Британский двухмоторный бомбардировщик Vickers Wellington
Создание бомбардировщика "Веллингтон" шло практически параллельно с разработкой самолета того же назначения Хэндли-Пэйдж "Хэмпден" с того самого момента, когда в мае 1933 года проекты фирм "Виккерс" и "Хэндли-Пэйдж" были выбраны для постройки опытных образцов из всех, что были представлены в ответ на задание В.9/32. Последнее министерство авиации выдало в 1932 году, определяя требования к скоростному двухмоторному дневному бомбардировщику, идущему на смену биплану Боултон-Пол "Сайдстрэнд", которыми была вооружена 101-я эскадрилья. По первоначальному замыслу новый самолет должен был быть монопланом с размахом крыла не более 23,34 м, с экипажем из четырех человек, бомбовой нагрузкой 680 кг, которую нужно было доставить на расстояние 970 км.
Максимальная дальность с половинной нагрузкой должна была составлять 2012 км при крейсерской скорости 201 км/ч на высоте 4570 м, а максимальная скорость - по меньшей мере, 306 км/ч. Задание также поначалу включало ограничение пустого веса 3000 кг в соответствии с предложениями, рассматривавшимися Женевской конференцией по разоружению. Это ограничение штаб ВВС отбросил официально в июне 1934 года.
Когда министерство проработало последние детали задания В.9/32, уже проектировали двухмоторный бомбардировщик с верхним расположением крыла, неубирающимся шасси и однокилевым оперением. Этот проект, также как и последующие проработки по заданиям В.9/32 и В.3.34, получил обозначение "тип 249". 20 октября 1932 года "Виккерс" получила уточненное задание В.9/32, а в феврале 1933 года представила проект с чертежным №24906. Для того, чтобы уложиться в рамки по пустому весу, пришлось использовать двигатели с меньшей, нежели оптимальная для данного самолета, мощностью.
Бомбардировщик Виккерс "Веллингтон" в полете
29 мая 1933 года министерство авиации провело конкурс проектов по заданию В.9/32. Решили заказать по одному опытному самолету у "Хэндли-Пэйдж" и "Виккерс". В качестве мотоустановки официально избрали "Госхок". Оставшуюся часть 1933 году конструкторы "Виккерс" сосредоточились на усовершенствовании проекта под эти двигатели. В ходе этого вся компоновка изменилась. Самолет стал среднепланом. В этот же период окончательно решили использовать геодетический силовой набор, хотя "Уэллсли", первый из бомбардировщиков-монопланов "Виккерс" еще не поднялся в воздух. Геодетический (диагональный) набор был создан на базе предыдущего опыта конструирования дирижаблей. Впоследствии он выделил "Веллингтон" из всех основных бомбардировщиков Второй мировой войны и стал одним из факторов, определившим его "долгую жизнь" в производстве. Заказ на постройку опытного бомбардировщика "Виккерс" в одном экземпляре после переработки проекта был подтвержден в сентябре 1933 года. Для самолета приняли обозначение "тип 271", показав, что работа вышла за рамки эскизного проекта.
Под номером "249" же продолжались проработки вариантов. Пустой вес "типа 271" на этой стадии равнялся 3084 кг, чуть больше, чем дозволялось лимитом несостоявшейся "Женевской конвенции", но во всех остальных отношениях самолет соответствовал заданию В.9/32, уточненному весной 1933 года. Предусматривалось оборонительное вооружение в экранированных носовой и кормовой точках и верхняя установка, прикрытая убираемым щитком. Отказ от ограничений по весу в июне 1934 года позволил "Виккерс" (так же, как и "Хэндли-Пэйдж") использовать более тяжелые, но и более мощные моторы PE.5SM (вариант двигателя воздушного охлаждения Бристоль "Пегасус"), подвергнув "тип 271" дальнейшей переработке. С 1934 года по 1936 год пустой вес вырос до 5220 кг за счет большей массы оборудования и вооружения, допустимой в пределах тяги новых моторов. Для опытного образца выбрали двигатели "Пегасус" Х, развивавшие по 915 л.с. К моменту, когда опытная машина была готова, взлетный вес поднялся до 9526 кг. 15 июня 1936 года на ней совершил первый полет в Уэйбридже капитан М.Саммерс, шеф-пилот "Виккерс".
Это произошло почти ровно через год после того, как поднялся в воздух "Уэллсли" ("тип 246"), и на шесть дней раньше, чем взлетел самолет фирмы "Хэндли-Пэйдж", созданный по тому же заданию В.9/32. В том же месяце, когда опытный бомбардировщик "Виккерс" совершил первый полет, его среди других новых самолетов выставили на авиационном празднике в Хендоне. Первая программа расширения британской военной авиации, "схема С" от мая 1935 года, предусматривала увеличение количества бомбардировочных эскадрилий с 41 до 68 к марту 1937 года. Но в феврале 1936 года появилась "схема F", потребовавшая еще большее количество новых бомбардировщиков к марту 1939 года. В соответствии с этими планами расширения ВВС, в августе 1936 года на бомбардировщики "Виккерс" и "Хэндли-Пэйдж" выдали первые заказы.
Виккерс "Веллингтон" Мк I вид сбоку
Это произошло уже после первого полета, но еще до проведения официальных испытаний. В 1934 году спроектировали самолет, практически идентичный созданному по В.9/32, но с размахом крыла, увеличенным до 27,43 м, и большим взлетным весом; чертеж этой машины маркировался номером 24924. Опасаясь связываться с новым самолетом еще не проверенной геодетической конструкции, министерство авиации предпочло проект "Армстронг-Уитворт", но согласилось купить опытный образец машины "Виккерс" по фиксированной цене. Первые несколько месяцев 1936 года самолет "Виккерс" именовался "Креси", но в сентябре название сменили на "Веллингтон". Это имя ассоциировалось с названием города, но также увязывалось с предыдущей машиной фирмы, "Уэллсли", - герцог Веллингтон, "железный герцог", был младшим братом лорда Уэллсли, государственного деятеля.
"Веллингтон" стал вторым из четырех бомбардировщиков "Виккерс" геодетической конструкции, названия которых начинались с W в честь их конструктора Уоллиса. На опытном самолете сперва вооружения не было, но предусматривалось поставить по одному 7,7-мм пулемету "Льюис" во вращающихся куполах в носу и хвосте, а третий такой же - сверху на фюзеляже. Все они наводились вручную. Штурман являлся также бомбардиром и передним стрелком, а радист - верхним стрелком. Несмотря на рост веса, реальный "Веллингтон" превосходил по скорости требования задания В.9/32 (не менее 306 км/ч на средних высотах); опытный образец показал 402 км/ч на 2440 м. В этом отношении самолет "Виккерс" не превосходил своего соперника от "Хэндли-Пэйдж", но уже на опытной стадии он имел куда большую грузоподъемность, чем та, которой мог похвастаться "Хэмпден".
Бомбардировщик Виккерс "Веллингтон" в полете
Фюзеляж "Веллингтона" был не так узок, как у "Хэмпдена", и позволял с большей легкостью размещать более мощное вооружение или, при необходимости, двойное управление. Первый заказ на "Веллингтоны" был размещен 15 августа 1936 года - 180 самолетов должны были построить в Уэйбридже. В 1937 году последовал новый контракт; при этом "Глостер эйркрафт" рассматривалась как второй поставщик. Эта фирма начала готовить оснастку и инструмент для изготовления 200 "Веллингтонов", но последующее изменение планов вынудило передать и заказ, и оснастку вместе с чертежами на переданный "Виккерс" "теневой" завод в Честере. Немного позднее "Виккерс" организовала третью сборочную линию в Блэкпуле. Хотя "Армстронг Уитворт" получила заказ на 64 "Веллингтона" в 1938 году, когда попытались снять "Уитли" с производства, но он позднее был аннулирован, и в итоге все "Веллингтоны" (11461 серийный плюс один опытный) собрали на трех заводах "Виккерс". Когда "Виккерс" получила первый заказ, ставилась цель собирать по одному самолету в день.
Виккерс "Веллингтон" Мк IА вид сбоку