Мессершмитт Ме 410
Тяжелый истребитель-бомбардировщик Германии Второй мировой войны Мессершмитт Me.410 Шершень, являясь модернизированным вариантом Ме-210, разработан с целью замены Bf 110. За время серийного производства построено 1160 самолетов этого типа. К середине 1944 года практически все оставшиеся Me.410 были направлены на борьбу с дневными бомбардировщиками. Скорость и огневая мощь позволили им на равных сражаться с противником.
Содержание
Мессершмитт Ме 410
В бою

Тяжелый истребитель-бомбардировщик Messerschmitt Me 410

me410Немецкий тяжелый истребитель-бомбардировщик Мессершмитт Me.410 "Hornisse" (Шершень), являясь модернизированным вариантом Ме 210, был разработан для замены немецкого самолета Второй мировой войны Bf 110. Первый полет состоялся в 1942 году, а серийное производство развернуто в 1943 году. Было построено 1160 этих скоростных, хорошо вооруженных, самолетов данного типа. Истребители-бомбардировщики наносили удары по объектам в Англии, блокировали британские аэродромы, в 1944 году сопровождали дальних морских разведчиков. Однако, опытная программа по разработке данного самолета едва не потерпела крах, что пошатнуло высокую репутацию компании "Мессершмитт АГ" и стало предметом тревоги для люфтваффе.

Самолет Мессершмитт Me 210

В 1938 году Министерство авиации Германии осуществило прогноз и составило перспективные планы с тем, чтобы быть уверенным, что все будущие запросы люфтваффе будут удовлетворяться в срок. Хотя в отношении двухдвигательного большой дальности истребителя "Мессершмитт" Bf 110 не было никаких претензий, высшее командование люфтваффе считало, что класс тяжелых истребителей является настолько важным, что Мессершмитту было предписано разработать новую машину для замены Bf 110. Предложение компании приняли летом 1938 года, и тут же подписали контракты на разработку Me 210 и "Арадо" Аr 240, но посчитали, что вариант "Арадо" значительно проигрывает. Репутация "Мессершмитта" была настолько высока, что контракт на Me 210 включал положения о массовом производстве узлов и агрегатов с длительным сроком изготовления и покупке 1000 самолетов прямо со сборочной линии.

Хотя при создании Me 210 максимально использовался опыт удачного Bf 110, в его конструкции имелось много новшеств. Одно из них заключалось в том, что носовая часть фюзеляжа была низкой и очень короткой - фактически не выходила за втулки винта. Летчик размещался впереди справа. Вооружение для стрельбы вперед состояло из двух новых пушек "Маузер" MG 151 /20 и двух пулеметов MG 17 калибра 7,9 мм, размещавшихся под полом кабины, а не перед приборной доской, как на Bf 110. Там же находился вместительный бомбоотсек с двумя створками, куда помещалась пара бомб SC 500 весом по 500 кг. На нижней и внешней поверхностях крыла находились большие тормозные решетки для бомбометания с пикирования. Новшеством также стала кормовая стрелковая установка. В фюзеляже сразу за крылом на поперечной оси устанавливался крупный барабан, вращаемый в обе стороны электродвигателем. Справа и слева находились пулеметы MG 131 калибра 13 мм с боезапасом по 450 патронов. Дистанционной установкой FDL 131с оптическим прицелом управлял наблюдатель.

me210

Me 210C-2

На Me 210 применили и другие новые технические решения. Расположенные одна за другой кабины имели мпогосекционное плексигласовое остекление, которое охватывало кабину с боков, обеспечивавшее наблюдателю некоторый обзор вниз и позволявшее вести огонь по истребителям, которые могли атаковать, находясь в "мертвых зонах" под и за самолетом. Большие колеса главного шасси при уборке поворачивались в горизонтальное положение и прятались в ниши гондол, как на Юнкерс Ju 88. Фонари летчика и наблюдателя были откидными, но открывались они не вверх, а вправо. Двигатели были практически идентичны устанавливавшимся в 1939 году на Bf 109 и 110, но ожидалось, что новый истребитель будет более скоростным.

me410

Новая конструкция

Сразу же после первого полета на прототипе доработали хвостовое оперение, увеличив киль, а стабилизатор сделали трапециевидным. Но это лишь незначительно улучшило характеристики, и в течение 1940 года испытывали растущее число опытных машин. К 1941 году со сборочных линий в Аугсбурге, Регенсбурге и Брауншвейге сошли предсерийные Me 210А-0 и А-1, но в конечном итоге после долгого обсуждения программу закрыли. На всех трех заводах выпуск самолетов прекратили в марте 1942 года, а Вилли Мeсершмитта отправили в отставку.

me410A-1

Me 410A-1 (предыдущий индекс 210A-1) вид сбоку

Мессершмитт Me 410

Испытания продолжались полным ходом, и 14 марта 1942 года Me 210А-0 поднялся в воздух с удлиненной и более широкой хвостовой частью фюзеляжа, концевыми предкрылками и множеством других изменений, что позволило намного улучшить его характеристики. Началась спешная работа над новым самолетом с учетом результатов испытаний, у него также изменили консоли крыла - вместо стреловидности в 5 градусов им придали прямую трапециевидную форму и установили более мощные двигатели DB 603. Для того чтобы забыть о позоре, связанном с Me 210, машина получила обозначение Me 410.

Осенью 1942 года начались летные испытания первого Me 410, он стал основой для исключительно полезной машины. Новые фюзеляж и крыло полностью устранили недостатки, связанные с управляемостью и тенденцией к сваливанию в штопор, а двигатели DB 603А мощностью по 1380 кВт (1850 л.с.) обеспечили отличные характеристики. В декабре 1942 года со стапелей начали сходить скоростной бомбардировщик Me 410А-1 с уже отлаженными барбеттами MG 131 и тяжелый истребитель Ме 410А-2, а пока шла подготовка к серийному выпуску, компания "Мессершмитт" и центры по разработке вооружения и оборудования люфтваффе создали большое число схем оснащения самолетов различным вооружением и оборудованием.

me410

Me 410

С января 1943 года по сентябрь 1944 года базовыми моделями в серийном производстве стали Me 410А с двигателями DB 603А и Me 410В с двигателями DB 603G мощностью по 1417 кВт (1900 л.с.) и другими незначительными изменениями. Стандартное вооружение осталось таким же, как и на Me 210A: две пушки MG 151/20 и два пулемета MG 17 для стрельбы вперед и барбетты MG 131 для стрельбы назад. На самолете "Ш" пулеметы MG 17 отсутствовали, а в хвостовой части фюзеляжа устанавливался вертикальный аэрофотоаппарат. На "U2" (тяжелые истребители) в бомбоотсеке использовались две пушки MG 151/20, стрелявшие вперед. Версия U2/R2 имела бомбоотсек с двумя пушками МК 103 или МК 108 калибра 30 мм, а нижняя плексигласовая панель в носовой части заменялась на металлическую. U2/R5, как и другие, предназначалась для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками, у них в бомбоотсеке находились четыре MG 151, в результате вперед стреляли шесть пушек калибра 20 мм. Такое же тяжелое вооружение использовалось на U2/R4, у которых в бомбоотсеке стояли две пушки MG 151, а еще две - под фюзеляжем. U4 нес одну пушку ВК 5 калибра 50 мм.

me410a2

Me 410A-2

На первых версиях отсутствовало вооружение для стрельбы вперед. На A2/U4 помимо ВК 5 устанавливали спаренные пушки MG 151 и пулеметы MG 17; было поставлено также 100 комплектов пушки ВК 5 с двумя орудиями МК 103 калибра 30 мм и прицелом ZFR 4а - для самолетов B-2/U4. Выпускавшийся в незначительных количествах Me 410В-6 имел две пушки МК 103 в бомбоотсеке и два пулемета MG 131 вместо MG 17. Еще одной редкостью являлся бомбардировщик-торпедоносец В-5, который мог нести различные бомбы слева под фюзеляжем. Вооружение для стрельбы вперед сократили до двух пушек MG 151, большинство этих самолетов оборудовалось радиолокаторами FuG 200 "Хохентвиль". В-5 испытывались со специальными авиационными торпедами "Фридензенгель", а также с вращающейся бомбой SB 800RS "Курт" весом 500 кг, применявшейся против надводных кораблей, и фугасом SB 1000/410 на внешней подвеске с эллиптическим поперечным сечением малого сопротивления и небольшим тормозным парашютом для стабилизации. На вооружении I группы 1-й эскадры тяжелых истребителей стояли В-6 со сдвоенными пушками MG 151/20, сдвоенными пулеметами MG 131 и двумя пушками МК 103, а также радиолокатором "Хохентвиль". Они выполняли противолодочные задачи, пока их не переключили на борьбу с бомбардировщиками, после чего радиолокатор сняли.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме