Экспериментальный бомбардировщик К-12 "Жар-птица"
|
Бомбардировщик К-12 "Калинин" ("Жар-птица")
18 августа 1937 года в небе над Тушино пролетел необычный самолет, привлекший пристальное внимание всех гостей парада и вызвавший возгласы восхищения у зрителей. Самолет не имел хвоста и был похож на мифическую "Жар-птицу". Это был К-12 талантливого конструктора Константина Алексеевича Калинина. Однако история этого самолета началась гораздо раньше. В начале 30-х годов самый массовый многоцелевой самолет Р-5 конструкции Н.Н.Поликарпова уже не отвечал предъявляемым к нему требованиям и к февралю 1931 года командование НИИ ВВС разработало требования для нового самолет, получившего название - "войскового".
4 июля 1932 года создание этого самолета было поручено коллективу Харьковского Авиационного завода опытного и серийного самолетостроения (ХАЗОСС), под руководством директора и главного конструктора К.А.Калинина. В апреле 1933 года экспертам НИИ ВВС были предоставлены эскизные проекты будущего самолета, причем в трех вариантах. Один - традиционной схемы, второй - двухбалочный рамный самолет, и третий - схемы летающее крыло. Последний вариант казался наиболее интересным. Калинин убедил начальника НИИ ВВС В.К.Лаврова остановиться именно на последней схеме. По его мнению такой самолет имел бы большую маневренность и большую защищенность благодаря уменьшению мертвых зон обстрела, работа началась с продувки макетов в аэродинамической трубе ХАИ и с учетом полученных данных в сентябре 1933 года был предоставлен второй эскизный проект.
Бомбардировщик К-12 "Калинин" ("Жар-птица") в стандартном окрасе вид спереди
Краткая биография Калинина Константина Алексеевича
Калинин Константин Алексеевич (1889-1938) - советский авиаконструктор. Окончил Одесское военное училище (1912), Гатчинскую военную авиационную школу (1916), Киевский политехнический институт (1925). В годы Первой мировой войны командир авиаотряда. Участвовал в Гражданской войне как лётчик Красной Армии. Строить самолёты начал в 1923 на заводе в Киеве. В 1926 возглавил КБ в Харькове. Под его руководством создано свыше 20 типов самолётов, в том числе пассажирские самолёты К-4 и К-5, санитарный К-3, и К-12 "Жар-птица", а также ряд опытных самолётов. Характерной особенностью самолётов К. являлась эллиптическая форма крыла и горизонтального оперения в плане. Калинин Константин Алексеевич - один из организаторов и первых преподавателей Харьковского авиационного института. Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.
Краткая биография Калинина Константина Алексеевича
Бомбардировщик К-12 "Калинин" ("Жар-птица") в стандартном окрасе вид сверху
Проектом предусматривалась так же гражданская модификация самолета на 11 пассажиров с багажом. Чтобы окончательно проверить теоретические расчеты был построен пилотируемый фанерный планер - копия в масштабе 1:2. Летчик П.О.Борисов совершил на нем больше ста успешных полетов. Такая методика в наши дни получила широкое применение. В 1935 году КБ Калинина перевели на новое место - в Воронеж. Вследствие этого постройка опытного самолета задержалась почти на год. В июле 1936 года К-12 выкатили на летное поле. Пилотировал первый полет летчик испытатель Борисов.
Бомбардировщик К-12 "Калинин" ("Жар-птица") в стандартном окрасе вид сбоку
Было проведено 46 испытательных полетов, и в начале октября 1936 года его перегнали на подмосковный аэродром НИИ ВВС, где начались уже государственные испытания. Управление самолетом, ввиду его необычной схемы, оказалось непривычным для многих пилотов, что в конечном итоге сыграло плхую роль в судьбе самолета. В конце 1937 года Калинину, для дальнейшей доводки самолета был предоставлен один из авиационных заводов. В течение двух месяцев на машину установили более мощные двигатели М - 25 с винтами изменяемого в полете шага, убирающееся шасси с электроприводом и несколько измененное вооружение. В таком виде самолет К-12 был уже рекомендован для серийного производства.
Бомбардировщик К-12 "Калинин" ("Жар-птица") в одноименном-эффектном окрасе вид сверху
После коротких, но напряженных испытаний весной 1938 года бомбардировщик К-12 одобрила государственная комиссия и был подписан акт о развертывании серийного производства самолета. 1 апреля 1938 года Калинина арестовали по ложному обвинению. Вскоре после ареста, не выдержав лишений, он умер в воронежской тюрьме.
Бомбардировщик К-12 "Калинин" ("Жар-птица") в одноименном-эффектном окрасе вид сбоку
К-12 еще некоторое время строился малой серией из десятка самолетов, но вскоре приказом наркома оборонной промышленности все работы были прекращены, самолеты разобрали и отправили на склад, где и были уничтожены во время бомбардировок в период Второй мировой войны. Дальнейшая тема развития самолетов бесхвосток в СССР так и не получила.
Модель
|
К-12 "Калинин"
|
Экипаж, человек
|
3
|
Длина, метров
|
10,3
|
Размах крыла, метров
|
20,9
|
Высота, метров
|
нет данных
|
Площадь крыла,м2
|
72,7
|
Масса пустого, кг
|
3210
|
Нормальная взлётная масса, кг
|
4200
|
Силовая установка
|
2хПДМ-22
|
Мощность, л.с.
|
2х480
|
Крейсерская скорость, км/ч
|
189
|
Максимальная скорость км/ч
|
228
|
Практическая дальность, км
|
110
|
Практический потолок, м
|
7170
|
Вооружение, пулеметы, мм
|
2х7,62
|
Бомбовая нагрузка, кг
|
500
|
Источники:
- Бумажный Генерал - (Бумажное моделирование).
- Моделист-Конструктор. В.Савин. "Жар-птица" Константина Калинина.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
- Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970.