Немецкий реактивный бомбардировщик Arado Ar.234 Blitz
Среди множества интересных авиационных конструкций, которые появились в период Второй мировой войны особое место занимает немецкий самолет с реактивными двигателями Ar-234. Первоначально спроектированный как разведывательная машина, он использовался как бомбардировщик, и даже планировался на роли ночного истребителя, штурмового самолета и даже носителя ракет. Он оказал значительное влияние на конструкции появившиеся в авиационных фирмах Соединенных Штатов, Великобритании, Франции, а также бывшего Советского Союза. За исключением образцов ракетной техники, реактивные самолеты разработанные в Третьем Рейхе были самым лакомым куском для союзников - реактивные Ar-234 и Ме-262 "Schwalbe" являлись наиболее разыскиваемым призом.
Проект самолета E-370
Первая информация о разработанных в Германии силовых установках, действующих на совершенно иных принципах, чем производящиеся до сих пор, начали появляться в середине тридцатых годов, хотя работы над ними начались еще раньше. Но только к концу этого десятилетия первые пригодные к применению реактивные двигатели достигли такой степени совершенства, что их стало возможно использовать для оснащения самолетов. 4 января 1939 года отдел GL/C-E2 Technische Arm выдал "Ориентировочные требования для реактивного самолета" в которых были приведены основные требования для реактивного истребителя. На рост внимания к программе развития реактивных двигателей повлиял также и первый удачный полет самолета Не-176, оснащенного подобным двигателем, разработанным фирмой "Хейнкель", состоявшийся 27 августа 1939 года. Его пилотом, вписавшим, таким образом, свое имя в анналы мировой истории авиации стал Erich Warsits.
RLM поручило фирме "Мессершмитт" разработку соответствующей конструкции. Результатом этих работ стал Ме-262 "Schwalbe". Осенью 1940 года фирма "Арадо" была приглашена RLM для разработки проекта самолета-разведчика, оснащенного фотоаппаратами с двигательной установкой из двух новых турбореактивных двигателей. Он предназначался для разведывательных полетов над Великобританией. Одновременно с заданием RLM передало фирме совершенно секретную информацию, касающуюся разрабатываемых на фирмах BMW и "Юнкерс" турбореактивных двигателей - соответственно Р-3302 и 109004. Эти материалы позже попали в руки инженера фирмы "Арадо" Рудигера Косина, который получил санкции на проведение концептуальных работ, позволив сформировать ему конструкторский коллектив. Работы над проектом, получившим обозначение Е-370, задержались из-за реализации двух других заданий (Ar-232 и Ar-240).
Технический отдел RLM выпустил официальный документ апробации проекта E-370/IV и одобрил дальнейшее его развитие. Новый Е-370, при достижении заложенных в него характеристик, был бы идеальным наследником разведывательных машин. 4 февраля 1942 года санкционирована постройку полноразмерного деревянного макета. Одновременно RLM присвоило самолету номер 8-234. В апреле фирма "Арадо" получила контракт на постройку шести прототипов самолета варианта Ar-234А.
Прототипы самолета
Силовые установки фирмы BMW оказались недоработанными. Неудачным был и первый старт опытного истребителя Ме-262 V1, оснащенного прототипами этих двигателей - BMW P-3302, который состоялся 25 марта 1942 года. Если бы не оставленный на самолете обычный поршневой двигатель, самолет бы потерпел катастрофу в своем первом же вылете, так как оба двигателя BMW Р-3302 отказали вскоре после старта. В качестве замены для двигателей BMW Р-3302 был выбран Jumo 004. Свой окончательный вид проект Ar-234 приобрел уже только после получения полных данных относительно двигателей Jumo 004. В соответствии со своими большими габаритами, они потребляли и больше топлива.
28 декабря 1942 года RLM увеличило свой заказ до 20 прототипов. Было определено и их предназначение и оснащение. Первые семь прототипов (с V-1 до V-7) должны были оснащаться двумя двигателями Jumo 004. Ar-234 V-8, а также прототипы начиная с V-15 до V-20, должны были оснащаться четырьмя доработанными турбореактивными двигателями BMW 003. Все самолеты должны были быть закончены постройкой в период между ноябрем 1943 и октябрем 1944 года.
Прототип в общем соответствовал основам проекта E-370/IV, за исключением того, что на нем вообще отказались от оборонительного вооружения. Была разработана и сама методика старта. Самолет, устанавливался на специальной трехколесной тележке SK 28 204, которая весила 635 кг, а управление ею во время рулежки осуществлялось тягой двигателей самолета и гидравлическими тормозами из кабины пилота. После отрыва самолета от земли тележка должна была отцепляться. В ее тыльной части находился парашют, на котором она и опускалась обратно на землю. Испытания показали, что такая спасательная система оказалась не эффективной: при падении с малой высоты парашют попросту не успевал открыться. В результате было решено, что в первых полетах Ar-234 V-1 тележка будет сбрасываться только после достижения самолетом высоты около 100 метров.
Массу самолета во время первых стартов ограничили до 5695 кг, не было необходимости в установки под крыльями стартовых ракетных ускорителей. 30 июля в кабину Ar-234 V-1 (TG+KB, W. Nr 130001) сел пилот-испытатель фирмы "Арадо" Гейнц Шелле. Он запустил двигатели и в 08 часов 10 мин, стартовал в первый полет, 14 минутами позднее совершив удачную посадку. Второй полет 10 августа был более длительный, чем предыдущий - продолжительность 54 мин. В ходе него самолет достиг скорости 650 км/час. Во время третьего полета 29 августа Шелле допустил ошибку при манипулировании мощностью двигателей и Ar-234 рухнул на землю с высоты 160 м, получив значительные повреждения. Потеря первого прототипа не повлияла существенно на ход испытаний, так как уже в начале сентября 1944 года, был готов Ar-234 V-2 (DP+AW, W. Nr 130002), который также был оснащен двигателями Jumo 004.
Еще перед своей гибелью Шелле успел облетать 29 сентября 1943 года третий прототип Ar-234 V-3 (DP+AX, W. Nr 130003), который должен был стать образцом для серийном версии Ar-234 А. Он был закончен практически одновременно с Ar-234 V-2, но отличался как от него. С появлением третьего прототипа определились и планируемые параметры серийных самолетов Ar-234 А. Собственная масса должна была составлять 4800 кг, а максимальная взлетная - 8000 кг. Расчетная скорости самолета - 780 км час на высоте 6000 м, потолок - 11000 м, а дальность 1995 км.
Тактико-технические характеристики Ar 234 V-1
Экипаж, чел |
1 |
Длина самолета, м |
12,58 |
Высота самолета, м |
3,75 |
Размах крыла, м |
14,20 |
Площадь крыла, м2 |
27,00 |
Масса пустого, кг: |
4750 |
Взлетный вес, кг |
7900 |
Двигатель |
2xJumo 004 A-0 |
Тяга двигателя, кг |
2x900 |
Максимальная скорость - |
|
На высоте 6000м, км/ч |
760 |
Посадочная скорость, км/ч |
145 |
Набор высоты 2000м, мин |
3,8 |
Набор высоты 10 000м, мин |
10,2 |
Дальность полета, км |
670 |
Дальность на высоте 6000м, км |
770 |
Пробег с тормозным парашютом |
380 |
Смерть опытного пилота была для фирмы "Арадо" большой потерей. За штурвалом Ar-234 V-3 Шелле заменил шеф-пилот фирмы "Арадо" Вальтер Крюгер. Первый раз он взлетел 11 ноября. На следующий день к программе испытаний подключился еще один пилот - Йоханн Уббо Янсен, который должен был выполнить перелет из Альт Лонневиц в Ютеборг (Juterborg) и вернуться. Однако во время полета возникли проблемы с левым двигателем, и пилот смог вернуться на базовый аэродром только 15 ноября.
Очередной прототип - Ar-234 V4 (DP+AY, W. Nr 130004), был окончен только в конце октября - начале ноября 1943 года. 26 ноября Ar-234 V-4 впервые поднялся в воздух, под управлением Янсена. Полет длился 19 минут. Всего этот самолет выполнил 24 испытательных полета.
Практически одновременно с Ar-234 V-4 был окончен и пятый прототип - Ar-234 V-5 (GK+IV, W. Nr 130005). Он стартовал с модифицированной стартовой тележки, а его силовая установка состояла из двигателей Jumo 004 В-0, которые были на 100 кг легче предыдущей версии, но из-за того, что при их производстве использовались недефицитные материалы имели меньший срок службы.
Также в феврале 1944 года был возвращен на испытания и Ar-234 V-3. Для сокращения пробега после посадки он был оснащен тормозным парашютом, диаметром 7,32 м, размещавшимся в нижней задней части фюзеляжа. Янсен интенсивно его испытывал в период между 22 и 25 февраля. Тем временем был отремонтирован Ar-234 V-5, который вернулся к испытаниям. 2 апреля 1944 года этот самолет, пилотируемый Янсеном поднялся с Альт Лонневица в свой восьмой полет.
Был построен еще только один прототип серии "А" - Ar-234 V-7. Самолет оснащенный двигателями Jumo 004 В-0 был облетан Вальтером Крюгером 22 июня 1944 года. Позднее этот самолет теперь с бортовым кодом Т9+МН был передан в 1./Versuchsverband OKL, где 2 августа 1944 года выполнил первый в истории боевой разведывательный вылет реактивного самолета; его пилотом был Эрих Зоммер. После этого Ar-234 V-7 летал до 19 ноября 1944 года, затем его списали.