Многоцелевая летающая лодка Savoia-Marchetti S.55
|
Двухкорпусная летающая лодка Савойя-Маркетти S.55
Алессандро Маркетти называл свой самолет "океанским".
Итальянский гидросамолет разработан и производился Savoia-Marchetti (IAI) с 1926 года (кроме того, строился на заводах CRDA и Piaggio) в нескольких модификациях. В своем классе установил ряд рекордов. В 1926 году предсерийные летающие лодки S.55P установили 14 мировых рекордов скорости, высоты и грузоподъемности. Большу́ю известность имели рекордные полеты между Европой и Северной Америкой. Savoia-Marchetti S.55 был одним из первых самолетов, пересекших Атлантический океан. Во второй половине 20-30-х годов гидросамолеты S.55 были настоящими визитными карточками авиации Италии и ее авиационной промышленности, совершив несколько дальних групповых перелетов. Но если эта машина была замечательной для конца 20-х годов, то ко Второй мировой уже устарела. Участие в войне двухкорпусной летающей лодки Савойя-Маркетти S.55 было лишь эпизодическим, а к началу 1939 года в строю ВВС Италии насчитывалось лишь 13 S.55, которые к концу года были списаны.
Savoia-Marchetti S.55 была одной из наиболее оригинальных летающих лодок - двухкорпусный моноплан (летающая лодка - катамаран) с высоким расположением крыла, двухбалочным, двухкилевым ферменным хвостовым оперением. Силовая установка - два двигателя, установленные продольно в общей надфюзеляжной мотогондоле, с приводом на тянущий и толкающий воздушные винты противоположного вращения. Конструкция фюзеляжа и крыла - цельнодеревянная, хвостовых балок и оперения - смешанная. Компоновка давала возможность подвесить под крылом между фюзеляжами торпеду или бомбы крупного калибра.
Работы по проекту под руководством конструктора Алессандро Маркетти (Alessandro Marchetti) начались в 1922 году. В 1923 году вышел на испытания первый прототип, оснащенный моторами Fiat A 12bis мощностью 300 л.с., и продемонстрировал отличные летные данные для своего времени. На втором гидросамолете были двигатели Lorraine Dietrich LD 14Еb мощностью 450 л.с. А установившая мировые рекорды скорости машина, которая стала образцом для серийного производства (с моторами Isotta Fraschini Asso 500), появилась в 1926 году. Серийное производство началось в сентябре 1926 года, и до 1933 года выпустили около 200 многоцелевых летающих лодок Savoia-Marchetti S.55.
Гидросамолеты Savoia-Marchetti S.55
|
|
|
|
|
|
Кликните на изображение для увеличения |
Большая часть гидросамолетов предназначалась для использования в качестве торпедоносцев, дальних морских разведчиков и бомбардировщиков, но по ряду причин в боевых действиях они почти не участвовали. Основными модификациями были:
- S.55 - с 12-цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения Isotta Fraschini Asso 500 мощностью 500 л.с. Экипаж состоял из 5-6 человек. Стрелковое вооружение включало четыре 7,7-мм пулемета на турелях в носовой и кормовой части летающей лодки. Бомбовая нагрузка - 1 тонна. Построено 88 машин.
- гражданские варианты S.55C (построено 10) и S.55P (23 машины);
- S.55A - с 12-цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения Fiat A.22R мощностью 560 л.с. Численность экипажа и стрелковое вооружение - как у базового варианта. Бомбовая нагрузка - максимально 2 тонны. Выпущено 16 единиц;
- S.55M - являлся аналогом S.55A со смешанной конструкцией планера. Построено 7 самолетов (фирма "Пьяджо", 1930 год);
- S.55 Scafo Allargato - развитие модификации S.55A с увеличенными лодками и закрытыми кабинами. Создано 32 гидросамолета;
- S.55 Scafo Allargassimo - с еще большими размерами лодок. Построено 42 машины;
- S.55X - модификация для дальних перелетов с двигателями Isotta-Fraschini Asso 750. Построено 23 самолета в 1933 году. Машины потом получили вооружение, их применяли как разведчики и бомбардировщики.
Основные ЛТХ модификаций гидросамолета
Type |
S 55 Prototype |
Year built |
1923 |
Wing span. |
24 m |
Overall length |
16.5 m |
Height |
5 m |
Wing area |
93 sq. metres |
Weight |
3700 kg. |
Payload |
2000 kg. |
Wing loading |
61 kg. per sq. metre. |
cruising speed |
160 kph. |
Maximum speed |
190 kph. |
Range |
— |
Ceiling |
— |
Engines |
FIAT A 12 2 x 300 hp. |
Основные ЛТХ модификаций гидросамолета
Type |
W 55M. |
Year built |
1926 |
Wing span. |
24 m |
Overall length |
16.5 m |
Height |
5 m |
Wing area |
93 sq. metres |
Weight |
4000 kg. |
Payload |
2300 kg. |
Wing loading |
77 kg. per sq. metre. |
cruising speed |
170 kph. |
Maximum speed |
210 kph. |
Range |
1000 km. |
Ceiling |
3800 m |
Engines |
I.F. ASSO 2 x 500 hp. |
Основные ЛТХ модификаций гидросамолета
Type |
S 55P |
Year built |
1928 |
Wing span. |
24 m |
Overall length |
16.5 m |
Height |
5 m |
Wing area |
93 sq. metres |
Weight |
4800 kg. |
Payload |
2500 kg. |
Wing loading |
78 kg. per sq. metre. |
cruising speed |
170 kph. |
Maximum speed |
210 kph. |
Range |
1100 km. |
Ceiling |
3800 m |
Engines |
I.F. ASSO 2 x 500 hp. |
Основные ЛТХ модификаций гидросамолета
Type |
S 55A |
Year built |
1930 |
Wing span. |
24 m |
Overall length |
16.5 m |
Height |
5 m |
Wing area |
93 sq. metres |
Weight |
5000 kg. |
Payload |
3000 kg. |
Wing loading |
108 kg. per sq. metre. |
cruising speed |
170 kph. |
Maximum speed |
125 kph. |
Range |
3500 km. |
Ceiling |
3800 m |
Engines |
FIAT A 22 R 2 x 560 hp. |
Основные ЛТХ модификаций гидросамолета
Type |
S 55C |
Year built |
1932 |
Wing span. |
24 m |
Overall length |
16.5 m |
Height |
5 m |
Wing area |
93 sq. metres |
Weight |
5300 kg. |
Payload |
3000 kg. |
Wing loading |
90 kg. per sq. metre. |
cruising speed |
200 kph. |
Maximum speed |
240 kph. |
Range |
1500 km. |
Ceiling |
4000 m |
Engines |
FIAT A 24 R 2 x 700 hp. |
Основные ЛТХ модификаций гидросамолета
Type |
S 55X |
Year built |
1933 |
Wing span. |
24 m |
Overall length |
16.5 m |
Height |
5 m |
Wing area |
93 sq. metres |
Weight |
5000 kg. |
Payload |
3000 kg. |
Wing loading |
108 kg. per sq. metre. |
cruising speed |
240 kph. |
Maximum speed |
280 kph. |
Range |
4000 km. |
Ceiling |
5000 m |
Engines |
I.F. ASSO 2 x 800 hp. |
В январе 1931 года правительство Бразилии приобрело 11 S.55, совершивших перелет в Рио-де-Жанейро. Подписанное соглашение предусматривало кроме передачи самолетов, также обучение летчиков и механиков персоналом итальянских ВВС. Освоение новых самолетов было завершено в июне. Эти машины в 1932 году принимали участие в операциях гражданской войны. В 1937 году эксплуатация бразильских S.55 прекратилась (в 1932 году три самолета были потеряны, два столкнулись в воздухе, один перевернулся на посадке и затонул; в октябре-ноябре 1932 года три гидросамолета разобрали на запчасти; к середине 1933 года в строю находилось четыре S.55, затем три).
Фото гидросамолетов
|
|
|
|
|
|
Нажмите на фотографию, чтобы увеличить ее |
В 1933 году семь гидросамолетов S.55 с моторами Asso 500, которые дослужили до начала войны с СССР, получила Румыния. Румынские машины в июне 1941 года входили в состав 102-й эскадрильи. К разведывательным задачам эти самолеты привлекались эпизодически, боевые задачи в основном возлагались на гидросамолеты Z.501. Многоцелевые летающие лодки Savoia-Marchetti S.55 выполняли поисково-спасательные операции, осуществляли контроль за состоянием минных заграждений и снабжением гарнизона о. Змеиный. К концу 1942 года S.55 были списаны.
Savoia-Marchetti S.55 эксплуатировались и в СССР: в 1932 году Аэрофлот приобрел шесть самолетов в модификации "X". Машины использовались на Дальнем Востоке СССР на почтово-пассажирских авиарейсах и были списаны к концу 30-х годов прошлого века.
Источники:
- Андрей Харук. "Все гидросамолеты Второй Мировой";
- Bill Yenne, Seaplanes & Flying Boats: A Timeless Collection from Aviation's Golden Age;
- Aerei Italiani - Scheda Tecnica. Savoia-Marchetti S.55;
- Savoia-Marchetti S.55X [Delta Volume 2].