Бомбардировщик ДБ-А
Тяжелый четырехмоторный бомбардировщик ДБ-А (Дальний Бомбардировщик-Академия) был разработан под руководством преподавателя ВВИА им. Жуковского В.Ф. Болховитинова. Самолет представлял собой глубокую модификацию бомбардировщика ТБ-3 конструкции А. Н. Туполева и предназначался для его замены.

Тяжелый бомбардировщик ДБ-А

(Дальний Бомбардировщик-Академия)

советский бомбардировщикТяжелый четырехдвигательный бомбардировщик ДБ-А (Дальний Бомбардировщик-Академия) был спроектирован под началом преподавателя ВВИА им. Жуковского В.Ф. Болховитинова. В 1933 году группа преподавателей и инженеров Военно-воздушной академии под руководством Виктора Федоровича Болховитинова, с 1937 года главного конструктора, начала работы по глубокой модернизации бомбардировщика Второй мировой войны ТБ-3. Опытный образец под обозначением ДБ-А (ДБ-академия) был готов в ноябре 1934 года, в воздух он впервые поднялся 2 мая 1935 года, оснащенный четырьмя двигателями М-34РН. Этот самолет и стал глубокой модернизацией бомбардировщика Второй мировой войны ТБ-3 конструкции А. Н. Туполева и предполагался на его смену.

Но в отличие от бомбардировщика ТБ-3, на самолете ДБ-А применили гладкую металлическую работающую обшивку, стальные винты с регулируемым на аэродроме углом установки лопастей, посадочные щитки Шренка и прочие новшества. Самолет был запроектирован по схеме среднеплана с трехопорным шасси с хвостовой опорой, основные опоры шасси наполовину убирались в огромные обтекатели - "штаны", находящиеся между фюзеляжем и внутренними мотогондолами. Первый прототип ДБ-А поднялся в воздух 5 марта 1936 года, за ним последовал второй прототип ДБ-2А, оснащенный более мощными 1000-сильными моторами АМ-34РН с новыми радиаторами.

тяжелый военный самолет

Тяжелый советский бомбардировщик ДБ-А (Дальний Бомбардировщик-Академия) на аэродроме (картина с документальной фотографии)

Летные испытания самолета ДБ-А показали, что он превосходит своего предшественника советский бомбардировщик ТБ-3 по всем показателям. Более того, на нем было установлено несколько мировых рекордов по грузоподъемности, а после небольшой доработки машину, получившую гражданское обозначение Н-209, подготовили в августе 1937 года к беспосадочному перелету из Москвы через Северный полюс в Америку (город Фэрбенкс на Аляске). Однако вскоре после того, как с самолета, командиром экипажа которого был С.А.Леваневский, сообщили по радио о пролете над Северным полюсом, связь с машиной прекратилась. Последующие многомесячные поиски самолета ни к чему не привели.

полет самолета

Тяжелый четырехдвигательный самолет ДБ-А (Дальний Бомбардировщик-Академия) с бортовым номером Н-209 под руководством С.А. Леваневского в последнем полете  Москва-Фэрбенкс, штат Аляска США, через Северный полюс

Несмотря на трагедию, произошедшую с первой опытной машиной, второй опытный самолет под обозначением ДБ-2А с более сильными моторами М-34ФРН проходил государственные испытания. По результатам испытаний в 1938 году заказали небольшую серию из 16 самолетов.

боковая проекция самолета

Вид сбоку на бомбардировщик ДБ-А

До конца 1939 года создали еще 12 бомбардировщиков, но в следующем году оставшиеся 4 машины не строились, так как в серию запустили более совершенный бомбардировщик Второй мировой войны ТБ-7. Разрабатывались также и другие проекты, в частности бомбардировщика дальнего действия БДД (более скоростная модификация ДБ-А с четырьмя двигателями М-34ФРН) и тяжелого крейсера ТК-1, оснащенного мощным вооружением (3 пушки, 5 пулеметов и 8 реактивных снарядов).

Краткая биография Виктора Федоровича Болховитнова

преподователь военно-воздушной академии имени н.е жуковскогоВиктор Федорович Болховитинов (а 23 января (4 февраля 1899 год) - 29 января 1970 года) - советский авиаконструктор. Генерал-майор инженерно-авиационной службы (1943), доктор технических наук (1947). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.Родился 23 января (4 февраля) 1899 года в Саратове. В 1926 году выпустился из Академии воздушного флота им. Н. Е. Жуковского. После адъюнктуры работал преподавателем, в 1937 году назначен начальником кафедры. В 1934-1936 возглавлял разработку тяжелого бомбардировщика ДБ-А ("Дальний Бомбардировщик - Академия"), на котором в 1936-1937 годах советскими летчиками установлены четыре мировых рекорда дальности полета с грузом. Этот самолет под номером Н-209 был использован С. А. Леваневским для попытки перелета в США через Северный Полюс в августе 1937 года. До 1940 года ДБ-А выпускался небольшой серией и использовался в качестве транспортного самолета. В 1939 году руководил постройкой оригинального скоростного самолета-истребителя "С" с двумя соосными винтами, показавшего при летных испытаниях скорость 570 км/ч. В начале 1940 года участвовал в испытаниях установленного на самолет прямоточного воздушно-реактивного двигателя. В 1941-1945 годах под руководством Болховитинова конструкторами А. Я. Березняком и А. М. Исаевым был разработан первый советский ракетный истребитель БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем. С 1946 года - на преподавательской работе в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В. Ф. Болховитинов является автором ряда трудов по авиационной технике. Умер 29 января 1970 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.


Краткая биография Виктора Федоровича Болховитнова

Описание самолета

Фюзеляж самолета.
Фюзеляж самолета ДБ-А представлял собой полумонокок, силовым элементом которого была гладкая обшивка, подкрепленная стрингерами. Под центропланом находился бомболюк размером 6х2 метра, в который помещалось до 3000 кг бомб. В носовой части имелась турельная экранированная установка с пулеметом ШКАС калибра 7,62- мм. В середине фюзеляжа располагалась турельная установка с пушкой ШВАК калибра 20-мм, а в хвостовой части кинжальная и кормовая пулеметные установки с пулеметами ШКАС. Полный боезапас у пулеметов 3000 патронов, у пушки 250 снарядов.

передняя проекция бомбардировщика

Вид спереди на самолет ДБ-А

Кабины самолета.
Все кабины экипажа, кроме отделения для кормового стрелка, закрытого типа. Остекление кабин целлулоидное.

Силовые установки самолета.
Первоначально на ДБ-А устанавливались моторы М-34РН с двухлопастными деревянными и металлическими винтами. Впоследствии их заменили на двигатели М-34РНБ с трехлопастными винтами, шаг которых регулировался на земле. На самолете Н-209 часто выходили из строя выхлопные коллекторы двигателей М-34РНБ. Конструкторам пришлось заменять их на соответствующие узлы с самолета АНТ-25.

Крыло самолета.
Трехлонжеронное крыло состояло из центроплана и консолей. Профиль крыла 20% толщины в корневом сечении аналогичен профилю крыла самолета ТБ-3. Угол поперечного V крыла по оси переднего лонжерона 6°10'. В крыле расположены бензобаки, вмещающие 14500 л бензина. Посадочные щитки Шренка с углом отклонения до 60° позволили снизить посадочную скорость до 80 км/ч. Под крылом устанавливались бомбодержатели, рассчитанные на подвеску 2000 кг бомб. Элероны, рули высоты и направления снабжены флеттнерами. Для весовой компенсации рулей высоты на них устанавливались весовые балансиры. Горизонтальное и вертикальное оперение цельнометаллические. Стабилизатор растягивался сдвоенными тросами-расчалками.

верхняя проекция самолета

Вид сверху на бомбардировщик ДБ-А

Шасси самолета.
Основные колеса шасси размером 2030х450-мм убирались по полету в специальные обтекатели. Шасси крепилось в трех точках: передний узел располагался на втором лонжероне, а два других, включая подкос, на третьем. Амортизаторы основных колес телескопические, масляно-пневматические. Хвостовое колесо убиралось полностью. Выпуск колес и посадочных щитков, поворот носовой пулеметной установки, открытие и закрытие бомболюков делались с помощью сжатого воздуха. Для полетов зимой была предусмотрена возможность крепления лыжного шасси. Амортизация смешанная: шнуровая и масляная.

советский военный самолет

Тяжелый четырехдвигательный советский бомбардировщик Второй мировой войны ДБ-А (Дальний Бомбардировщик-Академия) в полете

Приборы самолета.
ДБ-А был оборудован комплектом приборов, позволяющим уверенно пилотировать машину в сложных метеоусловиях. Приборная доска в кабине летчиков состояла из трех частей. На ней располагались: радиопеленгатор АПР-3, авиагоризонт, указатель поворота и скольжения, гиромагнитный полукомпас, приборы контроля работы двигателей. На самолете Н-209 вместо АПР-3 был установлен радиополукомпас.

Окраска самолета.
Самолет был окрашен в два цвета красный и серебристый.

Созданный на стыке двух эпох самолет ДБ-А имел в своей конструкции очень много устаревших элементов. Все проведенные модернизации и доработки уже не могли привести его тактико-технические данные в соответствие с резко изменившимися требованиями, и он так и остался лишь переходным типом к скоростному тяжелому бомбардировщику.

задняя проекция самолета

Вид сзади на бомбардировщик ДБ-А

Производство бомбардировщиков ДБ-2А было прекращено в 1940 года так как в серию пошел более современный самолет ТБ-7, в полной мере отвечавший новым запросам. Тем не менее по причине того, что бомбардировщик Второй мировой войны ТБ-7 выпускался с большими перерывами, и дважды снимался с производства и вновь восстанавливался, планировалось построить еще несколько серий ДБ-2А, но позже и от этой идеи отказались, ограничившись выпуском 12 самолетов.

Тактико-технические характеристики самолета
Модель
ДБ-А
Экипаж, человек
7
Длина, метров
24,4
Размах крыла, метров
39,5
Высота, метров
нет данных
Площадь крыла,м2
230
Масса пустого, кг
15400
Масса нормальная взлетная, кг
21900
Масса полной загрузки, кг
6500
Силовая установка
4хАМ-34РН
Объем топливных баков, литров
14000
Мощность, л.с., кВт
4х970  (4х713)
Крейсерская скорость, км/ч
нет данных
Максимальная скорость км/ч у земли
280
Максимальная скорость км/ч, м
330 на 4000
Скороподьемность, м/мин
200
Нагрузка на крыло, кг/2
95
Тяговооруженность, Вт/кг
129
Длина пробега, метров
300
Длина разбега, метров
400
Практическая дальность, км
4500
Практический потолок, м
7220
Вооружение, пулеметы, мм
6х7,62
Вооружение, пушки, мм
1х20
Бомбовая нагрузка, кг
5000

Источники:

  • Николай Якубович. Академический бомбардировщик.
  • Авиамастер. Юрий Каминский, Дмитрий Хазанов. Могильный крест.
  • Шунков В. Красная Армия.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме