Истребитель Фокке-Вульф Fw 190 - Модификации
Осенью 1937 года Министерство Авиации третьего рейха представило требования к самолету, который должен был стать резервной машиной на вводившегося в эксплуатацию истребителя Bf-109, и который мог бы его в будущем заменить. Главный конструктор заводов Фокке-Вульф Курт Танк представил проект истребителя с 14-цилиндровым роторным двигателем. После первого полета прототипа, состоявшего 1 июня 1939 года было принято решение о замене роторного двигателя на BMW 801, но это не привело к сколь-нибудь заметным улучшениям. Для ускорения работ над машиной был создан специальный отдел, который возглавили обер-лейтенанты Карл Боррис и Отто Бехренсен. Именно благодаря этим двум людям Fw-190 в конце концов поборол все детские болезни и стал одним из наилучших истребителей второй мировой войны.
Содержание
Истребитель Фокке-Вульф Fw 190
Модификации
Бомбардировщики и штурмовики
В боях
Конструкция Fw 190
Обозначения

Другие модификации

Над Дьеппом 20 июля 1942 г. впервые появилась новая модификация "стервятника" - Fw 190А4. Характеристики этой машины полностью затмили показатели новых Спитфайров DC, а скорость составила 665 км/ч. Появление варианта A-4/U-8 положило начало бомбовым атакам в сентябре 1942 г. Эти машины поступили в истребительные подразделения JG 2 и JG 26. Сохранив корневые пушки MG 151 и фюзеляжные пулеметы, машина могла нести под фюзеляжем одну 500-килограммовую бомбу SC500, а также по одному 300-литровому подвесному баку под каждым крылом. Налеты, проводившиеся осенью и зимой 1942 г., в которых участвовало не более нескольких десятков немецких самолетов, вызвали совершенно непропорциональные ответные действия Королевских ВВС. Немцы применяли тактику "свободной охоты", атакуя города, аэродромы, поезда. Они приближались обычно парами над самой водой, чтобы не быть обнаруженными радарами. Такая ситуация привела к созданию почти непрерывной патрульной службы, осуществляемой Спитфайрами и Тайфунами, но только 1 из 200 вылетов заканчивался боем. В ответ на приблизительно 360 истребительно-бомбардировочных вылетов немцев RAF осуществили более 52000 патрульных вылетов.

Fw 190A-1

Модель
Fw 190A-1
Экипаж,человек
1
Размах крыла, м
10,5
Длина самолета, м
8,8
Высота самолета, м
3,95
Двигатель
BMW 801D-2
Максимальная взлетная масса, кг
4400
Вес пустого
2900
Максимальная скорость, км/ч
605
Практический потолок, м
10600
Дальность полета, км
800
Число пулеметов,пушек
2x7,32 мм, 2х20 мм
Бомбовая нагрузка
нет данных

Fw 190A-8

Модель
Fw 190A-8
Экипаж,человек
1
Размах крыла, м
10,51
Длина самолета, м
8,95
Высота самолета, м
3,95
Двигатель
BMW B-2
Максимальная взлетная масса, кг
4900
Вес пустого
3470
Максимальная скорость, км/ч
610
Практический потолок, м
11400
Дальность полета, км
1470 с доп.баками
Число пулеметов,пушек
2х13 мм,4х20 мм
Бомбовая нагрузка
нет данных

Fw 190D

Модель
Fw 190D
Экипаж,человек
1
Размах крыла, м
10,5
Длина самолета, м
10,20
Высота самолета, м
3,35
Двигатель
Jumo 213A
Максимальная взлетная масса, кг
4840
Вес пустого
2900
Максимальная скорость, км/ч
685
Практический потолок, м
12000
Дальность полета, км
835
Число пулеметов,пушек
2х13 мм,2х20 мм
Бомбовая нагрузка
500

Fw 190F-3

Модель
Fw 190F-3
Экипаж,человек
1
Размах крыла, м
10,5
Длина самолета, м
8,95
Высота самолета, м
3,95
Двигатель
BMW 801D-2
Максимальная взлетная масса, кг
4925
Вес пустого
3325
Максимальная скорость, км/ч
635
Практический потолок, м
10600
Дальность полета, км
750
Число пулеметов,пушек
2х13 мм,2х20 мм
Бомбовая нагрузка
1200

Но к концу 1942 г. возросшая эффективность дневных налетов американских тяжелых бомбардировщиков вынудила истребительные эскадры JG 2 и JG 26 прекратить налеты на Британию и полностью переключиться на функции перехвата. В начале 1943 г. создали новую бомбардировочную эскадру SKG 10 (SchnellKampfgeschwader), на вооружение которой поступило около 100Fw 190A-4/U8. Она и возобновила налеты на Британию, проведя перед этим ряд операций в Бискайском заливе против конвоев союзников. После провала усилий стран Оси в Северной Африке в 1943 г. II, III и IV группы из SKG 10 под командованием майора Темме были спешно переброшены на Сицилию, чтобы защитить ее при вторжении, но они не принесли пользы, столкнувшись с подавляющим превосходством союзников в воздухе. Одна группа SKG 10 продолжала налеты на юг Англии в течение 1943 и в начале 1944 г., в основном ночью.

Производство Fw 190 постоянно возрастало. За 1942 году было выпущено не менее 1850 Fw 190А-3 и А-4, а в 1942-43 годах в рамках программы "Гамбург" было произведено 72 экземпляра экспортного варианта Fw 190Аа-3 для поставок Турции. Вооружение этого варианта состояло из четырех MG 17 и двух MG FF - как на Fw 190А-1. Турецким пилотам эти машины понравились больше английских Спитфайров VB, и Fw 190 служили в ВВС Турции до 1948 года. Для усиления авиации Африканского корпуса в последние месяцы его существования в Тунис была отправлена группа, вооруженная Fw 190А-4/Тrор. Таких машин было построено всего 68 штук. Они снабжались тропическими фильтрами и, как правило, бомбодержателями, позволявшими нести одну бомбу SC250. Сохранившиеся записи сообщают о больших успехах, достигнутых этой группой в боях с Лайтнингами P-38J. Но почти все самолеты группы были уничтожены во время одного из рейдов американских бомбардировщиков В-26. Несколько уцелевших Фокке-Вульфов были эвакуированы на Сицилию, где действия Люфтваффе также были неудачными. Поэтому остатки машин передислоцировали на материковую часть Италии, там они и продолжали службу до самого конца второго воздушного флота Люфтваффе в 1944 году.

В апреле 1943 года была выпущена модификация Fw 190А-5, на ней для снижения вибрации применили усиленную и удлиненную подмоторную раму. В результате двигатель переместился на 152,5 мм вперед, а его ось опустилась на 10 мм. Удлинение моторамы привело к появлению новых панелей, соединяющих фюзеляж с обтекателем мотора, и еще одной панели снизу фюзеляжа между мотором и крылом. Вместо щелей для отвода охлаждающего воздуха по бокам фюзеляжа появились регулируемые жалюзи. Люк на левой стороне фюзеляжа был поднят и увеличен, что потребовало введения дополнительных силовых элементов для обеспечения конструктивной целостности. Для этой серии было разработано и испытано большое число модификационных комплектов, позволявших превратить истребитель в истребитель-бомбардировщик, ночной истребитель, разведчик, штурмовик. Но, наверное, самые интересные модификации - это Fw 190A-5/U14 и U15 - истребитель-торпедоносец. Три самолета прошли испытания и в сентябре 1944 г. поступили на вооружение в группу II/KG 200. С норвежского аэродрома Ставангер эти самолеты, вооруженные "бомботорпедами" ВТ массой до 1 400 кг, наносили удары по кораблям и судам в Северном море. С середины ноября 1944 года группа была переименована в III/KG 200 (ВТ), и зимой 1944-45 годов торпедоносцы использовались для ударов по мостам.

Появление модификации Fw 190А-6 ознаменовало окончательный отказ от старых, нескорострельных пушек MG FF Теперь машина была вооружена четырьмя пушками MG 151 и фюзеляжными пулеметами. Серия Fw 190А-7 стала очередным шагом к увеличению веса залпа. Она появилась в ноябре 1943 г. Фюзеляжные MG 17 на ней были заменены 13-мм пулеметами MG 131. Чтобы выдержать возросший вес и обеспечить базирование на плохие аэродромы, усилили шасси. Была упрощена электросистема, установлены новые прицел Revi 16В и радиостанция FuG 16 ZY. Самолеты, задействованные на Западном фронте в системе обороны (Reichsvertei-digung), дополнительно снабжались системой распознавания "свой-чужой" FuG 25А. На A-7/R2 во внешних крыльевых оружейных отсеках монтировались пушки МК 108 для борьбы с бомбардировщиками. A-7/R3 сохранил стандартное вооружение, но был приспособлен для подвески 300-литрового бака на внешнем узле под фюзеляжем. Было выпущено всего 80 машин этой серии, после чего в феврале 1944 г. в производство пошла самая массовая модификация "стервятника" - Fw 190А-8.

1944 год стал переломным во взглядах немецкого командования на войну в воздухе. Потребность в истребителях стала критической. Налеты авиации союзников требовали срочного усиления авиации ПВО, а снизившийся из-за больших потерь уровень подготовки летного состава Люфтваффе приводил к новым потерям. Для выхода из этого кризиса была разработана новая программа производства истребителей. Изготовление деталей рассредотачивалось по небольшим заводам, а специальные координационные комиссии обеспечивали непрерывность поставок комплектующих. В рамках программы расширялось и производство Fw 190. Самой массовой стала новая модификация Fw 190А-8. Производство ее развернулось во всех филиалах фирмы Фокке-Вульф и на фирмах, выпускавших Fw 190 по лицензии. Кроме того, производство истребителей началось на заводах Фокке-Вульф в Коттбусе. Замена фюзеляжных пулеметов MG 17 на MG 131 привела к ряду переделок, самой заметной из которых было применение более выпуклой крышки оружейного отсека перед кабиной.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме