Истребитель И-190
Маневренный истребитель Поликарпова И-190 разрабатывался до начала Второй мировой войны и рассматривался, как модификация советского истребителя И-153. Однако, И-190 не суждено было стать серийным самолетом. Основной причиной стало отсутствие хорошего, работоспособного двигателя, который мог способствовать реализации возможностей, заложенных в конструкцию истребителя.

Маневренный истребитель Поликарпова И-190

Истребитель И-190Тактико-технические требования на новые боевые самолеты поступили в январе 1938 года в КБ Поликарпова на авиазаводе №156. Эти машины были необходимы для ВВС Красной Армии. В списке заданий находился и новый маневренный биплан с требуемой максимальной скоростью 500-550 км/ч. В то время, сложившееся представление о характере воздушного боя, определяло взаимодействие монопланов и бипланов и их взаимное дополнение. Несмотря на то, что в Испании проявлялись преимущества монопланов, но большинство специалистов так не думали.

Японские истребители

Японские истребители Ki-27 - основной противник "Чаек" на Халхин-Голе

В феврале 1938 года в КБ Поликарпова началась разработка, продвигавшаяся очень медленно, истребителя-биплана, получившего наименование И-190. Осенью состоялись две первые макетные комиссии. Самолет разрабатывался как дальнейшее развитие истребителя И-153, с использованием многих узлов и технологической оснастки, что давало возможность быстро построить и внедрить И-190 в серийное производство. Новыми были:

  • двигатель М-88,
  • обводы фюзеляжа,
  • крылья с гладкой фанерной обшивкой,
  • свободнонесущее горизонтальное оперение,
  • убираемый костыль.

Компоновочная схема

19 февраля 1939 года третья макетная комиссия сочла целесообразной постройку самолета. По причине загруженности, постройка двух опытных И-190 была перенесена с авиазавода №156 на заводе №1. Реальная работа над новым самолетом была развернута только весной 1939 года, то есть более, чем через год после принятия решения о создании. В октябре был изготовлен первый опытный самолет, который в декабре подготовили к летным испытаниям. И почти сразу же был заложен второй экземпляр, двигатель которого планировалось оснастить двумя турбокомпрессорами типа ТК-1.

И-190

Маневренный истребитель И-190 с двигателем М-88 определялся как модификация истребителя И-153.

Маневренный истребитель

Первый самолет И-190 был оснащен опытным безредукторным двигателем М-88БРЛ и опытным трехлопастным воздушным винтом АВ-2, которые существовали тогда в единственном экземпляре. Надо добавить, что двигатель сначала установили на И-190, чем на более приоритетный И-180. В целом, эти двигатели и стали причиной, по которой упомянутые самолеты не поступили на вооружение ВВС.

Маневренный истребитель И-190

23 ноября 1939 года на Центральный московский аэродром выкатили И-190, установленный на лыжи. Взлетный вес самолета составил 2290 кг (на 184 кг больше расчетного). 30 декабря 1939 года И-190 впервые поднялся в небо. Дальнейшие полеты были эпизодическими и сопровождались различными улучшениями конструкции. 1 апреля 1940 года у самолета в воздухе не вышла полностью правая стойка шасси, во время посадки самолет получил небольшие повреждения. Через две недели, отремонтированный И-190 продолжил испытания, которые велись до 6 июня 1940 года - их засчитали как заводские. Произошла еще одна авария, когда в полете сорвало часть обшивки верхнего крыла. За время испытаний опробовали три типа воздушных винтов:

  • АВ-2Л-1 диаметром 2,75 м,
  • АВ-2Л-2 диаметром 2,65 м,
  • AB-2Л-3 диаметром 2,65 м.

И-190 с двигателем М-88Р

С винтом АВ-2Л-2 самолет развивал максимальную скорость у земли 375 км/ч, а на высоте 5000 метров - 410 км/ч. Такие характеристики были неудовлетворительными, но была надежда улучшить положение с новым редукторным двигателем М-88Р. Мотоустановка этого двигателя вместе с новым, удлиненным и усовершенствованным капотом, была в значительной степени позаимствована у истребителя И-180. В таком виде самолет продолжал выполнять эпизодические полеты вплоть до наступления 1941 года. Ожидаемая максимальная скорость 500 км/ч нем так и не была достигнута, а работами по доводке самолета занимались эпизодически.

И-190

До февраля 1941 года максимальный показатель, которого удалось достичь - это скорость 488 км/ч на высоте 5 тысяч метров. 13 февраля 1941 года у самолета в полете отказал двигатель. Летчик спланировал на аэродром, но самолет перевернулся из-за глубокого снега и колесного шасси, которым был оборудован И-190. Летчик Уляхин не пострадал, но самолет был сильно поврежден. Самолет не восстанавливали, а второй экземпляр не достроили. На этом история самолета И-190 завершилась.

Спойлер: Описание конструкции

Конструкция фюзеляжа - сварная ферма из хромансилевых труб, с легким формообразующим каркасом. Обшивка носовой части фюзеляжа дюралевая, за кабиной пилота - полотняная. Силовая установка включала двухрядный 14-ти цилиндровый двигатель М-88 воздушного охлаждения мощностью 1100 л.с. Капот двигателя с регулируемыми створками охлаждения типа "юбка", коллектор отработанных газов состояла из двух половин, выхлопные патрубки по одному с каждого борта. Бипланная коробка крыльев связана I-образными стойками и расчалена четырьмя двойными несущими и двумя двойными поддерживающими расчалками.

Верхнее и нижнее крыло снабжены элеронами. Профиль обоих крыльев Clark-YH с относительной толщиной 10%. Крылья двухлонжеронные, цельнодеревянные, обшиты фанерой толщиной 1,5 мм. Сверху вся поверхность крыльев обклеивалась полотном на эмалите, после чего покрывалась несколькими слоями аэролака и полировалась. Хвостовое оперение свободнонесущее, однако предусматривалась возможность установки расчалок между килем и стабилизатором - для этого имелись соответствующие узлы.

Основное шасси снабжено колесами размером 700 х 150 мм, конструктивно практически полностью соответствовало шасси И-153. Хвостовой костыль убираемый, с литым резиновым колесом размером 150x90 мм. Стрелковое вооружение состояло из четырех синхронных пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм. В дальнейшем предусматривалась установка двух синхронных крупнокалиберных пулеметов Березина (БС). Максимальная бомбовая нагрузка составляла 200 кг. Для подвески бомб под нижним крылом были установлены встроенные бомбодержатели по типу И-153.



Спойлер: Описание конструкции

Самолет И-190

И-190 после аварии 13 февраля 1941 года

Технические характеристики

Основные характеристики самолета
Технические характеристики
  • Экипаж: 1 человек;
  • Длина: 6,7 м;
  • Размах крыла: 10 м;
  • Площадь крыла: 24,83 м²;
  • Профиль крыла: Clark-YH;
  • Масса пустого: 1 761 кг;
  • Нормальная взлетная масса: 2 212 кг;
  • Двигатель М-88Р;
  • Мощность: 1100 л.с.

Летные характеристики

Основные характеристики самолета
Летные характеристики
  • Максимальная скорость:
    • у земли: 375 км/ч,
    • на высоте 5 км - 488 км/ч;
  • Максимальная скороподъемность 847 м/мин;
  • Практический потолок: 12 400 м;
  • Практическая дальность 720 км;

Немецкий Мессершмитт

Мессершмитт Вf109E - основной противник советских истребителей на начальном этапе войны

Истребители-монопланы и бипланы Поликарпова с однотипными двигателями (1933-1940 гг.)

Мотор

Самолет Год выпуска Двигатель
И-16 тип 5 1934 М-25А, 730 л.с.
И-15 (ЦКБ-3) 1933 М-25А, 730 л.с.
И-16 тип 10 1937 М-25В, 750 л.с.
И-15бис (И-152) 1937 М-25В, 750 л.с.
И-16 тип 24 1939 М-63, 1100 л.с.
И-153 1939 М-63, 1100 л.с.
И-17бис 1936 М-100, 760 л.с.
И-170 (проект) 1939 М-106, 1200 л.с.
И-180-3 1940 М-88Р, 1100 л.с.
И-190 1940 М-88Р, 1100 л.с.
И-185 (01) 1940 М-90, 1750 л.с.
И-195 (проект) 1940 М-90, 1750 л.с.

Размер

Самолет Год выпуска Размеры
Длина, м Размах
крыла, м
Площадь
крыла, м2
И-16 тип 5 1934 5,985 9,0 14,54
И-15 (ЦКБ-3) 1933 6,1 9,7 21,9
И-16 тип 10 1937 6,074 9,0 14,54
И-15бис (И-152) 1937 6,2 10,2 22,5
И-16 тип 24 1939 6,13 9,0 14,54
И-153 1939 6,275 10,0 22,1
И-17бис 1936 7,56 10,0 17,65
И-170 (проект) 1939 7,3 10,0 25,0
И-180-3 1940 6,88 10,09 16,11
И-190 1940 ~6,7 10,0 24,83
И-185 (01) 1940 7,56 9,8 15,54
И-195 (проект) 1940 7,55 10,5 28,0

Вес

Самолет Год выпуска Вес
Вес пустого, кг Вес взлетный, кг
И-16 тип 5 1934 1118 1508
И-15 (ЦКБ-3) 1933 965 1374
И-16 тип 10 1937 1372 1726
И-15бис (И-152) 1937 1310 1650
И-16 тип 24 1939 1383 1882
И-153 1939   1980
И-17бис 1936 1533 2020
И-170 (проект) 1939    
И-180-3 1940   2409
И-190 1940 1761 2212
И-185 (01) 1940 2068 2708
И-195 (проект) 1940 2223 2916

Скор.

Самолет Год выпуска Скорость, км/ч
У земли На расч. высоте (м) Посадочная
И-16 тип 5 1934 390 454
4000
115
И-15 (ЦКБ-3) 1933 318 368
3000
90
И-16 тип 10 1937 398 448
3160
126
И-15бис (И-152) 1937 321 370
3000
110
И-16 тип 24 1939 440 489
4500
130
И-153 1939 384 440
5700
 
И-17бис 1936   489
3000
 
И-170 (проект) 1939   510  
И-180-3 1940 445 571*
7100
 
И-190 1940 375 490
7100
 
И-185 (01) 1940 604* 706*
7000
132
И-195 (проект) 1940 510* 591*
6700
 

Время

Самолет Год выпуска Время набора высоты, мин/м
И-16 тип 5 1934 6,2
5000
И-15 (ЦКБ-3) 1933 6,2
5000
И-16 тип 10 1937 6,9
5000
И-15бис (И-152) 1937 6,7
5000
И-16 тип 24 1939 6,0
5000
И-153 1939 5,7
5000
И-17бис 1936 7,2
5000
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940 5,6
5000
И-190 1940 5,9
5000
И-185 (01) 1940 4,5
5000
И-195 (проект) 1940  

Потолок

Самолет Год выпуска Потолок, м
И-16 тип 5 1934 9100
И-15 (ЦКБ-3) 1933 9800
И-16 тип 10 1937 8470
И-15бис (И-152) 1937 9000
И-16 тип 24 1939 9700
И-153 1939 10600
И-17бис 1936 9700
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940 11000
И-190 1940 12400
И-185 (01) 1940 10250
И-195 (проект) 1940 12000

Дальн.

Самолет Год выпуска Дальность полета, км
И-16 тип 5 1934 540
И-15 (ЦКБ-3) 1933 500
И-16 тип 10 1937 525
И-15бис (И-152) 1937 530
И-16 тип 24 1939 669
И-153 1939 510
И-17бис 1936 800
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940 900
И-190 1940  
И-185 (01) 1940 800
И-195 (проект) 1940  

Разбег

Самолет Год выпуска Разбег, м
И-16 тип 5 1934 220
И-15 (ЦКБ-3) 1933 70
И-16 тип 10 1937 260
И-15бис (И-152) 1937 170
И-16 тип 24 1939 260
И-153 1939  
И-17бис 1936  
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940  
И-190 1940  
И-185 (01) 1940 280*
И-195 (проект) 1940  

Пробег

Самолет Год выпуска Пробег, м
И-16 тип 5 1934 200
И-15 (ЦКБ-3) 1933 70
И-16 тип 10 1937 290
И-15бис (И-152) 1937 230
И-16 тип 24 1939 300
И-153 1939  
И-17бис 1936  
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940  
И-190 1940  
И-185 (01) 1940 350
И-195 (проект) 1940  

Воор.

Самолет Год выпуска Вооружение
Пулеметное Пушечное Бомбы, кг
И-16 тип 5 1934 2x7,62 -  
И-15 (ЦКБ-3) 1933 2x7,62 -  
И-16 тип 10 1937 4x7,62 -  
И-15бис (И-152) 1937 4x7,62 -  
И-16 тип 24 1939 4x7,62    
И-153 1939 4x7,62    
И-17бис 1936 2x7,62 1x20 100
И-170 (проект) 1939 2x7,62 1x20  
И-180-3 1940 2x7,
622x12,7
- 200
И-190 1940 2x7,
622x12,7
- 200
И-185 (01) 1940 2x7,
622x12,7
- 200
И-195 (проект) 1940 2x7,62 2x20 2x250

*Расчетные данные

Источники:

  • Михаил Маслов, "Боевые 'Чайки' Сталина";
  • В. Б. Шавров, "История конструкций самолетов в СССР, 1938-1950 гг.".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме