Истребитель Фокке-Вульф Fw 190 - Конструкция Fw 190
Осенью 1937 года Министерство Авиации третьего рейха представило требования к самолету, который должен был стать резервной машиной на вводившегося в эксплуатацию истребителя Bf-109, и который мог бы его в будущем заменить. Главный конструктор заводов Фокке-Вульф Курт Танк представил проект истребителя с 14-цилиндровым роторным двигателем. После первого полета прототипа, состоявшего 1 июня 1939 года было принято решение о замене роторного двигателя на BMW 801, но это не привело к сколь-нибудь заметным улучшениям. Для ускорения работ над машиной был создан специальный отдел, который возглавили обер-лейтенанты Карл Боррис и Отто Бехренсен. Именно благодаря этим двум людям Fw-190 в конце концов поборол все детские болезни и стал одним из наилучших истребителей второй мировой войны.
Содержание
Истребитель Фокке-Вульф Fw 190
Модификации
Бомбардировщики и штурмовики
В боях
Конструкция Fw 190
Обозначения

Конструкция истребителя Fw 190

Крыло неразъемной конструкции крепилось к фюзеляжу на четырех болтах. Каркас крыла полутора-лонжеронный. Основной лонжерон проходил через фюзеляж и был изогнут, чтобы освободить место для шасси. Задний лонжерон - разрезной, крепился к шпангоуту в двух точках. Крыло состояло из двух половин - верхней и нижней. Полунервюры и стрингеры приклепывались к обшивке, после чего половинки соединялись между собой клепкой. Полукруглые концовки крыла и элементы передней кромки крепились при помощи шурупов. Щитки с электроприводом имели три фиксированных положения (0 град., 10 град. и 60 град), которые устанавливались нажатием одной из трех кнопок в кабине. Обшиты они были дюралем и только снизу. Щелевые элероны имели металлический каркас с полотняной обшивкой и весовую и аэродинамическую балансировку. Снабжались триммерами, угол установки которых менялся только на земле.

Крыло для А-5 имело вооружение MG 151 в корнях крыла и MG FF во внешних крыльевых оружейных отсеках. Эксплуатационный люк для MG FF закрывался заподлицо с обшивкой - сзади и по бокам, а спереди крепился рояльной петлей и лежал внакрой на обшивке крыла. Такое крепление было обусловлено громоздким барабанным механизмом. Стреляные гильзы от этой пушки собирались в крыльевой отсек за узлом навески шасси. Изменение конструкции крыла включало установку пушки MG 151 во внешние крыльевые оружейные отсеки. Серьезным переделкам подвергся эксплуатационный люк. Хотя MG 151 была пушкой с ленточным питанием, ее нужно было установить ниже, чем MG FF; чтобы обеспечить подвод ленты сверху. Таким образом, тело пушки оказывалось слишком близко к кромке люка, поэтому была сконструирована новая крышка, которая накладывалась на обшивку по всему периметру и крепилась спереди рояльной петлей. Стреляные гильзы по-прежнему собирались в крыльевой отсек, но звенья цепи выбрасывались в полете через отверстия перед выштамповкой. Из-за характерной траектории полета выбрасываемого звена, а также потому что в левом крыле пушка лежала на левом боку, а в правом - на правом, форма и расположение отверстий несколько различались.

Фюзеляж. Полумонокок, неразъемный, разделен металлическими переборками на три отсека (моторный, кабину и хвостовой) и герметизирован, что помогло исключить вредные с точки зрения аэродинамики прососы воздуха. Над костылем - брезентов,- чехол. Силовой набор, как и в крыле, был из гнутых дюралевых профилей и состоял из шпангоутов и дополнительных полушпангоутов передней нижней части фюзеляжа. Передняя часть фюзеляжа (моторный отсек) представляла собой часть моторной установки и поставлялась вместе с ней с заводов BMW. Средний и задний отсеки изготавливались по отдельности и скреплялись потом заклепками. В варианте истребителя бронирование весом около 110 кг состояло из следующих элементов:

  • переднего броневого кольца толщиной 5-6 мм закрывавшего фронт маслорадиатора и образовывавшего переднюю кромку маслорадиатора
  • второго броневого кольца толщиной 3-4 мм закрывавшего кольцевой маслобак;
  • пулестойкого лобового стекла толщиной 57 мм
  • бронезаголовника, 12-14 мм;
  • бронеспинки, 8 мм;
  • переборки толщиной 5 мм, перекрывавшей остальную часть сечения фюзеляжа за летчиком.

В варианте штурмовика бронирование усиливалось:

  • двумя нижними броневыми крышками капота толщиной 6 мм;
  • двумя броневыми щитками шасси, 5 мм;
  • рядом промежуточных бронеплит толщиной 5 мм на нижней поверхности фюзеляжа под кабиной.

В задней части между 8-м и 9-м шпангоутами монтировалась автоматически выпускаемая подножка для облегчения входа и выхода из кабины. Шпангоут №12 был зашит брезентом для герметизации фюзеляжа. К 14-му усиленному шпангоуту крепилось хвостовое оперение. Работающая обшивка фюзеляжа была выполнена из приклепанных дюралевых листов. Установка бака на 115 л потребовала крупных изменений конструкции фюзеляжа. Бак был размещен в задней его части сразу за 8-м шпангоутом, к которому крепился большими кронштейнами, что потребовало кардинального изменения конструкции шпангоута. Топливный бак занял большую часть пространства, ранее использовавшегося для установки радиостанции и трансформатора, поэтому их пришлось переместить за кресло пилота. Чтобы обеспечить доступ к радиооборудованию, был сделан люк на правой стороне кабины, сразу за пилотом. В свою очередь, это привело к перемещению заливной горловины заднего бака вперед на один шпангоут. Оперение свободнонесущее, с регулируемым в полете углом установки стабилизатора.

Стабилизатор имел симметричный профиль и металлическую либо фанерную обшивку. Изменение усилия на ручке достигалось только регулировкой угла установки стабилизатора, что было не всегда эффективно. Привод установки стабилизатора - электромеханический, угол установки - от +4° до -1°. Киль изготавливался заодно с хвостовой секцией, имевшей конструкцию типа полумонокок и обшивавшейся на одних заводах дюралем, а на других - фанерой. Часть самолетов последних серий снабжалась хвостовой частью с увеличенным килем и дюралевой обшивкой от Та 152. Рули имели металлическую конструкцию, покрытую полотном, аэродинамическую и весовую балансировку. Триммеров не было, на рулях стояли только перфорированные пластинки, регулировавшиеся на земле.

Шасси трехточечное, убирающееся, с хвостовым колесом. Колея 3 500 мм. Основные стойки с гидропневматической амортизацией крепились к главному лонжерону крыла. Стойки в выпущенном положении слегка наклонялись внутрь. Механизм убирания - электромеханический. Хвостовое колесо убиралось назад при помощи троса одновременно с основным шасси При посадке выпущенное хвостовое колесо Центрировалось и запиралось автоматически при выоирании ручки управления на себя. Колеса основах стоек оснащались барабанными тормозами с сервоприводом.

Винтомоторная группа. 14-цилиндровый звездообразный двухрядный мотор BMW 801D-2 с непосредственным впрыском топлива имел номинальную мощность 1460 л.с. и взлетную мощность 1700 л.с. Несколько меньшая по сравнению с американскими и советскими двигателями воздушного охлаждения мощность объясняется тем, что немецкий мотор был расчитан на низкооктановый бензин С-3 с октановым числом 95, а это вынудило конструкторов лимитировать форсаж по наддуву. Мотор охлаждался 12-лопастным вентилятором, установленным непосредственно за винтом и приводившимся в движение от винта повышающим редуктором. Каждый цилиндр имел тщательно пригнанные дефлекторы на гильзе и на головке. Охлаждающий воздух выходил через щели сбоку и снизу капота, а также через регулируемые щели на боковых крышках капота.

В качестве дополнительного топливного бака можно было использовать 115-л бак системы GM-1, располагавшийся за кабиной пилота.

Кабина была сравнительно невелика. Обзор в полете хороший, при рулежке - несколько худший. Компоновка кабины отличалась эргономичностью, что отмечалось всеми испытывавшими FW 190 сторонами. Оборудование состояло из полного комплекта приборов контроля систем самолета и навигационных приборов. Они размещались на приборной доске, прикрытой легким противобликовым щитком. Самолеты комплектовались аптечкой, хранившейся в ящичке между 11-м и 12-м шпангоутами. Ящичек открывался снаружи. Предусматривалось снабжение самолетов комплектом на случай вынужденной посадки. В него входили запас продовольствия и карабин. На некоторых машинах были и надувные лодки.

Стрелковое вооружение.

Стрелковое вооружение в стандартном варианте состояло из двух синхронизированных 13-мм пулеметов Рейнметалл MG 131, установленных в передней части фюзеляжа, с боезапасом по 400 выстрелов на ствол; двух cинхронизированных пушек Маузер MG 151/20Е в корневых частях крыльев (боезапас 250 снарядов на ствол); двух несинхронизированных пушек Маузер MG 151/20Е в консолях крыла (боезапас 125 патронов на ствол). Спуск затвора и перезарядка пушек осуществлялись при помощи электропривода. 20-мм пушка Маузер интересна тем, что стреляла патронами с электровоспламенением. Это позволяло значительно снизить время синхронизации, и скорострельность синхронизированного варианта снижалась не так значительно, как при механическом (капсюльном) воспламенении. Применялся прицел Revi 16В. Это вооружение можно было усилить при помощи разнообразных полевых и заводских модификационных комплектов.

Бомбовое вооружение.

Бомбовое вооружение. Истребители Fw 190А-8 стандартно комплектовались бомбодержателем ETC 501, в первую очередь предназначавшимся для подвески 300 - л бака. К нему можно было подвешивать по одной 250-кг или 500-кг бомбе, или четыре 5омбы по 50 кг на специальном адаптере ER-4. Для бомбардировочных заданий самолет дополнительно оснащался регулятором ZSK 244 А для управления бомбодержателем и настройки взрывателей.

Полевые и заводские модификации

Приспосабливание самолетов к различным нуждам осуществлялось в Люфтваффе при помощи специальных наборов дополнительного оборудования. Существовало два типа таких наборов. Заводские - Umrust-Bausatze - могли устанавливаться только в заводских условиях, а полевые - Rustsatz - использовались для переоборудования самолетов в ремонтных частях на фронте. Для идентификации переоборудованных самолетов использовались буквы U и R и номер типа набора.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме