|
К вступлению Италии во Вторую мировую войну истребитель Fiat CR.32 был самым массовым самолетом - символом Военно-воздушных сил. Этот истребитель-биплан, вобравший в себя все самые хорошие качества своих предшественников, принимал участие во всех боевых действиях с 1935-36 годов. Выпускался в нескольких модификациях и поставлялся за границу.
Итальянский истребитель-биплан Фиат CR.32
Дж. Томпсон: Fiat CR.32 - лучший истребитель 30-х годов
Fiat CR.32, являвшийся самым массовым итальянским истребителем на 10 июня 1940 года (дата вступления Италии во Вторую мировую войну), был одним из символов Regia Aeronautica. Самолет, разработанный под руководством Celestino Rosatelli (Челестино Розателли) был результатом эволюции цепочки истребителей, начиная с CR.1 (1922 год), а также CR.10 (1924 год) и CR.20 (1926 год). Впервые истребители были использованы в Испании в августе 1936 года, но применением в Гражданской войне, боевые действия с участием итальянских истребителей Фиат CR.32 не ограничивались.
Полутораплан CR.30 предшествовал CR.32, при создании которого Челестино Розателли старался максимально улучшить летно-технические характеристики без установки более мощного двигателя. Сохранив все характерные черты предшественника в уменьшенных габаритах, на CR.32 площадь несущих поверхностей уменьшили почти на 5 м2 (4,95), а фюзеляж стал короче на 0,5 метра. Принятые меры способствовали улучшению маневренности самолета и небольшому увеличению скорости. В целом Fiat CR.32 являлся традиционным полуторапланом с неубирающимся шасси. Вооружение включало два пулемета над основным бензобаком. Предполагалась установка как обычных, так и крупнокалиберных пулеметов. В случае необходимости над корневой частью верхнего левого крыла монтировался фотокинопулемет.
На фото: самолеты Фиат
|
|
|
|
Кликните на изображение для увеличения |
28 апреля 1933 года прототип впервые совершил полет и стало очевидным, что самолет получился удачным. Наследуя достоинства предшественника, новый истребитель выиграл в скорости и управляемости, а официальные испытания показали улучшение поведения на пикировании. Серийное производство было развернуто на заводе Фиат в Турине в период с февраля 1935 года по осень 1939 года. В общей сложности в Италии выпущено 1212 самолетов данного типа (в литературе данные о количестве произведенных самолетов несколько отличаются), а также 100 истребителей Hispano Ha 132L Chirri построено по лицензии в Италии, где поставки серийных самолетов велись с марта 1934 года до 1938 года.
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Модификации самолета Фиат CR.32
- CR.32 - первая версия этой серии. Вооружение включало два 12,7-мм (0,5 дюйма) синхронных пулемета (или два 7,7-мм пулемета - 0,303 дюйма, например, в варианте для Китая). Поставлялся в Regia Aeronautica с марта 1934 года по февраль 1936 года.
- CR.32bis - установлены дополнительно два 7,7-мм пулемета (Breda-SAFAT Mod.1928Av) в обтекателях над верхним крылом. Двигатель A.30RAbis позволил снизить расход топлива, а значит и увеличить продолжительность полета. Кроме того, введенный особый режим взлетного форсажа, позволял увеличить мощность до 800 л.с. на три минуты. Данные о количестве выпущенных самолетов значительно отличаются, но итальянские источники сообщают о 328 построенных машинах с 1935 года.
- CR.32ter - дальнейшее развитие самолетов серии, вооружение ограничено двумя 12,7-мм пулеметами.
- CR.32quater - с уменьшенным весом, внесены усовершенствования, такие как: изменен козырек кабины, установлен новый телескопический прицел. Самолет приспособлен для подвески 12 2-кг или двух 50-кг авиабомб. Некоторые итальянские источники сообщают о 298 построенных экземплярах и окончании производства в 1939 году, а английские говорят, что для Regia Aeronautica выпущено 337 самолетов этой модификации.
- HA-132-L (Hispano Ha 132L Chirri) - испанская версия CR.32quater. Испано Ha-123L Чирри строился по лицензии (Испания получила лицензию в 1938 году) на заводе Hispano Aviación в Севилье. Некоторые из ста построенных HA-132-L использовались в качестве пилотажных тренажеров до 1953 года.
ЛТХ итальянских самолетов
|
CR.32 |
Размах, м |
9,5 |
Длина, м |
7,45 |
Вес пустой, кг |
1325 |
Вес взлетный, кг |
1850 |
Скорость максимальная, км/ч |
|
у земли |
340 |
на высоте 3000 м |
375 |
Набор высоты |
14'25" (6000) |
Потолок практич., м |
8800 |
Дальность, км |
780 |
ЛТХ итальянских самолетов
|
CR.32bis* |
Размах, м |
9,5 |
Длина, м |
7,45 |
Вес пустой, кг |
1400 |
Вес взлетный, кг |
1970 |
Скорость максимальная, км/ч |
|
у земли |
330 |
на высоте 3000 м |
350 |
Набор высоты |
11`43" (5000) |
Потолок практич., м |
8000 |
Дальность, км |
780 |
ЛТХ итальянских самолетов
|
CR.32bis** |
Размах, м |
9,5 |
Длина, м |
7,45 |
Вес пустой, кг |
1455,5 |
Вес взлетный, кг |
1984 |
Скорость максимальная, км/ч |
|
у земли |
329 |
на высоте 3000 м |
341 |
Набор высоты |
12`4" (5000) |
Потолок практич., м |
7800 |
Дальность, км |
502 |
ЛТХ итальянских самолетов
|
CR.32ter |
Размах, м |
9,5 |
Длина, м |
7,45 |
Вес пустой, кг |
1490 |
Вес взлетный, кг |
1915 |
Скорость максимальная, км/ч |
|
у земли |
329 |
на высоте 3000 м |
351 |
Набор высоты |
14'5" (6100) |
Потолок практич., м |
7670 |
Дальность, км |
780 |
ЛТХ итальянских самолетов
|
CR.32quater |
Размах, м |
9,5 |
Длина, м |
7,45 |
Вес пустой, кг |
1386 |
Вес взлетный, кг |
1905 |
Скорость максимальная, км/ч |
|
у земли |
338 |
на высоте 3000 м |
356 |
Набор высоты |
10' (5000) |
Потолок практич., м |
7550 |
Дальность, км |
796 |
* - по итальянским данным; ** - по данным испытаний в НИИ ВВС.
Как уже очевидно из вышеизложенного, итальянский истребитель-биплан Фиат CR.32 находился на вооружении и других государств. Например, Китай получил эти самолеты раньше, чем ВВС Италии. Однако, приобретение истребителей Китаем назвать удачным нельзя, поскольку тип (смесь) горючего для двигателей Fiat A.30 RA не использовался больше ни на каких китайских самолетах. Fiat CR.32 были списаны в конце 1936 года, успев послужить во 2-й, 8-й и 14-й авиагруппах.
Венгрия в 1935-1936 гг. получила 50 самолетов CR.32, которые принимали участие в конфликте со Словакией в 1939 году. Венгерские самолеты не понесли потерь, одержав девять воздушных побед. А к 1941 году эти самолеты уже заменили более современными. В Австрию поставлено 45 итальянских истребителей модификации CR.32bis в 1936 году. CR.32bis Австрии после аншлюса (Anschluss - включение Австрии в состав Германии, состоявшееся 12-13 марта 1938 года) вошли в состав люфтваффе и эксплуатировались в качестве учебных. Венесуэла в 1938 году закупила 9 самолетов, которые отличались увеличенными радиаторами (для работы в жарком климате), а также 5 истребителей закупил Парагвай.
Около четырехсот самолетов были в Испании, находясь и во франкистской авиации, и в составе итальянского экспедиционного корпуса Aviación Legionaria. Данные о боевом применении Ha 132L Chirri, о количестве сбитых и потерянных самолетов, в которых фигурируют также и советские истребители И-15, И-16 и бомбардировщики СБ, очень противоречивы. В начале 1940 года в испанских ВВС находились 242 CR.32, некоторые с 1942 года переоборудовалась в учебные (двухместные) самолеты.
Кроме войны в Испании, итальянские CR.32 в апреле 1939 года приняли участие в кампании по захвату Албании, а когда Италия вступила во Вторую мировую войну на вооружении Regia Aeronautica находились 294 самолетов CR.32, из которых 177 были исправны. Ими были вооружены группы в континентальной Италии, на Сицилии, на Сардинии, в Ливии, в Албании, а также о. Родос и в Абиссинии. CR.32 показали свою полную несостоятельность в Северной Африке в действиях против британских истребителей Второй мировой "Гладиатор" и "Харрикейн". А в конце июня 1940 года началась передача итальянских самолетов в штурмовые части, в этой роли они применялись до начала 1941 года. Таким образом, истребители ВВС Италии применялись с лета 1940 года в Северной Африке, в 1940 году в Греции, до апреля 1941 года участвовали в боях в Восточной Африке. В Италии CR.32 снят с вооружения в январе 1941 года.
Одноместные истребители середины 30-х годов
|
Глостер "Гладиатор" |
Страна |
Англия |
Год выпуска |
1934 |
Размах крыла, м |
9,83 |
Длина самолета, м |
8,36 |
Площадь крыла, м2 |
29,9 |
Мощность мотора, л.с. |
830 |
Вес, кг |
|
пустой |
1458 |
взлетный |
2083 |
Максимальная скорость, км/ч |
407 |
Дальность, км |
692 |
Практический потолок, м |
10 000 |
Количество |
|
пушек |
|
пулеметов |
4 |
|
Девуатин D.510 |
Страна |
Франция |
Год выпуска |
1935 |
Размах крыла, м |
12,09 |
Длина самолета, м |
7,94 |
Площадь крыла, м2 |
16,5 |
Мощность мотора, л.с. |
860 |
Вес, кг |
|
пустой |
1429 |
взлетный |
1920 |
Максимальная скорость, км/ч |
393 |
Дальность, км |
600 |
Практический потолок, м |
10 500 |
Количество |
|
пушек |
1 |
пулеметов |
2 |
|
Боинг Р-26А |
Страна |
США |
Год выпуска |
1932 |
Размах крыла, м |
8,52 |
Длина самолета, м |
7,26 |
Площадь крыла, м2 |
13,85 |
Мощность мотора, л.с. |
600 |
Вес, кг |
|
пустой |
1030 |
взлетный |
1380 |
Максимальная скорость, км/ч |
377 |
Дальность, км |
1020 |
Практический потолок, м |
8350 |
Количество |
|
пушек |
— |
пулеметов |
2 |
|
И-15 |
Страна |
СССР |
Год выпуска |
1933 |
Размах крыла, м |
9,75 |
Длина самолета, м |
6,1 |
Площадь крыла, м2 |
21,9 |
Мощность мотора, л.с. |
715 |
Вес, кг |
|
пустой |
965 |
взлетный |
1369 |
Максимальная скорость, км/ч |
367 |
Дальность, км |
500 |
Практический потолок, м |
9800 |
Количество |
|
пушек |
— |
пулеметов |
2 (4) |
|
И-15бис |
Страна |
СССР |
Год выпуска |
1937 |
Размах крыла, м |
10,2 |
Длина самолета, м |
6,27 |
Площадь крыла, м2 |
22,5 |
Мощность мотора, л.с. |
750 |
Вес, кг |
|
пустой |
1310 |
взлетный |
1730 |
Максимальная скорость, км/ч |
346 |
Дальность, км |
770 |
Практический потолок, м |
9500 |
Количество |
|
пушек |
— |
пулеметов |
4 |
|
И-16 тип 10 |
Страна |
СССР |
Год выпуска |
1937 |
Размах крыла, м |
9,0 |
Длина самолета, м |
5,99 |
Площадь крыла, м2 |
— |
Мощность мотора, л.с. |
750 |
Вес, кг |
|
пустой |
— |
взлетный |
1715 |
Максимальная скорость, км/ч |
440 |
Дальность, км |
800 |
Практический потолок, м |
8270 |
Количество |
|
пушек |
— |
пулеметов |
4 |
|
Хейнкель Не 51 В-1 |
Страна |
Германия |
Год выпуска |
1933 |
Размах крыла, м |
11,0 |
Длина самолета, м |
8,4 |
Площадь крыла, м2 |
27,2 |
Мощность мотора, л.с. |
750 |
Вес, кг |
|
пустой |
1465 |
взлетный |
1900 |
Максимальная скорость, км/ч |
330 |
Дальность, км |
570 |
Практический потолок, м |
7700 |
Количество |
|
пушек |
— |
пулеметов |
2 |
|
Мессершмитт Bf 109В-1 |
Страна |
Германия |
Год выпуска |
1936 |
Размах крыла, м |
9,9 |
Длина самолета, м |
8,7 |
Площадь крыла, м2 |
16,5 |
Мощность мотора, л.с. |
700 |
Вес, кг |
|
пустой |
1510 |
взлетный |
2200 |
Максимальная скорость, км/ч |
470 |
Дальность, км |
690 |
Практический потолок, м |
8100 |
Количество |
|
пушек |
— |
пулеметов |
3 |
|
PZL Р-11С |
Страна |
Польша |
Год выпуска |
1931 |
Размах крыла, м |
10,72 |
Длина самолета, м |
7,55 |
Площадь крыла, м2 |
17,95 |
Мощность мотора, л.с. |
560 |
Вес, кг |
|
пустой |
1146 |
взлетный |
1630 |
Максимальная скорость, км/ч |
390 |
Дальность, км |
700 |
Практический потолок, м |
8000 |
Количество |
|
пушек |
— |
пулеметов |
4 |
|
Fokker D.XXI |
Страна |
Нидерланды |
Год выпуска |
1936 |
Размах крыла, м |
11,0 |
Длина самолета, м |
8,2 |
Площадь крыла, м2 |
16,2 |
Мощность мотора, л.с. |
825 |
Вес, кг |
|
пустой |
1450 |
взлетный |
2050 |
Максимальная скорость, км/ч |
460 |
Дальность, км |
930 |
Практический потолок, м |
10 100 |
Количество |
|
пушек |
— |
пулеметов |
4 |
Источники:
- Alfredo Logolus "Fiat CR.32 Aces of the Spanish Civil War";
- Profile Publications (№22) "Fiat CR.32";
- А. Харук "Истребители Второй Мировой";
- George Punka "Fiat CR 32/CR 42 in Action".
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|