|
Бомбардировщики СССР Второй мировой войны
Бомбардировочная авиация во всем мире в 20-х годах замерла на уровне последнего года Первой мировой. Но в 30-х ситуация изменилась. Советский Союз первым создал стратегическую бомбардировочную авиацию, вооруженную бомбардировщиками ТБ-3, на смену которым должны были прийти ТБ-7 (Пе-8). Которые на момент своего создания не уступали американским Боинг B-17 "Летающая крепость". Но их построили мало. Накануне Великой Отечественной войны основу советской дальней авиации составляли двухмоторные самолеты ДБ-3, ДБ-3Ф (Ил-4), а во время войны добавились доработанные транспортники Ли-2. Большое количество было двухмоторных бомбардировщиков СБ, а самолет Як-2 (Як-4), предназначавшийся для его замены, сняли с производства до войны. Карьера неплохого одномоторного бомбардировщика Су-2 закончилась с эвакуацией Харьковского авиазавода. Единственным фронтовым бомбардировщиком, строившимся всю войну, был двухмоторный Пе-2, формально числившийся пикировщиком. Обладавший гораздо лучшими летными и боевыми качествами Ту-2, появился в заметном количестве на фронтах только к концу войны.
|
Ближний бомбардировщик Як-4 (ББ-22бис) |
Советский легкий бомбардировщик Як-4 (ББ-22бис)
Як-4 (до декабря 1940 года - ББ-22бис) являлся советским легким бомбардировщиком периода Второй мировой войны. Двухмоторный моноплан смешанной конструкции с двухкилевым оперением. Под руководством А.С.Яковлева создан в ОКБ-116. 23 февраля 1939 года впервые взлетел опытный самолет С-22. Вооружение состояло из 1x7,62 и бомб до 600 кг. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 2 человека. В декабре 1939 года организовано серийное производство, выпускался в Москве на заводах № 1 и № 81. Всего с 1940 года до весны 1941 года создан 201 самолет, из которых на фронт ушли около 180. Состоял на вооружении советских ВВС с 1941 года.
|
Бомбардировщик СБ (АНТ-40) |
Обозначения и названия различных вариантов СБ
Вопрос названия этих самолетов достаточно сложен, нежели может показаться с первого взгляда. На протяжении многих лет, в публикациях разных авторов, рассказывающих о самолете СБ, отмечалась определенная путаница при определении обозначений разных модификаций. Известны СБ-2 и СБ-3, различные сочетания индекса "бис", наиболее вероятно введенные для быстрой идентификации. В период эксплуатации самолета таких обозначений не было.
Правильнее считать, что индексу АНТ-40 полноценно соответствуют две первые опытные машины. Тем не менее, в официальных документах ЦАГИ при определении самолета СБ использовали обозначение АНТ-40 и позднее. В 1937 году, после неожиданного ареста А.Н. Туполева, его инициалы вошли в разряд запретных, поэтому самолет назывался ЦАГИ-40.
|
Пикирующий бомбардировщик Ар-2 |
Самолет имел несколько вариантов названий: "Н" PK, PK, СБ-РК - в окончательном варианте закрепилось Ар-2 (Архангельский - второй). Это, последнее обозначение, появилось в декабре 1940 г. после решения И.В. Сталина присваивать новым самолетам обозначения по заглавным буквам фамилий главных конструкторов. При этом нумерация бомбардировщиков осуществлялась четными цифрами, начинаясь с цифры "2", а нумерация истребителей нечетными цифрами, начинаясь с цифры "1". Ар-2 стал последней модификацией скоростного бомбардировщика СБ, воплотив в себе наработки нескольких предыдущих машин, начиная с самолета ММН.
Появление СБ-РК
В начале 1940-го на 22-м авиазаводе продолжали дорабатывать СБ различных модификаций. В январе начал летать второй экземпляр ММН (ММН-2) с двигателями М-104, СБ № 20/207 с установкой заполнения бензобаков инертным газом для предохранения от загорания в случае боевых повреждений, СБ № 18/206 с двигателями М-103, оснащенными турбокомпрессорами ТК-2.
|
История создания этого самолета началась во второй половине 1938 г. с организации под одной крышей ЦКБ-29 (его еще называли ОТБ - особое техническое бюро) . В него вошли три КБ: КБ-100 во главе с В.М. Петляковым, КБ-102 во главе с В.М. Мясищевым и КБ-103 во главе с А.Н. Туполевым. Позже к ним присоединилось КБ-110, возглавляемое Д.Л. Томашевичем. Все эти КБ разрабатывали новые образцы самолетов, получивших затем условное обозначение по своим номерам. Первое задание получило КБ-100, которому предписывалось создание высотного истребителя-перехватчика. Для уничтожения противника на высоте 10-12 км. Интерес военных к таким самолетам определялся под влиянием воздушных боев в Испании и Китае.
|
Впервые вопрос о постройке высотного тяжелого бомбардировщика (пока еще не скоростного) был поставлен военными перед отечественной авиационной промышленностью еще в 1931 году. 23 июня 1931 года НИИ ВВС РККА сообщил ЦАГИ свои тактико-технические требования к высотному бомбардировщику обозначенному в этом документе как ТБ-7. Согласно предварительным требованиям ВВС самолет предназначался для уничтожения объектов государственного и стратегического назначения, ударов по базам флота противника и проведения десантных операций. По требованиям УВВС будущий ТБ-7 должен был иметь: боевую высоту полета - 7000 м, максимальную скорость полета - 250 км/ч, радиус действия 1500-2000 км, бомбовую нагрузку - 10000 кг, экипаж должен был состоять из 10-14 человек. Конструкция самолета должна была позволять использовать самолет в качестве крейсера сопровождения. В этом случае за счет снятия бомбового вооружения и отказа от бомбовой нагрузки устанавливались дополнительные огневые точки. Крейсер предполагалось использовать для сопровождения в дальних полетах соединений бомбардировщиков основной базовой модификации.
|
Советский Союз в начале 1940-х оказался в тяжелейшем положении, поскольку его самая индустриальная часть была оккупирована германскими войсками, а со значительной части не занятой врагом территории пришлось эвакуировать предприятия на восток страны. Все это наложило большой отпечаток на качестве выпускавшейся военной продукции. Первым и наиболее близким образцом является немецкий бомбардировщик Ju 88 компании "Юнкерс", вторым - американский В-25 "Митчелл" компании "Норт-Америкен". В 1942 году, когда на государственные испытания поступил Ту-2 № 100308 Омского авиазавода, в люфтваффе состоял на вооружении Ju 88, а по ленд-лизу в СССР поставлялись В-25С с двигателями "Циклон" R-2600-13 фирмы "Райт".
|
Самолет Ер-2 (Ермолаев) - моноплан классической схемы с оперением, состоящим из двух килей, а также шасси с двумя колесами на хвостовой опоре.
Фюзеляж самолета.
Фюзеляж самолета-цельнометаллический, типа монокок. Технологически он подразделялся на носовой, средний и хвостовой отсеки обтекатель хвостового отсека.Каркас фюзеляжа состоял из сорока шпангоутов и тридцати шести цельных стрингеров. Кроме не разрезанных стрингеров,вдоль фюзеляжа проходили четыре лонжерона: два - по нижней части фюзеляжа, а два - по бортам. Шпангоуты (исключая первый, десятый и пятнадцатый), лонжероны и стрингеры были выполнены из дюралюминиевых профилей. Между десятым и пятнадцатым шпангоутами продольный набор упрочивался сдвоенными стрингерами. В центральном отсеке самолета по каждому из двух бортов устанавливались наружные лонжероны.
|
|
|
|
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|