Гидросамолет-разведчик ИМАМ Ro.43
Корабельный катапультный разведчик Ro.43 являлся поплавковым вариантом сухопутного разведчика Ro.37bis. Гидросамолет был принят на вооружение в 1937 году, постепенно этими машинами оснастили большинство приспособленных кораблей и линкоров. Гидросамолет IMAM Ro.43 обладал достаточно неплохими летными данными, но имел низкие эксплуатационные характеристики. Так, конструкция гидросамолета была слишком хрупкой и часто повреждалась, металлические узлы быстро коррозировали в морской среде, кроме того плохую водостойкость показала и фанерная обшивка подфюзеляжного поплавка. На некоторых крейсерах катапульты не обеспечивали старт Ro.43 с максимальным весом, поэтому приходилось снимать часть оборудования и вооружения, что, разумеется, не вело к увеличению боевых возможностей корабельной авиации. Мореходность этих гидросамолетов была низкой, посадка на воду при волнении 2 балла признавалась очень рискованной. Но поскольку выбор фактически отсутствовал, то Ro.43 оставался единственным типом итальянского корабельного разведчика на протяжении Второй Мировой войны.
В 1933 году были выданы требования на корабельный гидросамолет-разведчик, в соответствии с которыми двухместный гидросамолет со складывающимся крылом, оснащенный двигателем воздушного охлаждения должен был:
- развивать максимальную скорость 240 км/ч;
- набирать высоту 5000 м за 26 минут;
- иметь продолжительность полета на крейсерской скорости 6,5 часов;
- обладать боевым радиусом не менее 600 км;
- иметь вооружение из двух пулеметов.
Взлетный вес не должен был превышать 2400 кг - это не регламентировалось, но таков был предел мощности катапульт на легких крейсерах.
Справочно. Фирма "Меридионали" ("Officine Ferroviarie Meridionali") начала свою работу в 1923 году в Неаполе с производства лицензионных "Фоккеров". В течение нескольких лет она работала под названием "Ромео" ("Societa Anonima Industrie Aeronautiche Romeo"). В 1935 году ее приобрела фирма "Бреда", после чего в 1936 году "Ромео" переименовали в IMAM ("Industrie Meccaniche е Aeronautiche Meridionali").
Главный конструктор Дж. Галассо (Giovanni Galasso) не разрабатывал специальный гидросамолет, а под его руководством была создана версия сухопутного многоцелевого биплана Ro.37, проходившего испытания с 6 ноября 1933 года. Новый гидросамолет имел поплавковое шасси с центральным поплавком под фюзеляжем и двумя небольшими подкрыльевыми поплавками. Конструкция планера смешанная, поплавки - деревянные. По сравнению с Ro.37 изменения в фюзеляже были небольшими, но крыло выполнено складывающимся по направлению к хвосту машины. На прототип этого гидросамолета установили 9-цилиндровый мотор Piaggio P. IX (610 л.с.). Кабины на прототипе были полностью остекленными.
IMAM Ro.43
|
|
|
|
|
|
Кликните на изображение для увеличения |
19 ноября 1934 года гидросамолет совершил первый полет. Во время испытаний Ro.43 продемонстрировал отличные характеристики - максимальную скорость 300 км/ч и радиус полета 1000 км, что было значительно лучше, чем у зарубежных аналогов и превзошло требования заказчика. В конструкцию машины в ходе подготовки к производству были внесены некоторые изменения, как то: установлен более мощный двигатель, кабины сделаны открытыми, усилено хвостовое оперение. Общий объем серийного производства Ro.43, которым занимались фирмы IМАМ и CMASA, составил 193 единицы.
Основными модификациями являлись:
- Ro.43 с 9-цилиндровым мотором воздушного охлаждения Piaggio P.X R мощностью 700 л.с. Экипаж состоял из двух человек. Стрелковое вооружение включало два (синхронный и турельный) 7,7-мм пулемета Breda-SAFAT. Бомбовое вооружение отсутствовало.
- Ro.43DC - учебный вариант с двойным управлением. Строился в небольшом количестве. Использовался в основном для подготовки пилотов гидросамолетов-истребителей Ro.44.
Гидросамолет IMAM Ro.43
Экипаж, чел. |
2 |
Размах крыла, м |
11,58 |
Длина, м |
9,72 |
Высота, м |
3,5 |
Площадь крыла, м2 |
22,5 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1440 |
нормальная взлетная |
1880 |
Тип двигателя |
1 ПД Piaggio P.XR |
Мощность, л.с. |
1 х 700 |
Максимальная скорость, км/ч |
300 |
Крейсерская скорость, км/ч |
245 |
Практическая дальность, км |
1500 |
Cкороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
6600 |
В декабре 1936 года начались поставки серийных гидросамолетов в ВВС. Первыми самолеты Ro.43 получил авиационный отряд 7-й дивизии крейсеров. Когда Королевство Италия вступило во Вторую мировую войну на стороне стран Оси 10 июня 1940 года (объявив войну Великобритании и Франции) в составе ее Военно-воздушных сил имелось 105 гидросамолетов Ro.43, из которых 44 находилось непосредственно на кораблях. Настоящее боевое крещение гидросамолеты Ro.43 получили в начале июля 1940 года во время операции по проводке в Северную Африку крупного конвоя, приведшая в итоге к сражению у мыса Пунто Стило (бой у Пунто-Стило - Battaglia di punta Stilo) - произошло 9 июля 1940 года на Средиземном море между Итальянским флотом и Средиземноморским флотом Великобритании. Являлось первым крупным столкновением обоих флотов в начавшейся войне.
Линкоры "Джулио Чезаре" и "Конте ди Кавур"
В ноябре 1940 года корабельные разведчики сыграли значительную роль, когда англичане организовали проводку крупного конвоя из Гибралтара на Мальту. Чтобы перехватить это соединение Regia Marina смогла собрать достаточно серьезные силы, включая линкоры "Витторио Венето" и "Джулио Чезаре" (выше на фото), который не был оборудован катапультой. Ro.43 были на борту шести тяжелых крейсеров 1-й и 3-й дивизий, а также на линкоре "Витторио Венето". 26 ноября итальянское соединение вышло в море. Утром 27 ноября оно должно было оказаться у берегов Сардинии в районе мыса Теулада. Два гидросамолета отправились ранним утром на поиск противника с крейсеров "Больцано" и "Фиуме". Экипажи Ro.43, обнаружив британские корабли, успешно выполнили поставленную задачу.
В марте 1941 года в греческих водах произошло очередное столкновение между главными силами Regia Marina и британского Средиземноморского флота, когда линкор "Витторио Венето", шесть тяжелых и два легких крейсера в сопровождении эсминцев пытались перехватить английский конвой. Наперерез им вышли британские силы (эскадра Каннингхэма и крейсерский отряд из Пирея). Ro.43 с итальянского флагмана обнаружил противника, доложив о четырех британских крейсерах. 27-29 марта 1941 года состоялось сражение у мыса Матапан между итальянским флотом под командованием адмирала Анжело Иакино и Средиземноморским флотом Великобритании под командованием адмирала Эндрю Каннингхэма.
Линкор "Витторио Венето"
Итальянский флот потерпел при Матапане сокрушительное поражение, потеряв сразу 3 тяжелых крейсера и 2 эсминца (на дно вместе с крейсерами "Зара" и "Фиуме" пошли два гидросамолета Ro.43). Делая ставку на линкоры и крейсера как главную ударную силу флота и недооценивая роль авианосцев, итальянское командование поставило себя в заведомо проигрышное положение. После этого поражения стало очевидным, что только имея в своем составе авианосцы, флот может получить надлежащую воздушную поддержку в современной войне. Итальянское военное руководство приняло запоздалое решение о создании собственных авианосцев, которые так и не успели ввести в строй до выхода Италии из войны. Итальянский флот оказался не готов к ведению боя в ночных условиях, тогда как в британском флоте учения по ночному бою были регулярными. Англичане к началу войны уже освоили радар и установили его на боевых кораблях, что давало им серьезное преимущество над итальянским флотом.
Низкий уровень взаимодействия флота и авиации, неэффективность авиационной разведки итальянцев также стали одной из причин поражения при Матапане. Адмирал Иакино так и не дождался обещанной воздушной поддержки, был вынужден действовать на протяжении всего сражения практически вслепую. Победа при Матапане наглядно продемонстрировало превосходство британского Средиземноморского флота над Военно-Морскими силами Италии, которые так и не оправились от этого поражения до конца войны.
В декабре 1941 года и в марте 1942 года гидросамолеты Ro.43 участвовали в двух морских сражениях в заливе Сирт. Последним морским сражением, где они участвовали, была конвойная битва в середине июня 1942 года. После этого главные силы итальянского флота уже не встречались в море с британцами. Затем корабельные разведчики изредка сопровождали конвои, но в основном их использовали для тренировочных полетов. В Испании гидросамолеты Ro.43, имевшие обозначение HR.7, по некоторым сведениям, летали до 1951 года (по другой информации - с 1943 по 1945 год).
Источники:
- Андрей Харук. "Все гидросамолеты Второй Мировой";
- Tullio Marcon "IMAM Ro 43/44" ("Ali d'Italia" No.12);
- Jonathan W.Thompson "Italian civil and military aircraft. 1930/1945";
- Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой войны. Гидросамолеты 1939-1945;
- Aerei Italiani - Scheda Tecnica. IMAM Ro.43.