FeedBurner

Новости сайта pro-samolet.ru

Онлайн симулятор Вас ждет боевая авиация и бронетехника Второй Мировой войны
Самолет Юнкерс Ju 88 - Серия Ju 88P-Ju 88T
Как правило, знаменитый немецкий самолет периода Второй мировой войны Ju-88 ассоциируется в нашем представлении с пикирующим бомбардировщиком. Однако на базе этих машин немецкие конструкторы в военные годы разработали немало специализированных самолетов, ориентированных на решение самых разных задач.
Содержание
Самолет Юнкерс Ju 88
Другие модификации
Серия Ju 88D-Ju 88H
Серия Ju 88P-Ju 88T

Серия Ju 88Р

Острая необходимость в создании эффективных противотанковых средств стала очевидна еще во время боев под Москвой зимой 1941-1942 годов. Особое внимание уделялось созданию самолета, способного поражать советские танки KB-1. КВ-2 и Т-34. Было предложено использовать в этой роли Ju 88. Выбор был сделан в пользу варианта, вооруженного 75-мм пушкой KwK-39. Летом 1942 г. Ju 88А-4, оснащенный пушкой KwK-39, проходил испытания под обозначением Ju88P-Vl. Пушка устанавливалась в большом обтекателе под фюзеляжем, из-за чего самолет во время испытаний в Бернбурге получил прозвище "die dicke Bertha" ("толстая Берта"), Нижнюю гондолу сняли, а за обтекателем оборудовали стрелковую установку с двумя пулеметами MG-81. Пушка заряжалась вручную. Пороховые газы отводились через боковые отверстия в обтекателе.

Решающие испытания проводились в Рогтентхине - филиале испытательного центра в Рейхлине. В качестве мишеней использовались трофейные танки Т-34. За каждый заход самолет успевал сделать два выстрела. Первый производился с высоты порядка 300 м при пологом пикировании, второй - с высоты 80 м. Испытания прошли успешно, и была заказана небольшая серия машин под обозначением Ju 88Р-1. Конечный вариант отличался отсутствием остекления в носовой части, новой пушкой РаК-40 с большим дульным тормозом и электропневматической системой перезарядки. Пушка и большой обтекатель ухудшили управляемость самолета и сделали его более уязвимым для огня истребителей. В некоторой степени это компенсировалось возможностью сбрасывания орудийной подвески с помощью взрывных устройств в экстремальной ситуации, например при выходе из строя одного из двигателей. Экипаж состоял из трех человек. Вооружение состояло из одного курсового пулемета MG-81 и двух MG-81Z (сверху и снизу фюзеляжа). С нормальным взлетным весом 11 000 кг самолет Ju 88Р-1 мог развивать максимальную скорость 390 км/ч. Действуя в конце 1943 года на Восточном фронте в составе опытной противотанковой команды и 92-й противотанковой эскадрильи, Ju 88В-1 проявил себя в целом неплохо, но пушка имела слишком слабый темп огня, кроме того у самолета не было никаких шансов уйти от истребителей.

Серия Ju 88

К концу 1942 года потери Ju 88А приблизились к критической черте. В качестве контрмеры было принято решение увеличить мощность двигателей, не внося при этом кардинальных изменений в серийное производство. В итоге планер Ju 88А-4 получил двигатели BMW 80ID воздушного охлаждения, развивавшие взлетную мощность 1700 л.с. (1440 л.с. на высоте 5700 м). Остекление носовой части из плоских панелей ("глаза жука") заменили аэродинамически обтекаемыми стеклами. Опытный самолет получил обозначение Ju 88 V-93 (еще обозначался как Ju 88S V-1) Он развивал максимальную скорость 530 км/ч, но по-прежнему не устраивал Технический департамент, который требовал, чтобы бомбардировщик мог "избегать" встреч с истребителями.

Вскоре была выпущена небольшая серия Ju 88S - О очень похожая на Ju 88S VI. На самолете стояли такие же двигатели и оборонительное вооружение. Максимальная бомбовая нагрузка ограничивалась 14 бомбами (по 65 кг) SD-65, находившимися в переднем бомбоотсеке, а задний отсек занимал 680-л топливный бак. Осенью 1943 года развернулось производство новой машины Ju 88S-1. Благодаря двигателям BMW801D-2 с системой форсирования GM-1 (впрыск закиси азота) мощность возросла до 1730 л. с. на высоте 1500 м и 1430 л.с. на высоте 7500 м. При впрыске закиси азота использовался сжатый воздух. Сухой вес системы равнялся 180 кг, с закисью азота - 400 кг. Смесь находилась в трех цилиндрических баллонах, размещавшихся пирамидой в заднем бомбоотсеке. Для предотвращения испарения баллоны закрывались стекловатой и были покрыты алюминиевой фольгой.

Последним самолетом в серии "S" стал Ju 88S-3, оснащенный двигателями Jumo 213А с системой форсирования GM-1. В заднем бомбоотсеке был установлен бак для GM-1 на 340 л смеси. Взлетная мощность возросла с 1776 до 2125 л.с. с "нормальным" впрыском и до 2300 л.с. в "чрезвычайном" режиме. Максимальная скорость достигала 610 км/ч на высоте 8500 м. Производство началось летом 1944 года, но практически сразу прекратилось. Было выпущено всего несколько машин.

Серия Ju 88Т

Одновременно с бомбардировщиком Ju 88S компания "Юнкерc" работала над проектом скоростного разведчика Ju 88Т. Его серийный вариант Т-1 стал поступать в эскадрильи дальней разведки в начале 1944 года. Машина напоминала Ju 88S. В переднем бомбоотсеке разместили 1215-л бак, а в заднем могли находиться баллоны с GM-1 или же 680-л бензобак. Под центропланом можно было подвесить еще два сбрасываемых 900-л бака. Предусматривалась установка довольно широкого спектра разведывательного оборудования, большинство самолетов были оснащены фотокамерами Rb-20/30 и Rb-50/30. Экипаж состоял из трех человек. Оборонительное вооружение включало один пулемет MG-131 (или спарку MG-81Z).

Ju 88T (эскадрилья 2. (F)/123).

Еще один разведывательный вариант Ju 88Т-3 выпускался параллельно с бомбардировщиком Ju 88S-3. На машине стояли двигатели Jumo 213А, развивавшие максимальную скорость 610 км/ч на высоте 8500 м (655 км/ч без подвесных баков). Дальность полета достигала 3170 км. Максимальный взлетный вес с двумя 900-л баками составлял 13 400 кг. Производство Ju 88Т-3 планировалось развернуть на заводе компании "Хеншель" в Шенефельде, но осенью 1944 года вместо него наладили выпуск Me 410.

"Мистель" Ju-88.

В 1943 году Ju 88 нашел свое новое воплощение в виде необычного оружия - беспилотного снаряда, снабженного мощным кумулятивным зарядом в носовой части и управлявшегося из кабины одноместного истребителя, прикрепленного на фюзеляже ударной машины. Идея такого использования отслуживших самолетов принадлежала пилоту-испытателю компании "Юнкерc" Зигфриду Гольцбауер. Он предложил эту схему в 1941 году. В 1942 г. Фриц Штамер из исследовательского института DFS разработал серию "Нискераск", в основе которой лежала все та же возможность буксировки планера-снаряда самолетом. В качестве носителей использовались "Клемм" KL 35 или "Фокке-Вульф" Fw 56. Позже испытывался вариант с Bf 109Е. В начале 1943 года министерство авиации выдало институту DFS заказ на создание образца сцепки беспилотного варианта бомбардировщика Ju 88А-4 и истребителя Bf 109F-4. "Этажерка" получила обозначение "Мистель" в июле 1943 года, когда фирма "Юнкерс" получила указание переоборудовать 15 самолетов Ju 88А в "Мистели", система получила еще одно кодовое обозначение - "Бетховен".

Первая учебная модификация "Мистеля" представляла собой связку стандартного бомбардировщика Ju 88А-4 (вместо самолета-снаряда) и истребителя Bf 109F-4. Эта версия применялась для обучения пилотов истребителей наведения и получила обозначение S-1. Из кабины "Юнкерса" снималось почти все оборудование, носовая часть могла легко отделяться за счет быстросъемных болтов и заменяться кумулятивным зарядом весом 1725 кг, снабженным контактным взрывателем. В ноябре 1943 - апреле 1944 годов прошли испытания полностью снаряженных "Мистелей". Одна из учебных атак была успешно проведена против списанного французского боевого корабля "Оран". Проводились опыты и по поражению фортификационных объектов - стальной стержень кумулятивного ядра пробивал бетон толщиной 2 м.

"Мистель-1" напоминал первый опытный образец, но отличался более надежной системой крепления стоек. Взлет системы осуществлялся за счет работы двигателей обоих самолетов. После набора высоты (1500-2000 м) двигатель истребителя выключался и полет продолжался при помощи двигателей нижнего самолета. При подлете к цели вновь запускался мотор машины-носителя. Бензин поступал из баков бомбардировщика. Во время атаки пилот переводил систему в режим пологого пикирования. На безопасной дистанции истребитель отцеплялся, а беспилотный самолет шел на цель. В июне 1944 года в Дезиер (Франция) прибыла эскадрилья IV/KG. 101 под командованием капитана Хорста Рудата, имевшая в своем составе пять "Мистелей-1". Первый боевой вылет был совершен 24 июня и закончился неудачей - ночной английский истребитель "Москито" вынудил Bf 109F-4 отцепиться задолго до цели. Четыре оставшихся "Мистеля" были брошены под прикрытием истребителей Bf 109G в ночную атаку (в ночь с 24 на 25 июня 1944 года) против союзных кораблей в устье реки Сены. Атака осуществлялась с использованием осветительных ракет, но результаты удалось установить не сразу из-за дыма горящих судов. Только на следующий день разведка сообщила, что все цели были поражены, но ни один корабль не затонул.

Несмотря на скромные успехи, в возможностях нового оружия уже не сомневались. Завод в Моккау под Лейпцигом получил заказ на переоборудование в "Бетховен" 75 истребителей Ju 88G-1, находившихся там в ремонте. В качестве самолета-носителя решили использовать Fw 190А-6 или F-8, так как их моторы тоже работали на 95-октановом бензине. Этот вариант получил обозначение "Мистель-2", а его учебная версия - S-2. С первыми "Мистелями" возникали серьезные проблемы из-за слишком большого взлетного веса. Во время взлета (при разбеге) чрезмерная нагрузка и тряска приводили к повреждениям пневматической системы. После потери нескольких "Мистелей" в результате аварий серийные машины были доработаны - вместо собственного шасси сцепка разбегалась на специальной тележке, сбрасывавшейся непосредственно после взлета. Доработанный вариант получил обозначение "Мистель-3".

Источники:

  • Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
  • Александр Медведь. "Юнкерс-88". От пикирующего бомбардировщика и ночного истребителя до самолета - "самоубийцы".
  • Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
  • Николай Васильев. Накануне войны.
  • Крылья Родины. Евгений Барбаумов. Стрелково-пушечное вооружение самолета Ju-88.
  • Donald, David (editor). Warplanes of the Luftwaffe.
  • В.Н. Шунков. Авиация Люфтваффе.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Штурмовик Ил-10
Советский штурмовик Ил-10 (Beast - "Зверь") Ил-10 - советский штурмовик заключительного периода Великой Отечественной войны конструкции КБ Ильюшина, создан в 1944...
Поставки самолетов Як-130 в Сирию
Америка попросит Россию дать комментарии по поводу сообщений о поставках в Сирию учебно-боевых самолётов Як-130 В понедельник 23 января 2012 года...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме