Истребитель Macchi MC.202 Folgore
Итальянский истребитель Макки MC.202 Фольгоре разработан уже в ходе Второй мировой войны. Однако, был период, когда эти самолеты являлись основой истребительной авиации Италии. Истребители MC.202 вполне достойно выглядели на фоне аналогов союзников, выигрывая по основным летно-техническим характеристикам, но уступая по вооружению. Самолеты Макки MC.202 эксплуатировались и в люфтваффе, но в качестве учебных.

Итальянский истребитель Макки MC.202 "Фольгоре" ("Молния")

СамолетИтальянский истребитель Второй мировой войны Macchi MC.202 Folgore ("Удар молнии") разрабатывался в инициативном порядке под руководством Марио Кастольди (Mario Castoldi) и являлся дальнейшим развитием Macchi MC.200. Самолетом заинтересовались в RA и фирме был выдан контракт на его серийное производство. Первоначально на истребителе устанавливался двигатель "Fiat" А74 RC38, но вскоре его заменили двигателем "Alfa Romeo" RA1000 RC41-1 мощностью 1075 л. с. (выпускавшийся в Италии по лицензии немецкий двигатель Daimler-Benz DB 601, которым оснащался, например, на Messerschmitt Bf.109), ведь итальянская авиапромышленность в тот период не освоила выпуск моторов мощностью более 1000 л.с.

Истребитель Макки

Примечание. Внутрифирменное обозначение самолетов Кастольди состояло лишь из литеры "С" и номера, а обозначение "МС" присваивалось Министерством авиации.

Конструкторы Macchi адаптировали под новую силовую установку планер МС.200. Крыло, оперение и шасси остались прежними, но был разработан совершенно новый фюзеляж с закрытой кабиной, средняя часть которой откидывалась вправо, как на самолете люфтваффе Messerschmitt Bf.109.

На фото: итальянские самолеты
Macchi MC.202 Folgore Самолет Италии
Макки MC.202 "Фольгоре" Macchi MC.202 Folgore
Кликните на фото для увеличения

Для справки. Фирма под названием "Nieuport-Macchi" была основана 1 мая 1913 года Джулио Макки и его французскими партнерами с целью постройки первого самолета для участия в конкурсе, объявленном итальянской армией. В Первую мировую войну продукция фирмы "Nieuport-Macchi" составляла пятую часть всего выпуска самолетов в Италии. В апреле 1924 года название "Nieuport-Macchi" изменили на "Aeronautica Macchi", к тому времени на фирме главным конструктором работал Марио Кастольди. Созданный под его руководством самолет М.39 стал в 1926 году победителем соревнований на кубок Шнейдера, а самолет С. 72 побил мировой рекорд скорости в 1934 году. В своем новом филиале AUSA фирма выпустила по лицензии партию самолетов S.79 и S.81. В 1937 году "Макки" приступила к разработке цельнометаллических истребителей-монопланов. Первым из них стал истребитель М.C.200, поставки его в RA начались осенью 1939 года. Затем последовала разработка истребителей М.С.202 и М.С.205.

Самолет Macchi

10 августа 1940 года вышел на испытания прототип истребителя, получившего обозначение МС.202. Машина продемонстрировала значительный прирост летных данных по сравнению с МС.200: скорость возросла до 596 км/ч (на 90 км/ч), увеличилась и скороподъемность. Поэтому Macchi сразу же получила контракт на серийное производство МС.202. Заказы получили и другие предприятия, строившие МС.200 - "Бреда" и "САИ-Амброзини". Первые серийные МС.202 были выпущены Macchi в мае 1941 года. В июле 1941 года выпуск Folgore начала "Бреда", а в мае 1942-го - "САИ-Амброзини".

В общей сложности до сентября 1943 года было построено 1044 самолета Macchi C.202 Folgore, из которых 390 (в том числе прототип) выпустила "Макки", 588 - "Бреда" и 67 - "САИ-Амброзини".

Macchi MC.202 Folgore

Новый цельнометаллический истребитель был аэродинамически чистым и имел хорошо сбалансированные пропорции. Его прочная конструкция отличалась гладкой клепкой на всех поверхностях и тщательным вниманием к зализывынию всех деталей в попытке снизить сопротивление. Конструкция фюзеляжа была полумонококовой, включая четыре дюралевых балки с овальными шпангоутами и стрингерами, составлявшими очень прочную конструкцию. Стальная трубчатая моторама, стоявшая на машинах первой серии, вскоре была заменена двумя рационально спроектированными кронштейнами. Центроплан собирался заодно с фюзеляжем и нес стыковочные узлы консолей и основной топливный бак. Крыло было двухлонжеронным. Имелись металлические закрылки щелевого типа, а элероны с металлической рамой и полотняной обшивкой были статически и динамически сбалансированы. Неподвижные поверхности хвостового оперения были цельнометаллическими, тогда как рули имели полотняную обшивку. Угол установки стабилизатора мог регулироваться в полете. Чтобы компенсировать реактивный момент от винта, левая консоль крыла, имевшая тот же профиль и хорду в корне, как и правая, имела несколько увеличенный размах и меньшую хорду на законцовке. Складывающееся вдоль по размаху к оси самолета шасси имело гидропривод и маслопневматические амортизаторы на основных стойках. Хвостовое колесо, убираемое только у прототипа, на серийных самолетах не убиралось и частично закрывалось специальным обтекателем.

Макки MC.202 "Фольгоре"
Макки MC.202 "Фольгоре" Macchi MC.202 Folgore
Macchi MC.202 Folgore Макки MC.202 "Фольгоре"
Нажмите на изображение для увеличения

Основными модификациями являлись:

  • МС.202 - с двигателем DB 601А (или лицензионная копия "Альфа Ромео" RA. 1000 RC41-I мощностью 1175 л.с.). Вооружение включало два 12,7-мм синхронных пулемета, с мая 1942 года дополнительно устанавливались два 7,7-мм пулемета в крыле. Большая часть машин выпускались в исполнении MC.202AS (с пустынным пыле-фильтром);
  • МС.202СВ - истребитель-бомбардировщик с двумя подкрыльевыми узлами подвески для бомб калибром до 150 кг либо подвесных топливных баков (100 или 150 литров). В такой модификации строилась часть машин последних серий.

В опытном порядке один самолет, обозначенный МС.202ЕС, оснастили подкрыльевыми контейнерами с немецкими 20-мм пушками MG 151/20. Из-за резкого ухудшения летных характеристик в серию не внедрялся.

Макки MC.202 "Фольгоре"

Основные ЛТХ Macchi MC.202 Folgore
Двигатель:  
тип Альфа Ромео RA.1000 RC41-1
мощность, л.с. 1175
Размах крыла, м 10,58
Длина самолета, м 8,85
Высота самолета, м 3,04
Площадь крыла, кв. м 16,80
Масса, кг:  
пустого самолета 2350
взлетная 2930
Максимальная скорость, км/ч на высоте 5600 м 599
Время набора высоты 3000 м, мин, с 2'28"
Практический потолок, м 11500
Дальность полета, км 765

Macchi MC.202 Folgore

Истребители Второй мировой Macchi MC.202 Folgore в боях

Осенью 1941 года на Macchi МС.202 первой перешла 9-я группа 4-го стормо, затем - 17-я (1-й стормо) и 8-я (2-й стормо) группы. В ноябре-декабре в Ливию перебазировали три группы МС.202 - 6-ю, 9-ю и 17-ю, которые сразу включились в боевые действия. В следующем году самолет Macchi МС.202 был наиболее активно используемым типом истребителя Regia Aeronautica, на долю которого пришлось 30% из 23355 боевых вылетов, совершенных в 1942 году. Основным театром боевого применения этих самолетов была Северная Африка.

Макки MC.202 "Фольгоре"

15 июля 1942 года количество Macchi MC.202 Folgore на фронте достигло своего максимума - 93 истребителя, но по причине потерь это количество уменьшилось. В октябре 1942 года в сражении под Эль-Аламейном принимали участие около 60 таких самолетов. К середине февраля 1943 года Макки MC.202 "Фольгоре" были единственными истребителями, работавшими в Тунисе, других типов в Африке уже не оставалось.

Macchi

Итальянские самолеты Macchi MC.202 Folgore в боях с Lockheed P-38 Lightning, Bell P-39 Airacobra и Supermarine Spitfire демонстрировали неплохую маневренность, превосходя "Лайтнинг" и "Аэрокобру" по скороподъемности и минимальному радиусу виража, но вооружение истребителей Италии было слабее. Кроме того, производство "Фольгоре" ограничивалось нехваткой двигателей, и МС.202 так и не смог полностью вытеснить с производственных линий МС.200.

Макки MC.202 "Фольгоре"

В сентябре 1942 года для 21-й группы, которая вела бои на Восточном фронте, было выделено 12 самолетов МС.202. Истребители воевали на Дону, осуществив только 17 боевых вылетов. Более активно Macchi MC.202 действовали при обороне Сицилии, где было задействовано 8 групп, полностью или частично вооруженных этими машинами. К моменту капитуляции Италии ее ВВС насчитывали 142 МС.202, часть из которых вошла в состав новых ВВС, воевавших на стороне антигитлеровской коалиции, и позднее участвовала в боях против Германии.

Macchi MC.202 Folgore

Истребитель Второй мировой Macchi MC.202 имел шанс попасть на экспорт, когда весной 1943 года им заинтересовалась Швейцария. Был подписан контракт на поставку двух МС.202 с перспективой закупки 18 самолетов, но после капитуляции Италии истребители швейцарского заказа были конфискованы немецкими властями и затем переданы ВВС Итальянской социальной республики.

Макки MC.202 "Фольгоре"

Macchi MC.202 использовали и люфтваффе, но в качестве учебных. В литературе иногда можно встретить упоминание о передаче немцами шести MC.202 ВВС Хорватии, но подробности относительно их боевого применения отсутствуют. После Второй мировой войны ВВС Италии эксплуатировали в общей сложности 32 самолета МС.202. До середины 1946 года они несли службу в 5-м стормо, а затем были переданы в авиашколу в Лечче, где летали до июля 1947 года.

Источники:

  • IBN Editore "Macchi MC.202 Folgore";
  • Macchi C.202 Folgore [Aircraft Profile 028];
  • М.Козырев, В.Козырев "Авиация стран ОСИ во Второй мировой войне";
  • А. Харук "Истребители Второй Мировой";
  • А. Харук "'Соколы' Муссолини. Итальянские истребители Второй мировой";
  • Macchi C.202 in action [Squadron-Signal 1041].
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме