|
Истребитель Caproni Vizzola F.5
|
Итальянский истребитель Второй мировой войны Caproni Vizzola F.5 был любим летчиками, которые считали его лучшим из конкурирующих самолетов того периода. Хотя его летные характеристики не были самыми лучшими, но относительная дешевизна истребителя позволили выпустить небольшую партию, и планировать дальнейшее серийное производство. Что, впрочем, не состоялось.
Истребители "Капрони Виццола" F.4, F.5, F6
Находившаяся в Виццола Тичино, авиашкола Капрони, в середине 30-ых годов прошлого века была расширена и преобразована в завод Caproni Vizzola S.A. для производства компонентов агрегатов самолетов Капрони. В 1937 было организовано свое собственное конструкторское бюро, техническим директором которого стал инженер Фабрици (Fabrizi), под руководством которого и был разработан (также в 1937 году) проект скоростного моноплана-перехватчика смешанной конструкции. Таким образом, завод Caproni Vizzola S.A. дорабатывал транспортники Ca.100, Ca.133 для работы в колониях и строил по лицензии штурмовики Breda Ba.65, а одно из отделений концерна "Капрони" постаралось включиться в борьбу за заказы на истребители по конкурсу 1936 года.
Фюзеляж ферменной конструкции был металлическим (набор из стальных труб и дюралевая обшивка), а двухлонжеронное крыло - деревянным с фанерной обшивкой. Двигатель использовали тот же, что и на большинстве истребителей Италии того периода, это был 840-сильный "Фиат" A.74RC 38. Вооружение согласно проекту включало четыре 12,7-мм пулемета, то есть два фюзеляжных синхронных и два крыльевых.
Проект получил обозначение F.5 и произвел благоприятное впечатление на военных, которые заказали один прототип ММ392. Самолет, построенный к концу 1938 года, впервые поднялся в небо 19 февраля 1939 года. Испытания продолжались до середины апреля 1940 года и не выявили значительных преимуществ перед истребителями G.50 и МС.200, уже запущенными в серию.
Однако, истребитель Caproni Vizzola F.5 имел существенно меньшую стоимость и обходился в 295 тысяч лир, а МС.200 - 380 тысяч лир. Поэтому в сентябре 1939 года был сделан заказ на 12 предсерийных и 200 серийных самолетов. Второй прототип ММ413 изготовили в январе 1940 года, а весной была выпущена предсерийная партия (ММ5921-5932). Однако, от полномасштабного выпуска самолетов Caproni Vizzola F.5 все же отказались поскольку к тому времени необходимы были машины с более высокими летными характеристиками.
Предсерийные F.5 использовались в 300-й эскадрилье (300° Squadriglia), в ее составе F.5 были перебазированы в Албанию и участвовали в боевых действиях в Греции, затем самолеты были возвращены на авиабазу в Кампино для обороны Рима. Затем до лета 1943 года (с 10 мая 1942 года) использовались как ночные истребители в 167-й группе (167° Gruppo). Летчики самолетов F.35 очень хорошо отзывались о своих машинах, считая их лучшими, если сравнивать с Macchi MC.200.
|
F.5 |
Размах крыла, м |
11,35 |
Длина самолета, м |
7,90 |
Высота самолета, м |
3,00 |
Площадь крыла, кв. м |
17,60 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
1818 |
взлетная |
2238 |
Максимальная скорость, км/ч |
496 |
Практический потолок, м |
9500 |
Дальность полета, км |
1000 |
|
F.4 |
Размах крыла, м |
11,30 |
Длина самолета, м |
9,15 |
Высота самолета, м |
3,02 |
Площадь крыла, кв. м |
18,81 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
2462 |
взлетная |
3000 |
Максимальная скорость, км/ч |
550 |
Практический потолок, м |
10300 |
Дальность полета, км |
950 |
|
F.6MZ |
Размах крыла, м |
11,82 |
Длина самолета, м |
9,25 |
Высота самолета, м |
3,02 |
Площадь крыла, кв. м |
18,50 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
|
взлетная |
|
Максимальная скорость, км/ч |
640 |
Практический потолок, м |
8000 |
Дальность полета, км |
1370 |
"Капрони Виццола" F.4 и F.5
|
|
F.5 |
F.4 |
Кликните на изображение для увеличения |
Caproni Vizzola в 1938 году начала проработку варианта истребителя под рядный двигатель жидкостного охлаждения Изотта Фраскини "Ассо" 121RC 40 (Isotta-Fraschini Asso 121 R.C.40) мощностью 960 л.с. Однако, по причине загруженности по F.5 работы были свернуты. В 1939 году проектирование возобновили, но уже под германский мотор DB 601А (Daimler-Benz DB 601A) мощностью 1175 л.с. Машина получила наименование F.4, а в качестве прототипа использовался предсерийный F.5 - по этой причине иногда встречается индекс F.5bis. В июле 1940 года самолет начал проходить испытания, а в октябре потерпел аварию. Машину восстановили и испытания продолжились. Самолет показал характеристики, значительно превосходящие F.5, однако в серию не пошел, послужив основой для создания следующей модели - F.6M. Прототип F.4 некоторое время использовался в строевой части - 303-й эскадрилье 167-й группы.
F.6M имел цельнометаллическую конструкцию, от деревянного крыла отказались, именно это обозначала буква "М" в наименовании самолета. Помимо этого, был установлен еще более мощный двигатель DB 605А (1475 л.с.). В сентябре 1941 года состоялся первый вылет прототипа F.6M (ММ481). Испытания, продолжавшиеся почти весь 1942 год, не стали предпосылкой серийного производства - отсутствовало необходимое количество двигателей. Попытка решить проблему заменой 24-цилиндровым двигателем Изотта Фраскини "Зета" RC 25/60 мощностью 1250 л.с. не была успешной, т.к. Италия капитулировала. Из двух заказанных прототипов самолета, который получил обозначение F.6MZ, был построен только ММ498. Он впервые поднялся в небо в августе 1943 года, на испытаниях выявили сильный перегрев двигателя в полете.
Источники:
- Giorgio Apostolo Editore "AeroFan";
- А. Харук "Истребители Второй Мировой";
- А. Харук "'Соколы' Муссолини. Итальянские истребители Второй мировой";
- Aerei Italiani - Scheda Tecnica. Caproni-Vizzola F.5
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|