Опытный пушечный истребитель И-30
Советский самолет Второй мировой войны ЯК-1 считается родоначальником всего семейства истребителей "Як". Для соответствования различным требованиям машину многократно модифицировали и модернизировали, с учетом жесткого требования сохранения полетного веса в пределах 2800-2900 кг, что было обусловлено прочностью шасси. Не имея в этом вопросе достаточного запаса и подвергаясь глубоким модификациям, исходный вариант изменялся столь значительно, что фактически становился новым самолетом и даже получал свое наименование.
И-26-1
Модификация шла в направлении создания на базе Як-1 (И-26) самолетов с новыми функциями:
- учебно-тренировочного истребителя (Як-7);
- высотного перехватчика (И-28);
- тяжелого пушечного истребителя (И-30);
- легкого истребителя (Як-3).
УТИ-26-1
Улучшение согласно возрастающим требованиям велось в направлениях:
- увеличения максимальной скорости и улучшения маневренных характеристик за счет увеличения мощности мотора, к.п.д. винта, улучшения аэродинамических форм и уменьшения веса конструкции;
- усиления вооружения;
- улучшения эксплуатационных качеств
И-30-I на Госиспытаниях
Cамолёт И-30 существенно отличался от Як-1, но его летные характеристики были даже хуже, чем у серийных Як-1 и Як-7. Это была машина с металлическими крыльями, оснащенными автоматическими закрылками. Хвостовое оперение также было металлическим. Вооружение включало три пушки и два пулемета. Две пушки размещались в крыльях, что было необычно для советских самолетов. В 1941 году самолет уже подготовили к серийному выпуску, но начало войны помешало осуществить планы. Эвакуация заводов на восток и острая нехватка алюминия заставили поставить крест на данной машине.
И-30-I на Государственных испытаниях
Заводы № 292 и № 301 создали в первом квартале 1941 года 330 самолетов Як-1, и должны были перейти на изготовление самолета Як-3 (И-30) - модификации Як-1 с металлическим крылом и мощным вооружением. Этот же тип должен был выпускаться на строящемся заводе № 83 в Хабаровске. Несколько позже постановлением Правительства от 11 февраля 1941 года с 15 мая на производство Як-3 с определенной программой выпуска переводится завод № 81 в Москве, до того выпускавший самолет Як-4 - так в серии называлась одна из последовательных модификаций машины № 22.
Затянувшиеся изготовление и испытания опытных образцов Як-3 и начавшаяся война внесли свои коррективы в довоенные планы. Понесенные ВВС в первые месяцы войны потери потребовали от НКАП увеличить выпуск имеющихся в производстве самолетов. Внедрять новый истребитель в серию не стали, поскольку перестройка серийного производства самолетов могла иметь очень печальные последствия для страны. Приказом наркома авиационной промышленности от 24 июня 1941 года заводу № 292 была поставлена задача изготовить к концу года уже не 1100, а 1350 самолетов Як-1.
И-30-II на территории опытного завода № 115, Москва
Путаница наименований
На заводе № 153 сложилась сложная ситуация. Постановление ГКО от 14 августа 1941 года предписывало внедрить улучшенный вариант Як-1, отличающийся от выпускаемых заводом № 292 увеличенным диаметром колес, отъемной моторамой и наличием радиостанции. Но внедрен был не Як-1, а Як-7 с вооружением из двух пулеметов ШКАС и пушки МП-20 ШВАК, который выпускал эвакуировавшийся из Москвы в Новосибирск завод № 301. Этот вариант Як-7 официально именовался заводом № 301 как "Як-1 типа Як-7", что, вероятно, следовало из неверного понимания постановления ГКО. Для того, чтобы избежать путаницы, в докладах завод № 153 в апреле 1942 года присвоил этой модификации наименование Як-7А. Однако ей же в правительстве и наркомате уже присвоили индекс Як-3. Поэтому по постановлениям ГКО и приказам наркома авиапромышленности о переходе ряда заводов НКАП на выпуск самолетов Як-3 в действительности внедрялся самолет Як-7А. Это запутало отчетность НКАП тогда, и современных исследователей. Надо уточнить, что индексом Як-3 в общей сложности обозначалось четыре типа машин ОКБ:
- И-30,
- нереализованный проект одноместного двухмоторного тяжелого истребителя (задание отменено 27 июля 1941 года в связи с началом войны),
- Як-7А,
- легкий истребитель Як-3 в конце войны.
Работы над самолетом
21 апреля 1941 года ОКБ получило официальное задание на создание самолета И-30. Постановление Правительства № 1854-773сс, вышедшее 2 октября, предписывало серийным заводам № 23, 153 и 292 перейти с 1 января, а заводу № 301 с 1 апреля 1941 года - на серийный выпуск улучшенного И-26 с разъемным крылом и дальностью полета 1100 км на скорости 0,9 максимальной. Это можно было реализовать только заменив деревянное крыло металлическим. С 26 мая по 18 июля 1940 года под руководством ведущего конструктора С.Д. Трефилова велось проектирование и изготовление металлического крыла.
Работы по Як-3, как стал называться И-30 после смены обозначений, несколько застопорились по причине доводки и постановки в серию истребителя Як-1 и его учебного варианта Як-7. Были пересмотрены планы по переходу серийных заводов на изготовление нового самолета. В 1941 году производство Як-3 должно было начаться со второго квартала и уже на заводах №№ 83, 99, 292, 301.
Самолет И-30 вобрал в себя весь опыт, накопленный в ОКБ, по созданию истребителей. В его конструкции постарались максимально учесть требования ВВС по исправлению недостатков И-26, выявленных в процессе испытаний. Ожидалось, что этот самолет заменит в серийном производстве истребитель Як-1. Винтомоторная группа, шасси и металлическое хвостовое оперение были целиком взяты с И-28. Мотор М-105ПД имел бо́льшую мощность, чем М-105П, что позволило вернуться к исходному варианту вооружения (мотор-пушка ШВАК и четыре ШКАСа), а также добавить еще две пушки ШВАК в крыло. Металлическое разъемное крыло, состоявшее из центроплана и двух консолей, позволило увеличить запас горючего с 305 до 383 кг и разместить в центроплане маслорадиаторы. Кроме этого, в список улучшений, в частности, вошли:
- беспереплетный козырек фонаря кабины,
- установка радиостанции с мачтой антенны,
- отъемная моторама,
- ручка управления с кнопочными гашетками оружия, как на "Мессершмитте",
- тяги управления рулем высоты, проходящие над водорадиатором (а не сквозь как на Як-1),
- тяги управления элеронами, вынесенные за задний лонжерон,
- управление триммерами руля поворота и элеронов,
- предкрылки,
- посадочная фара.
Но началась Великая Отечественная война, и руководство страны приказало свернуть все работы по перспективным разработкам, а те самолеты, которые планировалось передать в производство "временно" заморозили. Если бы не война, то кто знает, какая судьба ждала И-30?
Тактико-технические характеристики И-30-1 с мотором М-105П
Технические характеристики |
- Экипаж: 1 пилот
- Длина: 8,48 м
- Размах крыла: 9,74 м
- Высота:
• Площадь крыла: 17,36 м² • Масса пустого: 2550 кг
- Максимальная взлётная масса: 3130 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 383 кг
- Силовая установка: 1 × жидкостного охлаждения М-105П
- Мощность двигателей: 1 × 1050 л.с. (1 × 772 кВт)
- Воздушный винт: ВИШ-61П
|
Вооружение |
- Стрелково-пушечное:
• 3 × 20 мм пушки ШВАК • 2 × 7,62 мм пулемёта ШКАС
|
Тактико-технические характеристики И-30-1 с мотором М-105П
Летные характеристики |
- Максимальная скорость:
• у земли: 476 км/ч • на высоте: 571 км/ч на 4900 м
- Посадочная скорость: 142 км/ч
- Практическая дальность: 975 км
- Практический потолок: 9000 м
- Скороподъёмность: 5000 м за 7 мин
- Время виража: 19-20 с на 1000 м
- Нагрузка на крыло: 180 кг/м²
- Тяговооружённость: 246,8 Вт/кг (2,98 кг/л.с.)
- Длина разбега: 303 м
- Длина пробега: 525 м
|
Источники:
- С. Кузнецов, "Як-1 наш лучший истребитель 1941 года";
- "Война в воздухе. Истребители Як-1/3/7/9";
- Н. Якубович, "Истребители Яковлева";
- В. Шавров, " История конструкций самолётов в СССР".