Истребитель Фокке-Вульф Fw 190 - Конструкция Fw 190
|
Конструкция истребителя Fw 190
Крыло неразъемной конструкции крепилось к фюзеляжу на четырех болтах. Каркас крыла полутора-лонжеронный. Основной лонжерон проходил через фюзеляж и был изогнут, чтобы освободить место для шасси. Задний лонжерон - разрезной, крепился к шпангоуту в двух точках. Крыло состояло из двух половин - верхней и нижней. Полунервюры и стрингеры приклепывались к обшивке, после чего половинки соединялись между собой клепкой. Полукруглые концовки крыла и элементы передней кромки крепились при помощи шурупов. Щитки с электроприводом имели три фиксированных положения (0 град., 10 град. и 60 град), которые устанавливались нажатием одной из трех кнопок в кабине. Обшиты они были дюралем и только снизу. Щелевые элероны имели металлический каркас с полотняной обшивкой и весовую и аэродинамическую балансировку. Снабжались триммерами, угол установки которых менялся только на земле.
Крыло для А-5 имело вооружение MG 151 в корнях крыла и MG FF во внешних крыльевых оружейных отсеках. Эксплуатационный люк для MG FF закрывался заподлицо с обшивкой - сзади и по бокам, а спереди крепился рояльной петлей и лежал внакрой на обшивке крыла. Такое крепление было обусловлено громоздким барабанным механизмом. Стреляные гильзы от этой пушки собирались в крыльевой отсек за узлом навески шасси. Изменение конструкции крыла включало установку пушки MG 151 во внешние крыльевые оружейные отсеки. Серьезным переделкам подвергся эксплуатационный люк. Хотя MG 151 была пушкой с ленточным питанием, ее нужно было установить ниже, чем MG FF; чтобы обеспечить подвод ленты сверху. Таким образом, тело пушки оказывалось слишком близко к кромке люка, поэтому была сконструирована новая крышка, которая накладывалась на обшивку по всему периметру и крепилась спереди рояльной петлей. Стреляные гильзы по-прежнему собирались в крыльевой отсек, но звенья цепи выбрасывались в полете через отверстия перед выштамповкой. Из-за характерной траектории полета выбрасываемого звена, а также потому что в левом крыле пушка лежала на левом боку, а в правом - на правом, форма и расположение отверстий несколько различались.
Фюзеляж. Полумонокок, неразъемный, разделен металлическими переборками на три отсека (моторный, кабину и хвостовой) и герметизирован, что помогло исключить вредные с точки зрения аэродинамики прососы воздуха. Над костылем - брезентов,- чехол. Силовой набор, как и в крыле, был из гнутых дюралевых профилей и состоял из шпангоутов и дополнительных полушпангоутов передней нижней части фюзеляжа. Передняя часть фюзеляжа (моторный отсек) представляла собой часть моторной установки и поставлялась вместе с ней с заводов BMW. Средний и задний отсеки изготавливались по отдельности и скреплялись потом заклепками. В варианте истребителя бронирование весом около 110 кг состояло из следующих элементов:
- переднего броневого кольца толщиной 5-6 мм закрывавшего фронт маслорадиатора и образовывавшего переднюю кромку маслорадиатора
- второго броневого кольца толщиной 3-4 мм закрывавшего кольцевой маслобак;
- пулестойкого лобового стекла толщиной 57 мм
- бронезаголовника, 12-14 мм;
- бронеспинки, 8 мм;
- переборки толщиной 5 мм, перекрывавшей остальную часть сечения фюзеляжа за летчиком.
В варианте штурмовика бронирование усиливалось:
- двумя нижними броневыми крышками капота толщиной 6 мм;
- двумя броневыми щитками шасси, 5 мм;
- рядом промежуточных бронеплит толщиной 5 мм на нижней поверхности фюзеляжа под кабиной.
В задней части между 8-м и 9-м шпангоутами монтировалась автоматически выпускаемая подножка для облегчения входа и выхода из кабины. Шпангоут №12 был зашит брезентом для герметизации фюзеляжа. К 14-му усиленному шпангоуту крепилось хвостовое оперение. Работающая обшивка фюзеляжа была выполнена из приклепанных дюралевых листов. Установка бака на 115 л потребовала крупных изменений конструкции фюзеляжа. Бак был размещен в задней его части сразу за 8-м шпангоутом, к которому крепился большими кронштейнами, что потребовало кардинального изменения конструкции шпангоута. Топливный бак занял большую часть пространства, ранее использовавшегося для установки радиостанции и трансформатора, поэтому их пришлось переместить за кресло пилота. Чтобы обеспечить доступ к радиооборудованию, был сделан люк на правой стороне кабины, сразу за пилотом. В свою очередь, это привело к перемещению заливной горловины заднего бака вперед на один шпангоут. Оперение свободнонесущее, с регулируемым в полете углом установки стабилизатора.
Стабилизатор имел симметричный профиль и металлическую либо фанерную обшивку. Изменение усилия на ручке достигалось только регулировкой угла установки стабилизатора, что было не всегда эффективно. Привод установки стабилизатора - электромеханический, угол установки - от +4° до -1°. Киль изготавливался заодно с хвостовой секцией, имевшей конструкцию типа полумонокок и обшивавшейся на одних заводах дюралем, а на других - фанерой. Часть самолетов последних серий снабжалась хвостовой частью с увеличенным килем и дюралевой обшивкой от Та 152. Рули имели металлическую конструкцию, покрытую полотном, аэродинамическую и весовую балансировку. Триммеров не было, на рулях стояли только перфорированные пластинки, регулировавшиеся на земле.
Шасси трехточечное, убирающееся, с хвостовым колесом. Колея 3 500 мм. Основные стойки с гидропневматической амортизацией крепились к главному лонжерону крыла. Стойки в выпущенном положении слегка наклонялись внутрь. Механизм убирания - электромеханический. Хвостовое колесо убиралось назад при помощи троса одновременно с основным шасси При посадке выпущенное хвостовое колесо Центрировалось и запиралось автоматически при выоирании ручки управления на себя. Колеса основах стоек оснащались барабанными тормозами с сервоприводом.
Винтомоторная группа. 14-цилиндровый звездообразный двухрядный мотор BMW 801D-2 с непосредственным впрыском топлива имел номинальную мощность 1460 л.с. и взлетную мощность 1700 л.с. Несколько меньшая по сравнению с американскими и советскими двигателями воздушного охлаждения мощность объясняется тем, что немецкий мотор был расчитан на низкооктановый бензин С-3 с октановым числом 95, а это вынудило конструкторов лимитировать форсаж по наддуву. Мотор охлаждался 12-лопастным вентилятором, установленным непосредственно за винтом и приводившимся в движение от винта повышающим редуктором. Каждый цилиндр имел тщательно пригнанные дефлекторы на гильзе и на головке. Охлаждающий воздух выходил через щели сбоку и снизу капота, а также через регулируемые щели на боковых крышках капота.
В качестве дополнительного топливного бака можно было использовать 115-л бак системы GM-1, располагавшийся за кабиной пилота.
Кабина была сравнительно невелика. Обзор в полете хороший, при рулежке - несколько худший. Компоновка кабины отличалась эргономичностью, что отмечалось всеми испытывавшими FW 190 сторонами. Оборудование состояло из полного комплекта приборов контроля систем самолета и навигационных приборов. Они размещались на приборной доске, прикрытой легким противобликовым щитком. Самолеты комплектовались аптечкой, хранившейся в ящичке между 11-м и 12-м шпангоутами. Ящичек открывался снаружи. Предусматривалось снабжение самолетов комплектом на случай вынужденной посадки. В него входили запас продовольствия и карабин. На некоторых машинах были и надувные лодки.
Стрелковое вооружение.
Стрелковое вооружение в стандартном варианте состояло из двух синхронизированных 13-мм пулеметов Рейнметалл MG 131, установленных в передней части фюзеляжа, с боезапасом по 400 выстрелов на ствол; двух cинхронизированных пушек Маузер MG 151/20Е в корневых частях крыльев (боезапас 250 снарядов на ствол); двух несинхронизированных пушек Маузер MG 151/20Е в консолях крыла (боезапас 125 патронов на ствол). Спуск затвора и перезарядка пушек осуществлялись при помощи электропривода. 20-мм пушка Маузер интересна тем, что стреляла патронами с электровоспламенением. Это позволяло значительно снизить время синхронизации, и скорострельность синхронизированного варианта снижалась не так значительно, как при механическом (капсюльном) воспламенении. Применялся прицел Revi 16В. Это вооружение можно было усилить при помощи разнообразных полевых и заводских модификационных комплектов.
Бомбовое вооружение.
Бомбовое вооружение. Истребители Fw 190А-8 стандартно комплектовались бомбодержателем ETC 501, в первую очередь предназначавшимся для подвески 300 - л бака. К нему можно было подвешивать по одной 250-кг или 500-кг бомбе, или четыре 5омбы по 50 кг на специальном адаптере ER-4. Для бомбардировочных заданий самолет дополнительно оснащался регулятором ZSK 244 А для управления бомбодержателем и настройки взрывателей.
Полевые и заводские модификации
Приспосабливание самолетов к различным нуждам осуществлялось в Люфтваффе при помощи специальных наборов дополнительного оборудования. Существовало два типа таких наборов. Заводские - Umrust-Bausatze - могли устанавливаться только в заводских условиях, а полевые - Rustsatz - использовались для переоборудования самолетов в ремонтных частях на фронте. Для идентификации переоборудованных самолетов использовались буквы U и R и номер типа набора.