Самолет ВТ-11
Создание истребителя И-5 было сложным. Дело в том, что конструкторы работали в тюрьме, которая называлась ОКБ Внутренняя тюрьма. И поскольку конструктор Н.Н. Поликарпов работал в седьмом ангаре, то и ОКБ назвали ВТ-7. То же - и с наименованием прототипа истребителя И-5, который назвали ВТ-11.

Прототип истребителя И-5

Самолет СССРНебольшие истребители-бипланы разработки Н.Н. Поликарпова являлись наиболее известными самолетами, укрепившие авиацию СССР в период до начала Второй мировой войны. Н. Поликарпов получил неофициальный титул "король истребителей", но его жизнь была необычна. Он родился 8 июля 1892 года, его отец был сельским священником, и, что вполне очевидно, родители с детства стали готовить его к карьере священнослужителя и отдали в духовную семинарию. Однако, Н. Поликарпова больше привлекала авиация, он стал студентом Петербургского политехнического института, который он закончил и работал на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе, принимал участие в постройке самолетов "Илья Муромец" и истребителя РБВЗ С-20.

Поликарпов Николай Николаевич

ПоликарповПосле Октябрьской революции 1917 года Н. Поликарпов не уехал в США вместе со своим другом Игорем Сикорским. Этот факт был оценен советским правительством и в начале 1920 года, он становится главным конструктором Государственного Авиационного Завода №1. В 1923 году Николаем Поликарповым был создан первый серийный советский истребитель И-1 (моноплан с двигателем мощностью 400 л. с.). Через четыре года он стал главным конструктором Отдела сухопутных самолетов ЦКБ Авиатреста и разработал самолет-истребитель И-3 БМВ-VI, который приняли на вооружение.

Так сложилось, что в работе над самолетом И-5 судьба свела Н.Н. Поликарпова с другим талантливым конструктором - Дмитрием Павловичем Григоровичем. Таким образом, новый истребитель И-5 оказался их общим детищем.

Первый опытный образец И-5 (ВТ-11)

Первый опытный образец И-5 (ВТ-11), май 1930 года

Всего за несколько месяцев конструкторской бригаде из двадцати человек, возглавляемой Поликарповым и Григоровичем, удалось создать истребитель, находившийся на уровне достижений мировой авиации. Правильно выбранная техническая концепция значительно способствовала успеху.

На заседании техсовета Авиатреста в 1927 году Н.Н. Поликарпов изложил свои взгляды на путь развития истребителя: "Выбор двигателя и удельный вес его, - утверждал он, - оказывают решающее влияние на полетный вес самолета-истребителя, на его горизонтальную маневренность и, в конечном счете, при той же геометрии самолета определяют инициативу в воздушном бою".

Прототип истребителя

Второй опытный образец И-5, ноябрь 1930 года

В 30-х годах Николай Поликарпов был лидером по количеству удачных, серийных истребителей, которые становились все лучше и лучше; он стал главным разработчиком истребителей для Советских ВВС. Однако, "короля истребителей" в начале сороковых годов превзошли менее известные конструкторы, как например А. Яковлев, проект которого И-300 сразу показал талант конструктора. В декабре 1939 года часть квалифицированного персонала ОКБ Поликарпова перешла в новое ОКБ "МиГ". Проекты истребителя И-180, Поликарпова были конкурентоспособными по сравнению с истребителями, разрабатываемыми ОКБ Яковлева и ОКБ "МиГ", но новые решения молодых конструкторов понемногу вытесняли Поликарпова со сцены.

В 1940 году Н.Н. Поликарпова наградили медалью "Героя Социалистического Труда", а в 1941 и 1943 году он также получил Государственные Премии. После 1943 года, Поликарпов, работал в Московском Авиационном Институте, но проработав менее года, 30 июля 1944 года умер от инфаркта. Конструкторское бюро закрыли, а персонал был переведен в ОКБ Лавочкина.

В память о Поликарпове и его работе на благо Советской авиации, самолет У-2 переименовали в По-2.

Истребитель СССР

Истребитель И-5 из состава ВВС Украинского военного округа

Проекты Поликарпова, всегда были достаточно спорными, в результате чего разработка и доводка самолетов всегда растягивалась во времени. Например, когда самолет И-16 уже продемонстрировал, что будущее за истребителями-монопланами с убирающимся шасси, истребитель И-153 все еще находился в производстве, параллельно с И-16. К моменту нападения Германии на СССР, самолеты И-16 и И-153 составляли костяк истребительных полков авиации СССР. Самолеты, способные на равных сражаться с немецкими самолетами второй мировой войны - Messerschmitt Bf-109E и Bf-109F только начинали поступать в войска и осваиваться летным персоналом западных округов. Это были самолеты Як-1 и МиГ-3, конструкторов Яковлева, Микояна, Гуревича в которых проявился совсем другой подход к концепции истребителя.

Самолет ВТ-11 - прототип истребителя И-5

Сталин выдвинул свою программу развития и индустриализации СССР и установил тоталитарный контроль над страной, под лозунгом ведущей роли Коммунистической Партии. В 1927 году Авиатрестом был подготовлен пятилетний план опытного авиационного строительства, который Сталин утвердил 22 июня 1928 года. План предусматривал разработку одноместного истребителя под обозначением И-5, которой руководил А. Н. Туполев. На истребитель И-5 предполагалось установить британский двигатель воздушного охлаждения "Bristol Jupiter" VII с девятью цилиндрами, или экспериментальный двигатель с воздушным охлаждением М-36. Самолет И-5 должен был иметь смешанную конструкцию и до сентября 1929 года выйти на испытания.

Самолеты И-5 (кликните для увеличения)
И-5 И-5 Истребитель
2-й прототип Предсерийный Серийный

В то же самое время, Поликарпов получил задание на разработку истребителя И-6, с изготовлением деревянного макета к лету 1930 года. Проект истребителя Туполева И-5 (заводское обозначение АНТ-12) продвигалось очень медленно из-за его параллельной работы над цельнометаллическим бомбардировщиком ТБ-1. В результате Поликарпову передали разработку истребителя И-5 вместо И-6. Срок, который установили для подачи новых истребителей на испытания, был нереальным. ВВС СССР были в то время зависимы от иностранных поставок, в особенности в области авиадвигателей. Более того, СССР все еще отставал по промышленному уровню, от развитых стран, так, например, рабочие изготовляли воздушные винты из дерева, вручную. В таких условиях, невозможно было наладить выпуск новых истребителей в количествах, оговоренных пятилетним планом.

ВТ-11 перед испытанием

ВТ-11 перед испытательным полетом

В проектировании истребителя не было прогресса. И на территории Центрального аэродрома появилось ОКБ "Внутренняя тюрьма". Первыми арестантами стали Поликарпов и Григорович, вместе с ними участие в создании "тюремного" самолета приняли еще 20 конструкторов из ОКБ Поликарпова, которое теперь называлось ОКБ ВТ-7, потому что группа работала в ангаре №7. 28 марта 1930 года, деревянный макет нового истребителя был показан Военной комиссии, и после незначительных изменений, работа над летным прототипом началась на Государственном авиационном заводе № 39.

Опытные образцы (кликните чтобы увеличить)
Самолет Истребитель Истребитель
1-ый опытный образец
И-5 (ВТ-11)
2-ой опытный образец 2-ой опытный образец
(после доработки)

Для постройки опытного самолета ВТ-11 было отведено два месяца, но машину завершили за тридцать дней. Был установлен девятицилиндровый звездообразный двигатель "Bristol Jupiter - VII". Для первого полета ВТ-11 (без вооружения), был перевезен на Центральный московский аэродром. На хвосте самолета внутри красной звезды была надпись "ВТ", такая фотография была опубликована в "Красной звезде". Под фотографией была надпись: "Летчик-испытатель Бенедикт Бухгольц перед первым испытательным полетом 29 апреля 1930 года у самолета ВТ-11".

Первый прототип

Первый прототип

После первого был собран и второй опытный ВТ-11, который совершил свой первый полет 22 марта 1930 года. Самолет был назван в честь Климента Ворошилова, в то время руководителя советских ВВС. Второй опытный ВТ-11, был окрашен оливково-зеленым цветом и отличался от первого самолета более скругленным рулем поворота. Кроме того, резиновые амортизаторы колес были закрыты обтекателем, а трубка Пито была установлена на N-образной фюзеляжной стойке по правому борту. На втором прототипе был установлен двигатель "Bristol Jupiter VI" вместо "Bristol Jupiter VII".

Первый и второй прототипы имели одинаковые размеры, но масса пустого самолета была у первого - 919 кг, а у второго - 948 кг, соответственно изменялся и вес нагруженного самолета: первый весил - 1331 кг, второй - 1360 кг. Скорости самолетов тоже были разные. Первый прототип имел скорость 238 км/ч, а второй - 260 км/ч. Потолок у первого ВТ-11 составлял 7800 метров, а у второго он был 7500 метров. Дальность полета также отличалась, составляя: 700 км у первого прототипа и 650 км у второго. Летчик-испытатель высоко оценил пилотажные качества ВТ-11.

Справившись с заданием по самолету ВТ-11, проектная группа, была выпущена из тюрьмы. За все годы существования Внутренней Тюрьмы - с 1934 по 1941 год, через нее прошло около 450 конструкторов, из них 150 умерли, так и не увидев свободы.

Источники:

  • Владимир Котельников, Олег Лемко. Истребитель И-5.
  • Владимир Котельников. Истребитель И-5.
  • Е.Гордон, В.Зенкин, В.Титов. Истребители-бипланы Н.Н.Поликарпов.
  • Михаил Маслов. Первые истребители СССР от И-1 до И-5.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме