Многоцелевой самолет люфтваффе Junkers Ju 88
Cамолет Юнкерс Ju 88 стал "рабочей лошадкой" люфтваффе во время Второй мировой войны. Он выполнял столь разные по своему характеру задачи, что его можно по праву назвать одним из первых многоцелевых самолетов. Однако такая гибкость боевого применения являлась не результатом осознанного выбора, а скорее случайностью. В 1934 году Технический департамент министерства авиации Германии (Reichsluftfahrt Ministenum - RLM) подготовил техническое задание на разработку самолета, способного выполнять задачи бомбардировщика, истребителя, разведчика и штурмовика, но уже в начале следующего года возникли сомнения в правильности такой концепции, в результате чего появились новые, уже дифференцированные спецификации к истребителю и скоростному бомбардировщику.
Технические требования к бомбардировщику предусматривали создание трехместного самолета, вооруженного одним пулеметом MG-15 на подвижной установке, нормальной бомбовой нагрузкой в 500 кг (максимальная-800 кг). Машина должна была развивать скорость 500 км/ч и поддерживать ее в течение 80 мин. Максимальная крейсерская скорость составляла 450 км/ч, время набора высоты 7000 м - 25 мин. Технические задания на разработку самолета получили компании "Фокке-Вульф", "Хеншель", "Юнкерc" и "Мессершмитт". При этом подразумевалось, что заказ будет оформлен только после конкурсных испытаний. Фирма "Фокке-Вульф" уклонилась от участия в конкурсе, "Хеншель" и "Юнкерc" приступили к разработке новых проектов, а в компании "Мессершмитт" взяли за основу истребитель Bf 110.
Фирмы "Юнкерc" начала работу над проектом в Дессау 15 января 1936 года. На заводах компании приступили к сборке трех опытных самолетов. Первый из них Ju88 V-1 поднялся в воздух 21 декабря 1936 года. Самолет представлял собой низкоплан с двумя двигателями "Даймлер-Бенц" DB 600А - 12-цилиндровыми жидкостного охлаждения, с лобовыми радиаторами (взлетная мощность 1000 л. с. и 910 л.с. на высоте 4000 м). Ju 88 V-1 имел монококовый фюзеляж овального сечения, образованный Z-образными шпангоутами и Т-образными стрингерами, к которым крепилась работающая обшивка. Двухлонжеронное крыло также имело гладкую работающую обшивку из легкого сплава. Основные стойки шасси с масляной амортизацией убирались электрически. Ju 88 V-1 разбился во время испытаний.
10 апреля 1937 года совершил свой первый полет Ju 88 V-2. Ju 88 V-3 впервые оторвался от земли 13 сентября 1937 года. Самолет проходил испытания в Рейхлине и показал хорошие результаты. Бомбардировщик V-3 получил двигатели "Юнкерc" Jumo 211А, развивавшие при взлете мощность 1000 л. с. и 975 л.с. на высоте 4200 м. Скорость достигла 517 км/ч, по сравнению с 462 км/ч на V-2, на котором устанавливались двигатели DB 600. Взлетный вес достигал 8500 кг.
Отчеты из испытательного центра были обнадеживающими, и RLM санкционировало постройку еще трех опытных самолетов. Технический департамент уточнил требования к бомбардировщику, сделав упор на возможность бомбометания при пикировании. Оборонительное вооружение решили усилить, а экипаж увеличить до четырех человек. Все эти изменения нашли свое воплощение в Ju 88 V-4, совершившем свой первый полет 2 февраля 1938 года.
18 июня 1938 года в воздух поднялся серийный прототип Ju 88 V-6. За ним последовали еще четыре опытных самолета, заказанных вместе с 10 предсерийными Ju 88А-0. Бомбардировщик Ju 88 V-6 был оснащен двумя двигателями Jumo 211В-1, но трехлопастные винты заменили на четырехлопастные, а новое шасси позволило сократить объем мотогондол. Основное шасси имело теперь стойки с гидравлическим управлением, с поворотом на 90°. Самолет был четырехместным, взлетный вес возрос с 10 000 кг до 10 250 кг. Оборонительное вооружение состояло из трех пулеметов MG-15, бомбовая нагрузка в бомбоотсеке доходила до 500 кг. Ju 88 V-7, совершивший первый полет 27 января 1938 года, стал вторым эталоном в серии "А". Позже его переделали в прототип "охотника" серии "С". Ju 88 V-8 и V-9 отличались от предшественников только тем, что получили воздушные тормоза на консолях, a Ju 88 VI0 использовался для испытаний внешней подвески бомб под центропланом. Воздушные тормоза и внешняя подвеска бомб стали стандартом для первых серийных Ju 88А-0, сошедших со сборочной линии в марте 1939 года.
Серия Ju 88А.
Самолеты Ju 88А-0 поставлялись в спецкоманду "88", главной задачей которой было проведение войсковых испытаний и тренировки обслуживающего персонала. Ju 88А-1 конструкционно близок А-0 и отличался лишь возвратом к трехлопастным винтам (вместо четырехлопастных). Четыре члена экипажа размещались в носовой части фюзеляжа перед крылом. Пилот располагался слева, бомбардир внизу. Бортинженер сидел за пилотом лицом назад. Рядом с ним, чуть ниже, находился радист, который в случае необходимости мог перейти в подфюзеляжную гондолу для обслуживания нижнего пулемета. Два бомбоотсека вмещали двадцать восемь 50-кг бомб SC-50. Четыре держателя под центропланом позволяли поднимать бомбы весом до 500 кг, но обычно подвешивались 100-кг бомбы, обеспечивавшие бомбовую нагрузку 1800 кг. При полете на небольшие расстояния под крылом подвешивались четыре 250-кг или две 500-кг бомбы. Бомбоприцел монтировался на полу кабины и во время полета сдвигался влево, чтобы не ограничивать обзор.
Запас топлива находился в 415-л консольных и 425-л центропланных баках. Для дальних полетов в переднем бомбоотсеке можно было разместить 1215-л дополнительный бак, а в случае необходимости и 680-л бак в заднем отсеке Первоначально оборонительное вооружение состояло из пулемета MG-15, стрелявшего вперед через правую часть остекления, и из двух таких же пулеметов, расположенных в задней верхней и нижней установках. Вскоре выяснилось, что этого недостаточно. Но самолет отличался прекрасной маневренностью. Со временем двигатели Jumo 211В-1 заменили на Jumo 211С-1 той же мощности. Появились узлы крепления стартовых ракетных ускорителей, которые использовались при взлете с перегрузкой. Новая модель самолета получила обозначение Ju 88А-2.
Очередной вариант - Ju 88А-3 представлял собой модернизированный А-1 с двойным управлением и идентичным приборным оборудованием. Начало разработки в 1940 года варианта Ju 88А-4 привело к появлению целого ряда различных модификаций, на которых устанавливались усовершенствованные двигатели Jumo 211 (варианты 211F и 211J), отличавшиеся усиленным коленвалом, установкой нагнетателя DFL, новым управлением, доработанным топливным насосом и системой охлаждения под давлением. Jumo 211J, кроме того, имел индукционный охладитель. Более мощный двигатель Jumo 211J предназначался для установки на самолете Ju 88А-4, площадь крыла которого была увеличена на 2,4 м2 (до 54,5 м2) за счет удлинения консолей на 1,65 м, что, в свою очередь, увеличило размах крыла до 20 м. Одновременно с консолями удлинили элероны, получившие вместо матерчатой металлическую обшивку, и укрепили стойки шасси. Работы над мотором Jumo 211J задержали запуск в производство самолета Ju 88А-4, в результате чего весной 1940 г. появился уже новый вариант Ju 88А-5, представлявший собой планер А-1 с консолями от А-4. Новый самолет получил усиленное шасси и возможность подвески еще двух 250-кг бомб под консолями крыла. Бомбардировщики Ju 88А-5 оснащались двигателями Jumo 211В-1, G-1 или Н-1, развивавшими мощность при взлете 1200 л.с. Эта модификация стала поступать на вооружение бомбардировочных эскадр во время Битвы за Англию (1940-1941 годов).
Для борьбы с аэростатами заграждения были разработаны варианты Ju 88А-5 и А-6, оборудованные параванами перед крыльями, заканчивающимися резаками тросов. Еще до начала сборки Ju 88А-4 было выпущено небольшое число учебных А-5 с двойным управлением, получивших обозначение Ju 88А-7. На первых серийных Ju 88А-4 стояли двигатели Jumo 211F-1, вскоре уступившие место Jumo 211J. Jumo-211J развивали взлетную мощность 1340 л.с., 1350 л. с. на высоте 250 м и 1060 л. с. на высоте 5200 м. Усилили оборонительное вооружение и бронезащиту экипажа Ju 88А. Хотя самолет проявил себя лучше, чем любой другой бомбардировщик люфтваффе, а его высокая скорость позволяла уходить даже от "Спитфайра", потери были все же значительными. В результате на Ju 38А-4 пулеметы MG-15 заменили на MG-81, имевшие более высокие технические данные при том же калибре. Предусматривалось несколько вариантов вооружения в зависимости от серии самолета.
Все последующие модификации серии "А" выпускались на основе Ju 88А-4, но их номера не отражали той последовательности, с которой они поступали на вооружение. На основе А-4 также были созданы следующие варианты:
- Ju 88А-8 (с двигателями Jumo 211F-1) - выпускался параллельно с А-4; на передних кромках крыла были установлены резаки аэростатов заграждения (так называемых "Kutonase"); экипаж состоял из трех человек. Небольшое количество машин этой модификации было выпущено в 1941 году.
- Ju 88А-11 - серийная модификация тропического варианта Ju 88А-4/Тrор., появившегося благодаря усилиям частей техобслуживания и доработанного на сборочной линии.
- Ju 88А-12 - переоборудованные под двойное управление А-4, с которых снималась нижняя гондола, воздушные тормоза и все вооружение.
- Ju 88А-13 - самолеты, использовавшиеся в качестве штурмовиков. Воздушные тормоза и бомбо-прицел были сняты, экипаж получил дополнительную бронезащиту, вооружение состояло из 250-ти 2-кг осколочных бомб и 16-ти пулеметов MG-17, установленных в контейнере на держателях ETC под крылом.
- Ju 88А-14 - получил устройство для преодоления аэростатных заграждений ("Kutonase"), дополнительное бронирование экипажа, на нескольких машинах установили в нижней гондоле пушку MGFF] сняв бомбоприцел. MGFF использовалась в основном для атаки морских судов. Ее получили и несколько Ju 88А-4, причем иногда пушка устанавливалась в правой части лобового остекления кабины.
- Ju 88А-15 - планер А-4, оборудованный увеличенным бомбоотсеком, вмещавшим до 3000 кг бомб. Нижняя гондола снималась, экипаж сокращался до трех человек, оборонительное вооружение состояло только из двух пулеметов MG-15.
- Ju88A-16 - вариант А-14 с двойным управлением без нижней гондолы и оборонительного вооружения.
- Ju 88А-17 - торпедоносец. Под крылом монтировался держатель PVC, что позволяло поднять две 765-кг торпеды LTF-5b. В длинном обтекателе, справа под фюзеляжем, располагался механизм подготовки торпеды к сбросу. Экипаж состоял из трех человек. Нижняя гондола на некоторых самолетах снималась.
Объемы производства Ju 88А быстро достигли внушительных размеров. Если в 1939 году люфтваффе получили только 110 самолетов этого типа, то в следующем было выпущено уже 2184 машины (в т. ч. 60 ночных истребителей и 330 разведчиков). Общий выпуск в 1941 г. составил 2619 самолетов (из них 2000 бомбардировщиков). В 1942 г., несмотря на прекращение производства самолета на заводах компаний "Арадо" в Бранденбурге, "Дорнье верке Висмар" и "Хейнкель" в Ораниенбурге, было произведено 3094 машины (2270 бомбардировщиков). К этому времени Ju 88 стал основным самолетом-бомбардировщиком, а в начале 1943 года появился на вооружении ВВС союзников Германии.
Судьба эскадр люфтваффе, вооруженных Ju 88А
- LG. 1 - действовала на Средиземном море, сражалась в Италии. В июне 1944 года была переведена в Бельгию. Капитуляция застала ее в Шлезвиг-Гольдлтейне. Единственная эскадра Ju 88, не участвовавшая в боях на Восточном фронте.
- KG.1 - принимала участие в нападении на СССР. Осенью 1941 года переброшена на Балканы, расформирована летом 1944 года.
- KG.3 - оставалась на Восточном фронте до начала 1944 года III группа из ее состава позже была перевооружена на Не 111, приспособленные для пуска ракет.
- KG.6 - сформирована в мае 1942 года, действовала на Западном фронте. К концу 1944 года переоснащена Ju 188.
- KG.26 - весной 1944 года приступила к перевооружению с Не 111 на Ju 88А. Конец войны встретила в Норвегии.
- KG.51 - в апреле 1943 года была перевооружена на самолеты Me 410.
- KG.54 - в 1944 года переброшена из СССР на Запад, где участвовала в ночных налетах на Англию. Осенью того же года была расформирована.
- KG.60 - дислоцировалась в Норвегии. Использовала Ju 88 недолго - зимой 1942-1943 годов.
- KG.66 - действовала на Западном фронте. Имела смешанный состав "охотников": Ju 88, Ju 188 и Do 217.
- KG.76 - в 1943 году переброшена с Восточного фронта на Сицилию. В июне 1944 года вернулась на Западный фронт, где приступила к перевооружению на Аr 234.
- KG.77 - действовала на Восточном фронте до начала лета 1942 года, когда была переведена на Сицилию, и окончательно была расформирована зимой 1942-1943 годов.
К началу 1945 года Ju 88А оставались на вооружении всего лишь нескольких частей (эскадры - KG.26, KG.66 и LG.1).