|
Истребители И-170 и И-195
|
В самом начале Второй мировой войны в ОКБ Поликарпова разрабатывались, в том числе, два проекта истребителя-биплана. Это были самолеты И-170 и И-195. Однако, по ряду причин идея создания этих маневренных бипланов так и не была воплощена.
Проекты бипланов Поликарпова
Истребитель-биплан И-170
Летом 1939 года в ОКБ Поликарпова начали разрабатывать проект маневренного истребителя-биплана. Вначале он проходил под обозначением "М". Предполагалось оснастить машину двигателем М-106, под который Н.Н. Поликарпов в августе 1939 года произвел первые прикидки характеристик нового самолета, который получил обозначение И-170. На истребителе ожидалось получение высокой скорости - более 500 км/ч при сохранении хорошей маневренности, площадь крыльев составляла 25 м2 - т.е. почти, как на истребителе И-190.
Советский истребитель-биплан И-170 планировалось строить на авиазаводе № 1, с представителями которого (а так же моторного завода) были проведены консультации в период начала проектных работ. Работы по И-170 Поликарпов форсирует в начале осени 1939 года, рассчитывая:
- закончить разработку эскизного проекта не позднее 15 октября,
- через месяц построить макет самолета.
Далее последовала череда событий:
- ведущим конструктором И-170 был назначен А.Т.Карев (29 сентября),
- Поликарпов уезжает в командировку в Германию,
- значительная часть сотрудников передана во вновь образованное КБ А.И.Микояна.
Разработка истребителя И-170 была полностью прекращена.
И-170 |
|
И-195 |
|
Маневренный биплан И-195
Н.Н. Поликарпов начал разрабатывать маневренный биплан И-195 почти параллельно с самолетом И-185, работа над которым началась в начале 1940 года. Н. Поликарпов весной 1940 года направил в Главное Управление ВВС пояснительную записку к проекту И-195, в которой, в частности, говорилось:
"Роль маневренного истребителя в современной войне подробно не освещена и не выяснена... Можно ожидать, что эта роль увеличится еще больше при переходе к групповым и массовым боям истребителей с бомбардировщиками, где скорость не будет играть такой решающей роли как маневренность". Но вместе с тем Поликарпов уточняет, что планирует обеспечить новому самолету "солидные, и очень современные горизонтальные и вертикальные скорости".
Обеспечение высоких летных характеристик планировалось обеспечить за счет установки двигателя воздушного охлаждения М-90 со взлетной мощностью 1750 л.с. У истребителя И-185 брались:
- моторная установка с центральным входом охлаждающего воздуха,
- фонарь,
- кабина пилота,
- и многие агрегаты.
Новый профиль NACA 230, улучшенная аэродинамика, гладкая обшивка, отсутствие лент-расчалок и использование реактивного момента выхлопных газов при мощном двигателе могли обеспечить советскому биплану И-195 расчетную скорость у земли 510 км/ч, на высоте 7 км - 591 км/ч, посадочную скорость - 103 км/ч и потолок - 12 км. Вооружение самолета включало: две 20 мм пушки ШВАК и два крупнокалиберных пулемета БС; а в варианте штурмовика - бомбовая нагрузка до 250 кг.
Летом 1940 года экспертная комиссия НКАП рассматривала проект маневренного биплана И-195, который был отклонен, поскольку бипланы полностью исчезли из списка заказываемых истребителей для ВВС Красной Армии.
Истребители-монопланы и бипланы Поликарпова с однотипными двигателями (1933-1940 гг.)
Самолет |
Год выпуска |
Двигатель |
И-16 тип 5 |
1934 |
М-25А, 730 л.с. |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
М-25А, 730 л.с. |
И-16 тип 10 |
1937 |
М-25В, 750 л.с. |
И-15бис (И-152) |
1937 |
М-25В, 750 л.с. |
И-16 тип 24 |
1939 |
М-63, 1100 л.с. |
И-153 |
1939 |
М-63, 1100 л.с. |
И-17бис |
1936 |
М-100, 760 л.с. |
И-170 (проект) |
1939 |
М-106, 1200 л.с. |
И-180-3 |
1940 |
М-88Р, 1100 л.с. |
И-190 |
1940 |
М-88Р, 1100 л.с. |
И-185 (01) |
1940 |
М-90, 1750 л.с. |
И-195 (проект) |
1940 |
М-90, 1750 л.с. |
Самолет |
Год выпуска |
Размеры |
Длина, м |
Размах крыла, м |
Площадь крыла, м2 |
И-16 тип 5 |
1934 |
5,985 |
9,0 |
14,54 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
6,1 |
9,7 |
21,9 |
И-16 тип 10 |
1937 |
6,074 |
9,0 |
14,54 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
6,2 |
10,2 |
22,5 |
И-16 тип 24 |
1939 |
6,13 |
9,0 |
14,54 |
И-153 |
1939 |
6,275 |
10,0 |
22,1 |
И-17бис |
1936 |
7,56 |
10,0 |
17,65 |
И-170 (проект) |
1939 |
7,3 |
10,0 |
25,0 |
И-180-3 |
1940 |
6,88 |
10,09 |
16,11 |
И-190 |
1940 |
~6,7 |
10,0 |
24,83 |
И-185 (01) |
1940 |
7,56 |
9,8 |
15,54 |
И-195 (проект) |
1940 |
7,55 |
10,5 |
28,0 |
Самолет |
Год выпуска |
Вес |
Вес пустого, кг |
Вес взлетный, кг |
И-16 тип 5 |
1934 |
1118 |
1508 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
965 |
1374 |
И-16 тип 10 |
1937 |
1372 |
1726 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
1310 |
1650 |
И-16 тип 24 |
1939 |
1383 |
1882 |
И-153 |
1939 |
|
1980 |
И-17бис |
1936 |
1533 |
2020 |
И-170 (проект) |
1939 |
|
|
И-180-3 |
1940 |
|
2409 |
И-190 |
1940 |
1761 |
2212 |
И-185 (01) |
1940 |
2068 |
2708 |
И-195 (проект) |
1940 |
2223 |
2916 |
Самолет |
Год выпуска |
Скорость, км/ч |
У земли |
На расч. высоте (м) |
Посадочная |
И-16 тип 5 |
1934 |
390 |
454 4000 |
115 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
318 |
368 3000 |
90 |
И-16 тип 10 |
1937 |
398 |
448 3160 |
126 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
321 |
370 3000 |
110 |
И-16 тип 24 |
1939 |
440 |
489 4500 |
130 |
И-153 |
1939 |
384 |
440 5700 |
|
И-17бис |
1936 |
|
489 3000 |
|
И-170 (проект) |
1939 |
|
510 |
|
И-180-3 |
1940 |
445 |
571* 7100 |
|
И-190 |
1940 |
375 |
490 7100 |
|
И-185 (01) |
1940 |
604* |
706* 7000 |
132 |
И-195 (проект) |
1940 |
510* |
591* 6700 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Время набора высоты, мин/м |
И-16 тип 5 |
1934 |
6,2 5000 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
6,2 5000 |
И-16 тип 10 |
1937 |
6,9 5000 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
6,7 5000 |
И-16 тип 24 |
1939 |
6,0 5000 |
И-153 |
1939 |
5,7 5000 |
И-17бис |
1936 |
7,2 5000 |
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
5,6 5000 |
И-190 |
1940 |
5,9 5000 |
И-185 (01) |
1940 |
4,5 5000 |
И-195 (проект) |
1940 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Потолок, м |
И-16 тип 5 |
1934 |
9100 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
9800 |
И-16 тип 10 |
1937 |
8470 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
9000 |
И-16 тип 24 |
1939 |
9700 |
И-153 |
1939 |
10600 |
И-17бис |
1936 |
9700 |
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
11000 |
И-190 |
1940 |
12400 |
И-185 (01) |
1940 |
10250 |
И-195 (проект) |
1940 |
12000 |
Самолет |
Год выпуска |
Дальность полета, км |
И-16 тип 5 |
1934 |
540 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
500 |
И-16 тип 10 |
1937 |
525 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
530 |
И-16 тип 24 |
1939 |
669 |
И-153 |
1939 |
510 |
И-17бис |
1936 |
800 |
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
900 |
И-190 |
1940 |
|
И-185 (01) |
1940 |
800 |
И-195 (проект) |
1940 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Разбег, м |
И-16 тип 5 |
1934 |
220 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
70 |
И-16 тип 10 |
1937 |
260 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
170 |
И-16 тип 24 |
1939 |
260 |
И-153 |
1939 |
|
И-17бис |
1936 |
|
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
|
И-190 |
1940 |
|
И-185 (01) |
1940 |
280* |
И-195 (проект) |
1940 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Пробег, м |
И-16 тип 5 |
1934 |
200 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
70 |
И-16 тип 10 |
1937 |
290 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
230 |
И-16 тип 24 |
1939 |
300 |
И-153 |
1939 |
|
И-17бис |
1936 |
|
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
|
И-190 |
1940 |
|
И-185 (01) |
1940 |
350 |
И-195 (проект) |
1940 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Вооружение |
Пулеметное |
Пушечное |
Бомбы, кг |
И-16 тип 5 |
1934 |
2x7,62 |
- |
|
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
2x7,62 |
- |
|
И-16 тип 10 |
1937 |
4x7,62 |
- |
|
И-15бис (И-152) |
1937 |
4x7,62 |
- |
|
И-16 тип 24 |
1939 |
4x7,62 |
|
|
И-153 |
1939 |
4x7,62 |
|
|
И-17бис |
1936 |
2x7,62 |
1x20 |
100 |
И-170 (проект) |
1939 |
2x7,62 |
1x20 |
|
И-180-3 |
1940 |
2x7, 622x12,7 |
- |
200 |
И-190 |
1940 |
2x7, 622x12,7 |
- |
200 |
И-185 (01) |
1940 |
2x7, 622x12,7 |
- |
200 |
И-195 (проект) |
1940 |
2x7,62 |
2x20 |
2x250 |
*Расчетные данные
Источники:
- Самолет И-15БИС, Техническое описание, 1933 год.
- Михаил Маслов, "Боевые 'Чайки' Сталина";
- В. Б. Шавров, "История конструкций самолетов в СССР, 1938-1950 гг.".
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|