Истребитель-гидроплан IMAM Ro.44
Хотя истребитель-гидроплан IMAM Ro.44 был единственным самолетом данного типа, участвовавший во Второй мировой войны в Европе, но это была машина прошлого поколения. Самолет не мог противостоять не только истребителям противника, но даже бомбардировщикам.

Катапультный истребитель ИМАМ Ro.44

Единственный гидросамолет-истребитель, участвовавший
в боевых действиях Второй мировой войны в Европе.

Истребитель-гидропланКатапультный истребитель ИМАМ Ro.44 был единственным гидросамолетом-истребителем, который участвовал в боевых действиях Второй мировой войны в Европе. Надо отметить, что гидропланные истребители - достаточно редкое явление в мировой авиации, включая уровень проектов. Однако, Ro.44 являлся самолетом предыдущего поколения и не мог противостоять современным на тот момент времени истребителям, более того - и даже бомбардировщикам Второй мировой. Эти гидропланы, не обладающие достаточными скоростными характеристиками, были не в состоянии догнать, например, британские бомбардировщики Виккерс "Веллингтон" или Бристоль "Бленхейм", стрелки́ которых порой просто игнорировали практически безвредные бипланы. Ro.44 снимались с вооружения с июня 1941 года, хотя некоторые машины служили до сентября 1943 года. Участие Ro.44 во Второй мировой войне свелось к боевым эпизодам на отдаленном театре военных действий.

IMAM Ro.44

Италия оставалась единственной европейской страной, использовавшей поплавковые самолеты в составе морской истребительной авиации. У Франции тоже были такие самолеты, которые должны были применяться для защиты линкоров, но в ноябре 1939 года они были выведены из действующего состава.

Катапультный истребитель

Корабельный разведчик IMAM Ro.43 продемонстрировал неплохие маневренные и скоростные характеристики, и после испытаний прототипа, главный конструктор фирмы IMAM Дж. Галассо (Giovanni Galasso) начал в инициативном порядке разрабатывать на его базе гидросамолет-истребитель. Отметим, что в свою очередь ИМАМ Ro.43 явился версией сухопутного многоцелевого биплана Ro.37bis. В конструктивном отношении Ro.44 был бипланом смешанной конструкции. Поплавки - центральный подфюзеляжный и два подкрыльевых - деревянные. Официальные тактико-технические требования на Ro.44 отсутствовали, переделка сводилась главным образом к изменению фюзеляжа: самолет стал одноместным - кабину наблюдателя убрали. Кроме того, изменили хвостовое оперение и установили вооружение - пару 12,7-мм синхронных пулеметов. Радиостанции не было.

IMAM Ro 43

Сравнение ЛТХ гидропланов IMAM
  IMAM Ro 43  (1 Serie)
Motore / engine Piaggio P.X R
potenza / power cv 700 / hp 700
apertura alare / wing span 11,57 m / 37.95 ft
lunghezza totale / length 9,71 m / 31.84 ft
altezza totale / height 3,51 m / 11.51 ft
superficie alare / wing area 33,36 m2 / 359.07 sq.ft
peso a vuoto / empty weight 1.760 kg /3880.13 lbs
peso a pieno carico / loaded weight 2.400 kg / 5291.2 lbs
velocità massima / maximum speed 303 km/h a 2.000 m
188.27 mph at 6561.7ft
velocità minima / minimum speed 99 km/h / 61.52 mph
tempo di salita / climb 11'a 4.000 m / 11'at 13123.4 ft
tangenza massima / ceiling 7.200 m / 23622 ft
autonomia / range 1.092 km / 678.53 miles
armamento
/ armament
1 mitr. da 7,7 fissa nel muso
e 1 da 7,7 dorsale

IMAM Ro 44

Сравнение ЛТХ гидропланов IMAM
  IMAM Ro 44
Motore / engine Piaggio P.X
potenza / power cv 700 a m. 1000 / hp 700 at 3280.84 ft
apertura alare / wing span 11,57 m / 37.95 ft
lunghezza totale / length 9,71 m / 31.84 ft
altezza totale / height 3,55 m / 11.64 ft
superficie alare / wing area 33,36 m2 / 359.07 sq.ft
peso a vuoto / empty weight 1.770 kg / 3902.18 lbs
peso a pieno carico / loaded weight 2.220 kg / 4894.29 lbs
velocità massima / maximum speed 316 km/h a 2.500 m
196.35 mph at 8202.12
velocità minima / minimum speed 98 km/h / 60.89 mph
tempo di salita / climb 8' 40" a 4.000 m / 8' 40" at 13123.4 ft
tangenza massima / ceiling 6.900 m / 22637.8 ft
autonomia / range 1.200 km / 745.64 miles
armamento
/ armament
2 mitr da 12,7 nel muso

IMAM Ro.44

В октябре 1936 года прототип истребителя вышел на испытания. Несмотря на то, что военные летчики и, в частности, шеф-пилот фирмы Николо Лана (Nicolo Lana) отмечали хорошую маневренность и управляемость машины, ее максимальная скорость составила лишь 316 км/ч, то есть на 32 километра в час меньше, чем у основного колесного истребителя Regia Aeronautica Fiat CR.32, который, кстати, Дж. Томпсон назвал лучшим истребителем 30-х годов. Но дальность полета истребителя-гидроплана IMAM Ro.44 была значительно большей, что являлось необходимым условием для самолетов морской авиации.

IMAM Ro.44
Схема Истребитель-гидроплан
Кликните на изображение для увеличения

Фирма IMAM получила заказ на 51 Ro.44, который сократили до 35 единиц. По причине сходности с Ro.43 вся серия была выпущена с февраля по июнь. Серийные истребители-гидропланы имели номера с ММ3691 по ММ3725, поставки которых начались в феврале 1937 года. Основная модификация истребителя:

  • Ro.44 с 9-цилиндровым мотором воздушного охлаждения Piaggio P.X (700 л.с.). Экипаж - один человек. Стрелковое вооружение включало два 12,7-мм синхронных пулемета Breda-SAFAT. Бомбовое вооружение не предусматривалось, хотя, например, в 161-й эскадрилье самолеты оборудовались подвесками для 50-кг бомб кустарной конструкции.

ИМАМ Ro.44

Серийные истребители-гидропланы Ro.44 поступали на вооружение 88-й группы морских истребителей, которая к 1 января 1938 года насчитывала 15 самолетов Ro.44. В 161-й отдельной эскадрилье на о. Лерое в сентябре 1938 года началась замена новыми гидроистребителями устаревших "Фиатов" СR. 20Idro (в конце 38-го уже было 8 Ro.44 и 1 самолет Ro.43DC - учебный вариант с двойным управлением).

Эскадрильи 88-й отдельной группы расформировали 1 марта 1940 года. Некоторые пилоты перешли в бомбардировочные подразделения. 162-ю и 164-ю эскадрильи перевооружили колесными истребителями-бипланами FIAT CR.42 и перевели на остров Родос. 166-ю передали в состав Школы гидроавиации и расформировали летом 1940 года. Первой боевой задачей 161-й эскадрильи была противовоздушная оборона Лepoca. Впервые на перехват самолетов противника Ro.44 поднялись 16 июня, но успеха достичь не удалось.

Истребители-гидропланы

Опыт использования истребителей-гидропланов показал, что в стесненных условиях Средиземного моря потребность в самолетах данного типа очень небольшая. Подтвердилось то, что остальные страны поняли ранее - палубные самолеты обеспечивали перехват целей на значительных удалениях в широких океанских просторах, например, на Тихом океане, а на Средиземном море с такими задачами легко справляются и сухопутные истребители. Только флот Японии и далее сохранил в своем составе поплавковые истребители, но их боевая эффективность резко снижалась. Попытки использовать Ro.44 для разведки успеха не имели, поскольку один член экипажа не мог собрать сведений в ходе полета.

Основные ЛТХ истребителя-гидроплана IMAM Ro.44
Экипаж, чел. 1
Размах крыла, м 11,57
Длина, м 9,71
Высота, м 3,55
Площадь крыла, м2 33,36
Масса, кг  
пустого самолета 1770
нормальная взлетная 2200
Тип двигателя 1 ПД Piaggio P.X
Мощность, л.с. 1 х 700
Максимальная скорость, км/ч 330
Крейсерская скорость, км/ч 316
Практическая дальность, км 1200
Практический потолок, м 7200

В качестве штурмовиков использование Ro.44 было несколько более успешным. Три самолета 23 ноября 1941 года совместно с одной летающей лодкой CANT Z.501 "Gabbiano" из 147-й эскадрильи атаковали мелкие греческие суда в бухте Тигами на острове Самос и добились нескольких попаданий. А весной 1941 года штурмовые налеты значительно активизировались. Так, четыре Ro.44 штурмовали суда в бухте Наксос 17 марта, а 20-23 апреля пара самолетов ежедневно вылетала для действий против судоходства между Милосом и Санторино. 8 мая одиночный Ro.44 атаковал объекты на о. Самос, что было последней наступательной операцией с участием Ro.44. 1 июля 1941 года 161-я эскадрилья была расформирована.

В ходе 1941 года Ro.44 стали использовать для обучения пилотов, курьерской службы и других небоевых задач. С 1941 года они использовались и на базе Пунтиселла у Поло для тренировок летчиков. Когда Италия капитулировала, оставалось только шесть боеспособных Ro.44 во 2-й и 3-й эскадрах флота. Другие машины либо списали, либо потеряли во время эксплуатации.

IMAM Ro.44

Источники:

  • Андрей Харук. "Все гидросамолеты Второй Мировой";
  • Tullio Marcon "IMAM Ro 43/44" ("Ali d'Italia" No.12);
  • Jonathan W.Thompson "Italian civil and military aircraft. 1930/1945";
  • Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой войны. Гидросамолеты 1939-1945;
  • Aerei Italiani - Scheda Tecnica. IMAM Ro.43.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

В Москве прошла генеральная репетиция Парада Победы 2014
Количество авиационной техники символизирует 69-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне Два дня остается до Дня Победы. И 7 мая 2014...
Парад Победы прошел в Москве 9 Мая 2016 года
71-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 71-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне сегодня отмечают в России. Военные парады, салюты,...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме