Истребитель-гидроплан IMAM Ro.44
|
Катапультный истребитель ИМАМ Ro.44
Единственный гидросамолет-истребитель, участвовавший
в боевых действиях Второй мировой войны в Европе.
Катапультный истребитель ИМАМ Ro.44 был единственным гидросамолетом-истребителем, который участвовал в боевых действиях Второй мировой войны в Европе. Надо отметить, что гидропланные истребители - достаточно редкое явление в мировой авиации, включая уровень проектов. Однако, Ro.44 являлся самолетом предыдущего поколения и не мог противостоять современным на тот момент времени истребителям, более того - и даже бомбардировщикам Второй мировой. Эти гидропланы, не обладающие достаточными скоростными характеристиками, были не в состоянии догнать, например, британские бомбардировщики Виккерс "Веллингтон" или Бристоль "Бленхейм", стрелки́ которых порой просто игнорировали практически безвредные бипланы. Ro.44 снимались с вооружения с июня 1941 года, хотя некоторые машины служили до сентября 1943 года. Участие Ro.44 во Второй мировой войне свелось к боевым эпизодам на отдаленном театре военных действий.
Италия оставалась единственной европейской страной, использовавшей поплавковые самолеты в составе морской истребительной авиации. У Франции тоже были такие самолеты, которые должны были применяться для защиты линкоров, но в ноябре 1939 года они были выведены из действующего состава.
Корабельный разведчик IMAM Ro.43 продемонстрировал неплохие маневренные и скоростные характеристики, и после испытаний прототипа, главный конструктор фирмы IMAM Дж. Галассо (Giovanni Galasso) начал в инициативном порядке разрабатывать на его базе гидросамолет-истребитель. Отметим, что в свою очередь ИМАМ Ro.43 явился версией сухопутного многоцелевого биплана Ro.37bis. В конструктивном отношении Ro.44 был бипланом смешанной конструкции. Поплавки - центральный подфюзеляжный и два подкрыльевых - деревянные. Официальные тактико-технические требования на Ro.44 отсутствовали, переделка сводилась главным образом к изменению фюзеляжа: самолет стал одноместным - кабину наблюдателя убрали. Кроме того, изменили хвостовое оперение и установили вооружение - пару 12,7-мм синхронных пулеметов. Радиостанции не было.
Сравнение ЛТХ гидропланов IMAM
|
IMAM Ro 43 (1 Serie) |
Motore / engine |
Piaggio P.X R |
potenza / power |
cv 700 / hp 700 |
apertura alare / wing span |
11,57 m / 37.95 ft |
lunghezza totale / length |
9,71 m / 31.84 ft |
altezza totale / height |
3,51 m / 11.51 ft |
superficie alare / wing area |
33,36 m2 / 359.07 sq.ft |
peso a vuoto / empty weight |
1.760 kg /3880.13 lbs |
peso a pieno carico / loaded weight |
2.400 kg / 5291.2 lbs |
velocità massima / maximum speed |
303 km/h a 2.000 m |
188.27 mph at 6561.7ft |
velocità minima / minimum speed |
99 km/h / 61.52 mph |
tempo di salita / climb |
11'a 4.000 m / 11'at 13123.4 ft |
tangenza massima / ceiling |
7.200 m / 23622 ft |
autonomia / range |
1.092 km / 678.53 miles |
armamento / armament |
1 mitr. da 7,7 fissa nel muso e 1 da 7,7 dorsale |
Сравнение ЛТХ гидропланов IMAM
|
IMAM Ro 44 |
Motore / engine |
Piaggio P.X |
potenza / power |
cv 700 a m. 1000 / hp 700 at 3280.84 ft |
apertura alare / wing span |
11,57 m / 37.95 ft |
lunghezza totale / length |
9,71 m / 31.84 ft |
altezza totale / height |
3,55 m / 11.64 ft |
superficie alare / wing area |
33,36 m2 / 359.07 sq.ft |
peso a vuoto / empty weight |
1.770 kg / 3902.18 lbs |
peso a pieno carico / loaded weight |
2.220 kg / 4894.29 lbs |
velocità massima / maximum speed |
316 km/h a 2.500 m |
196.35 mph at 8202.12 |
velocità minima / minimum speed |
98 km/h / 60.89 mph |
tempo di salita / climb |
8' 40" a 4.000 m / 8' 40" at 13123.4 ft |
tangenza massima / ceiling |
6.900 m / 22637.8 ft |
autonomia / range |
1.200 km / 745.64 miles |
armamento / armament |
2 mitr da 12,7 nel muso |
В октябре 1936 года прототип истребителя вышел на испытания. Несмотря на то, что военные летчики и, в частности, шеф-пилот фирмы Николо Лана (Nicolo Lana) отмечали хорошую маневренность и управляемость машины, ее максимальная скорость составила лишь 316 км/ч, то есть на 32 километра в час меньше, чем у основного колесного истребителя Regia Aeronautica Fiat CR.32, который, кстати, Дж. Томпсон назвал лучшим истребителем 30-х годов. Но дальность полета истребителя-гидроплана IMAM Ro.44 была значительно большей, что являлось необходимым условием для самолетов морской авиации.
IMAM Ro.44
|
|
Кликните на изображение для увеличения |
Фирма IMAM получила заказ на 51 Ro.44, который сократили до 35 единиц. По причине сходности с Ro.43 вся серия была выпущена с февраля по июнь. Серийные истребители-гидропланы имели номера с ММ3691 по ММ3725, поставки которых начались в феврале 1937 года. Основная модификация истребителя:
- Ro.44 с 9-цилиндровым мотором воздушного охлаждения Piaggio P.X (700 л.с.). Экипаж - один человек. Стрелковое вооружение включало два 12,7-мм синхронных пулемета Breda-SAFAT. Бомбовое вооружение не предусматривалось, хотя, например, в 161-й эскадрилье самолеты оборудовались подвесками для 50-кг бомб кустарной конструкции.
Серийные истребители-гидропланы Ro.44 поступали на вооружение 88-й группы морских истребителей, которая к 1 января 1938 года насчитывала 15 самолетов Ro.44. В 161-й отдельной эскадрилье на о. Лерое в сентябре 1938 года началась замена новыми гидроистребителями устаревших "Фиатов" СR. 20Idro (в конце 38-го уже было 8 Ro.44 и 1 самолет Ro.43DC - учебный вариант с двойным управлением).
Эскадрильи 88-й отдельной группы расформировали 1 марта 1940 года. Некоторые пилоты перешли в бомбардировочные подразделения. 162-ю и 164-ю эскадрильи перевооружили колесными истребителями-бипланами FIAT CR.42 и перевели на остров Родос. 166-ю передали в состав Школы гидроавиации и расформировали летом 1940 года. Первой боевой задачей 161-й эскадрильи была противовоздушная оборона Лepoca. Впервые на перехват самолетов противника Ro.44 поднялись 16 июня, но успеха достичь не удалось.
Опыт использования истребителей-гидропланов показал, что в стесненных условиях Средиземного моря потребность в самолетах данного типа очень небольшая. Подтвердилось то, что остальные страны поняли ранее - палубные самолеты обеспечивали перехват целей на значительных удалениях в широких океанских просторах, например, на Тихом океане, а на Средиземном море с такими задачами легко справляются и сухопутные истребители. Только флот Японии и далее сохранил в своем составе поплавковые истребители, но их боевая эффективность резко снижалась. Попытки использовать Ro.44 для разведки успеха не имели, поскольку один член экипажа не мог собрать сведений в ходе полета.
Основные ЛТХ истребителя-гидроплана IMAM Ro.44
Экипаж, чел. |
1 |
Размах крыла, м |
11,57 |
Длина, м |
9,71 |
Высота, м |
3,55 |
Площадь крыла, м2 |
33,36 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1770 |
нормальная взлетная |
2200 |
Тип двигателя |
1 ПД Piaggio P.X |
Мощность, л.с. |
1 х 700 |
Максимальная скорость, км/ч |
330 |
Крейсерская скорость, км/ч |
316 |
Практическая дальность, км |
1200 |
Практический потолок, м |
7200 |
В качестве штурмовиков использование Ro.44 было несколько более успешным. Три самолета 23 ноября 1941 года совместно с одной летающей лодкой CANT Z.501 "Gabbiano" из 147-й эскадрильи атаковали мелкие греческие суда в бухте Тигами на острове Самос и добились нескольких попаданий. А весной 1941 года штурмовые налеты значительно активизировались. Так, четыре Ro.44 штурмовали суда в бухте Наксос 17 марта, а 20-23 апреля пара самолетов ежедневно вылетала для действий против судоходства между Милосом и Санторино. 8 мая одиночный Ro.44 атаковал объекты на о. Самос, что было последней наступательной операцией с участием Ro.44. 1 июля 1941 года 161-я эскадрилья была расформирована.
В ходе 1941 года Ro.44 стали использовать для обучения пилотов, курьерской службы и других небоевых задач. С 1941 года они использовались и на базе Пунтиселла у Поло для тренировок летчиков. Когда Италия капитулировала, оставалось только шесть боеспособных Ro.44 во 2-й и 3-й эскадрах флота. Другие машины либо списали, либо потеряли во время эксплуатации.
Источники:
- Андрей Харук. "Все гидросамолеты Второй Мировой";
- Tullio Marcon "IMAM Ro 43/44" ("Ali d'Italia" No.12);
- Jonathan W.Thompson "Italian civil and military aircraft. 1930/1945";
- Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой войны. Гидросамолеты 1939-1945;
- Aerei Italiani - Scheda Tecnica. IMAM Ro.43.