Тяжелый немецкий истребитель Messerschmitt Bf.110
Стратегический истребитель Мессершмитт Bf-110 появился в середине тридцатых годов. Но концепция многоместного тяжелого истребителя сопровождения большой дальности была сформулирована в годы Первой мировой войны, когда противоборствующие стороны ощутили потребность в самолете-истребителе, способном глубоко проникать на территорию противника, сопровождая бомбардировщики. Кроме того, перед стратегическим истребителем ставилась задача заградительного патрулирования на дальних подступах к своим базам. Однако, в то время технические возможности не позволяли создать такой самолет, а в двадцатых годах интерес военных к подобному истребителю стал падать. И только после 1933 года возрождение агрессивной политики Германии дало новый толчок развитию стратегического истребителя в Европе. Военные ряда стран снова возвратились к идее создания самолета подобного класса.
Концепция стратегического истребителя
В 1934 году начались работы над проектом истребителя сопровождения в Польше и Франции. Во Франции в результате конкурса был выбран самолет POTEZ-63, который появился в октябре 1934 года. А в августе 1934 года в Польше был создан самолет PZL P-38(WILK). Идея создания стратегического истребителя вызвала в Германии неоднозначное отношение. Предполагалось, что это будет двухмоторный трехместный моноплан с сильным пушечным вооружением в подвижных установках. К осуществлению проекта приступили в конце 1934 года сразу несколько фирм: AGO (ARADO), DORNIER, FOCKE-WULF, HENSHEL и HEINKEL. Но лишь на двух из них, FOCKE-WULF и HENSHEL, работа завершилась созданием самолетов.
В отличие от фирм HENSHEL и FOCKE-WULF фирма Вилли Мессершмитта не пользовалась поддержкой Технического департамента. Считалось, что предоставление ей заказа на изготовление стратегического истребителя отрицательно скажется на создании одноместного истребителя Bf-109. Однако, В. Мессершмитт и его главный инженер В.Рихтер все-таки решили взяться за создание своего прототипа двухмоторного истребителя, заручившись поддержкой Эрнста Удета, который, не имея официальной должности, пользовался большим авторитетом в авиационных кругах Германии. С помощью Министерства авиации он успешно провел план Мессершмитта в жизнь, и было получено разрешение на разработку прототипа. Правда, весной 1935 года эта программа была оттеснена еще одной - по созданию скоростного бомбардировщика (в конце концов воплотившейся в Bf-162). Но несмотря на это, BFW упорно продолжала работу над будущим Bf-110. Строительство трех опытных самолетов-истребителей началось в Аугсбурге в 1935 году.
Прототип Bf-110 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с двухкилевым хвостовым оперением. Крыло состояло из двух частей, каждая половина которого была присоединена к фюзеляжу ведущей кромкой к верхним и нижним лонжеронам. На передней кромке крыла были автоматические предкрылки фирмы Handley Page, которые занимали 40% длины передней кромки. На задней кромке устанавливались щелевые закрылки с гидравлическим приводом и элероны с внешними балансирами массы. Фюзеляж был овального сечения, из секций с металлической рабочей обшивкой. Экипаж состоял из трех человек. Место пилота находилось над передней кромкой крыла, за ним размещались штурман-радист и задний стрелок. Вся кабина была расположена под сплошным прозрачным фонарем. Хвостовое оперение было свободнонесущее, монопланового типа; на его концах были кили с рулями направления. Все три стойки шасси втягивались назад гидравликой. Главные стойки располагались в мотогондолах и закрывались створками. Два двигателя DB 600А вращали трехлопастные воздушные винты изменяемого шага и развивали мощность 910 л. с. на уровне моря. Топливо находилось в четырех баках, по два в каждом крыле.
После полных статических испытаний в Аугсбурге 12 мая 1936 года летчик-испытатель Р. Опитц поднял в воздух первый прототип Bf-110V1. Несколькими днями позднее машина показала скорость 502 км/ч на высоте 3500 м при весе в 5000 кг. Эта скорость близка к максимальной скорости прототипа истребителя Хаукер "Харрикейн", облетанного шестью месяцами раньше, и превышала скорость одноместного истребителя Bf-109V1. Летчики-испытатели положительно оценивали скорость самолета, но негативно отзывались о его маневренности и других динамических свойствах. 24 октября 1936 года поднялся в воздух второй прототип Bf-110V2, который был, по существу, такой же, как и его предшественник, за исключением незначительных изменений, продиктованных предыдущими испытаниями Bf-110V1.
В январе 1934 года BM10V2 был направлен в Рихлин для оценки его летчиками-испытателями из Министерства авиации Германии. Оценка оказалась благоприятной. Между тем Мессершмитт, не дожидаясь ее, уже начал подготовку производства предсерийных образцов. Начало массового производства двигателей DB 601 планировалось лишь весной 1938 года. Поэтому было принято решение сократить количество предсерийных ВМ10А-0 и приспособить их под двигатели JUMO 210D. Первый Bf-110A-01 начал испытываться в Аугсбурге в августе 1937 года. На самолете были установлены двигатели JUMO 210D с мощностью 680 л.с. на взлете и 640 л.с. на высоте 2700 м и двухлопастные винты изменяемого шага. Из-за меньшей мощности двигателей соответственно снизились летные характеристики самолета. Скорость достигала всего 430 км/ч на высоте 3600 м.
Вооружение по-прежнему состояло из четырех пулеметов калибра 7,9 мм MG 17 и одного MG 15 такого же калибра на подвижной установке в задней части кабины. Полный вес самолета при нормальной топливной нагрузке составлял 5600 кг. На новые двигатели DB 601 возлагались большие надежды, поэтому программа испытаний Bf-110 с JUMO 210 была сокращена, и в марте 1938 года появился последний предсерийный Bf-110A-04. Эта версия имела более заостренный нос фюзеляжа, в верхней части которого были размещены четыре пулемета MG 17, а в нижней установлены две 20-мм пушки MG FF. Стрельбой из пушек управлял штурман-радист. Дальнейшая задержка новых двигателей DB 601А отразилась и на Bf-110B, на которые продолжали устанавливать менее мощные двигатели "Юнкерс" JUMO 210, и первый из десяти предсерийных самолетов Bf-110B-01 взлетел 19 апреля 1938 года.
Он имел двигатели JUMO 210G с прямым впрыском топлива, которые вращали трехлопастные винты изменяемого шага. На предсерийных Bf-110B-O не было вооружения, но на последовавшие в июле 1938 года серийные Bf-110B-1 уже устанавливали полный комплект вооружения, аналогичный вооружению Bf-110A-04 и MG 15 для защиты самолета сзади.
До конца 1938 года производство Bf-110B в среднем составляло 2 самолета в неделю. Вилли Мессершмитт не пытался улучшить конструкцию самолета, так как машина с двигателем JUMO 210G не считалась истребителем, способным выполнять боевые задачи, и рассматривалась как временный самолет для развития оборудования и вооружения. Истребитель был годен лишь для тренировочных задач.
С появлением более мощного двигателя производство Bf-110 возросло, началось формирование специальных истребительных групп, вооруженных Bf-110. Самолет получил название Bf-110C. Если не считать силовой установки и радиаторов, истребитель лишь незначительно отличался от старой модели "В". В результате уменьшения размаха крыла и его площади был увеличен угол атаки, и в элероны были установлены внутренние триммеры ближе к фюзеляжу взамен внешних триммеров на ранних моделях. Гитлеровская пропаганда усердно восхваляла новый истребитель. Однако уже в следующем году критике подверглась маневренность самолета.