Боевое применение самолета
Первая поставка И-15 в Испанию состояла из 40 самолетов. Распределение по пунктам назначения выглядело следующим образом.28 октября 1936 года в порт Картахена, расположенный на испанском побережье Средиземного моря, на пароходе "Карл Лепин" прибыли 15 летчиков во главе с Павлом Рычаговым и 25 разобранных И-15. Общее количества техперсонала состояло из 36 авиатехников и 20 рабочих сборщиков с авиазавода № 1 (Распределение техперсонала между центральным и северным районом не определено).Чуть позднее, в период 1-2 ноября 1936 года группа Бориса Туржанского в составе 10 летчиков и 15 И-15 прибыла в Бильбао. Эта территория, отрезанная от Центральной зоны войсками националистов именовалась "страной басков".
Самолеты, поступившие в Центральную зону (группа Рычагова), в ночь поступления перевезли на аэродром Алькантарилья в окрестностях города Мурсия. Здесь, среди оливковых рощ, в течение нескольких дней И-15 собрали и облетали советские специалисты. Первые несколько машин, согласно воспоминаний участника событий, летчика Захарова, собрали в первый день прибытия, т.е. 28-го. На самолеты нанесли опознавательные знаки авиации республиканской Испании - красные законцовки крыльев, красные поперечные полосы на фюзеляже, трехцветные (красный, желтый, фиолетовый) рули поворота. После сборки и облета самолетов 3 ноября 1936 года основная часть И-15 начала перелет на мадридские аэродромы. Последними, уже к вечеру, стартовали летчики Зверев и Кондратьев. На подлете к цели эта пара, в условиях сгущавшихся сумерек, потеряла ориентировку и, перетянув через горы Сьерра-Гвадаррама, приземлилась на аэродроме противника в Сеговии.
Оба летчика попали в плен. Позднее их удалось обменять на сбитых вражеских пилотов.Благополучно добравшиеся самолеты поначалу прибыли на мадридский аэродром Алькала-де-Энарес, являвшийся в ту пору главной базой республиканской авиации. Позднее, с прибытием И-16, группа И-15 перебазировалась на аэродром в Сото.В ряде западных источников указывается, что группу Рычагова разбили па две эскадрильи. Первую возглавил Павел Рычагов (псевдоним в Испании - "Пабло Паланкар"), вторую - Сергей Тархов (псевдоним - "Антонио"). Соответственно, эскадрильи стали называться "Паланкар" и "Тархов". Большое сомнение вызывает в данном случае прежде всего Тархов, так как он летал и короткое время спустя был сбит на И-16. По другим данным псевдоним Рычагова - "Гринберг" - под ним его обладатель осуществлял общее руководство группой. После того как Рычагова сбили в воздушном бою, он некоторое время находился на излечении. Группу И-15 в этот период водил в бой П.Пумпур. В январе 1937 года командование группой перешло советскому летчику Александру Осадчему ("камарад Казаков"), При этом следует отметить, что первый период определением эскадрилья советские летчики пользовались крайне редко (или не пользовались совсем). В отношении испанских республиканцев пользовались определением "друзья", все республиканские силы в документах называли "синие". Противника определяли как "мятежники", "фашисты", реже - "белые". Одновременно, республиканские соединения и их представителей противная сторона называла "красными".
Первый воздушный бой И-15 состоялся 4 ноября 1936 года - в этот день удалось сбить один из 12 "Юнкерсов" Ju-52, участвовавших в налете на Мадрид и два "Фиата" CR.32. В последующие два дня было несколько воздушных боев, всего пилоты И-15 заявили о 12 воздушных победах, потеряв 2 своих самолета. В бою сбили летчика Митрофанова, который спустился на парашюте в расположении противника. На истребителе Мирошниченко в бою повредили стойку шасси, при посадке И-15 был разбит, пилот не пострадал. Напряжение воздушных схваток оценивалось высоко, поскольку в тот период Франко предпринял наступление на Мадрид. Вполне возможно, что именно тогда за И-15 окончательно закрепилось народное прозвище "Чато".Характер боевых повреждений указывал, что большинство попаданий - со стороны задней полусферы. Отсутствие бронеспинок на И-15 в последующем могло привести к неоправданным потерям. Инженер эскадрильи Леонид Кальченко предложил установить бронеспинки своими силами, сняв для обеспечения необходимой центровки бортовой аккумулятор.
Диалог с комэском по этому вопросу он сам впоследствии описал так:
"Улучив минуту, когда Рычагов был свободен, я изложил ему свои соображения. Павел Васильевич выслушал, многозначительно покивал головой и указал рукой на ближайший дуб. - Не понял! - А вот на этом дубе нас с тобой повесят, если будем самолеты реконструировать". Рычагов прекрасно знал, какими большими неприятностями могло обернуться самостоятельное вмешательство в конструкцию самолета. Но законы, запрещавшие это, уместными являлись в мирной обстановке - поэтому в конце концов решили бронеспинки установить. На одном из мадридских заводов вырезали подходящие стальные листы толщиной 8 и 12 мм. Самая тяжелая 12-мм бронеспинка весила около 30 кг, что как раз соответствовало весу снимаемого аккумулятора. При запуске двигателей самолетов теперь приходилось пользоваться наземным источником питания или автостартером. Хотя это вызвало определенные неудобства, но приветствовалось летчиками, которые по достоинству оценили нововведение, рассматривая следы вражеских пуль на бронеспинках (что являлось по сути главным доказательством их необходимости).
Вместе с И-15 в ноябре 1936 года в воздухе начали появляться истребители-монопланы И-16 (первый вылет 10 ноября, первый воздушный бой 13 ноября). Так же, как и И-15, этот самолет получил народное прозвище - "Моска", которое согласно написанию могло пониматься как "Москва", однако наиболее распространенное толкование его на русский манер - "мошка, маленькая муха". Советские летчики в своем кругу первое время пользовались другими прозвищами: И-15 называли "раками", И-16 - "щуками". Количество воздушных схваток в течение ноября продолжало нарастать. Практически каждый день происходило три-четыре боя. Драться приходилось в основном с "Фиатами". Тактика мощного авиационного кулака, созданного с помощью прибывших советских самолетов, принесла свои плоды - налеты франкистов стали реже. С 26 ноября полностью прекратились дневные бомбежки, противник перешел к ночным вылазкам. Одновременно ухудшилась погода и в боевых действиях наступил некоторый перерыв.
За неполный месяц боев под Мадридом республиканские летчики-истребители заявили о более чем 60 сбитых вражеских самолетах (количество, думается, преувеличено). Число боеспособных "чатос" в центральной зоне тоже уменьшилось - по состоянию на 20 ноября в строю оставалось 15 машин, 7 самолетов потеряли в боях, один был в ремон те, два сели на территории противника. В первых числах декабря, когда наступление сторонников Франко захлебнулось, небольшие группы истребителей стали направлять в другие районы. Одним из первых на Арагонский фронт перелетело звено, которое предположительно возглавил Иван Копец. Три "чатос" должны были нейтрализовать действующую в районе Теруэля группу Не-51, на которых летали испанские националисты и немецкие летчики. С помощью шестерки И-16, возглавляемой летчиком Морозовым, звено прекрасно справилось со своей задачей. По донесениям пилотов, из шести "Хейнкелей", действовавших в этом районе, к концу декабря уцелел только один. Одну неприятельскую машину "курносые" сбили в воздушном бою, еще четыре - уничтожили на аэродроме. Впрочем, националисты сообщали о своих не менее успешных действиях.
В январе 1937 года два звена "чатос", под командованием Е.Ерлыкина ("Педро") и А.Ковалевского ("Казимир"), направились на юг, в район Малаги. Известно, что в составе этой группы находился еще один советский доброволец Емельян Кондрат - остальные были испанскими пилотами. В одном из боев Ковалевский подбил бомбардировщик SM.81. Однако стрелок уже горящей вражеской машины сумел смертельно ранить летчика-истребителя - единственная пуля попала Ковалевскому в голову. Немного позднее, в феврале, Ерлыкин и Кондрат вернулись в Центральную зону, под Мадрид. Группа перешла под командование испанца Эмилио Галера. В январе-феврале 1937 года в Картахену из Советского Союза прибыла очередная партия И-15 в количестве 50-ти машин. Это поступление позволило сформировать полноценное боевое подразделение в составе четырех эскадрилий И-15. В те годы в ВВС РККА эскадрилья являлась высшей тактической единицей и в истребительной авиации состояла обычно из 31 самолета. В Испании высшим соединением была группа, состоявшая, как правило, из четырех эскадрилий по 10-12 самолетов. Поскольку в условиях войны самолетов не хватало, эскадрилья могла иметь всего несколько машин и действовать самостоятельно от группы в интересах командования фронтов и соединений различного уровня.
Вплоть до весны основные боевые действия шли в Центральной зоне. Республиканские войска удерживали противника на южных и западных подступах к Мадриду. В начале февраля 1937 года Франко решил предпринять наступление южнее и перерезать дорогу Мадрид-Валенсия. Бои развернулись в районе реки Харамы. Поначалу, пользуясь плохой погодой, группы И-15 вели обстрел и бомбили наземные войска. В развернувшихся с 16 февраля воздушных боях было уничтожено по нескольку Ju-52, Не-51 и CR.32. Имелись ощутимые потери и в соединениях И-15. 16 февраля 1937 года сбили американца Франка Тинкера из эскадрильи "Лакалье", 18 февраля потеряли еще три машины в эскадрилье "Лакалье" и две - в эскадрилье Ивана Копеца. Тем не менее, преимущество в февральских боях признавалось за республиканцами. В марте на Мадрид двинулся итальянский экспедиционный корпус. И опять заговорили об И-15. Теперь самолет использовался как штурмовик, и во взаимодействии с И-16, Р-5 и P-Z стал основным средством поражения итальянских моторизованных колонн. Как известно, экспедиционный корпус до испанской столицы не добрался и был разгромлен авиацией в районе Гвадалахары. "Браво, чатос!" - скандировали республиканцы."Браво, чатос!" - слышалось в Москве.
К лету 1937 года в Испанию из Советского Союза поступили еще одна-две партии И-15. Общее количество доставленных на Центральный фронт И-15, с учетом ранее прибывших, составило 116 машин (по неподтвержденным данным последняя поставка состоялась в июле 1937 года). Новые самолеты позволили заметно усилить группировку И-15 и это оказалось весьма кстати, т.к. в мае на родину стали возвращаться испанцы, прошедшие обучение летному делу в школе под Кировабадом. Этот город выбрали из соображений сходства местного климата и ландшафтов с испанскими. Программа обучения была предельно сжата, курсанты занимались по 10-12 часов в день. Для достижения более высоких темпов и качества летной подготовки с ними работали лучшие инструкторы и даже испытатели НИИ ВВС. Из отобранных 200 человек, первые 60 вернулись в Испанию к началу летних боев 1937-го.В Центральной зоне по состоянию на 8 июля 1937 года имелось 29 боеспособных И-15. Активные боевые действия могли заметно уменьшить это количество. Так как поставки из Советского Союза прекратились, надежда оставалась на поставки с испанских заводов. Это представлялось жизненно важным, ибо три действующие против республиканской авиации силы - ВВС националистов, немецкий Легион "Кондор" и экспедиционный корпус "Региа Аэронаутика" (ВВС Италии) - значительно окрепли и получили более совершенные самолеты: "Мессершмитт" Bf.l09B, Не-111, SM.79, Фиат BR.20.
Первые пять И-15 испанской постройки завод SAF-3 в Реусе произвел в августе 1937 года. В сентябре было поставлено девять самолетов, в октябре - от семи до десяти, в ноябре - 10, в декабре - 11. Всего до конца года авиазаводы в Реусе и Сабаделе выпустили более 40 новых аппаратов. Это позволило поддерживать число боеспособных "Чато" в пределах 30-40 машин. По состоянию на 1 января 1938 года в строю находилось 38 таких истребителей. В январе 1938 года фронтовые эскадрильи потеряли 14 И-15, из них девять - в авариях. Однако заводы SAF-3 и SAF 3/16 выпустили 16 новых "Чато". Вплоть до лета, таким образом, удавалось не снижать численность Группы-26. В течение года выпуск увеличивался и к концу июня в частях находилось 66 самолетов. Это позволило сформировать в составе группы И-15 пятую эскадрилью. К началу воздушной битвы над рекой Эбро в конце июля 1938 года в строю находилось 85 И-15. Определение окончательных потерь И-15 за всю войну представляется затруднительным (уничтожение собственных самолетов республиканцами при отступлении, отсутствия достоверной информации на заключительном этапе). По состоянию на 1 января 1939 года было потеряно всего 197 И-15. Из них 88 - в воздушных боях, 27 погибли при бомбардировке аэродромов, 67 - в авариях и катастрофах, 9 - сбито зенитной артиллерией, 6 - приземлились у противника.
По заявлениям неприятельской стороны (испанских, итальянских и немецких пилотов) в воздухе было сбито около 500 И-15. На самом деле потери "Чатос" представляются сопоставимыми с убылью их основных противников - "Фиатов" CR.32. Из 376 поставленных "Фиатов" всего потеряно 175 (43 испанских и 132 итальянских), из них по боевым причинам 99 (26 испанских и 73 итальянских). Установление наиболее результативных летчиков, летавших на И-15, осложняется отсутствием на тот период практики точного подсчета побед. У советских летчиков, в частности, бытовало определение "общего котла".