Арадо Аr 234 "Блиц"
Немецкий реактивный бомбардировщик Второй мировой войны, созданный компанией Arado, называли также Молния - Blitz. Этот самолет является первым в мире реактивный бомбардировщик и первым реактивным бомбардировщиком, участвовавшим в боевых действиях. Впервые в бою самолет использовался 2 августа 1944 года.
Содержание
Арадо Аr 234 "Блиц"
Катастрофы
Техническое описание Ar 234
Трофеи

Немецкий реактивный бомбардировщик Arado Ar.234 Blitz

самолет арадоСреди множества интересных авиационных конструкций, которые появились в период Второй мировой войны особое место занимает немецкий самолет с реактивными двигателями Ar-234. Первоначально спроектированный как разведывательная машина, он использовался как бомбардировщик, и даже планировался на роли ночного истребителя, штурмового самолета и даже носителя ракет. Он оказал значительное влияние на конструкции появившиеся в авиационных фирмах Соединенных Штатов, Великобритании, Франции, а также бывшего Советского Союза. За исключением образцов ракетной техники, реактивные самолеты разработанные в Третьем Рейхе были самым лакомым куском для союзников - реактивные Ar-234 и Ме-262 "Schwalbe" являлись наиболее разыскиваемым призом.

Проект самолета E-370

Первая информация о разработанных в Германии силовых установках, действующих на совершенно иных принципах, чем производящиеся до сих пор, начали появляться в середине тридцатых годов, хотя работы над ними начались еще раньше. Но только к концу этого десятилетия первые пригодные к применению реактивные двигатели достигли такой степени совершенства, что их стало возможно использовать для оснащения самолетов. 4 января 1939 года отдел GL/C-E2 Technische Arm выдал "Ориентировочные требования для реактивного самолета" в которых были приведены основные требования для реактивного истребителя. На рост внимания к программе развития реактивных двигателей повлиял также и первый удачный полет самолета Не-176, оснащенного подобным двигателем, разработанным фирмой "Хейнкель", состоявшийся 27 августа 1939 года. Его пилотом, вписавшим, таким образом, свое имя в анналы мировой истории авиации стал Erich Warsits.

немецкий реактивный самолет блиц

RLM поручило фирме "Мессершмитт" разработку соответствующей конструкции. Результатом этих работ стал Ме-262 "Schwalbe". Осенью 1940 года фирма "Арадо" была приглашена RLM для разработки проекта самолета-разведчика, оснащенного фотоаппаратами с двигательной установкой из двух новых турбореактивных двигателей. Он предназначался для разведывательных полетов над Великобританией. Одновременно с заданием RLM передало фирме совершенно секретную информацию, касающуюся разрабатываемых на фирмах BMW и "Юнкерс" турбореактивных двигателей - соответственно Р-3302 и 109004. Эти материалы позже попали в руки инженера фирмы "Арадо" Рудигера Косина, который получил санкции на проведение концептуальных работ, позволив сформировать ему конструкторский коллектив. Работы над проектом, получившим обозначение Е-370, задержались из-за реализации двух других заданий (Ar-232 и Ar-240).

Технический отдел RLM выпустил официальный документ апробации проекта E-370/IV и одобрил дальнейшее его развитие. Новый Е-370, при достижении заложенных в него характеристик, был бы идеальным наследником разведывательных машин. 4 февраля 1942 года санкционирована постройку полноразмерного деревянного макета. Одновременно RLM присвоило самолету номер 8-234. В апреле фирма "Арадо" получила контракт на постройку шести прототипов самолета варианта Ar-234А.

Прототипы самолета

Силовые установки фирмы BMW оказались недоработанными. Неудачным был и первый старт опытного истребителя Ме-262 V1, оснащенного прототипами этих двигателей - BMW P-3302, который состоялся 25 марта 1942 года. Если бы не оставленный на самолете обычный поршневой двигатель, самолет бы потерпел катастрофу в своем первом же вылете, так как оба двигателя BMW Р-3302 отказали вскоре после старта. В качестве замены для двигателей BMW Р-3302 был выбран Jumo 004. Свой окончательный вид проект Ar-234 приобрел уже только после получения полных данных относительно двигателей Jumo 004. В соответствии со своими большими габаритами, они потребляли и больше топлива.

28 декабря 1942 года RLM увеличило свой заказ до 20 прототипов. Было определено и их предназначение и оснащение. Первые семь прототипов (с V-1 до V-7) должны были оснащаться двумя двигателями Jumo 004. Ar-234 V-8, а также прототипы начиная с V-15 до V-20, должны были оснащаться четырьмя доработанными турбореактивными двигателями BMW 003. Все самолеты должны были быть закончены постройкой в период между ноябрем 1943 и октябрем 1944 года.

Прототип в общем соответствовал основам проекта E-370/IV, за исключением того, что на нем вообще отказались от оборонительного вооружения. Была разработана и сама методика старта. Самолет, устанавливался на специальной трехколесной тележке SK 28 204, которая весила 635 кг, а управление ею во время рулежки осуществлялось тягой двигателей самолета и гидравлическими тормозами из кабины пилота. После отрыва самолета от земли тележка должна была отцепляться. В ее тыльной части находился парашют, на котором она и опускалась обратно на землю. Испытания показали, что такая спасательная система оказалась не эффективной: при падении с малой высоты парашют попросту не успевал открыться. В результате было решено, что в первых полетах Ar-234 V-1 тележка будет сбрасываться только после достижения самолетом высоты около 100 метров.

Массу самолета во время первых стартов ограничили до 5695 кг, не было необходимости в установки под крыльями стартовых ракетных ускорителей. 30 июля в кабину Ar-234 V-1 (TG+KB, W. Nr 130001) сел пилот-испытатель фирмы "Арадо" Гейнц Шелле. Он запустил двигатели и в 08 часов 10 мин, стартовал в первый полет, 14 минутами позднее совершив удачную посадку. Второй полет 10 августа был более длительный, чем предыдущий - продолжительность 54 мин. В ходе него самолет достиг скорости 650 км/час. Во время третьего полета 29 августа Шелле допустил ошибку при манипулировании мощностью двигателей и Ar-234 рухнул на землю с высоты 160 м, получив значительные повреждения. Потеря первого прототипа не повлияла существенно на ход испытаний, так как уже в начале сентября 1944 года, был готов Ar-234 V-2 (DP+AW, W. Nr 130002), который также был оснащен двигателями Jumo 004.

Еще перед своей гибелью Шелле успел облетать 29 сентября 1943 года третий прототип Ar-234 V-3 (DP+AX, W. Nr 130003), который должен был стать образцом для серийном версии Ar-234 А. Он был закончен практически одновременно с Ar-234 V-2, но отличался как от него. С появлением третьего прототипа определились и планируемые параметры серийных самолетов Ar-234 А. Собственная масса должна была составлять 4800 кг, а максимальная взлетная - 8000 кг. Расчетная скорости самолета - 780 км час на высоте 6000 м, потолок - 11000 м, а дальность 1995 км.

Тактико-технические характеристики Ar 234 V-1
Экипаж, чел 1
Длина самолета, м 12,58
Высота самолета, м 3,75
Размах крыла, м 14,20
Площадь крыла, м2 27,00
Масса пустого, кг: 4750
Взлетный вес, кг 7900
Двигатель 2xJumo 004 A-0
Тяга двигателя, кг 2x900
Максимальная скорость -  
На высоте 6000м, км/ч 760
Посадочная скорость, км/ч 145
Набор высоты 2000м, мин  3,8
Набор высоты 10 000м, мин 10,2
Дальность полета, км  670
Дальность на высоте 6000м, км 770
Пробег с тормозным парашютом 380

Смерть опытного пилота была для фирмы "Арадо" большой потерей. За штурвалом Ar-234 V-3 Шелле заменил шеф-пилот фирмы "Арадо" Вальтер Крюгер. Первый раз он взлетел 11 ноября. На следующий день к программе испытаний подключился еще один пилот - Йоханн Уббо Янсен, который должен был выполнить перелет из Альт Лонневиц в Ютеборг (Juterborg) и вернуться. Однако во время полета возникли проблемы с левым двигателем, и пилот смог вернуться на базовый аэродром только 15 ноября.

Очередной прототип - Ar-234 V4 (DP+AY, W. Nr 130004), был окончен только в конце октября - начале ноября 1943 года. 26 ноября Ar-234 V-4 впервые поднялся в воздух, под управлением Янсена. Полет длился 19 минут. Всего этот самолет выполнил 24 испытательных полета.

большой блиц

Практически одновременно с Ar-234 V-4 был окончен и пятый прототип - Ar-234 V-5 (GK+IV, W. Nr 130005). Он стартовал с модифицированной стартовой тележки, а его силовая установка состояла из двигателей Jumo 004 В-0, которые были на 100 кг легче предыдущей версии, но из-за того, что при их производстве использовались недефицитные материалы имели меньший срок службы.

Также в феврале 1944 года был возвращен на испытания и Ar-234 V-3. Для сокращения пробега после посадки он был оснащен тормозным парашютом, диаметром 7,32 м, размещавшимся в нижней задней части фюзеляжа. Янсен интенсивно его испытывал в период между 22 и 25 февраля. Тем временем был отремонтирован Ar-234 V-5, который вернулся к испытаниям. 2 апреля 1944 года этот самолет, пилотируемый Янсеном поднялся с Альт Лонневица в свой восьмой полет.

Был построен еще только один прототип серии "А" - Ar-234 V-7. Самолет оснащенный двигателями Jumo 004 В-0 был облетан Вальтером Крюгером 22 июня 1944 года. Позднее этот самолет теперь с бортовым кодом Т9+МН был передан в 1./Versuchsverband OKL, где 2 августа 1944 года выполнил первый в истории боевой разведывательный вылет реактивного самолета; его пилотом был Эрих Зоммер. После этого Ar-234 V-7 летал до 19 ноября 1944 года, затем его списали.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме