Истребитель Фокке-Вульф Fw 190 - В боях
Осенью 1937 года Министерство Авиации третьего рейха представило требования к самолету, который должен был стать резервной машиной на вводившегося в эксплуатацию истребителя Bf-109, и который мог бы его в будущем заменить. Главный конструктор заводов Фокке-Вульф Курт Танк представил проект истребителя с 14-цилиндровым роторным двигателем. После первого полета прототипа, состоявшего 1 июня 1939 года было принято решение о замене роторного двигателя на BMW 801, но это не привело к сколь-нибудь заметным улучшениям. Для ускорения работ над машиной был создан специальный отдел, который возглавили обер-лейтенанты Карл Боррис и Отто Бехренсен. Именно благодаря этим двум людям Fw-190 в конце концов поборол все детские болезни и стал одним из наилучших истребителей второй мировой войны.
Содержание
Истребитель Фокке-Вульф Fw 190
Модификации
Бомбардировщики и штурмовики
В боях
Конструкция Fw 190
Обозначения

Истребители и бомбардировщики на Востоке

Первый год войны в России прошел без участия Фокке-Вульфов. Блицкриг не удался, и немецкие войска оказались перед лицом длительной, беспощадной войны на уничтожение. Люфтваффе потребовалось усиление, и на Восточный фронт пошли истребители Fw 190, достигшие к тому времени высокой степени надежности. Первой в сентябре 1942 г. Fw 190А-3 получила истребительная эскадра I/JG 51 "Moiders", воевавшая на центральном участке фронта. Самолеты этой группы в конце 1942-начале 1943 г. прикрывали воздушный мост, по которому снабжались немецкие войска, окруженные в Великих Луках и на Демьянском плацдарме. Противостояли им 3-я и 6-я воздушные армии.

Бои были тяжелыми и шли с переменным успехом. В то время как немцы сообщали о полном своем превосходстве в воздухе, советские источники приводят цифры, говорящие в пользу собственных ВВС. Так, 14 января шестерка Як-1 из 635-го иап (истребительного авиаполка) встретила 10 Bf 109 и Fw 190. Бой шел на максимальных скоростях на вертикалях. Советские летчики заявили о пяти сбитых машинах без собственных потерь. 15 января, прикрывая бомбардировщики, 18 Як-1 из 32-го иап вступили в бой с группой из 20 Bf 109 и Fw 190. Яки сбили 10 немецких самолетов ценой потери одного своего. Однако не все схватки заканчивались подобным образом. Как правило, заявленные цифры побед были завышенными как с той, так и с другой стороны. Немцы считали действия Люфтваффе по прикрытию и обеспечению с воздуха своих войск, окруженных в Великих Луках и на Демьянском плацдарме, вполне успешными, что никак не вяжется с такими потерями, как 15 истребителей в двух боях. Первые бои показали, что немцы использовали Фокке-Вульфы вместе с Мессершмиттами, комбинируя ударную мощь первого с маневренностью второго. Под новый 1943 г. истребители Fw 190 получила истребительная эскадра I/JG 54 "Gruiiherz", находившаяся под Ленинградом, а затем II и IV группы этой же эскадры. III/JG 54 со своими Bf 109 перелетела на Западный фронт, а на ее месте с февраля по июнь 1943 г. воевала I/JG 26, которая за этот короткий срок одержала 127 побед, потеряв 9 своих пилотов.

Зимой 1943 г. советские военные получили возможность познакомиться с новым истребителем немцев 16 января унтер-офицер Гельмут Брандт из II./JG 54 на Fw 190А-4 из-за поломок в бою самолета, совершил вынужденную посадку на нашей территории. Машину отправили в НИИ ВВС для тщательного изучения. В отчете отмечались такие положительные качества машины, как мощное вооружение, высокая живучесть, хороший обзор удобство кабины, полная автоматизация управления винтомоторной группой.

На этом этапе войны Фокке-Вульфу противостояли советские истребители второй мировой войны: МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1 разных выпусков, Як-7, Ла-5, Як-9. С начала 1943 г. поставки Fw 190 частям Люфтваффе на Восточном фронте становятся регулярными. Эти истребители можно было встретить практически на всех участках фронта. Благодаря своему мощному вооружению они наносили большой урон советским бомбардировочным и штурмовым частям. Одновременно с истребителями на фронте стали появляться штурмовые модификации Fw 190. Немецкому командованию стало ясно, что Ju 87 уже не Fw 190F-8.

В апреле 1943 г. в район Орла-Белгорода на вооружение SG 1 были направлены Fw 190A-4/U8. На вооружение других подразделений поступали Fw 190A-5/U3, способные нести 1000-кг бомбу (но со снятым пушечным вооружением), и Fw 190A-5/U3 с 500-кг бомбой. Успехи этих машин в качестве самолетов поддержки пехоты были настолько велики, что в 1944 г. они почти повсеместно заменили Ju 87, переведенные в ночные подразделения.

При разработке операции "Цитадель" планировалось усиление как штурмовых, так и истребительных эшелонов Люфтваффе. Восемь истребительных групп прикрывали немецкие войска с воздуха. Четыре из них были вооружены Fw 190А. Советское командование противопоставило немцам 1062 истребителя, в основном Ла-5 и Яки разных модификаций.

5 июля 1943 г немецкие войска перешли ступление. На земле и в воздухе завязались ожесточенные бои. Уже в первый день советская авиация совершила 3 385 вылетов. Было зафиксировано 4 526 пролетов немецких самолетов. 5 июля девять Пе-2 в сопровождении шести Ла-5 вылетели для удара по скоплению живой силы близ Томаровки В районе цели группа была встречена 20-30 истребителями Bf 109 и Fw 190. Первая атака немцев была безрезультатной, что позволило "пешкам" отбомбиться но немцам удалось сковать боем истребители сопровождения и произвести вторую атаку на бомбардировщики. Строй девятки разрушился, ведомые звенья были отсечены и сбиты, ведущее звено потеряло один самолет, но смогло оторваться от погони и вернуться на свой аэродром. Немцы в этом бою потеряли 5 самолетов. Всего в этот день советские летчики объявили об уничтожении 260 немецких самолетов в воздухе и еще 60 на земле. Собственные потери составили 176 самолетов. Немцы же признали потерю 26 самолетов и заявили об уничтожении 432 советских. На долю Фокке-Вульфов пришлось около 120 побед.

6 июля 10 Як - 7 под командованием Героя Советского Союза капитана И.Зудилова прикрывали боевые порядки войск в районе Поныри и Малоархангельска. Сверху из облаков их атаковали 12 Fw 190. Сразу был сбит 1 Як, летчик выбросился с парашютом и приземлился на своей территории. Далее бой проходил на высоте 500-600 м, где Яки были сильнее и сбили 4 Фокке-Вульфа. Столкнувшись с таким сопротивлением, противник вышел из боя. 8 июля шестерка Як-9 под командованием капитана Силукова была наведена по радио на шестерку Fw 190, шедшую ниже. С высоты 500 м, 4 Яка атаковали немецкие истребители, оставив одну пару наверху для прикрытия. Ведущий зашел в хвост одному из Fw 190 и сбил его. В завязавшемся бою на виражах был сбит еще один Фокке-Вульф.

Тяжелые бои в воздухе продолжались и после 12 июля, когда немецкое наступление было уже остановлено и началось контрнаступление советских войск. Немцы ожесточенно дрались, не прощая советским летчикам тактических ошибок. 5 августа 12 Ла-5 из состава 181 иап под командованием зам. командира эскадрильи Кириллова на высоте 3500 м прикрывали наши войска в районе Кулешовка, Орловка, Гумзино, Томаровка, находясь в разомкнутом по фронту "клине". Когда летчики отклонились в глубину своей территории, четыре истребителя Fw 190 сверху сзади атаковали группу и сбили один Ла-5. Остальные были вытеснены из зоны патрулирования, после чего там без потерь отбомбились Ju 87.

В тот же день 4 Ла-5, прикрывая свои войска в районе Любоши, Жули, Крушинки, на высоте 3000 м встретили 4 Fw 190 и вступили с ними в бой. Командир звена, стремясь добиться личной победы, первым атаковал немецкие истребители и сбил один Фокке-Вульф. Но противнику удалось оттеснить прикрывающую пару и всеми силами атаковать ведущую. Оба самолета были сбиты. В другом случае 4 Ла-5 из состава 482 иап во главе с командиром эскадрильи гвардии капитаном Молодчининым прикрывали свои войска в районе Мощеное, Рогачево, Клеменово. Группа состояла из эшелонированных по высоте ударного и прикрывающего звеньев. На высоте 3500 м прикрывающее звено было атаковано сверху парой Fw 190. После двух последовательных атак боевой порядок звена нарушился, и один Ла-5 был сбит. Одновременно другая пара Fw 190 атаковала ударное звено и также сбила один Ла-5. Группа рассыпалась и возвращалась на аэродром поодиночке.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме