Истребитель Фокке-Вульф Fw 190
Осенью 1937 года Министерство Авиации третьего рейха представило требования к самолету, который должен был стать резервной машиной на вводившегося в эксплуатацию истребителя Bf-109, и который мог бы его в будущем заменить. Главный конструктор заводов Фокке-Вульф Курт Танк представил проект истребителя с 14-цилиндровым роторным двигателем. После первого полета прототипа, состоявшего 1 июня 1939 года было принято решение о замене роторного двигателя на BMW 801, но это не привело к сколь-нибудь заметным улучшениям. Для ускорения работ над машиной был создан специальный отдел, который возглавили обер-лейтенанты Карл Боррис и Отто Бехренсен. Именно благодаря этим двум людям Fw-190 в конце концов поборол все детские болезни и стал одним из наилучших истребителей второй мировой войны.
Содержание
Истребитель Фокке-Вульф Fw 190
Модификации
Бомбардировщики и штурмовики
В боях
Конструкция Fw 190
Обозначения

Немецкий истребитель Focke-Wulf Fw 190

Немецкий истребитель Fw 190В 1937 году в качестве основного истребителя в Люфтваффе был Мессершмитт Bf 109. Но рейхсминистерство авиации (Reichsluflministenum, RLM) не стало замыкаться на развитии только этого типа. Технический отдел RLM разработал тактико-технические требования для нового истребителя и разослал их различным авиационным фирмам Германии. Техническое задание получила и фирма "Focke-Wulf Flugzeugbau AG". Для нового истребителя технический директор этой компании Курт Танк принял концепцию, предусматривавшую использование 1550-сильного звездообразного двигателя BMW 139, хотя то время предпочтением пользовались двигатели водяного охлаждения, имевшие меньшую площадь поперечного сечения.

Фирма Фокке-Вульф получила заказ на четыре прототипа, и весной 1938 г. началась работа экспериментальной группы под руководством обер-инженера Блазера, а первого июня 1939 г. шеф-пилот компании Ганс Зандер совершил первый полет на прототипе Fw 190V-1 с гражданским обозначением DOPZE. Вооружение на самолете не устанавливалось.

После пяти пробных полетов машина была передана для испытаний в исследовательский центр Люфтваффе в Рехлине. Обозначение изменилось на военное FO+LY. Испытатели высоко оценили новый истребитель за его превосходные летные характеристики и легкость в управлении. Положительные отзывы вызвала и стабильность самолета при посадке, обусловленная прочным шасси с широкой колеей, выгодно отличавшимся от сравнительно более слабого и узкого шасси Bf 109. Были отмечены и недостатки: плохой обзор вперед при рулежке, постоянный перегрев звездообразного двигателя, что вело к повышению температуры в кабине до 55°С. Чтобы избежать перегрева, на первом прототипе изменили систему охлаждения двигателя: кок большого диаметра с туннельным воздухозаборником заменили обычным, а для улучшения обдува двигателя был применен десятилопастный вентилятор, вращавшийся на валу винта.

Второй прототип, Fw 190V-2 (FO+LZ), был готов к полетам в октябре 1939 г На нем сразу проектировалась новая система охлаждения мотора, появилось вооружение, состоявшее из одного 7,92-мм пулемета MG 17 и одного 13-мм пулемета MG 131 в корневых частях крыльев (по другим данным, это были 2 MG 17). Эта машина разбилась из-за поломки коленвала, налетав всего 50 часов. Испытания прототипов Fw 190V-1 и V-2 были успешными, а максимальная скорость составила 595 км/ч. Fw 190V-2 продемонстрировали Герману Герингу, которому понравился новый истребитель. Это значительно ускорило заключение контракта на производство одиннадцати предсерийных Fw 190А-0 и дальнейшую разработку прототипов. Третий и четвертый прототипы были уже близки к завершению, когда стало известно, что фирма BMW отказалась от производства мотора BMW 139 и решила сосредоточить усилия на разработке и производстве моторов серии 801. Новый мотор при прежнем диаметре был несколько длиннее и тяжелее, чем его предшественник. Поэтому третий и четвертый прототипы решили не заканчивать, а вместо этого разработать новый прототип Fw 190V-5.
Fw 190V-3 был разобран на детали, а Fw 190V-4 оставили для прочностных испытаний.

Fw 190V-5 был оснащен двигателем BMW 801С-О мощностью 1560 л.с. Во время одного из испытательных полетов на Fw 190V-5 самопроизвольно открылся капот, и испытателю Гансу Зандеру пришлось садиться в условиях сильно ограниченной видимости. Сесть ему удалось, но уже на пробеге машина врезалась в трактор. Пострадало только крыло, которое и было решено заменить на новое - большего размаха. Прототип стал называться Fw 190V-5g (grosser - больший), а предыдущую машину в документах именовали Fw 190V-5k (kleiner - меньший). Новая машина развивала максимальную скорость 650 км/ч, что было приблизительно на 10 км/ч меньше, чем у V-5k, но более длинное крыло обеспечивало лучшие летные характеристики.

Первые 11 машин серии А-0 были оснащены крылом старой конструкции. Две первые сошли с конвейера в октябре 1940 г. Их перевели в разряд прототипов: Fw 190V-6 использовался для летных испытаний, a V-7 дла отработки систем вооружения. На нем впервые была установлена комбинация из двух 7,92-мм пулеметов MG 17 над мотором и двух таких же пулеметов в корневых частях крыла. Выстрелы производились через плоскость вращения винта, поэтому пулеметы имели электросинхронизаторы. Рассматривалась возможность установки 20-мм пушек MG 151/20 вместо крыльевых пулеметов MG 17, но для этого требовались синхронизаторы другого типа, которые тогда еще не производились. Fw 190V-5g стал летающей лабораторией, на которой испытывались моторы BMW 80ID и Е, Даймлер-Бенц DB 603А и Юнкерс Jumo 213А и F.Большинство машин серии А-0 поступило в Рехлин, а также в другие войсковые испытательные центры, где обнаружился еще ряд конструктивных недостатков. На больших скоростях обрывались капоты двигателя, что потребовало усиления их креплений. На скоростях выше 400 км/ч фонарь кабины не открывался.

Несмотря на возникшие трудности, первые этапы разработки и испытаний прошли успешно, и весной 1941 г. фирма получила заказ на производство 100 машин серии Fw 190А-1, вооруженных четырьмя 7,92-мм синхронизированными пулеметами MG 17, два из которых монтировали над мотором (боекомплект - по 860 патронов на ствол), а два - в корневых частях крыла (боекомплект - по 1000 патронов на ствол). Во время испытаний в войсковых частях такое вооружение было признано недостаточным, поскольку вес его залпа составлял лишь половину соответствующего показателя основных английских истребителей Супермарин Спитфайр и Хоукер Харрикейн ранних модификаций. Поэтому вооружение было усилено установкой в крыльях двух 20-мм пушек Эрликон MG FF, оснащенных магазинами барабанного типа на 60 или 90 патронов. Это исправило положение, но лишь на время, так как у нового Спитфайра Mk.V вооруженного пушками, вес залпа оказался все-таки большим.

 В августе 1941 г. начался выпуск улучшенной серии Fw 190A-2 Вооружение было существенно усилено заменой крыльевых пулеметов на 20-мм пушкек Маузер MG 151/20 с ленточным питанием и боекомплектом в 250 снарядов для каждой. Это потребовало изменения профиля сервисной панели, закрывавшей сверху оружейный отсек, - она стала выпуклой. Кроме того, на этой модификации монтировался улучшенный мотор BMW 801С-2 и новейший прицел Revi C/12D. Масса самолета возросла дс 3850 кг. Всего было выпущено около 400 Fw 190А-2. Машины этой серии применялись для испытаний различных систем вооружения. Экземпляр с обозначением RI+KW зимой 1941-1942 гг. использовался для испытаний лыжного шасси. Стойки шасси фиксировались в выпущеном положении и закрывались обтекателями, а ниши шасси зашивались. Лыжи были деревянными.Производство ранних версий было сконцентрировано на заводах Фокке-Вульфа в Мариенбурге Арадо в Варнемюнде и AGO в Ошерслебене.

В июле 1941 г. командование Люфтваффе решило направить первые Фокке-Вульфы (Fw 190А-1 и А-2) в истребительную эскадру JG 26 "Шлагетер", базировавшуюся на аэродромном комплексе Абвиль-Сен-Омер в Северо-западной Франции. В записях Люфтваффе первый боевой вылет Fw 190А из истребительной эскадры JG 26 датируется июлем 1941 г. В архивах RAF (Королевские ВВС) первые упоминания о встречах в воздухе с устаревшими истребителями французских ВВС Кертисс Хоук 75А появляются месяцем позже.

Пилоты союзников забеспокоились, когда количество "стервятников" стало быстро увеличиваться, а уверенность в Спитфайрах Mk.VB быстро пропала, когда стало известно, с каким противником столкнулись союзники. Максимальная скорость Fw 190А-2 составляла 625 км/ч против 592 км/ч у Спитфайра Mk.V и, хотя по маневренности Спитфайр превосходил своего противника, реализовать это преимущество ему было крайне трудно.

В конце 1941 г. в частях появилась следующая модификация - Fw 190А-3. На Fw 190А-3 был установлен мотор BMW 801D-2 взлетной мощностью 1724 л.с. Изменилась форма броневого кольца вокруг маслобака и выштамповок на боках капота, а на боковых панелях за мотором появились щели для выхода охлаждающего воздуха. В дополнение к коротковолновой радиостанции FuG 7а на машине стали устанавливать УКВ-радиостанцию FuG 25. К концу 1941 г. было выпущено более 200 Fw 190А, из которых более половины базировались в Западной Европе. Первая крупная схватка с союзниками состоялась 11-12 февраля 1942 г. во время операции "Церберус-Доннеркайль" - прорыва немецких линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" и линейного крейсера "Принц Ойген" из Бреста в Северное море. Среди 252 немецких истребителей, осуществлявших дневное воздушное прикрытие кораблей, были 37 Fw 190А из истребительной эскадры JG 26 "Шлагетер". Известно, что эти самолеты сбили 12 английских машин, потеряв лишь две свои.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме