Экспериментальный бомбардировщик К-12 "Жар-птица"
(К-12, “Жар-птица”) — экспериментальный бесхвостый самолет-бомбардировщик с двумя двигателями М-22, приближавшийся по схеме к “летающему крылу”, над которым К. А. Калинин настойчиво работал, отыскивая пути к сверхскоростному высотному ракетному самолету — летающему крылу. Экипаж — три человека, вооружение — передняя и задняя экранированные турели и бомбовый отсек в фюзеляже на 500 кг бомб. Крыло самолета К-12 — профиля P-II, трапециевидные в плане, без стреловидности, со значительным сужением к концам, на которых было установлено вертикальное оперение в виде “шайб”.

Бомбардировщик К-12 "Калинин" ("Жар-птица")

советская жар-птица18 августа 1937 года в небе над Тушино пролетел необычный самолет, привлекший пристальное внимание всех гостей парада и вызвавший возгласы восхищения у зрителей. Самолет не имел хвоста и был похож на мифическую "Жар-птицу". Это был К-12 талантливого конструктора Константина Алексеевича Калинина. Однако история этого самолета началась гораздо раньше. В начале 30-х годов самый массовый многоцелевой самолет Р-5 конструкции Н.Н.Поликарпова уже не отвечал предъявляемым к нему требованиям и к февралю 1931 года командование НИИ ВВС разработало требования для нового самолет, получившего название - "войскового".

4 июля 1932 года создание этого самолета было поручено коллективу Харьковского Авиационного завода опытного и серийного самолетостроения (ХАЗОСС), под руководством директора и главного конструктора К.А.Калинина. В апреле 1933 года экспертам НИИ ВВС были предоставлены эскизные проекты будущего самолета, причем в трех вариантах. Один - традиционной схемы, второй - двухбалочный рамный самолет, и третий - схемы летающее крыло. Последний вариант казался наиболее интересным. Калинин убедил начальника НИИ ВВС В.К.Лаврова остановиться именно на последней схеме. По его мнению такой самолет имел бы большую маневренность и большую защищенность благодаря уменьшению мертвых зон обстрела, работа началась с продувки макетов в аэродинамической трубе ХАИ и с учетом полученных данных в сентябре 1933 года был предоставлен второй эскизный проект.

передняя проекция самолета

Бомбардировщик К-12 "Калинин" ("Жар-птица") в стандартном окрасе вид спереди

Краткая биография Калинина Константина Алексеевича

советский авиаконструкторКалинин Константин Алексеевич (1889-1938) - советский авиаконструктор. Окончил Одесское военное училище (1912), Гатчинскую военную авиационную школу (1916), Киевский политехнический институт (1925). В годы Первой мировой войны командир авиаотряда. Участвовал в Гражданской войне как лётчик Красной Армии. Строить самолёты начал в 1923 на заводе в Киеве. В 1926 возглавил КБ в Харькове. Под его руководством создано свыше 20 типов самолётов, в том числе пассажирские самолёты К-4 и К-5, санитарный К-3, и К-12 "Жар-птица", а также ряд опытных самолётов. Характерной особенностью самолётов К. являлась эллиптическая форма крыла и горизонтального оперения в плане. Калинин Константин Алексеевич - один из организаторов и первых преподавателей Харьковского авиационного института. Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.


Краткая биография Калинина Константина Алексеевича

верхняя проекция самолета

Бомбардировщик К-12 "Калинин" ("Жар-птица") в стандартном окрасе вид сверху

Проектом предусматривалась так же гражданская модификация самолета на 11 пассажиров с багажом. Чтобы окончательно проверить теоретические расчеты был построен пилотируемый фанерный планер - копия в масштабе 1:2. Летчик П.О.Борисов совершил на нем больше ста успешных полетов. Такая методика в наши дни получила широкое применение. В 1935 году КБ Калинина перевели на новое место - в Воронеж. Вследствие этого постройка опытного самолета задержалась почти на год. В июле 1936 года К-12 выкатили на летное поле. Пилотировал первый полет летчик испытатель Борисов.

боковая проекция самолета

Бомбардировщик К-12 "Калинин" ("Жар-птица") в стандартном окрасе вид сбоку

Было проведено 46 испытательных полетов, и в начале октября 1936 года его перегнали на подмосковный аэродром НИИ ВВС, где начались уже государственные испытания. Управление самолетом, ввиду его необычной схемы, оказалось непривычным для многих пилотов, что в конечном итоге сыграло плхую роль в судьбе самолета. В конце 1937 года Калинину, для дальнейшей доводки самолета был предоставлен один из авиационных заводов. В течение двух месяцев на машину установили более мощные двигатели М - 25 с винтами изменяемого в полете шага, убирающееся шасси с электроприводом и несколько измененное вооружение. В таком виде самолет К-12 был уже рекомендован для серийного производства.

верхняя проекция самолета

Бомбардировщик К-12 "Калинин" ("Жар-птица") в одноименном-эффектном окрасе вид сверху

После коротких, но напряженных испытаний весной 1938 года бомбардировщик К-12 одобрила государственная комиссия и был подписан акт о развертывании серийного производства самолета. 1 апреля 1938 года Калинина арестовали по ложному обвинению. Вскоре после ареста, не выдержав лишений, он умер в воронежской тюрьме.

боковая проекция самолета

Бомбардировщик К-12 "Калинин" ("Жар-птица") в одноименном-эффектном окрасе вид сбоку

К-12 еще некоторое время строился малой серией из десятка самолетов, но вскоре приказом наркома оборонной промышленности все работы были прекращены, самолеты разобрали и отправили на склад, где и были уничтожены во время бомбардировок в период Второй мировой войны. Дальнейшая тема развития самолетов бесхвосток в СССР так и не получила.

Модель
К-12 "Калинин"
Экипаж, человек
3
Длина, метров
10,3
Размах крыла, метров
20,9
Высота, метров
нет данных
Площадь крыла,м2
72,7
Масса пустого, кг
3210
Нормальная взлётная масса, кг
4200
Силовая установка
2хПДМ-22
Мощность, л.с.
2х480
Крейсерская скорость, км/ч
189
Максимальная скорость км/ч
228
Практическая дальность, км
110
Практический потолок, м
7170
Вооружение, пулеметы, мм
2х7,62
Бомбовая нагрузка, кг
500

Источники:

  • Бумажный Генерал - (Бумажное моделирование).
  • Моделист-Конструктор. В.Савин. "Жар-птица" Константина Калинина.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
  • Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

ВДВ планируют ввести подразделения беспилотных летательных аппаратов
ВДВ намерены и в дальнейшем развивать беспилотный компонент Командующий ВДВ России генерал-полковник Владимир Шаманов сообщил журналистам, что командование...
Гидросамолёт-разведчик Блом и Фосс BV 222
Дальний гидросамолет-разведчик Blohm und Voss BV 222 Viking Летающая лодка, шестимоторный цельнометаллический моноплан; подкрыльные поплавки, убирающиеся в полете. Один из крупнейших...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме