Самолет Юнкерс Ju 88 - Другие модификации
Как правило, знаменитый немецкий самолет периода Второй мировой войны Ju-88 ассоциируется в нашем представлении с пикирующим бомбардировщиком. Однако на базе этих машин немецкие конструкторы в военные годы разработали немало специализированных самолетов, ориентированных на решение самых разных задач.
Содержание
Самолет Юнкерс Ju 88
Другие модификации
Серия Ju 88D-Ju 88H
Серия Ju 88P-Ju 88T

Другие модификации

Серия Ju 88В

В начале 1936 году конструкторы компании "Юнкерс" прорабатывали возможность создания варианта Ju 88 с более высокой и полностью остекленной носовой частью без уступа перед кабиной пилота. В 1939 году, когда уже было налажено серийное производство Ju 88А, конструкторское бюро в Дессау вновь вернулось к разработке нового варианта самолета. Проект предусматривал использование планера Ju 88А-1 с двигателями Jumo 213 (взлетная мощность 1500 л.с. и 1240 л.с. на высоте 5500 м). Предлагалось три варианта: трехместный горизонтальный, а также пикирующий бомбардировщик и двухместный истребитель-разведчик дальнего радиуса действия (с кабиной без нижней гондолы). Максимальная скорость составляла 560 км/ч, крейсерская - 510 км/ч. Двигатели вскоре заменили на BMW 139 (18-цилиндровые воздушного охлаждения) из-за неожиданных трудностей, возникших в ходе работ над созданием Jumo 213. Экипаж увеличился до четырех человек.

Опытный образец Ju 88В VI совершил свой первый полет в 1940 г. На машине стояли два двигателя воздушного охлаждения BMW 80IMA (взлетная мощность 1600 л.с. и 1380 л.с. на высоте 4600 м) вместо предполагавшихся BMW 139. Кроме носовой секции, самолет почти не отличался oт Ju 88А-1 появились лишь дополнительные держатели под консолями крыла. Летом 1940 года со сборочной линии стали сходить истребители пробной серии (было построено 10 машин). Они получили крыло большего размаха от Ju 88А-4. Была удлинена носовая часть, чтобы одновременно улучшить обзор для экипажа и устойчивость самолета. Длина фюзеляжа возросла с 14,2 до 15 м Двигатели BMW 80IMA позволяли развивать скорость до 500 км/ч. Дальность полета составила 2500 км. Вооружение состояло из шести пулеметов MG-81, смонтированных попарно в носовой, верхней и нижней установках. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 2500 кг, максимальный взлетный вес - 11 800 кг.

Испытания в целом прошли неплохо. Компании "Юнкерc" было предложено продолжить работу над основной серийной моделью, а большинство Ju 88В-0 переклассифицировать в дальние разведчики. Створки бомболюков заваривались, в переднем бомбоотсеке устанавливался 1215-л, а в заднем - 680-л бак. Предусматривалась подвеска сбрасываемых баков под центропланом. На машинах монтировалось фотооборудование.

Серия Ju88C

В первые годы Второй мировой войны Ju 88 проявил себя гораздо более эффективным "охотником" и даже ночным истребителем, чем Bf 110, изначально проектировавшийся для выполнения таких специфических задач. Несмотря на это, бомбардировочная версия Ju 88 выпускалась вплоть до осени 1943 года, когда уже обстоятельства заставили предпочесть истребитель бомбардировщику. Создание истребителя на базе Ju 88 началось летом 1939 г., когда второй предсерийный самолет Ju 88 V7 был переделан в "охотник" для испытания стрелкового вооружения. В руководстве люфтваффе возникла идея создания на его базе нового дальнего истребителя и морского ударного самолета. Но реализацию проекта на время отложили, поскольку было решено, что Ju 88 важен в первую очередь в качестве бомбардировщика, а "охотник" может выпускаться только в ущерб основному варианту. В результате в 1939 г. машина представляла сугубо научный интерес.

Переоборудовать Ju 88 V7 в "охотник" было несложно. Экипаж сокращался до трех человек: пилота, радиста и бортинженера. Бортинженер помимо своих обязанностей должен был менять магазины пушки, а радист обслуживать пулеметы MG-15 на подвижных установках. Еще до переоборудования V7 в "охотник" фирма "Юнкерc" предложила Техническому департаменту несколько вариантов тяжелого истребителя на базе Ju 88В. Первоначально предлагался двухместный самолет с двигателями Jumo 213. В полуутопленном отсеке в носовой части стояли две пушки MG-151/20 и спарка пулеметов MG-81Z. Этот вариант не получил официальной поддержки, но, несмотря на это, работа продолжалась. В результате конструкторы компании "Юнкерc" разработали проект "охотника" на базе Ju 88А-1.

Технический департамент одобрил проект создания нового самолета под обозначением Ju 88С-1. Он был оснащен двигателями BMW 80IMA, двумя пушками MGFF и двумя курсовыми пулеметами MG-17, но поскольку двигатель BMW 801 в первую очередь выпускался для Fw 190, ни одного полностью готового Ju 88С-1 так и не вышло из заводских цехов. Одновременно с этим RLM дало заказ на переоснащение нескольких Ju 88А-1 в истребители Ju 88С-2.

Ju 88С-2 получил такое же вооружение, что и V7, но имел неостекленную носовую часть, за которой установили бронеперегородку толщиной 11 мм, защищавшую экипаж и крепление пушек. Задний бомбоотсек был сохранен. С двумя двигателями Jumo 211В-1 самолет достигал скорости 470 км/ч на высоте 5500 м. Дальность полета с дополнительным баком (который был установлен вместо переднего бомбоотсека) составляла 1800 км. Максимальный взлетный вес равнялся 11 000 кг. Однако активно использовать вариант С-2 в качестве ночного истребителя не предполагалось, и в 1940 году его выпуск составил всего 3% от производства бомбардировщиков Ju 88. Первой частью, получившей Ju 88С-2, стала эскадрилья "охотников" из состава эскадры KG.30, базировавшейся в Тронхейме.

Ju 88C-4

Модель
Ju 88C-4
Экипаж, человек
3
Длина самолета, м
14,96
Высота, м
5,07
Размах крыла, м
20,08
Площадь крыла, м
54,7
Взлетный вес норм
8000
Взлетный вес макс
нет данных
Силовая установка
2x Jumo 211F
Мощность, л.с.у земли
1045/1420
Максимальная скорость км/ч
495
Практический потолок, м
9600
Радиус действия, км
3050
Число пулеметов
1xМG 15
1xMG 1xMG FF

Ju 88C-6

Модель
Ju 88C-6
Экипаж, человек
3
Длина самолета, м
14,96
Высота, м
5,07
Размах крыла, м
20,08
Площадь крыла, м
54,7
Взлетный вес норм
9069
Взлетный вес макс
12105
Силовая установка
2x Jumo 211J
Мощность, л.с.у земли
1038/1410
Максимальная скорость км/ч
494
Практический потолок, м
9900
Радиус действия, км
1038
Число пулеметов
1xМG 15
1xMG 1xMG FF

Ju 88D-1

Модель
Ju 88D-1
Экипаж, человек
4
Длина самолета, м
14,36
Высота, м
5,07
Размах крыла, м
20,08
Площадь крыла, м
54,7
Взлетный вес норм
8480
Взлетный вес макс
нет данных
Силовая установка
2x Jumo 211B
Мощность, л.с.у земли
865/1175
Максимальная скорость км/ч
475
Практический потолок, м
8600
Радиус действия, км
2950
Число пулеметов
1xМG 15
1xMG 1xMG FF

Ju 88D-5

Модель
Ju 88D-5
Экипаж, человек
4
Длина самолета, м
14,45
Высота, м
5,07
Размах крыла, м
20,08
Площадь крыла, м
54,7
Взлетный вес норм
нет данных
Взлетный вес макс
11300
Силовая установка
2x Jumo 211J
Мощность, л.с.у земли
1038/1410
Максимальная скорость км/ч
480
Практический потолок, м
8700
Радиус действия, км
3100
Число пулеметов
1xМG 15
1xMG 1xMG FF

Самолет Ju 88А-4, в отличие от С-2 представлял собой настоящий истребитель,а не видоизмененный бомбардировщик. В его основе лежал планер Ju88 C-4 с размахом крыла, увеличенным до 20 м Вооружение было усилено В нижней гондоле установили две пушки MGFF В увеличенной задней части кабины в бронированных шаровых установках стояли два пулемета MG-81J. В нижней задней части гондолы монтировался пулемет MG-15 Кроме того под центропланом были установлены четыре бомбодержателя, на которые подвешивали два контейнера (каждый с шестью пулеметами MG-15 и боекомплектом). Угол наклона этих пулеметов составлял 15 что позволяло вести огонь вне дисков винтов.

Первые серийные Ju 88С-4, сошедшие со сборочной линии в конце осени 1941 года, были оснащены двигателями Jumo-211F-1, но с весны 1942 году их заменили на Jumo 211J-1 или J-2. В случае необходимости, когда Ju 88С-4 выступал в роли разведчика две пушки MGFF в нижней гондоле заменялись двумя фотокамерами. Всего было выпущено около 100 самолетов Ju 88С-4. Появлению С-4 предшествовало создание промежуточного варианта самолета с двигателями BMW 80IMA. Опытный С-2, оснащенный этими двигателями, получил обозначение Ju 88С-3. Несмотря на хорошие летные данные этой модели, работы над машиной были заморожены, поскольку катастрофически не хватало двигателей BMW. В начале 1942 года появился Ju 88С-5.

На самолете стояли двигатели BMW 801D-2 (взлетная мощность 1700 л.с.). Нижнюю гондолу сняли и установили контейнер с двумя пулеметами MG-17. Основное вооружение осталось прежним, только пушки MGFF заменили на MG-151/20. Максимальный взлетный вес достиг 11 600 кг, а скорость - 566 км/ч (на высоте 6000 м). Из-за перебоев с поставками BMW 801 было построено только 10 предсерийных машин, которые после испытаний использовались в качестве опытных самолетов. Весной 1942 г. началось производство Ju 88С-6 - первого варианта истребителя фирмы "Юнкерс", попавшего в массовое производство. Он практически не отличался от своего предшественника, за исключением усиленного бронирования. В апреле первый Ju 88С-6 поступил на вооружение группы NJG.2, воевавшей в Северной Африке.

Вооружение самолета варьировалось. В задней части кабины могли стоять два пулемета MG-81, один MG-15 или MG-131. В задней части гондолы ставилась либо спарка MG-81Z, либо один MG-15. Истребитель Ju 88С-6 практически не использовался в системе ночной ПВО Германии в течение всего 1942 года, несмотря на резкое усиление налетов английских бомбардировщиков. Всего до начала 1943 года люфтваффе получили 257 истребителей этой модели. В начале 1943 г. в группы ночной авиации стал поступать Ju 88R-1. Именно Ju 88R-1 стал первым ночным истребителем, попавшим в руки к англичанам. 9 мая 1943 г. самолет из NJG.3 совершил вынужденную посадку в Абердине. Испытания в Фарнборо выявили, помимо отличной управляемости, ряд недостатков - плохой обзор из кабины и ее тесноту. Локатор FuG 202 "Лихтенштейн" ВС оказался лучше британского А. 1 .Mk.IV - за счет более узкого луча достигалась очень высокая точность сопровождения цели.

В июле 1943 году англичане в качестве пассивных помех радарам наведения применили полоски алюминиевой фольги. У англичан они получили название "Window", а в люфтваффе - "Дюппель", по названию города у датской границы, где немцам пришлось впервые с ними столкнуться. Полоски фольги имели размеры в половину длины волны "Лихтенштейна" и "Вюрцбурга", эффективно отражали излучение этих локаторов и полностью нарушили работу системы наведения "Химмельбетт". Ночная истребительная авиация была вынуждена отказаться от перехвата бомбардировщиков на "линии Каммхубера" и применить новую тактику "Дикий кабан", по которой истребители концентрировались над районом цели, где световые бомбы, лучи прожекторов и огни создавали почти дневное освещение.

Теперь самолеты рассчитывали на визуальный контакт с целью, и если раньше они были привязаны к определенной зоне действия системы наведения "Химмельбетт", то теперь им приходилось прикрывать гораздо более обширные районы. Новая тактика требовала от истребителей в первую очередь большой продолжительности полета, и C-6b, R-1 и R-2 (вариант под двигатели BMW 80ID) превосходили по этим параметрам Bf 110.В конце 1943 года на вооружение поступил локатор FuG 220 "Лихтенштейн" SN-2, способный работать в условиях пассивных помех. Он ставился на модификацию Ju 88С-6с, появившуюся в частях ночной истребительной авиации в начале 1944 года.

Новый истребитель был модернизирован, что значительно повысило его боевые качества. Самолеты Ju 88С-6с были оснащены локаторами FuG 220 "Лихтенштейн" SN-2, хотя на некоторых машинах стояла еще и старая модель "Лихтенштейн" С-1. Эти самолеты оснащались большим количеством антенн в носовой части по причине слишком большой минимальной дальности обнаружения SN-2 - 400 м. У С-1 эта величина составляла 200 м. В дальнейшем доработка SN-2 позволила отказаться от такой громоздкой установки. На некоторых С-6с устанавливались FuG-350 "Наксос-2" (устройство предупреждения об облучении локатором H2S английских ночных истребителей) и FuG-227 "Фленсбург" (устройство пеленгации локатора предупреждения "Моника", применявшегося на британских бомбардировщиках).

Первоначально С-6с выпускались с двигателями Jumo 211J-1 и J-2, но потом некоторые машины получили Jumo 211Н с турбокомпрессором DFL ТК-11а, что позволило развивать на высоте 9200 м максимальную скорость 535 км/ч. Установка новых двигателей сильно увеличивала вес самолета и делала проблематичным использование нового оборудования, дополнительного бронирования и вооружения. Это привело к уменьшению объемов производства. Наступательное вооружение осталось без изменений - три пушки MGFF/M и три пулемета MG-17. Оборонительное вооружение состояло из пулемета MG-131 на подвижной установке в конце кабины. На истребителях Ju 88С-6с стала применяться дополнительная пушечная батарея в установке "Schrage Musik" - две пушки MG-151/20.

Система "Schrage Musik" устанавливалась в центральной секции фюзеляжа. Пушки вели огонь под углом 70° к горизонту без использования трассирующих боеприпасов, чем достигался эффект внезапности. Если после радиолокационного контакта с противником пилот принимал решение атаковать его с помощью "Schrage Musik", то радиооператор старался направить машину на максимальное сближение с целью ниже высоты ее полета на 300 м во избежание обнаружения истребителя хвостовым локатором бомбардировщика.

Стратегическое наступление на Германию не приносило желаемых результатов, и британское командование ВВС было вынуждено сделать основной акцент на удары по коммуникациям во Франции и Бельгии. К этому моменту Ju 88С-6с составляли уже костяк ночных истребителей, если не весь их состав, а сборочные линии Ju 88 практически полностью переключились на выпуск истребительного варианта. Тем не менее, постоянное расширение состава оборудования отрицательно сказалось не только на летных данных истребителя, но, что еще более важно, на его управляемости на малых скоростях - увеличилась скорость сваливания, возросли посадочная и взлетная скорости, ухудшилась продольная устойчивость. Резко возросли эксплуатационные потери. Шла работа и над дневным вариантом Ju 88С, в конце 1943 года был создан истребитель Ju 88С-7а. На нем нижнюю гондолу заменили контейнером с пушками MGFF/M, выступавшими из переднего бомбо-отсека в заднем бомбоотсеке можно было подвесить до 500 кг бомб. В носовой части фюзеляжа устанавливались три пулемета MG-17 и одна пушка MGFF/M.

Использовались двигатели Jumo 211J-1 или J-2. Самолет Ju 88C-7b получил подкрыльевые держатели, что позволило увеличить бомбовую нагрузку до 1500 кг. Вариант Ju 88С-7с выпускался с моторами BMW 80IMA без бомбодержателей и с пушками MGFF/M. В августе 1943 г. Ju 88 составляли весьма незначительную часть ночных истребителей. Существовала только одна группа, полностью оснащенная самолетами этого типа, - IV/NJG.3.

Выпуск истребителей Ju 88 во второй половине 1943 года достиг уровня 706 самолетов, и к концу года командованию люфтваффе удалось сформировать новые истребительные части. В течение года люфтваффе приняли 3013 самолетов Ju 88 всех типов, из которьи более 2500 были истребителями (в основном модификации С-6). Пик эффективности ночных истребителей был Достигнут весной 1944 года, когда Ju 88С составляли 15% всей боевой авиации. После высадки союзников во Франции образовался разрыв в радиолокационной сети обнаружения, и время предупреждения о налетах резко сократилось. Авиапромышленность еще справлялась с восполнением потерь, но подготовка экипажей ночных истребителей была явно недостаточной. Наступление советских войск вынудило перебросить часть полков на Восточный фронт, где истребители использовались днем в качестве штурмовиков. Серьезные перебои с топливом, возникшие осенью 1944 года, ограничили возможности использования оставшихся групп.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме