Истребитель Fiat CR.32
К вступлению Италии во Вторую мировую войну истребитель Fiat CR.32 был самым массовым самолетом - символом Военно-воздушных сил. Этот истребитель-биплан, вобравший в себя все самые хорошие качества своих предшественников, принимал участие во всех боевых действиях с 1935-36 годов. Выпускался в нескольких модификациях и поставлялся за границу.

Итальянский истребитель-биплан Фиат CR.32

Дж. Томпсон: Fiat CR.32 -
лучший истребитель 30-х годов

Самолет Фиат CR.32Fiat CR.32, являвшийся самым массовым итальянским истребителем на 10 июня 1940 года (дата вступления Италии во Вторую мировую войну), был одним из символов Regia Aeronautica. Самолет, разработанный под руководством Celestino Rosatelli (Челестино Розателли) был результатом эволюции цепочки истребителей, начиная с CR.1 (1922 год), а также CR.10 (1924 год) и CR.20 (1926 год). Впервые истребители были использованы в Испании в августе 1936 года, но применением в Гражданской войне, боевые действия с участием итальянских истребителей Фиат CR.32 не ограничивались.

Истребители Второй мировой

Полутораплан CR.30 предшествовал CR.32, при создании которого Челестино Розателли старался максимально улучшить летно-технические характеристики без установки более мощного двигателя. Сохранив все характерные черты предшественника в уменьшенных габаритах, на CR.32 площадь несущих поверхностей уменьшили почти на 5 м2 (4,95), а фюзеляж стал короче на 0,5 метра. Принятые меры способствовали улучшению маневренности самолета и небольшому увеличению скорости. В целом Fiat CR.32 являлся традиционным полуторапланом с неубирающимся шасси. Вооружение включало два пулемета над основным бензобаком. Предполагалась установка как обычных, так и крупнокалиберных пулеметов. В случае необходимости над корневой частью верхнего левого крыла монтировался фотокинопулемет.

На фото: самолеты Фиат
Истребитель Самолет
Самолет Второй мировой Итальянские истребители
Кликните на изображение для увеличения

28 апреля 1933 года прототип впервые совершил полет и стало очевидным, что самолет получился удачным. Наследуя достоинства предшественника, новый истребитель выиграл в скорости и управляемости, а официальные испытания показали улучшение поведения на пикировании. Серийное производство было развернуто на заводе Фиат в Турине в период с февраля 1935 года по осень 1939 года. В общей сложности в Италии выпущено 1212 самолетов данного типа (в литературе данные о количестве произведенных самолетов несколько отличаются), а также 100 истребителей Hispano Ha 132L Chirri построено по лицензии в Италии, где поставки серийных самолетов велись с марта 1934 года до 1938 года.

На видео истребители Fiat CR.32 в Испании:

CR.32bis Компоновка самолета
Нажмите на изображение для увеличения

Модификации самолета Фиат CR.32

  • CR.32 - первая версия этой серии. Вооружение включало два 12,7-мм (0,5 дюйма) синхронных пулемета (или два 7,7-мм пулемета - 0,303 дюйма, например, в варианте для Китая). Поставлялся в Regia Aeronautica с марта 1934 года по февраль 1936 года.
  • CR.32bis - установлены дополнительно два 7,7-мм пулемета (Breda-SAFAT Mod.1928Av) в обтекателях над верхним крылом. Двигатель A.30RAbis позволил снизить расход топлива, а значит и увеличить продолжительность полета. Кроме того, введенный особый режим взлетного форсажа, позволял увеличить мощность до 800 л.с. на три минуты. Данные о количестве выпущенных самолетов значительно отличаются, но итальянские источники сообщают о 328 построенных машинах с 1935 года.
  • CR.32ter - дальнейшее развитие самолетов серии, вооружение ограничено двумя 12,7-мм пулеметами.
  • CR.32quater - с уменьшенным весом, внесены усовершенствования, такие как: изменен козырек кабины, установлен новый телескопический прицел. Самолет приспособлен для подвески 12 2-кг или двух 50-кг авиабомб. Некоторые итальянские источники сообщают о 298 построенных экземплярах и окончании производства в 1939 году, а английские говорят, что для Regia Aeronautica выпущено 337 самолетов этой модификации.
  • HA-132-L (Hispano Ha 132L Chirri) - испанская версия CR.32quater. Испано Ha-123L Чирри строился по лицензии (Испания получила лицензию в 1938 году) на заводе Hispano Aviación в Севилье. Некоторые из ста построенных HA-132-L использовались в качестве пилотажных тренажеров до 1953 года.

CR.32

ЛТХ итальянских самолетов
  CR.32
Размах, м 9,5
Длина, м 7,45
Вес пустой, кг 1325
Вес взлетный, кг 1850
Скорость максимальная, км/ч  
у земли 340
на высоте 3000 м 375
Набор высоты 14'25" (6000)
Потолок практич., м 8800
Дальность, км 780

bis*

ЛТХ итальянских самолетов
  CR.32bis*
Размах, м 9,5
Длина, м 7,45
Вес пустой, кг 1400
Вес взлетный, кг 1970
Скорость максимальная, км/ч  
у земли 330
на высоте 3000 м 350
Набор высоты 11`43" (5000)
Потолок практич., м 8000
Дальность, км 780

bis**

ЛТХ итальянских самолетов
  CR.32bis**
Размах, м 9,5
Длина, м 7,45
Вес пустой, кг 1455,5
Вес взлетный, кг 1984
Скорость максимальная, км/ч  
у земли 329
на высоте 3000 м 341
Набор высоты 12`4" (5000)
Потолок практич., м 7800
Дальность, км 502

ter

ЛТХ итальянских самолетов
  CR.32ter
Размах, м 9,5
Длина, м 7,45
Вес пустой, кг 1490
Вес взлетный, кг 1915
Скорость максимальная, км/ч  
у земли 329
на высоте 3000 м 351
Набор высоты 14'5" (6100)
Потолок практич., м 7670
Дальность, км 780

quater

ЛТХ итальянских самолетов
  CR.32quater
Размах, м 9,5
Длина, м 7,45
Вес пустой, кг 1386
Вес взлетный, кг 1905
Скорость максимальная, км/ч  
у земли 338
на высоте 3000 м 356
Набор высоты 10' (5000)
Потолок практич., м 7550
Дальность, км 796

* - по итальянским данным; ** - по данным испытаний в НИИ ВВС.

Самолеты в полете

Как уже очевидно из вышеизложенного, итальянский истребитель-биплан Фиат CR.32 находился на вооружении и других государств. Например, Китай получил эти самолеты раньше, чем ВВС Италии. Однако, приобретение истребителей Китаем назвать удачным нельзя, поскольку тип (смесь) горючего для двигателей Fiat A.30 RA не использовался больше ни на каких китайских самолетах. Fiat CR.32 были списаны в конце 1936 года, успев послужить во 2-й, 8-й и 14-й авиагруппах.

Истребитель Fiat

Венгрия в 1935-1936 гг. получила 50 самолетов CR.32, которые принимали участие в конфликте со Словакией в 1939 году. Венгерские самолеты не понесли потерь, одержав девять воздушных побед. А к 1941 году эти самолеты уже заменили более современными. В Австрию поставлено 45 итальянских истребителей модификации CR.32bis в 1936 году. CR.32bis Австрии после аншлюса (Anschluss - включение Австрии в состав Германии, состоявшееся 12-13 марта 1938 года) вошли в состав люфтваффе и эксплуатировались в качестве учебных. Венесуэла в 1938 году закупила 9 самолетов, которые отличались увеличенными радиаторами (для работы в жарком климате), а также 5 истребителей закупил Парагвай.

Истребитель Fiat CR.32

Около четырехсот самолетов были в Испании, находясь и во франкистской авиации, и в составе итальянского экспедиционного корпуса Aviación Legionaria. Данные о боевом применении Ha 132L Chirri, о количестве сбитых и потерянных самолетов, в которых фигурируют также и советские истребители И-15, И-16 и бомбардировщики СБ, очень противоречивы. В начале 1940 года в испанских ВВС находились 242 CR.32, некоторые с 1942 года переоборудовалась в учебные (двухместные) самолеты.

Фиат CR.32

Кроме войны в Испании, итальянские CR.32 в апреле 1939 года приняли участие в кампании по захвату Албании, а когда Италия вступила во Вторую мировую войну на вооружении Regia Aeronautica находились 294 самолетов CR.32, из которых 177 были исправны. Ими были вооружены группы в континентальной Италии, на Сицилии, на Сардинии, в Ливии, в Албании, а также о. Родос и в Абиссинии. CR.32 показали свою полную несостоятельность в Северной Африке в действиях против британских истребителей Второй мировой "Гладиатор" и "Харрикейн". А в конце июня 1940 года началась передача итальянских самолетов в штурмовые части, в этой роли они применялись до начала 1941 года. Таким образом, истребители ВВС Италии применялись с лета 1940 года в Северной Африке, в 1940 году в Греции, до апреля 1941 года участвовали в боях в Восточной Африке. В Италии CR.32 снят с вооружения в январе 1941 года.

Истребитель Fiat

Одноместные истребители середины 30-х годов

Глостер

  Глостер "Гладиатор"
Страна Англия
Год выпуска 1934
Размах крыла, м 9,83
Длина самолета, м 8,36
Площадь крыла, м2 29,9
Мощность мотора, л.с. 830
Вес, кг  
пустой 1458
взлетный 2083
Максимальная скорость, км/ч 407
Дальность, км 692
Практический потолок, м 10 000
Количество  
пушек  
пулеметов 4

D.510

  Девуатин D.510
Страна Франция
Год выпуска 1935
Размах крыла, м 12,09
Длина самолета, м 7,94
Площадь крыла, м2 16,5
Мощность мотора, л.с. 860
Вес, кг  
пустой 1429
взлетный 1920
Максимальная скорость, км/ч 393
Дальность, км 600
Практический потолок, м 10 500
Количество  
пушек 1
пулеметов 2

Р-26А

  Боинг Р-26А
Страна США
Год выпуска 1932
Размах крыла, м 8,52
Длина самолета, м 7,26
Площадь крыла, м2 13,85
Мощность мотора, л.с. 600
Вес, кг  
пустой 1030
взлетный 1380
Максимальная скорость, км/ч 377
Дальность, км 1020
Практический потолок, м 8350
Количество  
пушек
пулеметов 2

И-15

  И-15
Страна СССР
Год выпуска 1933
Размах крыла, м 9,75
Длина самолета, м 6,1
Площадь крыла, м2 21,9
Мощность мотора, л.с. 715
Вес, кг  
пустой 965
взлетный 1369
Максимальная скорость, км/ч 367
Дальность, км 500
Практический потолок, м 9800
Количество  
пушек
пулеметов 2 (4)

15бис

  И-15бис
Страна СССР
Год выпуска 1937
Размах крыла, м 10,2
Длина самолета, м 6,27
Площадь крыла, м2 22,5
Мощность мотора, л.с. 750
Вес, кг  
пустой 1310
взлетный 1730
Максимальная скорость, км/ч 346
Дальность, км 770
Практический потолок, м 9500
Количество  
пушек
пулеметов 4

И-16

  И-16 тип 10
Страна СССР
Год выпуска 1937
Размах крыла, м 9,0
Длина самолета, м 5,99
Площадь крыла, м2
Мощность мотора, л.с. 750
Вес, кг  
пустой
взлетный 1715
Максимальная скорость, км/ч 440
Дальность, км 800
Практический потолок, м 8270
Количество  
пушек
пулеметов 4

Не 51

  Хейнкель Не 51 В-1
Страна Германия
Год выпуска 1933
Размах крыла, м 11,0
Длина самолета, м 8,4
Площадь крыла, м2 27,2
Мощность мотора, л.с. 750
Вес, кг  
пустой 1465
взлетный 1900
Максимальная скорость, км/ч 330
Дальность, км 570
Практический потолок, м 7700
Количество  
пушек
пулеметов 2

Bf 109

  Мессершмитт Bf 109В-1
Страна Германия
Год выпуска 1936
Размах крыла, м 9,9
Длина самолета, м 8,7
Площадь крыла, м2 16,5
Мощность мотора, л.с. 700
Вес, кг  
пустой 1510
взлетный 2200
Максимальная скорость, км/ч 470
Дальность, км 690
Практический потолок, м 8100
Количество  
пушек
пулеметов 3

Р-11

  PZL Р-11С
Страна Польша
Год выпуска 1931
Размах крыла, м 10,72
Длина самолета, м 7,55
Площадь крыла, м2 17,95
Мощность мотора, л.с. 560
Вес, кг  
пустой 1146
взлетный 1630
Максимальная скорость, км/ч 390
Дальность, км 700
Практический потолок, м 8000
Количество  
пушек
пулеметов 4

D.XXI

  Fokker D.XXI
Страна Нидерланды
Год выпуска 1936
Размах крыла, м 11,0
Длина самолета, м 8,2
Площадь крыла, м2 16,2
Мощность мотора, л.с. 825
Вес, кг  
пустой 1450
взлетный 2050
Максимальная скорость, км/ч 460
Дальность, км 930
Практический потолок, м 10 100
Количество  
пушек
пулеметов 4

Фиат CR.32

Источники:

  • Alfredo Logolus "Fiat CR.32 Aces of the Spanish Civil War";
  • Profile Publications (№22) "Fiat CR.32";
  • А. Харук "Истребители Второй Мировой";
  • George Punka "Fiat CR 32/CR 42 in Action".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Первый полет Solar Impulse 2
Самолет на солнечных батареях Solar Impulse 2 выполнит беспосадочный перелет вокруг Земли в 2015 году Самолет Solar Impulse 2, являющийся...
Су-35С приземлились в ГЛИЦ МО РФ
Три истребителя Су-35С прибыли в Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации По сообщению пресс-службы Минобороны России, первые серийные истребители Су-35С...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме