Истребитель Фокке-Вульф Fw 190 - Обозначения
|
Тактические обозначения и схемы камуфляжа
Fw 190 начал поступать в части, когда старая камуфляжная схема (низ - светло-голубой Hell-blau 65, верх - комбинация темно-зеленого Dunkelgrun 71 и черно-зеленого Schwarzgrun 70) после польской кампании уступила место новой: нижние поверхности остались прежнего цвета, а верхние стали окрашивать краской темно-зеленой 71 и серой RLM Grau 02. Последняя краска не была чисто серой, а имела "мышиный" зеленовато-серый оттенок. Границы цветов должны были быть прямыми. Линия раздела цветов верхних и нижних поверхностей поднялась вверх и проходила, как правило, сразу под кабиной, а бока фюзеляжа покрывались краской пятнами серой 02, темно-зеленой 71 или темно-серой 74.С середины 1940 г. все большее применение находила другая камуфляжная схема: нижние и боковые поверхности окрашивались светлой серо-голубой (Lichtblau 76), а верхние - комбинацией темно-серой (Dunkelgrau 74) и средне-серой (Grauviolet 75) красок. Граница цветов, как правило, не была ни прямолинейной, ни контрастной. Эта схема чаще всего встречалась на Fw 190. Раскладка полей красок на верхних поверхностях варьировалась (очевидно, в зависимости от места производства), но в целом мало различалась.
Краски светло-серая 76 (кроме названия Lichtblau упоминаются названия Hellgrau и Hellblau) и светло-голубая 65 быстро выгорали до бледно-серого оттенка и почти не отличались друг от друга. Тем не менее именно в краске 76 преобладала серая составляющая. Многие машины перекрашивались в частях, поэтому трудно говорить о какой-то общепринятой схеме размещения полей красок применительно к 190. Особенно сильно различался на машинах переход между светлым тоном низа и цветами верха фюзеляжа. Обычно линия разделения шла на уровне верхней трети фюзеляжа спереди за кабиной. На верхнюю часть фюзеляжа наносились пятна темно-зеленой краски, но на многих машинах можно было видеть сплошные темно-зеленые участки на верхней задней части фюзеляжа, сильнее всего различался у разных машин уровень где начинались зеленые пятна. На Восточном фронте постоянно велись эксперименты с камуфляжными окрасками, поэтому возможны самые неожиданные сочетания цветов и схемы нанесения красок. А зимой на Восточном фронте самолеты камуфлировались разнообразными белыми пятнами и полосами.
В Северной Африке Fw 190 камуфлировались прямо на месте краской песчаного цвета. Позднее была разработана схема с использованием красок песчаной 79 и зеленой 80.
Самолеты истребительного дивизиона 30 "Wilde Sau" сменили множество окрасок, от обычного дневного камуфляжа до комбинации оттенков зеленого цвета на верхних поверхностях и черного - на нижних. В конце войны чаще поступали приказы об изменении камуфляжных схем. Были разработаны новые камуфляжные краски, такие как фиолетово-коричневая (Braunvioletl 81), новые оттенки зеленой (Dunkelgrun 82, Hellgrun83). В 1945 г. американцы захватили и обследовали Fw 190F-8/R1 из SG 2. Он был окрашен снизу светло-голубой краской 65, бока фюзеляжа и киль - светло-серый 76 в пятнах черно-зеленой краски 70. Верхняя часть фюзеляжа была окрашена какой-то нестандартной серой краской, а верхние поверхности крыльев и стабилизатора - полями темно-зеленой 82 и средне-серой 75. Фюзеляжный крест был светло-серым 76 с черными уголками, а от свастики остался белый контур. Под правым крылом рисовалось желтое V - опознавательный знак венгерской группировки. Внутренние поверхности немецких самолетов окрашивались серо-зеленой краской RLM Grau 02. Так же окрашивались ниши шасси и внутренние поверхности щитков шасси. Стойки были окрашены матовой темно-серой краской Schwarzgrau 66, а диски колес - полуматовой черной. За мотором, в районе выхода выхлопных газов, краска быстро выгорала, поэтому этот участок покрывали черной краской.
В 1941-42 гг. на крылья сверху и снизу и на бока фюзеляжа наносились стандартные черные кресты с белыми и черными уголками. Однако в частях часто оставляли либо белые границы, либо черное поле. Иногда на фюзеляже крест был не черным, а наносился более темной камуфляжной краской, например 74, на самолете, окрашенном комбинацией 74/75/76. В конце войны на фюзеляже и на крыльях снизу крест состоял из черных уголков, а на крыльях сверху - из белых. Свастика почти всегда рисовалась как черный силуэт с белой обводкой, но к концу войны осталась только обводка Тактические обозначения складывались из различных элементов. Одним из распространенных было кольцо вокруг хвостовой части фюзеляжа, широко использовавшееся с 1942 г. Цвет кольца часто совпадал с цветом законцовок крыльев. Считалось, что он определял театр, на котором воюет машина. На Средиземноморье почти все Фокке-Вульфы имели кольцо белого цвета, а на Восточном фронте - желтого. Цвет капота обычно определял принадлежность к эскадре. Для JG 51 и JG 54 на Восточном фронте характерными были желтые кольца вокруг хвостовой части фюзеляжа прямо под крестом. Кроме того, желтыми могли быть законцовки крыльев, низ капота и низ руля направления. В конечной фазе войны на истребителях вокруг фюзеляжа в хвосте появились полосы "защиты рейха" (Reichsverteidigung).
Обозначения машин складывались обычно из разного рода эмблем, определенных для эскадры, группы и эскадрильи, и индивидуальной эмблемы пилота. Эмблемы подразделений наносились с одной или с обеих сторон капота, а индивидуальные обозначения - на левой стороне под кабиной. Каждая победа отмечалась небольшой желтой или белой полоской на руле направления, который в свою очередь часто окрашивался в цвета эскадрильи Если пилот был награжден Рыцарским крестом или более высокой наградой, машину украшали изображением награды с числом побед на момент награждения. Истребители Fw 190, как правило, имели тактические номера от 1 до 12. Цифра, размещавшаяся ближе к носу от фюзеляжного креста, была цветной, и цвет определял номер эскадрильи в группе. Белый - первая эскадрилья (1, 4, 7, 10 в эскадре); красный или черный - вторая эскадрилья (2,5, 8, 11 в эскадре); желтый - третья эскадрилья (3,6, 9, 12 в эскадре). Командир эскадрильи обычно летал с номером 1, но к концу войны от этой практики отказались.За крестом располагался символ, определявший номер группы в эскадре. Цвет символа был таким же, как и цвет тактического номера.
Следующий знак определял должность пилота: командир эскадрильи, группы или эскадры, техник или адъютант. Символы для командира эскадры в различных подразделениях были различными.
В цвета эскадрилий часто окрашивались и другие части самолета, например, нижняя часть капота, кок (полностью или частично), законцовки крыла или руль направления. Правда, цвет этих элементов иногда мог определяться и другими соображениями. Излюбленным способом окраски кока было нанесение белой спирали по фону черного цвета или цвета эскадрильи. Считалось, что при вращении спираль дает гипнотический эффект и завораживает бортстрелков противника. Четырехбуквенные бортовые номера являлись заводскими кодами, которые использовались при перегонке машин в части, где они заменялись на стандартные тактические обозначения. В конце войны это делалось не всегда, отсюда и фотографии боевых самолетов с буквенными кодами. Частое перемещение подразделений с фронта на фронт приводило к появлению довольно странных камуфляжных схем и комбинаций кодов.
Авиация непосредственной поддержки пехоты, в составе которой воевали штурмовые и бомбардировочные модификации Fw 190, имела собственную систему обозначений. С 1942 г. и до начала 1944 г. отличительным признаком самолета поддержки пехоты был черный равносторонний треугольник на фюзеляже с обводкой цвета эскадрильи к носу от креста. К хвосту от креста располагался буквенный код. Примерно в марте 1944 г. треугольник исчез, обозначения групп стали такими же, как в истребительных эскадрах. Обозначение перед крестом могло быть разным - буква или цифра цвета эскадрильи. Заводские номера наносились с левой стороны киля. Заводам передавались блоки цифр, и фабричный номер должен был начинаться с конкретных цифр.
Источники:
- Доменик Бреффор, Андре Жуино. Фокке-Вульф Fw 190, 1936-1945.
- "Война в воздухе". Focke-Wulf Fw 190 A/F/G.
- Юрий Борисов. Штурмовик и бомбардировщик Фокке-Вульф FW 190F/G.
- А. Медведь, Д. Хазанов. Фокке-Вульф FW 190 Многоцелевой истребитель Люфтваффе.
- Ульям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
- В. Шунков. Самолеты Германии Второй мировой войны.
- Waffen Arsenal. Focke-Wulf Fw 190.