Прототип истребителя И-5
Небольшие истребители-бипланы разработки Н.Н. Поликарпова являлись наиболее известными самолетами, укрепившие авиацию СССР в период до начала Второй мировой войны. Н. Поликарпов получил неофициальный титул "король истребителей", но его жизнь была необычна. Он родился 8 июля 1892 года, его отец был сельским священником, и, что вполне очевидно, родители с детства стали готовить его к карьере священнослужителя и отдали в духовную семинарию. Однако, Н. Поликарпова больше привлекала авиация, он стал студентом Петербургского политехнического института, который он закончил и работал на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе, принимал участие в постройке самолетов "Илья Муромец" и истребителя РБВЗ С-20.
Поликарпов Николай Николаевич
После Октябрьской революции 1917 года Н. Поликарпов не уехал в США вместе со своим другом Игорем Сикорским. Этот факт был оценен советским правительством и в начале 1920 года, он становится главным конструктором Государственного Авиационного Завода №1. В 1923 году Николаем Поликарповым был создан первый серийный советский истребитель И-1 (моноплан с двигателем мощностью 400 л. с.). Через четыре года он стал главным конструктором Отдела сухопутных самолетов ЦКБ Авиатреста и разработал самолет-истребитель И-3 БМВ-VI, который приняли на вооружение.
Так сложилось, что в работе над самолетом И-5 судьба свела Н.Н. Поликарпова с другим талантливым конструктором - Дмитрием Павловичем Григоровичем. Таким образом, новый истребитель И-5 оказался их общим детищем.
Первый опытный образец И-5 (ВТ-11), май 1930 года
Всего за несколько месяцев конструкторской бригаде из двадцати человек, возглавляемой Поликарповым и Григоровичем, удалось создать истребитель, находившийся на уровне достижений мировой авиации. Правильно выбранная техническая концепция значительно способствовала успеху.
На заседании техсовета Авиатреста в 1927 году Н.Н. Поликарпов изложил свои взгляды на путь развития истребителя: "Выбор двигателя и удельный вес его, - утверждал он, - оказывают решающее влияние на полетный вес самолета-истребителя, на его горизонтальную маневренность и, в конечном счете, при той же геометрии самолета определяют инициативу в воздушном бою".
Второй опытный образец И-5, ноябрь 1930 года
В 30-х годах Николай Поликарпов был лидером по количеству удачных, серийных истребителей, которые становились все лучше и лучше; он стал главным разработчиком истребителей для Советских ВВС. Однако, "короля истребителей" в начале сороковых годов превзошли менее известные конструкторы, как например А. Яковлев, проект которого И-300 сразу показал талант конструктора. В декабре 1939 года часть квалифицированного персонала ОКБ Поликарпова перешла в новое ОКБ "МиГ". Проекты истребителя И-180, Поликарпова были конкурентоспособными по сравнению с истребителями, разрабатываемыми ОКБ Яковлева и ОКБ "МиГ", но новые решения молодых конструкторов понемногу вытесняли Поликарпова со сцены.
В 1940 году Н.Н. Поликарпова наградили медалью "Героя Социалистического Труда", а в 1941 и 1943 году он также получил Государственные Премии. После 1943 года, Поликарпов, работал в Московском Авиационном Институте, но проработав менее года, 30 июля 1944 года умер от инфаркта. Конструкторское бюро закрыли, а персонал был переведен в ОКБ Лавочкина.
В память о Поликарпове и его работе на благо Советской авиации, самолет У-2 переименовали в По-2.
Истребитель И-5 из состава ВВС Украинского военного округа
Проекты Поликарпова, всегда были достаточно спорными, в результате чего разработка и доводка самолетов всегда растягивалась во времени. Например, когда самолет И-16 уже продемонстрировал, что будущее за истребителями-монопланами с убирающимся шасси, истребитель И-153 все еще находился в производстве, параллельно с И-16. К моменту нападения Германии на СССР, самолеты И-16 и И-153 составляли костяк истребительных полков авиации СССР. Самолеты, способные на равных сражаться с немецкими самолетами второй мировой войны - Messerschmitt Bf-109E и Bf-109F только начинали поступать в войска и осваиваться летным персоналом западных округов. Это были самолеты Як-1 и МиГ-3, конструкторов Яковлева, Микояна, Гуревича в которых проявился совсем другой подход к концепции истребителя.
Самолет ВТ-11 - прототип истребителя И-5
Сталин выдвинул свою программу развития и индустриализации СССР и установил тоталитарный контроль над страной, под лозунгом ведущей роли Коммунистической Партии. В 1927 году Авиатрестом был подготовлен пятилетний план опытного авиационного строительства, который Сталин утвердил 22 июня 1928 года. План предусматривал разработку одноместного истребителя под обозначением И-5, которой руководил А. Н. Туполев. На истребитель И-5 предполагалось установить британский двигатель воздушного охлаждения "Bristol Jupiter" VII с девятью цилиндрами, или экспериментальный двигатель с воздушным охлаждением М-36. Самолет И-5 должен был иметь смешанную конструкцию и до сентября 1929 года выйти на испытания.
Самолеты И-5 (кликните для увеличения) |
|
|
|
2-й прототип |
Предсерийный |
Серийный |
В то же самое время, Поликарпов получил задание на разработку истребителя И-6, с изготовлением деревянного макета к лету 1930 года. Проект истребителя Туполева И-5 (заводское обозначение АНТ-12) продвигалось очень медленно из-за его параллельной работы над цельнометаллическим бомбардировщиком ТБ-1. В результате Поликарпову передали разработку истребителя И-5 вместо И-6. Срок, который установили для подачи новых истребителей на испытания, был нереальным. ВВС СССР были в то время зависимы от иностранных поставок, в особенности в области авиадвигателей. Более того, СССР все еще отставал по промышленному уровню, от развитых стран, так, например, рабочие изготовляли воздушные винты из дерева, вручную. В таких условиях, невозможно было наладить выпуск новых истребителей в количествах, оговоренных пятилетним планом.
ВТ-11 перед испытательным полетом
В проектировании истребителя не было прогресса. И на территории Центрального аэродрома появилось ОКБ "Внутренняя тюрьма". Первыми арестантами стали Поликарпов и Григорович, вместе с ними участие в создании "тюремного" самолета приняли еще 20 конструкторов из ОКБ Поликарпова, которое теперь называлось ОКБ ВТ-7, потому что группа работала в ангаре №7. 28 марта 1930 года, деревянный макет нового истребителя был показан Военной комиссии, и после незначительных изменений, работа над летным прототипом началась на Государственном авиационном заводе № 39.
Опытные образцы (кликните чтобы увеличить) |
|
|
|
1-ый опытный образец И-5 (ВТ-11) |
2-ой опытный образец |
2-ой опытный образец (после доработки) |
Для постройки опытного самолета ВТ-11 было отведено два месяца, но машину завершили за тридцать дней. Был установлен девятицилиндровый звездообразный двигатель "Bristol Jupiter - VII". Для первого полета ВТ-11 (без вооружения), был перевезен на Центральный московский аэродром. На хвосте самолета внутри красной звезды была надпись "ВТ", такая фотография была опубликована в "Красной звезде". Под фотографией была надпись: "Летчик-испытатель Бенедикт Бухгольц перед первым испытательным полетом 29 апреля 1930 года у самолета ВТ-11".
Первый прототип
После первого был собран и второй опытный ВТ-11, который совершил свой первый полет 22 марта 1930 года. Самолет был назван в честь Климента Ворошилова, в то время руководителя советских ВВС. Второй опытный ВТ-11, был окрашен оливково-зеленым цветом и отличался от первого самолета более скругленным рулем поворота. Кроме того, резиновые амортизаторы колес были закрыты обтекателем, а трубка Пито была установлена на N-образной фюзеляжной стойке по правому борту. На втором прототипе был установлен двигатель "Bristol Jupiter VI" вместо "Bristol Jupiter VII".
Первый и второй прототипы имели одинаковые размеры, но масса пустого самолета была у первого - 919 кг, а у второго - 948 кг, соответственно изменялся и вес нагруженного самолета: первый весил - 1331 кг, второй - 1360 кг. Скорости самолетов тоже были разные. Первый прототип имел скорость 238 км/ч, а второй - 260 км/ч. Потолок у первого ВТ-11 составлял 7800 метров, а у второго он был 7500 метров. Дальность полета также отличалась, составляя: 700 км у первого прототипа и 650 км у второго. Летчик-испытатель высоко оценил пилотажные качества ВТ-11.
Справившись с заданием по самолету ВТ-11, проектная группа, была выпущена из тюрьмы. За все годы существования Внутренней Тюрьмы - с 1934 по 1941 год, через нее прошло около 450 конструкторов, из них 150 умерли, так и не увидев свободы.
Источники:
- Владимир Котельников, Олег Лемко. Истребитель И-5.
- Владимир Котельников. Истребитель И-5.
- Е.Гордон, В.Зенкин, В.Титов. Истребители-бипланы Н.Н.Поликарпов.
- Михаил Маслов. Первые истребители СССР от И-1 до И-5.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.