О покупке Китаем российских самолетов Су-35
pro-samolet.ru   
То, что Китай покупает российские Су-35 может говорить о том, что у китайских истребителей больше проблем, чем кажется. Ведь у КНР помимо истребителей JF-17, JH-7, J-10 и J-11, разрабатываются и два самолета пятого поколения J-20 и J-31.

Закупка Китаем российских Су-35 - это признак неудачного положения дел

Су-35Представьте на мгновение, как бы отреагировал мир, если бы Соединенные Штаты потратили 2 млрд. долларов на приобретение 16 истребителей Eurofighter Typhoon. Это, скорее всего, привлекло бы немедленные слухи, что американская разработка самолетов F-35 и F-22 так или иначе потерпела неудачу. Это теоретизирование должно быть также верным и для весьма реальной покупки вооружений, произошедшей 19 ноября, когда китайские власти объявили о закупке 24 российских истребителей Су-35 на сумму 2 млрд долларов, по 83 млн долл. за каждый самолет.

На первый взгляд покупка кажется немного странной. Су-35 - это истребитель поколения 4.5. У Китая уже имеются несколько истребителей поколения 4.5, которые он может построить внутри страны, (JF-17, JH-7, J-10 и J-11), а в настоящее время разрабатываются два самолета пятого поколения (J-20 и J-31). Эта закупка должна поднять вопрос о том, почему страна приобретает иностранные самолеты, когда она может сама якобы строить более современные истребители. Самый простой ответ заключается в том, что у китайских истребителей больше проблем, чем они хотели бы, чтобы мир думал.

В качестве небольшой справки, интересы китайского режима к Су-35 не новы. Россия начала переговоры о продаже самолетов в Китай в 2011 году, но на некоторое время переговоры зашли в тупик, поскольку Коммунистическая партия Китая (КПК) хотела собирать истребители на китайских заводах. Как сообщалось, в 2013 году история с интересом КПК к Су-35 повторилась. Это является идентичным тому, что произошло с китайскими программами по разработке истребителя J-10. КПК приступила к разработке J-10 в 1980-х годах, произвела прототип в 1990-х, а затем в 1992 году приобрела 50 самолетов Су-27 у России. Эта закупка российских самолетов рассматривалась, как сигнал, что программа J-10 была провальная.

Самолет J-10 ВВС КНР

Самолет J-10

Китайский всепогодный многоцелевой истребитель Chengdu J-10 ("Стремительный дракон") первый полет совершил (серийный J-10A) 28 июня 2002 года.

Фото: Wikimedia Commons, mxiong.

По сей день Россия остается основным поставщиком китайских истребителей и бомбардировщиков, и многие построенные Китаем самолеты по-прежнему зависят от российских запчастей. Когда в 2006 году КПК завершила J-10 и до настоящего времени, самолет полагается на российские комплектующие, включая российские двигатели.

Разработка своих реактивных двигателей была ошибкой Китая. В 2010 году было объявлено о начале выпуска своих собственных двигателей - с использованием спецификации WS-10А, которая была подделкой российского двигателя. Всего год спустя, однако, Китай вернулся к заказам российских двигателей. В этом же свете, покупка Китаем истребителей Су-35 может означать, что ему не хватает веры в собственное производство современного поколения истребителей, включая и J-20.

Истребитель Chengdu J-20

Истребитель Chengdu J-20

Самолет Чэнду J-20 по китайской номенклатуре относится к четвертому поколению, по западной - к пятому. В СМИ сообщалось, что на машине установлены российские двигатели АЛ-31ФН.

Фото: Wikimedia Commons, Alexandr Chechin.

За риторикой скрываются некоторые серьезные проблемы государственных самолетостроительных компаний Китая. Менеджер корпорации Shenyang Aircraft выявил некоторые из этих проблем в прошлогоднем интервью Epoch Times, включая разгул коррупции и небезупречные методы производства. Он рассказал, что четыре руководителя компании расхищают около 100 млн юаней (16 млн долларов) в год. Менеджер заявил, что ключевые компоненты истребителя J-8 были построены временными рабочими с восьми заводов - и отметил, что эти компании не прошли специальную подготовку, не имеют аттестации и разрешения на работу. Менеджер также показал на скрытые проблемы китайских самолетов, когда Shenyang Aircraft содержит специализированные ремонтные бригады в режиме ожидания всякий раз, когда ВВС НОАК выполняют полеты на своих самолетах.

Центральное телевидение Китая (CCTV), один из главных рупоров Коммунистической партии Китая, недавно показало некоторые из этих недостатков. На видео прецизионные детали истребителя J-15 полируются вручную на Шэньянской авиастроительной корпорации. Китайские пользователи Интернета сразу начали подтрунивать над передачей, указывая на компоненты с точностью в три микрона, или примерно 0,0001 дюйма, которые полируются вручную. Один пользователь написал: "В настоящее время продвинутое оборудование [типа ЧПУ] может добиться точности в два микрона. Техник в передаче, должно быть, супермен, чтобы достичь трех микронной точности".

Палубный истребитель Шэньян J-15

Истребитель J-15

Как сообщало издание Global Times, первый полет J-15 совершил 31.08.2009 года. Видео летных испытаний появилось в июле 2010 года. Первая успешная посадка самолета на палубу авианосца "Ляонин" - 24.11.2012 года.

Большинство новостных агентств поспешили представить китайскую покупку истребителей Су-35, как получение преимущества, как своего рода смену власти, которая могла бы бросить вызов американским истребителям, но они не много смогут сделать для изменения баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Су-35 близок по характеристикам F/A-18E/F "Супер Хорнет" корпорации "Боинг". У Соединенных Штатов имеется несколько истребителей поколения 4.5, в том числе модернизированные версии F-15 и F-16.

Самолеты также не дают Китаю слишком большое преимущество над своими соседями. Что касается поколения истребителей 4.5, то у Индия есть HAL Tejas, у Южной Кореи - FA-50, у Японии - F-2. Индия снабдила Филиппины также 12 самолетами FA-50. Другая реальность заключается в том, что Китаю надо спешить с развитием истребителей пятого поколения. Индия, Южная Корея, Индонезия, Япония - все разрабатывают истребители 5-го поколения. Индия разрабатывает HAL AMCA и Sukhoi/HAL FGFA. Япония разрабатывает Mitsubishi ATD-X. Индонезия и Южная Корея совместно работают над KF-X/IF-X.

Все эти программы, как ожидается, будут завершены в начале-середине 2020-х годов. Если китайский самолет пятого поколения не выбьется из графика, то J-20 будет введен в строй в 2018 году, а J-31 - к 2020 году.

Корректировка: в более ранней версии этой статьи указано, что модифицированная версия F-14 была поколения 4.5. Упоминание о F-14 было удалено, поскольку F-14 Super Tomcat поколения 4.5 так и не был завершен.

Источник:

Читайте также:

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме