Бомбардировщик-штурмовик Су-4
Самолет СССР второй мировой войны Су-4 являлся модификаций бомбардировщика Су-2. Машина была оснащена другим мотором и улучшенным вооружением. По некоторым данным этот самолет воевал в Великой Отечественной войне, по другим источника Су-4 с мотором АМ-90 находился в стадии опытного, но по всей вероятности, испытания проходил.

Легкий бомбардировщик-штурмовик Су-4

Су-2Советский самолет второй мировой войны Су-4 фактически был модификацией бомбардировщика Су-2 с более мощным двигателем. Помимо этого данный бомбардировщик-штурмовик имел более эффективное вооружение - взамен обычных пулеметов были установлены крупнокалиберные. В книге "История конструкций самолетов СССР 1938-50 гг." В.Б. Шавров пишет, что вначале предполагалась установка двигателя М-90 Е. В. Урмина, который был двухрядным, звездообразным, 18-цилиндровым, значительно меньшего диаметра, нежели другие звездообразные двигатели.

Чтобы не путаться в модификациях и моторах, вы всегда можете навести курсор мышки на изображение, чтобы прочитать наименование самолетов данной статьи.

Бомбардировщик ББ-3

Сухой считал, что уже с осени 1941 года серийное производство Су-2 можно было перевести на мотор М-89, который создавался под руководством С.К. Туманского и затем Е.В.Урмина. Но, по мнению Павла Осиповича, гораздо больше преимуществ в летных характеристиках имел двигатель А.Д. Швецова М-82 - дальнейшее развитие М-81. В качестве перспективных моторов рассматривались М-90 и АМ-37 - под них главный конструктор с февраля 1941 года начал проектировать и строить опытные машины Су-4 (ББ-3). В отличие от Су-2 они должны были иметь не только деревянный фюзеляж, но и деревянное крыло с металлическими лонжеронами. Планировалось, что крупнокалиберные пулеметы Таубина заменят ШКАСы в крыльях и на верхней турели.

Бомбардировщик-штурмовик

Поскольку М-90 не вышел из опытной стадии, то на машине установили серийный М-82. Консоли крыла были выполнены при тех же металлических лонжеронах с деревянными нервюрами и фанерной обшивкой в связи нехваткой дуралюмина. Вооружение самолета СССР Второй мировой войны Су-4 по сравнению с бомбардировщиком Су-2 было более мощным - два крупнокалиберных пулемета БС в центроплане при тех же двух пулеметах ШКАС у стрелка и 400 кг бомб на внутренней подвеске. Самолет набирал высоту 6 тысяч метров за 10,5 минут, а скорость у земли составляла 450 км/ч. Государственные испытания самолет прошел в в апреле 1942 года. Самолет Су-4 производился серийно и воевал в Великой Отечественной войне.

Основные характеристики самолета Су-4
Тип двигателя 1 ПД Швецов М-82
Мощность, л.с. 1 х 1250
Длина, м 10,79
Размах крыла, м 14,30
Площадь крыла, кв.м 29,00
Масса, кг  
топлива и масла 525
полетная 4620
Скорость, км/ч  
у земли 450
на высоте 486
посадочная 135
Время набора высоты 5 км, мин. 10,5
Дальность полета, км 1000
Практический потолок, м 9500

И все же Су-4 все же испытывался с М-90. В Интернете есть информация, что завод № 289 изготовил крыло и комплект чертежей по самолету Су-4 АМ-37 и передал их заводу №135 в соответствии с ведомственным приказом от 4 марта 1941 года. В июле 1941 года, по распоряжению НКАП, все работы по самолету были возложены на завод № 289. В октябре 1941 года недостроенные самолеты Су-4 М-90 и Су-4 АМ-37 эвакуировали в г. Молотов. По распоряжению НКАП летом 1942 года полностью готовый самолет Су-4 М-90 передали эвакуированному в город Омск заводу №29 для проведения летных испытаний М-90. По сводкам НИИ ВВС КА к 15 апреля 1943 года самолет выполнил 9 полетов с налетом 4 часа 30 минут. По самолету Су-4 АМ-37 работы в эвакуации не проводились и в связи с прекращением серийного выпуска самолета Су-2, перед Наркомом было возбуждено ходатайство о снятии этого задания с плана завода.

Процесс совершенствования ближнего бомбардировщика Су-2 не ограничивался только вышеприведенными модификациями. Были и нереализованные проекты. В постановлении правительства от 29 июля 1939 года "О создании модифицированных и новых опытных бомбардировщиков, штурмовиков и разведчиков в 1939 году" предписывал П.О.Сухому "...Разработать эскизный проект одномоторного двухместного ближнего бомбардировщика как дальнейшее развитие ББ-1 и представить в НКО в июле 1939 года..."

В.Б. Шавров также сообщает: "Кроме самолетов Су-2 у П. О. Сухого в предвоенные годы были два истребителя, законченные и проходившие испытания".

Су-2

Очень наглядно развитие самолетов Су-2 отображено в схеме, представленной в книге Н.Гордюкова и Д.Хазанова "Су-2 - ближний бомбардировщик", где также присутствуют Су-4 с АМ-37 и Су-4 с М-90 (однако, в раздалах "проекты" и "опытные машины"):

Схема развития Су-2

Нажмите на схему для увеличения

Для справки: Летно-технические характеристики самолетов по материалам испытаний в НИИ ВВС

СЗ-2

Характеристики СЗ-2 М-62
Номинальная мощность л.с. 820
на 2-й граиице высотности, м 4200
Вес  пустого, кт 2604
Полетный вес, кг 3670
Максимальная скорость у земли, км/ч 360
Максимальная скорость км/ч 403
на 2-й границе высотности, м 4700
Время набора 5000 м, мин 16,6
Практический потолок, м 7440
Крейсерская дальность, км 1050
Нормальная бомбовая нагрузка, кг 200
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 4
Запас патронов к ним, шт. 3000
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 2
Запас патронов к ним, шт. 1000
Длина разбега, м 380
Длина пробега, м 240
Посадочная скорость, км/ч 90
Окончание испытаний апрель 1938 г.

Иванов

Характеристики "Иванов" М-87А
Номинальная мощность л.с. 950
на 2-й граиице высотности, м 4700
Вес  пустого, кт 2850
Полетный вес, кг 4030
Максимальная скорость у земли, км/ч 375
Максимальная скорость км/ч 468
на 2-й границе высотности, м 5200
Время набора 5000 м, мин 11,8
Практический потолок, м 8800
Крейсерская дальность, км 1000
Нормальная бомбовая нагрузка, кг 200
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 4
Запас патронов к ним, шт. 3400
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 2
Запас патронов к ним, шт. 1500
Длина разбега, м 280
Длина пробега, м 270
Посадочная скорость, км/ч 125
Окончание испытаний апрель 1939 г.

ББ-1

Характеристики ББ-1 М-88
Номинальная мощность л.с. 1000
на 2-й граиице высотности, м 6000
Вес  пустого, кт 2875
Полетный вес, кг 4121
Максимальная скорость у земли, км/ч 375
Максимальная скорость км/ч 467
на 2-й границе высотности, м 6600
Время набора 5000 м, мин 10,6
Практический потолок, м 8900
Крейсерская дальность, км -
Нормальная бомбовая нагрузка, кг 400
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 4
Запас патронов к ним, шт. 3400
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 1
Запас патронов к ним, шт. 900
Длина разбега, м -
Длина пробега, м -
Посадочная скорость, км/ч 130
Окончание испытаний апрель, 1940 г.

16-2

Характеристики Cу-2 М-88Б №16/2 и 20/2
Номинальная мощность л.с. 1000
на 2-й граиице высотности, м 6000
Вес  пустого, кт 2954
Полетный вес, кг 4310
Максимальная скорость у земли, км/ч 378
Максимальная скорость км/ч 4б0*
на 2-й границе высотности, м 6800
Время набора 5000 м, мин 12,6
Практический потолок, м 8900
Крейсерская дальность, км 890
Нормальная бомбовая нагрузка, кг 400
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 4
Запас патронов к ним, шт. 3400
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 1
Запас патронов к ним, шт. 900
Длина разбега, м 425
Длина пробега, м 454
Посадочная скорость, км/ч 143
Окончание испытаний январь 194 1  г.

1-6

Характеристики Су-2 М-88Б модиф. 1/6
Номинальная мощность л.с. 1000
на 2-й граиице высотности, м 6000
Вес  пустого, кт 2875
Полетный вес, кг 4121
Максимальная скорость у земли, км/ч 410
Максимальная скорость км/ч 512
на 2-й границе высотности, м 7100
Время набора 5000 м, мин 11,3
Практический потолок, м 9120
Крейсерская дальность, км 1128
Нормальная бомбовая нагрузка, кг 400
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 2
Запас патронов к ним, шт. 1700
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 1
Запас патронов к ним, шт. 900
Длина разбега, м 400
Длина пробега, м 425
Посадочная скорость, км/ч 136
Окончание испытаний февраль 1941 г.

070Т29

Характеристики Су-2 М-88Б №070Т29
Номинальная мощность л.с. 1000
на 2-й граиице высотности, м 6000
Вес  пустого, кт 2995
Полетный вес, кг 4335
Максимальная скорость у земли, км/ч 370
Максимальная скорость км/ч 455
на 2-й границе высотности, м 6700
Время набора 5000 м, мин 12,6
Практический потолок, м 8500
Крейсерская дальность, км -
Нормальная бомбовая нагрузка, кг 400
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 2
Запас патронов к ним, шт. 2400
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 1
Запас патронов к ним, шт. 900
Длина разбега, м 460
Длина пробега, м 547
Посадочная скорость, км/ч 141
Окончание испытаний июнь  1941 г.

На лыжах

Характеристики Cу-2 М-82 №15116 на лыжах
Номинальная мощность л.с. 1330
на 2-й граиице высотности, м 5400
Вес  пустого, кт 3273
Полетный вес, кг 4700
Максимальная скорость у земли, км/ч 413
Максимальная скорость км/ч 477
на 2-й границе высотности, м 5850
Время набора 5000 м, мин 9,8
Практический потолок, м 8400
Крейсерская дальность, км 830
Нормальная бомбовая нагрузка, кг 400
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 4
Запас патронов к ним, шт. 3400
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 2
Запас патронов к ним, шт. 1500
Длина разбега, м 360
Длина пробега, м 320**
Посадочная скорость, км/ч 147
Окончание испытаний апрель 1942 г.

На колесах

Характеристики Cу-2 М-82 №15116 на колесах
Номинальная мощность л.с. 1330
на 2-й граиице высотности, м 5400
Вес  пустого, кт 3220
Полетный вес, кг 4700
Максимальная скорость у земли, км/ч 430
Максимальная скорость км/ч 486
на 2-й границе высотности, м 5850
Время набора 5000 м, мин 9,8
Практический потолок, м 8400
Крейсерская дальность, км 910
Нормальная бомбовая нагрузка, кг 400
Неподвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 4
Запас патронов к ним, шт. 3400
Подвижное стрелковое вооружение (ШКАС 7,62 мм) 2
Запас патронов к ним, шт. 1500
Длина разбега, м 380
Длина пробега, м 290**
Посадочная скорость, км/ч 147
Окончание испытаний апрель 1942 г.

Примечания:

  • * - На второй границе высотности максимальная скорость определена расчетным путем из-за неполадок и работе мотора; На первой границе высотности 4400 м измерена скорость 455 км/ч.
  • ** - Пробег измерили при сокращенном посадочном весе 4100 кг.

Источники:

  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
  • Дмитрий Хазанов, Николай Гордюков "Су-2. Ближний бомбардировщик".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме