Летающая лодка CANT Z.501 "Gabbiano"
Летающая лодка CANT Z.501 Gabbiano достаточно активно применялась Италией во Второй мировой войне. Несмотря на то, что самолеты данного типа устаревали, они долго оставались на вооружении. Производство этих гидросамолетов завершено в 1943 году, а последние сняты с вооружения в 1950 году.

Многоцелевая летающая лодка Кант Z.501 "Габбиано"

"Gabbiano" ("Чайка") использовался до 1949 года.

Летающая лодкаСерийное производство Z.501 стартовало в 1936 году. Самолеты строили два завода - CRDA в Монфальконе и "Аэронаутика Сикула" в Палермо. Всего было построено 455 самолетов Z-501 (249 - на заводах Монфальконе). Серийный выпуск завершен в марте 1943 года. Итальянский флот накануне военной кампании против Франции (Италия вступила во Вторую мировую войну на стороне стран Оси 10 июня 1940 года, объявив войну Великобритании и Франции) насчитывал 202 одномоторных гидросамолета Z-501, которые находились на всех прибрежных базах морской авиации Средиземноморья, в т.ч. Северной Африки. С самого начала Второй мировой морские разведчики и бомбардировщики фирмы CANT выполняли патрульно-разведывательные полеты, а также нерегулярные бомбовые и противолодочные рейды.

CANT Z.501 "Gabbiano"

Filippo ZappataРаботы по созданию летающей лодки для замены SM.78 начались фирмой CANT под руководством итальянского конструктора Филиппо Цаппаты (Filippo Zappata) в начале 30-х годов XX века. Ранее, до 1927 года, Ф. Цаппата сотрудничал в том числе с французской фирмой Блерио (Bleriot), а Кант Z.501 "Габбиано" стал его первой разработкой после возвращения в Италию. Опытный экземпляр машины (ММ247) был спроектирован и построен в течение 1933 года.

Летающая лодка

CANT Z.501 "Gabbiano" - моноплан-парасоль деревянной конструкции с однокилевым оперением. Экипаж включал 5 человек (командир-наблюдатель, два пилота, радист и механик), кабина пилотов была перед передней кромкой крыла. Устанавливался один рядный двигатель Isotta-Fraschini "Asso" 750R мощностью 750 л.с. Механик занимал отдельную кабину в хвостовой части мотогондолы и имел возможность устранять мелкие неполадки двигателя прямо в полете. В состав вооружения входили три пулемета Lewis, под крылом были бомбодержатели для двух 250-кг бомб.

Летающая лодка CANT Z.501 "Gabbiano"
Кант Z.501 "Габбиано" CANT Z.501 "Gabbiano"
Кликните на изображение, чтобы увеличить

18 октября 1934 года установлен рекорд дальности полета для гидропланов (4130,885 км за 26 часов 35 минут), который побит французами в 1935 году (4929,697 км).

CANT Z.501 "Gabbiano"

Серийные летающие лодки получали двигатели "Asso" 750R или "Asso" XI RC-15 (бо́льшей мощности - 900 л.с.). Более мощный двигатель дал возможность сменить вооружение на 7,7-мм пулеметы итальянского производства Бреда SAFAT с ленточным питанием, турели управлялись с помощью гидравлики (штурманская кабина на поздних сериях Z.501 была сделана закрытой, передняя стрелковая точка ликвидирована, две другие турели - частично экранированы, фюзеляжная турель с гидроприводом была введена позднее). Бомбодержатели были способны нести четыре 160-кг глубинные бомбы.

Летающая лодка CANT Z.501 "Gabbiano" находилась на вооружении в Италии и Румынии с конца 1937 года.

Летающая лодка

Впервые CANT Z.501 были применены в Гражданской войне в Испании в качестве разведчиков и бомбардировщиков. Они работали по целям на юге страны и вели разведку у побережья. После вступления Италии во Вторую мировую войну эти летающие лодки использовались в Средиземноморье как разведчики и самолеты ПЛО. Хотя уже с июля 1940 года их постепенно заменяли более новые Z.506. До конца 1940 года итальянцы потеряли 62 летающие лодки CANT Z.501 "Gabbiano": 30 - от огня противника, 13 - из-за отказа двигателей, 19 - по неизвестным причинам. Кроме того, по причине отказа двигателей произошло 35 аварий. Однако, несмотря на моральное старение, низкую живучесть и ненадежность двигателей, Z.501 использовались всю войну (последние списали только в 1950 году).

Летающая лодка

После раскола Италии в сентябре 1943 года летающие лодки CANT Z.501 "Gabbiano" использовались как союзниками, так и на стороне немцев (после капитуляции на стороне союзной авиации Италии осталось 30 машин). Румынские "Gabbiano" в начале войны вели разведку на Черном море и действовали против катеров и мелких судов. В 1943 году их окончательно вытеснили самолеты немецкого производства.

Основные ЛТХ летающей лодки CANT Z.501 "Gabbiano"
Экипаж, чел. 4-5
Размах крыла, м 22,50
Длина, м 14,95
Высота, м 4,43
Площадь крыла, м2 62
Масса, кг  
пустого самолета 3850
нормальная взлетная 7035
Тип двигателя 1 ПД Isotta-Fraschini "Asso" XI (750R)
Мощность, л.с. 1 х 750
Максимальная скорость, км/ч 275
Крейсерская скорость, км/ч 196
Дальность, км 2600
Скороподъемность, м/мин 225
Практический потолок, м 7000
Вооружение 3х7,7-мм пулемета Breda-SAFAT,
бомбовая нагрузка - до 640 кг

CANT Z.501 "Gabbiano"

Источники:

  • Ministero Dell'Aeronautica "Idrovolante Cant Z 501. Istruzioni e Norme per il Montaggio e la Regolazione" (1940 год);
  • Tullio Marcon "Ali d'Italia 17: C.R.D.A. Cant Z501";
  • А.Харук "Средиземноморская чайка: Гидросамолет Cant Z.501" ("АвиаМастер" 2007, 3);
  • Tullio Marcon "C.R.D.A. Cant Z.501" ("Ali D'Italia" №.17);
  • В.Немечек "CANT Z-501 Gabbiano";
  • Aerei Italiani - Scheda Tecnica. CANT Z-501 Gabbiano.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме