Истребитель И-30
Странная и довольно печальная судьба была у опытного истребителя СССР - И-30. Самолет, принадлежавший к линейке самолетов Яковлева, имел шансы серийного производства. Но этому помешала начавшаяся Великая Отечественная война, когда производство всех опытных самолетов было заморожено.

Опытный пушечный истребитель И-30

Истребитель И-30Советский самолет Второй мировой войны ЯК-1 считается родоначальником всего семейства истребителей "Як". Для соответствования различным требованиям машину многократно модифицировали и модернизировали, с учетом жесткого требования сохранения полетного веса в пределах 2800-2900 кг, что было обусловлено прочностью шасси. Не имея в этом вопросе достаточного запаса и подвергаясь глубоким модификациям, исходный вариант изменялся столь значительно, что фактически становился новым самолетом и даже получал свое наименование.

Самолет И-26-1

И-26-1

Модификация шла в направлении создания на базе Як-1 (И-26) самолетов с новыми функциями:

  • учебно-тренировочного истребителя (Як-7);
  • высотного перехватчика (И-28);
  • тяжелого пушечного истребителя (И-30);
  • легкого истребителя (Як-3).

Самолет УТИ-26-1

УТИ-26-1

Улучшение согласно возрастающим требованиям велось в направлениях:

  •  увеличения максимальной скорости и улучшения маневренных характеристик за счет увеличения мощности мотора, к.п.д. винта, улучшения аэродинамических форм и уменьшения веса конструкции;
  • усиления вооружения;
  • улучшения эксплуатационных качеств

Истребитель

И-30-I на Госиспытаниях

Cамолёт И-30 существенно отличался от Як-1, но его летные характеристики были даже хуже, чем у серийных Як-1 и Як-7. Это была машина с металлическими крыльями, оснащенными автоматическими закрылками. Хвостовое оперение также было металлическим. Вооружение включало три пушки и два пулемета. Две пушки размещались в крыльях, что было необычно для советских самолетов. В 1941 году самолет уже подготовили к серийному выпуску, но начало войны помешало осуществить планы. Эвакуация заводов на восток и острая нехватка алюминия заставили поставить крест на данной машине.

Истребитель И-30-I

И-30-I на Государственных испытаниях

Заводы № 292 и № 301 создали в первом квартале 1941 года 330 самолетов Як-1, и должны были перейти на изготовление самолета Як-3 (И-30) - модификации Як-1 с металлическим крылом и мощным вооружением. Этот же тип должен был выпускаться на строящемся заводе № 83 в Хабаровске. Несколько позже постановлением Правительства от 11 февраля 1941 года с 15 мая на производство Як-3 с определенной программой выпуска переводится завод № 81 в Москве, до того выпускавший самолет Як-4 - так в серии называлась одна из последовательных модификаций машины № 22.

Затянувшиеся изготовление и испытания опытных образцов Як-3 и начавшаяся война внесли свои коррективы в довоенные планы. Понесенные ВВС в первые месяцы войны потери потребовали от НКАП увеличить выпуск имеющихся в производстве самолетов. Внедрять новый истребитель в серию не стали, поскольку перестройка серийного производства самолетов могла иметь очень печальные последствия для страны. Приказом наркома авиационной промышленности от 24 июня 1941 года заводу № 292 была поставлена задача изготовить к концу года уже не 1100, а 1350 самолетов Як-1.

И-30-II

И-30-II на территории опытного завода № 115, Москва

Путаница наименований

На заводе № 153 сложилась сложная ситуация. Постановление ГКО от 14 августа 1941 года предписывало внедрить улучшенный вариант Як-1, отличающийся от выпускаемых заводом № 292 увеличенным диаметром колес, отъемной моторамой и наличием радиостанции. Но внедрен был не Як-1, а Як-7 с вооружением из двух пулеметов ШКАС и пушки МП-20 ШВАК, который выпускал эвакуировавшийся из Москвы в Новосибирск завод № 301. Этот вариант Як-7 официально именовался заводом № 301 как "Як-1 типа Як-7", что, вероятно, следовало из неверного понимания постановления ГКО. Для того, чтобы избежать путаницы, в докладах завод № 153 в апреле 1942 года присвоил этой модификации наименование Як-7А. Однако ей же в правительстве и наркомате уже присвоили индекс Як-3. Поэтому по постановлениям ГКО и приказам наркома авиапромышленности о переходе ряда заводов НКАП на выпуск самолетов Як-3 в действительности внедрялся самолет Як-7А. Это запутало отчетность НКАП тогда, и современных исследователей. Надо уточнить, что индексом Як-3 в общей сложности обозначалось четыре типа машин ОКБ:

  • И-30,
  • нереализованный проект одноместного двухмоторного тяжелого истребителя (задание отменено 27 июля 1941 года в связи с началом войны),
  • Як-7А,
  • легкий истребитель Як-3 в конце войны.

Истребитель СССР

Работы над самолетом

21 апреля 1941 года ОКБ получило официальное задание на создание самолета И-30. Постановление Правительства № 1854-773сс, вышедшее 2 октября, предписывало серийным заводам № 23, 153 и 292 перейти с 1 января, а заводу № 301 с 1 апреля 1941 года - на серийный выпуск улучшенного И-26 с разъемным крылом и дальностью полета 1100 км на скорости 0,9 максимальной. Это можно было реализовать только заменив деревянное крыло металлическим. С 26 мая по 18 июля 1940 года под руководством ведущего конструктора С.Д. Трефилова велось проектирование и изготовление металлического крыла.

Советский истребитель

Работы по Як-3, как стал называться И-30 после смены обозначений, несколько застопорились по причине доводки и постановки в серию истребителя Як-1 и его учебного варианта Як-7. Были пересмотрены планы по переходу серийных заводов на изготовление нового самолета. В 1941 году производство Як-3 должно было начаться со второго квартала и уже на заводах №№ 83, 99, 292, 301.

Самолет И-30 вобрал в себя весь опыт, накопленный в ОКБ, по созданию истребителей. В его конструкции постарались максимально учесть требования ВВС по исправлению недостатков И-26, выявленных в процессе испытаний. Ожидалось, что этот самолет заменит в серийном производстве истребитель Як-1. Винтомоторная группа, шасси и металлическое хвостовое оперение были целиком взяты с И-28. Мотор М-105ПД имел бо́льшую мощность, чем М-105П, что позволило вернуться к исходному варианту вооружения (мотор-пушка ШВАК и четыре ШКАСа), а также добавить еще две пушки ШВАК в крыло. Металлическое разъемное крыло, состоявшее из центроплана и двух консолей, позволило увеличить запас горючего с 305 до 383 кг и разместить в центроплане маслорадиаторы. Кроме этого, в список улучшений, в частности, вошли:

  • беспереплетный козырек фонаря кабины,
  • установка радиостанции с мачтой антенны,
  • отъемная моторама,
  • ручка управления с кнопочными гашетками оружия, как на "Мессершмитте",
  • тяги управления рулем высоты, проходящие над водорадиатором (а не сквозь как на Як-1),
  • тяги управления элеронами, вынесенные за задний лонжерон,
  • управление триммерами руля поворота и элеронов,
  • предкрылки,
  • посадочная фара.

Самолет И-30-2

Но началась Великая Отечественная война, и руководство страны приказало свернуть все работы по перспективным разработкам, а те самолеты, которые планировалось передать в производство "временно" заморозили. Если бы не война, то кто знает, какая судьба ждала И-30?

Технические характеристики

Тактико-технические характеристики И-30-1 с мотором М-105П
Технические характеристики
  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 8,48 м
  • Размах крыла: 9,74 м
  • Высота:
    • Площадь крыла: 17,36 м²
    • Масса пустого: 2550 кг
  • Максимальная взлётная масса: 3130 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 383 кг
  • Силовая установка: 1 × жидкостного охлаждения М-105П
  • Мощность двигателей: 1 × 1050 л.с. (1 × 772 кВт)
  • Воздушный винт: ВИШ-61П
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:
    • 3 × 20 мм пушки ШВАК
    • 2 × 7,62 мм пулемёта ШКАС

Летные характеристики

Тактико-технические характеристики И-30-1 с мотором М-105П
Летные характеристики
  • Максимальная скорость:
    • у земли: 476 км/ч
    • на высоте: 571 км/ч на 4900 м
  • Посадочная скорость: 142 км/ч
  • Практическая дальность: 975 км
  • Практический потолок: 9000 м
  • Скороподъёмность: 5000 м за 7 мин
  • Время виража: 19-20 с на 1000 м
  • Нагрузка на крыло: 180 кг/м²
  • Тяговооружённость: 246,8 Вт/кг (2,98 кг/л.с.)
  • Длина разбега: 303 м
  • Длина пробега: 525 м

Источники:

  • С. Кузнецов, "Як-1 наш лучший истребитель 1941 года";
  • "Война в воздухе. Истребители Як-1/3/7/9";
  • Н. Якубович, "Истребители Яковлева";
  • В. Шавров, " История конструкций самолётов в СССР".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

На бортах самолетов МиГ-29 появились лики святых
Лики православных святых на фюзеляжах истребителей будут оберегать военных летчиков Лики святых князей Александра Невского, Дмитрия Донского и святого мученика...
Ночной истребитель Дуглас P-70 "Найтхок"/Дуглас "Хэвок"
Тяжелый ночной истребитель Douglas P-70 Nighthawk/Douglas Havoc Быстроходный и маневренный двухмоторный бомбардировщик Дуглас А-20 (в Англии называвшийся "Бостон") стал основой для...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме