|
Истребитель И-15 (ЦКБ-3) - Техническое описание
|
Советский истребитель, созданный в ОКБ Поликарпова. Дальнейшим развитием которого стали самолеты Второй мировой войны И-15 бис и И-153 Чайка.
Техническое описание самолета
Начинается как самолет, так и фюзеляж, с двигателя М-25 мощностью 730 л.с. и металлического винта постоянного шага диаметром 2,9 м. Хотя на отдельных И-15 проводились опыты с воздушными винтами изменяемого шага, на практике они не встречались.
Двигатель самолета.
Спереди картер двигателя прикрыт небольшим лобовым капотом-обтекателем, который предохраняет от излишнего охлаждения зимой. Для улучшения обдува при повышенной температуре воздуха в лобовом капоте имеются отверстия, перекрываемые подвижными створками. Управление осуществлялось из кабины пилота.Эксплуатация моторов М-25 в российских условиях позволяла обходиться без радиатора масла. Применение самолета в Испании выявило необходимость в его установке.Во-вторых, набегающий поток, поступающий через них, охлаждает пулеметы и, кроме того, продувая трубы, не позволяет пороховым газам поступать в кабину пилота.Выхлопные патрубки двигателя короткие, изогнутой формы. Выхлопной патрубок верхнего цилиндра несколько удлинен с целью отвода выхлопных газов от воздухозаборника карбюратора. Выбор места для воздухозаборника тоже не случаен - набегающий поток сначала огибал цилиндр двигателя, после чего подогретый воздух поступал в систему нагнетания. В холодную погоду это способствовало более устойчивой работе мотоустановки.
Цилиндры двигателя сверху но контуру прикрыты дюралюминиевым профилированным клепаным кольцом, снижающим аэродинамическое сопротивление. По имени изобретателя и первооткрывателя этого эффекта устройство называется кольцом Тауненда. Ширина кольца 400 мм. Попытки установить кольцо другой формы и ширины ухудшили охлаждение головок цилиндров и от них отказались. Бензиновый бак непротектированный, установлен за противопожарной перегородкой. Нормальная заправка бензином 160 литров. В носовой части фюзеляж закрывается дюралюминиевыми люками, крепящимися па шлицевых замках с утапливаемой головкой типа "Фейри". Само название говорит о-том, где их позаимствовали. Качество замков поначалу было не на высоте - часто ломались.
Вооружение самолета.
Всего на И-15 установлено 4 синхронных пулемета ПВ-1 калибра 7,62 мм с боезапасом по 750 патронов на каждый. Патроны, снаряженные в ленты, находились в центральной части фюзеляжа сразу за бензобаком. Здесь же размещались сборники для отработанных звеньев. Стреляные гильзы выбрасывались наружу, вниз.Прицеливание при стрельбе осуществлялось оптическим прицелом ОП-1("Альдис"), размещенным на ребре козырька пилота. На трубе оптического прицела крепился дублирующий кольцевой прицел КП-5. На некоторых самолетах, чуть правее и выше прицела, видно зеркало обзора задней полусферы, установленное в задней кромке центроплана.В носовой части самолета из фюзеляжа заметно выступают пулеметные трубы. Они имеют диаметр 81 мм, крепятся к кожухам пулеметов и выполняют сразу три задачи. Во-первых, защищают внутреннее пространство фюзеляжа от пороховых газов и искр при стрельбе.
Кабина пилота. Кабина пилота имела две откидные створки. Левая створка для удобства входа в самолет состояла из двух частей, в открытом положении перегибалась пополам и более плотно прижималась к борту. Здесь, на левом борту, имелись также две подножки, прикрытые подпружиненными крышками.Сидение пилота выполнено в виде чашки для укладки спасательного парашюта и могло регулироваться по росту с помощью рукоятки, размещенной справа. Большинство самолетов И-15 бронеспинок не имело - ставились дюралевые спинки, прикрытые кожаной подушкой с волосяной набивкой.Приборная доска черного цвета (под "муар"), слегка наклонена и изогнута, верхние пулеметы заметно выступают из нее ближе к летчику. Рукоятки перезарядки непосредственно на пулеметах. Перезарядка нижних пулеметов с помощью тросов, связанных с рукоятками, расположенными на ферме фюзеляжа по бокам чашки сидения.В районе левой ручки перезарядки находится рычаг для сброса бомб. Радиатор охлаждения моторного масла устанавливался в пространстве между 7-м и 8-м цилиндрами двигателя (отсчет ведется с верхнего цилиндра, против полета, по часовой стрелке). При этом, дополнительные бомбодержатели крепились под центропланом нижнего крыла. За сидением пилота на специальных балочках установлен аккумулятор, выше его предусмотрено крепление радиостанции. На практике радио фактически не использовалось.
Шасси самолета.
Шасси неубираемое, стойки консольного типа, включали в себя амортизационный цилиндр со штоком. Чтобы предотвратить проворачивание стойки, на внутренней поверхности цилиндра и ответном участке штока имелись продольные шлицы. В нижней части труба стойки переходила в профилированное сечение, здесь вварена полуось для крепления колеса.Колеса стандартные, 700x100 мм, прикрыты каплевидными обтекателями из дюраля. В верхней части обтекателя приклепана рифленая площадка для вставания ногами. В эксплуатации обтекатели вызвали разочарование - забивались травой и грязью - поэтому от них пришлось отказаться.Костыль сварен из стальной трубы, амортизация - пакет резиновых пластин. Костыль мог поворачиваться одновременно с рулем поворота. Для устранения жестких толчков при рулении по земле, с рулем поворота он связан пружинными тягами. Борьба вокруг оценки И-15 и его признания проходила в период освоения и внедрения в войска истребителя И-16. Последний считался предпочтительней по причине более высокой скорости и именно это явилось главной причиной отказа от биплана И-15 в 1935 году.
Истребители-монопланы и бипланы Поликарпова с однотипными двигателями (1933-1940 гг.)
Самолет |
Год выпуска |
Двигатель |
И-16 тип 5 |
1934 |
М-25А, 730 л.с. |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
М-25А, 730 л.с. |
И-16 тип 10 |
1937 |
М-25В, 750 л.с. |
И-15бис (И-152) |
1937 |
М-25В, 750 л.с. |
И-16 тип 24 |
1939 |
М-63, 1100 л.с. |
И-153 |
1939 |
М-63, 1100 л.с. |
И-17бис |
1936 |
М-100, 760 л.с. |
И-170 (проект) |
1939 |
М-106, 1200 л.с. |
И-180-3 |
1940 |
М-88Р, 1100 л.с. |
И-190 |
1940 |
М-88Р, 1100 л.с. |
И-185 (01) |
1940 |
М-90, 1750 л.с. |
И-195 (проект) |
1940 |
М-90, 1750 л.с. |
Самолет |
Год выпуска |
Размеры |
Длина, м |
Размах крыла, м |
Площадь крыла, м2 |
И-16 тип 5 |
1934 |
5,985 |
9,0 |
14,54 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
6,1 |
9,7 |
21,9 |
И-16 тип 10 |
1937 |
6,074 |
9,0 |
14,54 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
6,2 |
10,2 |
22,5 |
И-16 тип 24 |
1939 |
6,13 |
9,0 |
14,54 |
И-153 |
1939 |
6,275 |
10,0 |
22,1 |
И-17бис |
1936 |
7,56 |
10,0 |
17,65 |
И-170 (проект) |
1939 |
7,3 |
10,0 |
25,0 |
И-180-3 |
1940 |
6,88 |
10,09 |
16,11 |
И-190 |
1940 |
~6,7 |
10,0 |
24,83 |
И-185 (01) |
1940 |
7,56 |
9,8 |
15,54 |
И-195 (проект) |
1940 |
7,55 |
10,5 |
28,0 |
Самолет |
Год выпуска |
Вес |
Вес пустого, кг |
Вес взлетный, кг |
И-16 тип 5 |
1934 |
1118 |
1508 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
965 |
1374 |
И-16 тип 10 |
1937 |
1372 |
1726 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
1310 |
1650 |
И-16 тип 24 |
1939 |
1383 |
1882 |
И-153 |
1939 |
|
1980 |
И-17бис |
1936 |
1533 |
2020 |
И-170 (проект) |
1939 |
|
|
И-180-3 |
1940 |
|
2409 |
И-190 |
1940 |
1761 |
2212 |
И-185 (01) |
1940 |
2068 |
2708 |
И-195 (проект) |
1940 |
2223 |
2916 |
Самолет |
Год выпуска |
Скорость, км/ч |
У земли |
На расч. высоте (м) |
Посадочная |
И-16 тип 5 |
1934 |
390 |
454 4000 |
115 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
318 |
368 3000 |
90 |
И-16 тип 10 |
1937 |
398 |
448 3160 |
126 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
321 |
370 3000 |
110 |
И-16 тип 24 |
1939 |
440 |
489 4500 |
130 |
И-153 |
1939 |
384 |
440 5700 |
|
И-17бис |
1936 |
|
489 3000 |
|
И-170 (проект) |
1939 |
|
510 |
|
И-180-3 |
1940 |
445 |
571* 7100 |
|
И-190 |
1940 |
375 |
490 7100 |
|
И-185 (01) |
1940 |
604* |
706* 7000 |
132 |
И-195 (проект) |
1940 |
510* |
591* 6700 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Время набора высоты, мин/м |
И-16 тип 5 |
1934 |
6,2 5000 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
6,2 5000 |
И-16 тип 10 |
1937 |
6,9 5000 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
6,7 5000 |
И-16 тип 24 |
1939 |
6,0 5000 |
И-153 |
1939 |
5,7 5000 |
И-17бис |
1936 |
7,2 5000 |
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
5,6 5000 |
И-190 |
1940 |
5,9 5000 |
И-185 (01) |
1940 |
4,5 5000 |
И-195 (проект) |
1940 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Потолок, м |
И-16 тип 5 |
1934 |
9100 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
9800 |
И-16 тип 10 |
1937 |
8470 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
9000 |
И-16 тип 24 |
1939 |
9700 |
И-153 |
1939 |
10600 |
И-17бис |
1936 |
9700 |
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
11000 |
И-190 |
1940 |
12400 |
И-185 (01) |
1940 |
10250 |
И-195 (проект) |
1940 |
12000 |
Самолет |
Год выпуска |
Дальность полета, км |
И-16 тип 5 |
1934 |
540 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
500 |
И-16 тип 10 |
1937 |
525 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
530 |
И-16 тип 24 |
1939 |
669 |
И-153 |
1939 |
510 |
И-17бис |
1936 |
800 |
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
900 |
И-190 |
1940 |
|
И-185 (01) |
1940 |
800 |
И-195 (проект) |
1940 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Разбег, м |
И-16 тип 5 |
1934 |
220 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
70 |
И-16 тип 10 |
1937 |
260 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
170 |
И-16 тип 24 |
1939 |
260 |
И-153 |
1939 |
|
И-17бис |
1936 |
|
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
|
И-190 |
1940 |
|
И-185 (01) |
1940 |
280* |
И-195 (проект) |
1940 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Пробег, м |
И-16 тип 5 |
1934 |
200 |
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
70 |
И-16 тип 10 |
1937 |
290 |
И-15бис (И-152) |
1937 |
230 |
И-16 тип 24 |
1939 |
300 |
И-153 |
1939 |
|
И-17бис |
1936 |
|
И-170 (проект) |
1939 |
|
И-180-3 |
1940 |
|
И-190 |
1940 |
|
И-185 (01) |
1940 |
350 |
И-195 (проект) |
1940 |
|
Самолет |
Год выпуска |
Вооружение |
Пулеметное |
Пушечное |
Бомбы, кг |
И-16 тип 5 |
1934 |
2x7,62 |
- |
|
И-15 (ЦКБ-3) |
1933 |
2x7,62 |
- |
|
И-16 тип 10 |
1937 |
4x7,62 |
- |
|
И-15бис (И-152) |
1937 |
4x7,62 |
- |
|
И-16 тип 24 |
1939 |
4x7,62 |
|
|
И-153 |
1939 |
4x7,62 |
|
|
И-17бис |
1936 |
2x7,62 |
1x20 |
100 |
И-170 (проект) |
1939 |
2x7,62 |
1x20 |
|
И-180-3 |
1940 |
2x7, 622x12,7 |
- |
200 |
И-190 |
1940 |
2x7, 622x12,7 |
- |
200 |
И-185 (01) |
1940 |
2x7, 622x12,7 |
- |
200 |
И-195 (проект) |
1940 |
2x7,62 |
2x20 |
2x250 |
*Расчетные данные
Источники:
- "Война в воздухе".
- М. Маслов. Истребители И-15.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
- Е.Гордон, В.Зенкин, В.Титов. И-5, И-15, И-15бис - истребители бипланы Н.Н.Поликарпова.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|