Истребитель И-15 (ЦКБ-3) - Техническое описание
Советский истребитель, созданный в ОКБ Поликарпова. Дальнейшим развитием которого стали самолеты Второй мировой войны И-15 бис и И-153 Чайка.
Содержание
Истребитель И-15 (ЦКБ-3)
Серийное производство
Боевое применение
Техническое описание

Техническое описание самолета

Начинается как самолет, так и фюзеляж, с двигателя М-25 мощностью 730 л.с. и металлического винта постоянного шага диаметром 2,9 м. Хотя на отдельных И-15 проводились опыты с воздушными винтами изменяемого шага, на практике они не встречались.

Двигатель самолета.

Спереди картер двигателя прикрыт небольшим лобовым капотом-обтекателем, который предохраняет от излишнего охлаждения зимой. Для улучшения обдува при повышенной температуре воздуха в лобовом капоте имеются отверстия, перекрываемые подвижными створками. Управление осуществлялось из кабины пилота.Эксплуатация моторов М-25 в российских условиях позволяла обходиться без радиатора масла. Применение самолета в Испании выявило необходимость в его установке.Во-вторых, набегающий поток, поступающий через них, охлаждает пулеметы и, кроме того, продувая трубы, не позволяет пороховым газам поступать в кабину пилота.Выхлопные патрубки двигателя короткие, изогнутой формы. Выхлопной патрубок верхнего цилиндра несколько удлинен с целью отвода выхлопных газов от воздухозаборника карбюратора. Выбор места для воздухозаборника тоже не случаен - набегающий поток сначала огибал цилиндр двигателя, после чего подогретый воздух поступал в систему нагнетания. В холодную погоду это способствовало более устойчивой работе мотоустановки.

Цилиндры двигателя сверху но контуру прикрыты дюралюминиевым профилированным клепаным кольцом, снижающим аэродинамическое сопротивление. По имени изобретателя и первооткрывателя этого эффекта устройство называется кольцом Тауненда. Ширина кольца 400 мм. Попытки установить кольцо другой формы и ширины ухудшили охлаждение головок цилиндров и от них отказались. Бензиновый бак непротектированный, установлен за противопожарной перегородкой. Нормальная заправка бензином 160 литров. В носовой части фюзеляж закрывается дюралюминиевыми люками, крепящимися па шлицевых замках с утапливаемой головкой типа "Фейри". Само название говорит о-том, где их позаимствовали. Качество замков поначалу было не на высоте - часто ломались. 

Вооружение самолета.

Всего на И-15 установлено 4 синхронных пулемета ПВ-1 калибра 7,62 мм с боезапасом по 750 патронов на каждый. Патроны, снаряженные в ленты, находились в центральной части фюзеляжа сразу за бензобаком. Здесь же размещались сборники для отработанных звеньев. Стреляные гильзы выбрасывались наружу, вниз.Прицеливание при стрельбе осуществлялось оптическим прицелом ОП-1("Альдис"), размещенным на ребре козырька пилота. На трубе оптического прицела крепился дублирующий кольцевой прицел КП-5. На некоторых самолетах, чуть правее и выше прицела, видно зеркало обзора задней полусферы, установленное в задней кромке центроплана.В носовой части самолета из фюзеляжа заметно выступают пулеметные трубы. Они имеют диаметр 81 мм, крепятся к кожухам пулеметов и выполняют сразу три задачи. Во-первых, защищают внутреннее пространство фюзеляжа от пороховых газов и искр при стрельбе.

Кабина пилота.

 Кабина пилота имела две откидные створки. Левая створка для удобства входа в самолет состояла из двух частей, в открытом положении перегибалась пополам и более плотно прижималась к борту. Здесь, на левом борту, имелись также две подножки, прикрытые подпружиненными крышками.Сидение пилота выполнено в виде чашки для укладки спасательного парашюта и могло регулироваться по росту с помощью рукоятки, размещенной справа. Большинство самолетов И-15 бронеспинок не имело - ставились дюралевые спинки, прикрытые кожаной подушкой с волосяной набивкой.Приборная доска черного цвета (под "муар"), слегка наклонена и изогнута, верхние пулеметы заметно выступают из нее ближе к летчику. Рукоятки перезарядки непосредственно на пулеметах. Перезарядка нижних пулеметов с помощью тросов, связанных с рукоятками, расположенными на ферме фюзеляжа по бокам чашки сидения.В районе левой ручки перезарядки находится рычаг для сброса бомб. Радиатор охлаждения моторного масла устанавливался в пространстве между 7-м и 8-м цилиндрами двигателя (отсчет ведется с верхнего цилиндра, против полета, по часовой стрелке). При этом, дополнительные бомбодержатели крепились под центропланом нижнего крыла. За сидением пилота на специальных балочках установлен аккумулятор, выше его предусмотрено крепление радиостанции. На практике радио фактически не использовалось.

Шасси самолета.

Шасси неубираемое, стойки консольного типа, включали в себя амортизационный цилиндр со штоком. Чтобы предотвратить проворачивание стойки, на внутренней поверхности цилиндра и ответном участке штока имелись продольные шлицы. В нижней части труба стойки переходила в профилированное сечение, здесь вварена полуось для крепления колеса.Колеса стандартные, 700x100 мм, прикрыты каплевидными обтекателями из дюраля. В верхней части обтекателя приклепана рифленая площадка для вставания ногами. В эксплуатации обтекатели вызвали разочарование - забивались травой и грязью - поэтому от них пришлось отказаться.Костыль сварен из стальной трубы, амортизация - пакет резиновых пластин. Костыль мог поворачиваться одновременно с рулем поворота. Для устранения жестких толчков при рулении по земле, с рулем поворота он связан пружинными тягами. Борьба вокруг оценки И-15 и его признания проходила в период освоения и внедрения в войска истребителя И-16. Последний считался предпочтительней по причине более высокой скорости и именно это явилось главной причиной отказа от биплана И-15 в 1935 году.

Истребители-монопланы и бипланы Поликарпова с однотипными двигателями (1933-1940 гг.)

Мотор

Самолет Год выпуска Двигатель
И-16 тип 5 1934 М-25А, 730 л.с.
И-15 (ЦКБ-3) 1933 М-25А, 730 л.с.
И-16 тип 10 1937 М-25В, 750 л.с.
И-15бис (И-152) 1937 М-25В, 750 л.с.
И-16 тип 24 1939 М-63, 1100 л.с.
И-153 1939 М-63, 1100 л.с.
И-17бис 1936 М-100, 760 л.с.
И-170 (проект) 1939 М-106, 1200 л.с.
И-180-3 1940 М-88Р, 1100 л.с.
И-190 1940 М-88Р, 1100 л.с.
И-185 (01) 1940 М-90, 1750 л.с.
И-195 (проект) 1940 М-90, 1750 л.с.

Размер

Самолет Год выпуска Размеры
Длина, м Размах
крыла, м
Площадь
крыла, м2
И-16 тип 5 1934 5,985 9,0 14,54
И-15 (ЦКБ-3) 1933 6,1 9,7 21,9
И-16 тип 10 1937 6,074 9,0 14,54
И-15бис (И-152) 1937 6,2 10,2 22,5
И-16 тип 24 1939 6,13 9,0 14,54
И-153 1939 6,275 10,0 22,1
И-17бис 1936 7,56 10,0 17,65
И-170 (проект) 1939 7,3 10,0 25,0
И-180-3 1940 6,88 10,09 16,11
И-190 1940 ~6,7 10,0 24,83
И-185 (01) 1940 7,56 9,8 15,54
И-195 (проект) 1940 7,55 10,5 28,0

Вес

Самолет Год выпуска Вес
Вес пустого, кг Вес взлетный, кг
И-16 тип 5 1934 1118 1508
И-15 (ЦКБ-3) 1933 965 1374
И-16 тип 10 1937 1372 1726
И-15бис (И-152) 1937 1310 1650
И-16 тип 24 1939 1383 1882
И-153 1939   1980
И-17бис 1936 1533 2020
И-170 (проект) 1939    
И-180-3 1940   2409
И-190 1940 1761 2212
И-185 (01) 1940 2068 2708
И-195 (проект) 1940 2223 2916

Скор.

Самолет Год выпуска Скорость, км/ч
У земли На расч. высоте (м) Посадочная
И-16 тип 5 1934 390 454
4000
115
И-15 (ЦКБ-3) 1933 318 368
3000
90
И-16 тип 10 1937 398 448
3160
126
И-15бис (И-152) 1937 321 370
3000
110
И-16 тип 24 1939 440 489
4500
130
И-153 1939 384 440
5700
 
И-17бис 1936   489
3000
 
И-170 (проект) 1939   510  
И-180-3 1940 445 571*
7100
 
И-190 1940 375 490
7100
 
И-185 (01) 1940 604* 706*
7000
132
И-195 (проект) 1940 510* 591*
6700
 

Время

Самолет Год выпуска Время набора высоты, мин/м
И-16 тип 5 1934 6,2
5000
И-15 (ЦКБ-3) 1933 6,2
5000
И-16 тип 10 1937 6,9
5000
И-15бис (И-152) 1937 6,7
5000
И-16 тип 24 1939 6,0
5000
И-153 1939 5,7
5000
И-17бис 1936 7,2
5000
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940 5,6
5000
И-190 1940 5,9
5000
И-185 (01) 1940 4,5
5000
И-195 (проект) 1940  

Потолок

Самолет Год выпуска Потолок, м
И-16 тип 5 1934 9100
И-15 (ЦКБ-3) 1933 9800
И-16 тип 10 1937 8470
И-15бис (И-152) 1937 9000
И-16 тип 24 1939 9700
И-153 1939 10600
И-17бис 1936 9700
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940 11000
И-190 1940 12400
И-185 (01) 1940 10250
И-195 (проект) 1940 12000

Дальн.

Самолет Год выпуска Дальность полета, км
И-16 тип 5 1934 540
И-15 (ЦКБ-3) 1933 500
И-16 тип 10 1937 525
И-15бис (И-152) 1937 530
И-16 тип 24 1939 669
И-153 1939 510
И-17бис 1936 800
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940 900
И-190 1940  
И-185 (01) 1940 800
И-195 (проект) 1940  

Разбег

Самолет Год выпуска Разбег, м
И-16 тип 5 1934 220
И-15 (ЦКБ-3) 1933 70
И-16 тип 10 1937 260
И-15бис (И-152) 1937 170
И-16 тип 24 1939 260
И-153 1939  
И-17бис 1936  
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940  
И-190 1940  
И-185 (01) 1940 280*
И-195 (проект) 1940  

Пробег

Самолет Год выпуска Пробег, м
И-16 тип 5 1934 200
И-15 (ЦКБ-3) 1933 70
И-16 тип 10 1937 290
И-15бис (И-152) 1937 230
И-16 тип 24 1939 300
И-153 1939  
И-17бис 1936  
И-170 (проект) 1939  
И-180-3 1940  
И-190 1940  
И-185 (01) 1940 350
И-195 (проект) 1940  

Воор.

Самолет Год выпуска Вооружение
Пулеметное Пушечное Бомбы, кг
И-16 тип 5 1934 2x7,62 -  
И-15 (ЦКБ-3) 1933 2x7,62 -  
И-16 тип 10 1937 4x7,62 -  
И-15бис (И-152) 1937 4x7,62 -  
И-16 тип 24 1939 4x7,62    
И-153 1939 4x7,62    
И-17бис 1936 2x7,62 1x20 100
И-170 (проект) 1939 2x7,62 1x20  
И-180-3 1940 2x7,
622x12,7
- 200
И-190 1940 2x7,
622x12,7
- 200
И-185 (01) 1940 2x7,
622x12,7
- 200
И-195 (проект) 1940 2x7,62 2x20 2x250

*Расчетные данные

Источники:

  • "Война в воздухе".
  • М. Маслов. Истребители И-15.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
  • Е.Гордон, В.Зенкин, В.Титов. И-5, И-15, И-15бис - истребители бипланы Н.Н.Поликарпова.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме