Летающая лодка CANT Z.501 "Gabbiano"
|
Многоцелевая летающая лодка Кант Z.501 "Габбиано"
"Gabbiano" ("Чайка") использовался до 1949 года.
Серийное производство Z.501 стартовало в 1936 году. Самолеты строили два завода - CRDA в Монфальконе и "Аэронаутика Сикула" в Палермо. Всего было построено 455 самолетов Z-501 (249 - на заводах Монфальконе). Серийный выпуск завершен в марте 1943 года. Итальянский флот накануне военной кампании против Франции (Италия вступила во Вторую мировую войну на стороне стран Оси 10 июня 1940 года, объявив войну Великобритании и Франции) насчитывал 202 одномоторных гидросамолета Z-501, которые находились на всех прибрежных базах морской авиации Средиземноморья, в т.ч. Северной Африки. С самого начала Второй мировой морские разведчики и бомбардировщики фирмы CANT выполняли патрульно-разведывательные полеты, а также нерегулярные бомбовые и противолодочные рейды.
Работы по созданию летающей лодки для замены SM.78 начались фирмой CANT под руководством итальянского конструктора Филиппо Цаппаты (Filippo Zappata) в начале 30-х годов XX века. Ранее, до 1927 года, Ф. Цаппата сотрудничал в том числе с французской фирмой Блерио (Bleriot), а Кант Z.501 "Габбиано" стал его первой разработкой после возвращения в Италию. Опытный экземпляр машины (ММ247) был спроектирован и построен в течение 1933 года.
CANT Z.501 "Gabbiano" - моноплан-парасоль деревянной конструкции с однокилевым оперением. Экипаж включал 5 человек (командир-наблюдатель, два пилота, радист и механик), кабина пилотов была перед передней кромкой крыла. Устанавливался один рядный двигатель Isotta-Fraschini "Asso" 750R мощностью 750 л.с. Механик занимал отдельную кабину в хвостовой части мотогондолы и имел возможность устранять мелкие неполадки двигателя прямо в полете. В состав вооружения входили три пулемета Lewis, под крылом были бомбодержатели для двух 250-кг бомб.
Летающая лодка CANT Z.501 "Gabbiano"
|
|
Кликните на изображение, чтобы увеличить |
18 октября 1934 года установлен рекорд дальности полета для гидропланов (4130,885 км за 26 часов 35 минут), который побит французами в 1935 году (4929,697 км).
Серийные летающие лодки получали двигатели "Asso" 750R или "Asso" XI RC-15 (бо́льшей мощности - 900 л.с.). Более мощный двигатель дал возможность сменить вооружение на 7,7-мм пулеметы итальянского производства Бреда SAFAT с ленточным питанием, турели управлялись с помощью гидравлики (штурманская кабина на поздних сериях Z.501 была сделана закрытой, передняя стрелковая точка ликвидирована, две другие турели - частично экранированы, фюзеляжная турель с гидроприводом была введена позднее). Бомбодержатели были способны нести четыре 160-кг глубинные бомбы.
Летающая лодка CANT Z.501 "Gabbiano" находилась на вооружении в Италии и Румынии с конца 1937 года.
Впервые CANT Z.501 были применены в Гражданской войне в Испании в качестве разведчиков и бомбардировщиков. Они работали по целям на юге страны и вели разведку у побережья. После вступления Италии во Вторую мировую войну эти летающие лодки использовались в Средиземноморье как разведчики и самолеты ПЛО. Хотя уже с июля 1940 года их постепенно заменяли более новые Z.506. До конца 1940 года итальянцы потеряли 62 летающие лодки CANT Z.501 "Gabbiano": 30 - от огня противника, 13 - из-за отказа двигателей, 19 - по неизвестным причинам. Кроме того, по причине отказа двигателей произошло 35 аварий. Однако, несмотря на моральное старение, низкую живучесть и ненадежность двигателей, Z.501 использовались всю войну (последние списали только в 1950 году).
После раскола Италии в сентябре 1943 года летающие лодки CANT Z.501 "Gabbiano" использовались как союзниками, так и на стороне немцев (после капитуляции на стороне союзной авиации Италии осталось 30 машин). Румынские "Gabbiano" в начале войны вели разведку на Черном море и действовали против катеров и мелких судов. В 1943 году их окончательно вытеснили самолеты немецкого производства.
Основные ЛТХ летающей лодки CANT Z.501 "Gabbiano"
Экипаж, чел. |
4-5 |
Размах крыла, м |
22,50 |
Длина, м |
14,95 |
Высота, м |
4,43 |
Площадь крыла, м2 |
62 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3850 |
нормальная взлетная |
7035 |
Тип двигателя |
1 ПД Isotta-Fraschini "Asso" XI (750R) |
Мощность, л.с. |
1 х 750 |
Максимальная скорость, км/ч |
275 |
Крейсерская скорость, км/ч |
196 |
Дальность, км |
2600 |
Скороподъемность, м/мин |
225 |
Практический потолок, м |
7000 |
Вооружение |
3х7,7-мм пулемета Breda-SAFAT, бомбовая нагрузка - до 640 кг |
Источники:
- Ministero Dell'Aeronautica "Idrovolante Cant Z 501. Istruzioni e Norme per il Montaggio e la Regolazione" (1940 год);
- Tullio Marcon "Ali d'Italia 17: C.R.D.A. Cant Z501";
- А.Харук "Средиземноморская чайка: Гидросамолет Cant Z.501" ("АвиаМастер" 2007, 3);
- Tullio Marcon "C.R.D.A. Cant Z.501" ("Ali D'Italia" №.17);
- В.Немечек "CANT Z-501 Gabbiano";
- Aerei Italiani - Scheda Tecnica. CANT Z-501 Gabbiano.