Истребитель Macchi MC.200 Saetta
Истребитель Второй мировой войны Macchi MC.200 Saetta на начало боевых действий являлся лучшим самолетом Италии, но был практически выключен из строя по причине ряда аварий. Однако, этот итальянский истребитель вполне достойно выглядел на фоне британской истребительной авиацией, но по ряду причин не справлялся со своими функции и часто использовался, как штурмовик.

Итальянский истребитель Второй мировой Макки MC.200 "Саетта" ("Молния")

Истребитель Второй мировойИстребитель Macchi C.200 Saetta поступил на вооружение ВВС Италии в августе 1939 года. На начало Второй мировой войны большинство самолетов данного типа дислоцировались в частях ПВО. В сентябре 1940 года во время налетов на Мальту началось боевое применение MC.200. В Северной Африке эти истребители использовались с апреля 1941 по апрель 1943 года, а с августа 1941 по январь 1943 года - на Восточном фронте. Как боевые самолеты Macchi C.200 Saetta эксплуатировались до лета 1944 года, затем - в качестве учебных. В общей сложности выпущено 1135 итальянских самолетов Macchi MC.200 Saetta.

На видео Macchi C200 и C202

Mario CastoldiВ 20е-начале 30-х годов фирма Macchi была известна производством гоночных гидросамолетов конструктора Mario Castoldi (Марио Кастольди, 1888-1968). Можно вспомнить, например, МС.72, установивший 23 октября 1934 года мировой рекорд скорости 709,22 км/ч. Но в серийном производстве на заводе "Макки" в основном выпускались лицензионные самолеты других фирм. И по большому счету, MC.200 "Саетта" был первым самолетом разработки "Макки", который после Первой мировой войны строился крупной серией. Цельнометаллический истребитель-моноплан создан в рамках конкурса 1936 года (хотя проектирование под руководством М. Кастольди велось еще с весны 1935 года). При разработке самолета конструктор опирался на богатый опыт аэродинамического совершенствования, полученный при проектировании гоночных самолетов. Истребитель должен был иметь закрытую кабину, убирающееся шасси и винт-автомат изменяемого шага. Проект был готов к концу года, но в 1936 году подвергся серьезной доработке, что в целом не послужило улучшению аэродинамики.

На фото: Macchi MC.200 Saetta
Истребитель Самолеты WWII
Самолеты Второй мировой войны Истребитель Macchi
Истребитель Италии Истребитель Macchi
Кликните на фотографию для увеличения

Фирма получила заказ на постройку двух прототипов - ММ336 и ММ337. Первый МС.200 поднялся в небо 24 декабря 1937 года. Испытания показали хорошие летные качества самолета (скороподъемность и скорость пикирования), а в одном полете на пикировании истребитель смогли разогнать до 800 км/ч без отрицательных последствий для управляемости и прочности. Максимальная скорость в горизонтальном полете составляла 504 км/ч. Летом 1938 года прототипы участвовали в сравнительных испытаниях с другими участниками конкурса (Capronni-Vizzola F.5, Reggiane Re.2000, A.U.T.18, IMAM Ro.51), и в итоге победил Макки MC.200, который после принятия на вооружение получил и название - "Саетта" ("Молния"). Осенью 1938 года Macchi был выдан заказ на 99 машин, а первые серийные самолеты сошли со сборочной линии в июне 1939 года, к концу 1939 года было построено 62 самолета MC.200. Затем поступили другие заказы, а производство самолета по лицензии наладили и другие фирмы Италии.

Макки MC.200

Серийно строилась одна основная модификация - МС.200, которая оснащалась двухрядным 14-цилиндровым двигателем "Фиат" A.74RC38 (Fiat A.74 R.C.38) взлетной мощностью 870 л.с. (при 2520 об/мин) и номинальной 740 л.с. (на уровне моря). Вооружение включало два 12,7-мм пулемета SAFAT. Капот двигателя имел характерный кольцевой маслорадиатор и выпуклые обтекатели головок цилиндров. Первые 240 самолетов получили закрытую кабину, затем ввели полуоткрытую и потом уже - открытую. В 1942 году последние серии МС.200 имели усиленные консоли крыла от МС.202 7-й серии с дополнительно установленными в консолях 7,7-мм пулеметами. Такие самолеты шли под фирменным индексом С.200А2. Часть самолетов получали не полностью крыло, а лишь переднюю кромку от МС.202 - они обозначались С.200В2. В войсках С.200А2 и С.202В2 обозначались по-прежнему - МС.200.

Первый прототип истребителя

Первый прототип МС.200

Самолет Macchi MC.200 Saetta
Размах крыла, м 10,58
Длина самолета, м 8,20
Высота самолета, м 3,51
Площадь крыла, кв. м 16,80
Масса, кг:  
пустого самолета 2014
взлетная 2533
Максимальная скорость, км/ч на высоте 4500 м 504
Время набора высоты 3000 м, мин, с 3'24"
Практический потолок, м 8900
Продолжительность полета, ч 1,33

На фото: второй прототип

На фото: второй прототип МС.200

Фюзеляж представлял собой полумонококовую оболочку с многочисленными стрингерами и шпангоутами, придававшими особую прочность. Запас топлива находился в фюзеляже - основной бак в центроплане емкостью 241 л, второй - 150 л, располагался под полом кабины, под фюзеляжем было крепление для подвески несбрасываемого 77-литрового дополнительного бака, который использовался очень редко. Все фюзеляжные баки были протезированными, затягивающими пробоины от оружия калибром до 12,7 мм. За кабиной были установлены кислородная аппаратура, огнетушитель и радиооборудование. Крылья имели двухлонжеронный набор, соединявшийся с фюзеляжем коваными фитингами. Основные, стойки шасси, убираемые по размаху к фюзеляжу, снабжались встроенными гидравлическими амортизаторами, а хвостовое колесо, убираемое на прототипах и первых двух сериях, было впоследствии неубираемым, с обтекателем или без него.

Истребитель был оборудован полным комплектом приборов того периода времени, в том числе рефлекторный прицел "Сан Джорджио" и счетчик расхода боекомплекта. Тормоза были пневматическими, а для запуска двигателя имелся также баллон со сжатым воздухом. Винт изменяемого шага на первых 23 машинах был типа "Гамильтон-Фиат", а на последующих типа - "Пяджо" Р. 1001. В корне правого крыла устанавливался фотокинопулемет.

Истребитель Macchi Macchi MC.200 Saetta
Нажмите на изображение для увеличения

Производством МС.200 занимались три фирмы, которые построили в общей сложности 1135 самолетов. Так, завод "Макки" в Варезе, создавший два прототипа, выпустил за три года в период с июня 1939 года по июнь 1942 года 395 серийных самолета. В июле 1940 года выпускать МС.200 стали фирмы "Бреда" (до октября 1942 года изготовила 556 самолетов на заводе в Брессо) и "САИ-Амброзини" (до августа 1942 года построил 200 истребителей).

И хотя серийно выпускалась одна основная модификация - МС.200, но путем переоборудования было получено несколько подвариантов МС.200:

  • "Североафриканский" вариант MC.200AS с фильтрами на воздухозаборниках карбюраторов.
  • МС.200СВ - истребитель-бомбардировщик, снабженный подкрыльевыми бомбодержателями. Боевая нагрузка состояла или из восьми 15-кг бомб, или из двух бомб более крупного калибра - 50, 100 или 150 кг. Имелась возможность вместо бомб под крыло подвесить два 100-л или 150-л топливных бака.
  • Десять самолетов в 1941 года доработали в разведывательный вариант, оснастив аэрофотоаппаратами.
  • MC.200bis и МС.201 с более мощными двигателями воздушного охлаждения остались на стадии опытных образцов.

Надо добавить, что еще в начале работ над МС.200 Марио Кастольди предложил вариант C.200bis - двухместный истребитель с основным вооружением в турели, концептуально подобный британскому "Дифайэнту" фирмы "Боултон Пол" (Boulton Paul Defiant). Но проект так и не был реализован.

Самолеты WWII

Боевое применение

Первыми на МС.200 пересели 152-я и 153-я группы 54-го стормо, затем 6-я отдельная группа, а весной 1940 года самолеты данного типа начала получать 17-я группа 1-го стормо. А ранее летчики 91-й эскадрильи, входящей в 10-ю группу 4-го стормо (часть, которая считалась элитой истребителей "Реджиа Аэронаутика", специализировалась на высшем пилотаже и групповых демонстрационных полетах) в августе 1939 года опробовали самолет МС.200, но продолжили летать на истребителях Fiat CR.32.

Необходимо отметить, что МС.200, являвшийся лучшим итальянским истребителем на момент начала Второй мировой войны, оказался выведенным из строя - по причине аварий введен запрет на полеты этих самолетов, имевший силу до сентября 1940 года. Только 15 сентября истребители МС.200 из 6-й группы получили боевое крещение над Мальтой. Macchi MC.200 Saetta по сравнению с наиболее опасным врагом - истребителем "Хоукер Харрикейн", выглядел вполне достойно, превосходя его по скороподъемности, маневренности, скорости в пикировании, а также отличался более прочной конструкцией. Британский одноместный истребитель Hawker Hurricane имел более высокую скорость в горизонтальном полете, а его вооружение из восьми 7,7-мм пулеметов обеспечивало более высокую массу секундного залпа, но 12,7-мм пулеметы МС.200 обладали большей дальностью стрельбы.

Macchi MC.200 Saetta

С марта 1941 года 22-я и 150-я группы, на вооружении которых были МС.200, принимали участие в боевых действиях против Греции. С начала операции "Марита" - вторжения Германии в Югославию и Грецию - военная авиация Италии значительно активизировалась. Кроме упомянутых групп, в бой вступили 4-й и 54-й стормо (в общей сложности четыре группы), 8-я и 153-я группы, а также две отдельные АЭ, вооруженные МС.200 - в общей сложности 216 самолетов. Часть сил после поражения Греции и Югославии осталась там в качестве оккупационных. Среди них была и 150-я группа, перевооруженная с МС.200 вновь на Fiat CR.42, которые сочли более предпочтительными для противопартизанских операций.

Самолеты Второй мировой

В апреле 1941 года первые истребители Макки MC.200 "Саетта" появились в Ливии, куда прибыла 374-я АЭ 153-й группы. Однако, часть не принимала участие в боях месяц, проходя адаптацию, и вылетая на патрулирование воздушного пространства над Триполи и прилегающих акваторий. В начале июля передислоцировали еще две эскадрильи МС.200, укомплектовав 153-ю группу до полного состава. В конце месяца в Ливию прибыла и 157-я группа, также вооруженная MC.200. Далее "Саетты" достаточно интенсивно участвовали в боях, но они с трудом противостояли "Харрикейнам" и новым американским истребителям Второй мировой войны Curtiss P-40 "Tomahawk". Из-за этого МС.200 использовались в основном, как штурмовики, компенсируя скромные успехи в воздушных боях.

Macchi MC.200 Saetta

Эти группы вели бои в Северной Африке до конца года, а затем были переведены на отдых в Италию. Но на смену им прибыли новые части. К середине 1942 года в Северной Африке на "Саеттах" служили 8-я и 13-я группы, а также 150-я группа, обеспечивавшая ПВО Триполи. Вскоре в Ливию прибыла и 18-я группа. К началу решающего сражения под Эль-Аламейном в октябре 1942 года четыре из семи итальянских истребительных групп в Северной Африке летали на МС.200. На последней стадии боев в Северной Африке - обороне Туниса - "Саетты" эксплуатировались как истребители-бомбардировщики и для сопровождения транспортных самолетов. 157-я группа с января 1942 года по июнь 1943 года работала на Додеканезских островах.

С августа 1941 года 22-я группа в составе Итальянского экспедиционного корпуса в России (CSIR) участвовала в боевых действиях против СССР, летая над территорией Украины на "свободную охоту", штурмовала наземные цели и осуществляла сопровождение. В начале мая 1942 года 22-я группа вернулась в Италию, а на смену ей прибыла 21-я группа, также вооруженная МС.200, которая пробыла на Восточном фронте до января 1943 года. За 17 месяцев боевых действий на Восточном фронте истребители 22-й и 21-й групп выполнили:

  • 2557 вылетов на "свободную охоту",
  • 1983 - на сопровождение,
  • 1310 - на штурмовку
  • 511 - на прикрытие наземных войск.

Истребитель Macchi

По итальянским данным в воздухе и на земле было уничтожено 88 самолетов противника, в то время как собственные боевые потери составили 15-19 истребителей. К моменту капитуляции Италии 8 сентября 1943 года Regia Aeronautica насчитывала 77 самолетов МС.200, 40 из которых находились в строевых частях - 8-й группе в Италии (24 самолета), а также двух АЭ в Греции (16 ед.) и Далмации (4 ед.).

Самолеты Макки MC.200 за границу не поставлялись, единственной попыткой стала продажа 12 самолетов авиации ВМС Дании. Соглашение было подписано в марте 1940 года, но не реализовано поскольку Дания была оккупирована. После капитуляции Италии несколько МС.200 стали трофеями немцев и эксплуатировались в учебной истребительной эскадре JG 108. В послевоенной Италии несколько МС.200 использовались в летной школе в Лечче до 1947 года, где они применялись в качестве переходных машин: после освоения двухместных CR.42B и G.50B, курсанты пересаживались на одноместные МС.200, а затем - на более современные истребители МС.202 и МС.205.

Истребитель Saetta

Источники:

  • Macchi MC.200 [Aircraft Profile 064];
  • А. Харук "Истребители Второй Мировой";
  • А. Харук "'Соколы' Муссолини. Итальянские истребители Второй мировой";
  • Macchi MC.200 [Ali e Colori 02].
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Учения Lion Effort 2015 в Чехии возобновлены после аварии венгерского JAS–39 Gripen
После аварии JAS–39 Gripen ВВС Венгрии возобновлены учения в Чехии Истребитель ВВС Венгрии JAS–39 Gripen потерпел аварию 19 мая 2015 года...
Транспортный планер Мессершмитт Me 321 "Гигант"
Немецкий тяжелый транспортный планер Messerschmitt Me.321 Gigant В начале второй мировой войны Германия нуждалась в планере, который смог бы транспортировать вооружение...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме