|
Бомбардировщик-штурмовик Су-4
|
Самолет СССР второй мировой войны Су-4 являлся модификаций бомбардировщика Су-2. Машина была оснащена другим мотором и улучшенным вооружением. По некоторым данным этот самолет воевал в Великой Отечественной войне, по другим источника Су-4 с мотором АМ-90 находился в стадии опытного, но по всей вероятности, испытания проходил.
Легкий бомбардировщик-штурмовик Су-4
Советский самолет второй мировой войны Су-4 фактически был модификацией бомбардировщика Су-2 с более мощным двигателем. Помимо этого данный бомбардировщик-штурмовик имел более эффективное вооружение - взамен обычных пулеметов были установлены крупнокалиберные. В книге "История конструкций самолетов СССР 1938-50 гг." В.Б. Шавров пишет, что вначале предполагалась установка двигателя М-90 Е. В. Урмина, который был двухрядным, звездообразным, 18-цилиндровым, значительно меньшего диаметра, нежели другие звездообразные двигатели.
Чтобы не путаться в модификациях и моторах, вы всегда можете навести курсор мышки на изображение, чтобы прочитать наименование самолетов данной статьи.
Сухой считал, что уже с осени 1941 года серийное производство Су-2 можно было перевести на мотор М-89, который создавался под руководством С.К. Туманского и затем Е.В.Урмина. Но, по мнению Павла Осиповича, гораздо больше преимуществ в летных характеристиках имел двигатель А.Д. Швецова М-82 - дальнейшее развитие М-81. В качестве перспективных моторов рассматривались М-90 и АМ-37 - под них главный конструктор с февраля 1941 года начал проектировать и строить опытные машины Су-4 (ББ-3). В отличие от Су-2 они должны были иметь не только деревянный фюзеляж, но и деревянное крыло с металлическими лонжеронами. Планировалось, что крупнокалиберные пулеметы Таубина заменят ШКАСы в крыльях и на верхней турели.
Поскольку М-90 не вышел из опытной стадии, то на машине установили серийный М-82. Консоли крыла были выполнены при тех же металлических лонжеронах с деревянными нервюрами и фанерной обшивкой в связи нехваткой дуралюмина. Вооружение самолета СССР Второй мировой войны Су-4 по сравнению с бомбардировщиком Су-2 было более мощным - два крупнокалиберных пулемета БС в центроплане при тех же двух пулеметах ШКАС у стрелка и 400 кг бомб на внутренней подвеске. Самолет набирал высоту 6 тысяч метров за 10,5 минут, а скорость у земли составляла 450 км/ч. Государственные испытания самолет прошел в в апреле 1942 года. Самолет Су-4 производился серийно и воевал в Великой Отечественной войне.
Основные характеристики самолета Су-4
Тип двигателя |
1 ПД Швецов М-82 |
Мощность, л.с. |
1 х 1250 |
Длина, м |
10,79 |
Размах крыла, м |
14,30 |
Площадь крыла, кв.м |
29,00 |
Масса, кг |
|
топлива и масла |
525 |
полетная |
4620 |
Скорость, км/ч |
|
у земли |
450 |
на высоте |
486 |
посадочная |
135 |
Время набора высоты 5 км, мин. |
10,5 |
Дальность полета, км |
1000 |
Практический потолок, м |
9500 |
И все же Су-4 все же испытывался с М-90. В Интернете есть информация, что завод № 289 изготовил крыло и комплект чертежей по самолету Су-4 АМ-37 и передал их заводу №135 в соответствии с ведомственным приказом от 4 марта 1941 года. В июле 1941 года, по распоряжению НКАП, все работы по самолету были возложены на завод № 289. В октябре 1941 года недостроенные самолеты Су-4 М-90 и Су-4 АМ-37 эвакуировали в г. Молотов. По распоряжению НКАП летом 1942 года полностью готовый самолет Су-4 М-90 передали эвакуированному в город Омск заводу №29 для проведения летных испытаний М-90. По сводкам НИИ ВВС КА к 15 апреля 1943 года самолет выполнил 9 полетов с налетом 4 часа 30 минут. По самолету Су-4 АМ-37 работы в эвакуации не проводились и в связи с прекращением серийного выпуска самолета Су-2, перед Наркомом было возбуждено ходатайство о снятии этого задания с плана завода.
Процесс совершенствования ближнего бомбардировщика Су-2 не ограничивался только вышеприведенными модификациями. Были и нереализованные проекты. В постановлении правительства от 29 июля 1939 года "О создании модифицированных и новых опытных бомбардировщиков, штурмовиков и разведчиков в 1939 году" предписывал П.О.Сухому "...Разработать эскизный проект одномоторного двухместного ближнего бомбардировщика как дальнейшее развитие ББ-1 и представить в НКО в июле 1939 года..."
В.Б. Шавров также сообщает: "Кроме самолетов Су-2 у П. О. Сухого в предвоенные годы были два истребителя, законченные и проходившие испытания".
Очень наглядно развитие самолетов Су-2 отображено в схеме, представленной в книге Н.Гордюкова и Д.Хазанова "Су-2 - ближний бомбардировщик", где также присутствуют Су-4 с АМ-37 и Су-4 с М-90 (однако, в раздалах "проекты" и "опытные машины"):
Нажмите на схему для увеличения
Для справки: Летно-технические характеристики самолетов по материалам испытаний в НИИ ВВС
Характеристики |
СЗ-2 М-62 |
Номинальная мощность л.с. |
820 |
на 2-й граиице высотности, м |
4200 |
Вес пустого, кт |
2604 |
Полетный вес, кг |
3670 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
360 |
Максимальная скорость км/ч |
403 |
на 2-й границе высотности, м |
4700 |
Время набора 5000 м, мин |
16,6 |
Практический потолок, м |
7440 |
Крейсерская дальность, км |
1050 |
Нормальная бомбовая нагрузка, кг |
200 |
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) |
4 |
Запас патронов к ним, шт. |
3000 |
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) |
2 |
Запас патронов к ним, шт. |
1000 |
Длина разбега, м |
380 |
Длина пробега, м |
240 |
Посадочная скорость, км/ч |
90 |
Окончание испытаний |
апрель 1938 г. |
Характеристики |
"Иванов" М-87А |
Номинальная мощность л.с. |
950 |
на 2-й граиице высотности, м |
4700 |
Вес пустого, кт |
2850 |
Полетный вес, кг |
4030 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
375 |
Максимальная скорость км/ч |
468 |
на 2-й границе высотности, м |
5200 |
Время набора 5000 м, мин |
11,8 |
Практический потолок, м |
8800 |
Крейсерская дальность, км |
1000 |
Нормальная бомбовая нагрузка, кг |
200 |
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) |
4 |
Запас патронов к ним, шт. |
3400 |
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) |
2 |
Запас патронов к ним, шт. |
1500 |
Длина разбега, м |
280 |
Длина пробега, м |
270 |
Посадочная скорость, км/ч |
125 |
Окончание испытаний |
апрель 1939 г. |
Характеристики |
ББ-1 М-88 |
Номинальная мощность л.с. |
1000 |
на 2-й граиице высотности, м |
6000 |
Вес пустого, кт |
2875 |
Полетный вес, кг |
4121 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
375 |
Максимальная скорость км/ч |
467 |
на 2-й границе высотности, м |
6600 |
Время набора 5000 м, мин |
10,6 |
Практический потолок, м |
8900 |
Крейсерская дальность, км |
- |
Нормальная бомбовая нагрузка, кг |
400 |
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) |
4 |
Запас патронов к ним, шт. |
3400 |
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) |
1 |
Запас патронов к ним, шт. |
900 |
Длина разбега, м |
- |
Длина пробега, м |
- |
Посадочная скорость, км/ч |
130 |
Окончание испытаний |
апрель, 1940 г. |
Характеристики |
Cу-2 М-88Б №16/2 и 20/2 |
Номинальная мощность л.с. |
1000 |
на 2-й граиице высотности, м |
6000 |
Вес пустого, кт |
2954 |
Полетный вес, кг |
4310 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
378 |
Максимальная скорость км/ч |
4б0* |
на 2-й границе высотности, м |
6800 |
Время набора 5000 м, мин |
12,6 |
Практический потолок, м |
8900 |
Крейсерская дальность, км |
890 |
Нормальная бомбовая нагрузка, кг |
400 |
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) |
4 |
Запас патронов к ним, шт. |
3400 |
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) |
1 |
Запас патронов к ним, шт. |
900 |
Длина разбега, м |
425 |
Длина пробега, м |
454 |
Посадочная скорость, км/ч |
143 |
Окончание испытаний |
январь 194 1 г. |
Характеристики |
Су-2 М-88Б модиф. 1/6 |
Номинальная мощность л.с. |
1000 |
на 2-й граиице высотности, м |
6000 |
Вес пустого, кт |
2875 |
Полетный вес, кг |
4121 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
410 |
Максимальная скорость км/ч |
512 |
на 2-й границе высотности, м |
7100 |
Время набора 5000 м, мин |
11,3 |
Практический потолок, м |
9120 |
Крейсерская дальность, км |
1128 |
Нормальная бомбовая нагрузка, кг |
400 |
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) |
2 |
Запас патронов к ним, шт. |
1700 |
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) |
1 |
Запас патронов к ним, шт. |
900 |
Длина разбега, м |
400 |
Длина пробега, м |
425 |
Посадочная скорость, км/ч |
136 |
Окончание испытаний |
февраль 1941 г. |
Характеристики |
Су-2 М-88Б №070Т29 |
Номинальная мощность л.с. |
1000 |
на 2-й граиице высотности, м |
6000 |
Вес пустого, кт |
2995 |
Полетный вес, кг |
4335 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
370 |
Максимальная скорость км/ч |
455 |
на 2-й границе высотности, м |
6700 |
Время набора 5000 м, мин |
12,6 |
Практический потолок, м |
8500 |
Крейсерская дальность, км |
- |
Нормальная бомбовая нагрузка, кг |
400 |
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) |
2 |
Запас патронов к ним, шт. |
2400 |
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) |
1 |
Запас патронов к ним, шт. |
900 |
Длина разбега, м |
460 |
Длина пробега, м |
547 |
Посадочная скорость, км/ч |
141 |
Окончание испытаний |
июнь 1941 г. |
Характеристики |
Cу-2 М-82 №15116 на лыжах |
Номинальная мощность л.с. |
1330 |
на 2-й граиице высотности, м |
5400 |
Вес пустого, кт |
3273 |
Полетный вес, кг |
4700 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
413 |
Максимальная скорость км/ч |
477 |
на 2-й границе высотности, м |
5850 |
Время набора 5000 м, мин |
9,8 |
Практический потолок, м |
8400 |
Крейсерская дальность, км |
830 |
Нормальная бомбовая нагрузка, кг |
400 |
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) |
4 |
Запас патронов к ним, шт. |
3400 |
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) |
2 |
Запас патронов к ним, шт. |
1500 |
Длина разбега, м |
360 |
Длина пробега, м |
320** |
Посадочная скорость, км/ч |
147 |
Окончание испытаний |
апрель 1942 г. |
Характеристики |
Cу-2 М-82 №15116 на колесах |
Номинальная мощность л.с. |
1330 |
на 2-й граиице высотности, м |
5400 |
Вес пустого, кт |
3220 |
Полетный вес, кг |
4700 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
430 |
Максимальная скорость км/ч |
486 |
на 2-й границе высотности, м |
5850 |
Время набора 5000 м, мин |
9,8 |
Практический потолок, м |
8400 |
Крейсерская дальность, км |
910 |
Нормальная бомбовая нагрузка, кг |
400 |
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) |
4 |
Запас патронов к ним, шт. |
3400 |
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) |
2 |
Запас патронов к ним, шт. |
1500 |
Длина разбега, м |
380 |
Длина пробега, м |
290** |
Посадочная скорость, км/ч |
147 |
Окончание испытаний |
апрель 1942 г. |
Примечания:
- * - На второй границе высотности максимальная скорость определена расчетным путем из-за неполадок и работе мотора; На первой границе высотности 4400 м измерена скорость 455 км/ч.
- ** - Пробег измерили при сокращенном посадочном весе 4100 кг.
Источники:
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
- Дмитрий Хазанов, Николай Гордюков "Су-2. Ближний бомбардировщик".
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|