьшились более чем в 1,5 раза. В разгар Курской битвы на фронт поступало каждый месяц по 1000 с лишним самолетов Ил-2. К началу 1944 года около 30% от общего числа боевых самолетов, имевшихся в действующих армиях, составляли штурмовики Ил-2. Они знаменовали собой качественно новую ступень развития штурмовой авиации и способствовали появлению новой тактики ее боевого применения. Летчики-штурмовики и воздушные стрелки, воевавшие на Ил-2, внесли значительный вклад в обеспечение победы советского народа над врагом.
Опыт боевого применения самолетов Ил-2 оказал решающее влияние на последующее развитие штурмовой авиации, он определил тематику дальнейших опытно-конструкторских работ по бронированным самолетам, проводившихся в ОКБ под руководством С. В. Ильюшина.
Идея создания бронированного самолета-штурмовика для атаки наземных целей с малых высот высказывалась в различных странах, в том числе и в России, еще до Первой мировой войны. Предпринимались и попытки создать такой самолет.
Самолет Sopwith T.F.2 Salamander
После первой мировой войны в Англии и США некоторое время еще продолжалось строительство опытных бронированных штурмовиков, но в связи с низкими летными данными этих самолетов дальнейшие работы по ним были прекращены.
Советская штурмовая авиация
Начало советской штурмовой авиации положила записка В. И. Ленина в Реввоенсовет Республики, в которой он предлагал срочно, на должной научной основе разработать способы штурмовых действий авиации с малых высот. В соответствии с указаниями В. И. Ленина в Красной Армии были созданы особые авиационные группы, перед которыми стояла задача находить крупные массы войск противника, особенно конницы и, действуя большим количеством самолетов, бить врага бомбами и пулеметным огнем с малых высот. Эти авиационные группы сыграли большую роль в ликвидации прорывов белоказачьей конницы. После окончания Гражданской войны специальным приказом наркомвоенмора М. В. Фрунзе в составе тогда немногочисленных советских ВВС организуется специальная эскадрилья "боевиков" (прообраз будущих штурмовых частей), вооруженная обычными самолетами-разведчиками Р-1. В ее задачу входило обеспечение совершенствования уже имевшихся и разработка новых тактических приемов штурмовых действий авиации, которые в конце 1927 г. были закреплены в первом "Наставлении штурмовой авиации".
Самолет-разведчик Р-1
Во время больших Киевских маневров Красной Армии (лето 1928 г.) советские ВВС имели уже четыре штурмовых эскадрильи. Боевая эффективность штурмовиков была продемонстрирована в ходе маневров, когда эскадрилья под командованием А. А. Туржанского на бреющем полете неожиданно атаковала на марше Бессарабскую конную дивизию. Атака девятнадцати самолетов была настолько внезапна и ошеломляюща, что дивизия была полностью лишена боеспособности и не могла участвовать в маневрах. Боевые действия эскадрильи Туржанского наблюдал нарком обороны К. Е. Ворошилов. После Киевских маневров штурмовая авиация получает полное признание. В составе советских ВВС формировались новые штурмовые авиачасти и на их вооружение был принят самолет-разведчик Р-5, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова. Однако специального самолета-штурмовика тогда еще не было.
Создание самолета-штурмовика
ТШ и ЛШ - тяжелый и легкий штурмовики
Работа над ним началась с создания тактико-технических требований. Их разрабатывали в первой секции Научно-технического комитета Управления ВВС, с 1926 года возглавлявшейся молодым выпускником академии Воздушного Флота им. проф. Н. Е. Жуковского комдивом С. В. Ильюшиным. Разработанные требования к самолетам-штурмовикам отражали взгляды советских военных специалистов того времени на роль штурмовой авиации в боевых действиях и тактику ее применения. Они определили круг задач, которые должны были решать разные типы самолетов-штурмовиков, их вооружение и летно-технические данные. Требования предусматривали постройку тяжелого и легкого самолетов-штурмовиков.
Тяжелый штурмовик ТШ-Б (тяжелый штурмовик, бронированный) предназначался для уничтожения хорошо защищенных наземных целей на поле боя и проектировался в ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева. Легкий штурмовик ЛШ должен был действовать против маршевых колонн пехоты и конницы противника. Работы над ним велись в Центральном конструкторском бюро (ЦКБ) завода им. В. Р. Менжинского.
Самолет ТШ-Б (заводское обозначение АНТ-17) представлял собой двухмоторный четырехместный биплан с очень мощным стрелково-артиллерийским и бомбовым вооружением из одной безоткатной (динамореактивной) пушки Л. В. Курчевского калибра 76 мм, восьми пулеметов и 1000 ... 1500 кг бомб. Броней были защищены все жизненно важные части самолета: рабочие места пилота, штурмана-бомбардира, двух стрелков, а также двигатели и бензиновые баки. Общая масса брони на самолете достигала 1000 кг, но только 380 кг из них входили в силовую схему конструкции, т. е. воспринимали различные действующие на самолет нагрузки.
Первые советские бронированные штурмовики
|
|
|
ТШ-Б (1930 г.)
|
ТШ-1 (1931 г.)
|
|
ТШ-3 (1933 г.)
|
Самолет-разведчик Р-5
В начале 1930-х гг. не удалось полностью решить проблему создания специального самолета-штурмовика с вооружением, бронированием и летно-тактическими данными, отвечающими предъявленным к нему требованиям. В связи с этим в 1931-1934 гг. штурмовые авиачасти советских ВВС продолжали оснащать модификациями самолета-разведчика Р-5: сначала Р-5Ш, а затем Р-5ССС, которые имели довольно мощное для своего времени наступательное стрелковое и бомбовое вооружение. В 1935 г. на вооружение штурмовых частей был принят также самолет Р-ЗЕТ, представляющий собой следующий вариант Р-5, но несколько меньших размеров, с более мощным мотором, с таким же как у Р-5 вооружением и с лучшими летно-тактическими данными.
Самолет-разведчик Р-5
Летно-тактические данные находившихся в эксплуатации штурмовиков Р-5Ш, Р-5ССС, Р-ЗЕТ уже с середины 1930-х гг. не соответствовали возросшим и ним требованиям, и указанные штурмовые самолеты нуждались в срочной замене. Было признано необходимым одновременно с опытно-конструкторскими работами по программе "Иванов" поручить конструкторскому коллективу С. А. Кочеригина подготовить необходимую техническую документацию для лицензионного производства двухместного штурмовика и легкого бомбардировщика Валти V-11. Хотя лицензионный вариант этого самолета и получил обозначение БШ-1 ("бронированный штурмовик - первый"), броня на нем, за исключением очень слабой бронезащиты экипажа, практически полностью отсутствовала. Выпущенный в 1937 г., БШ-1 государственные испытания не прошел из-за неудовлетворительных летно-технических данных, его максимальная скорость у земли всего лишь на 42 км/ч превышала скорость отечественного штурмовика-биплана Р-ЗЕТ, а высоту 5000 м он набирал почти вдвое медленнее, чем биплан Р-ЗЕТ.
Самолет Р-ЗЕТ
Отсутствие в советских ВВС современного самолета-штурмовика вызывало обоснованное беспокойство у руководства Наркомата обороны и в ЦК ВКП(б). В 1937 г. было принято решение о срочном запуске в серийное производство многоцелевого самолета Р-10 и одновременно "...наряду с развертыванием производства Р-10 поставить перед конструкторами и промышленностью задачу работать над созданием нового, современного штурмовика".
В сложившейся обстановке особенно важное значение для возрождения советской штурмовой авиации приобрели работы по бронированному самолету-штурмовику, проводившиеся в инициативном порядке коллективом конструкторского бюро во главе с С. В. Ильюшиным. С. В. Ильюшин, занятый созданием, постройкой и запуском в серию своего первого боевого самолета ДБ-3, официально не участвовал в работе по программе "Иванов". Тем не менее, по своей инициативе он вел проектные исследования параметров и компоновки бронированного самолета-штурмовика.
Необходимость создания бронированного самолета-штурмовика во второй половине 1930-х гг. становится все более ясной. Боевые действия в Испании и Китае в 1937-1938 гг. еще раз показали уязвимость низко летающих, в том числе и скоростных, самолетов-штурмовиков для огня наземных войск. Учитывая этот опыт, командование ВВС фашистской Германии выдает фирмам Фокке-Вульф и Хеншель задание на разработку бронированных штурмовиков.