Многоцелевая летающая лодка Savoia-Marchetti S.55
Двухкорпусные летающие лодки Савойя-Маркетти S.55 предполагалось использовать, как торпедоносцы, дальние морские разведчики и бомбардировщики. Но во время Второй мировой войны эти самолеты применялись лишь эпизодами. Гидросамолет, который в 20-х годах был очень хорошей машиной, к началу войны уже устарел.

Двухкорпусная летающая лодка Савойя-Маркетти S.55

Алессандро Маркетти называл свой самолет "океанским".

Многоцелевая летающая лодкаИтальянский гидросамолет разработан и производился Savoia-Marchetti (IAI) с 1926 года (кроме того, строился на заводах CRDA и Piaggio) в нескольких модификациях. В своем классе установил ряд рекордов. В 1926 году предсерийные летающие лодки S.55P установили 14 мировых рекордов скорости, высоты и грузоподъемности. Большу́ю известность имели рекордные полеты между Европой и Северной Америкой. Savoia-Marchetti S.55 был одним из первых самолетов, пересекших Атлантический океан. Во второй половине 20-30-х годов гидросамолеты S.55 были настоящими визитными карточками авиации Италии и ее авиационной промышленности, совершив несколько дальних групповых перелетов. Но если эта машина была замечательной для конца 20-х годов, то ко Второй мировой уже устарела. Участие в войне двухкорпусной летающей лодки Савойя-Маркетти S.55 было лишь эпизодическим, а к началу 1939 года в строю ВВС Италии насчитывалось лишь 13 S.55, которые к концу года были списаны.

Savoia-Marchetti S.55 была одной из наиболее оригинальных летающих лодок - двухкорпусный моноплан (летающая лодка - катамаран) с высоким расположением крыла, двухбалочным, двухкилевым ферменным хвостовым оперением. Силовая установка - два двигателя, установленные продольно в общей надфюзеляжной мотогондоле, с приводом на тянущий и толкающий воздушные винты противоположного вращения. Конструкция фюзеляжа и крыла - цельнодеревянная, хвостовых балок и оперения - смешанная. Компоновка давала возможность подвесить под крылом между фюзеляжами торпеду или бомбы крупного калибра.

Savoia-Marchetti S.55

Работы по проекту под руководством конструктора Алессандро Маркетти (Alessandro Marchetti) начались в 1922 году. В 1923 году вышел на испытания первый прототип, оснащенный моторами Fiat A 12bis мощностью 300 л.с., и продемонстрировал отличные летные данные для своего времени. На втором гидросамолете были двигатели Lorraine Dietrich LD 14Еb мощностью 450 л.с. А установившая мировые рекорды скорости машина, которая стала образцом для серийного производства (с моторами Isotta Fraschini Asso 500), появилась в 1926 году. Серийное производство началось в сентябре 1926 года, и до 1933 года выпустили около 200 многоцелевых летающих лодок Savoia-Marchetti S.55.

Гидросамолеты Savoia-Marchetti S.55
Savoia-Marchetti S.55 Гидросамолет
Многоцелевая летающая лодка Савойя-Маркетти S.55
Летающая лодка Гидроплан
Кликните на изображение для увеличения

Большая часть гидросамолетов предназначалась для использования в качестве торпедоносцев, дальних морских разведчиков и бомбардировщиков, но по ряду причин в боевых действиях они почти не участвовали. Основными модификациями были:

  • S.55 - с 12-цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения Isotta Fraschini Asso 500 мощностью 500 л.с. Экипаж состоял из 5-6 человек. Стрелковое вооружение включало четыре 7,7-мм пулемета на турелях в носовой и кормовой части летающей лодки. Бомбовая нагрузка - 1 тонна. Построено 88 машин.
  • гражданские варианты S.55C (построено 10) и S.55P (23 машины);
  • S.55A - с 12-цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения Fiat A.22R мощностью 560 л.с. Численность экипажа и стрелковое вооружение - как у базового варианта. Бомбовая нагрузка - максимально 2 тонны. Выпущено 16 единиц;
  • S.55M - являлся аналогом S.55A со смешанной конструкцией планера. Построено 7 самолетов (фирма "Пьяджо", 1930 год);
  • S.55 Scafo Allargato - развитие модификации S.55A с увеличенными лодками и закрытыми кабинами. Создано 32 гидросамолета;
  • S.55 Scafo Allargassimo - с еще большими размерами лодок. Построено 42 машины;
  • S.55X - модификация для дальних перелетов с двигателями Isotta-Fraschini Asso 750. Построено 23 самолета в 1933 году. Машины потом получили вооружение, их применяли как разведчики и бомбардировщики.

Гидропланы

Prototype

Основные ЛТХ модификаций гидросамолета
Type S 55 Prototype
Year built 1923
Wing span. 24 m
Overall length 16.5 m
Height 5 m
Wing area 93 sq. metres
Weight 3700 kg.
Payload 2000 kg.
Wing loading 61 kg. per
sq. metre.
cruising speed 160 kph.
Maximum speed 190 kph.
Range
Ceiling
Engines FIAT A 12
2 x 300 hp.

W 55M

Основные ЛТХ модификаций гидросамолета
Type W 55M.
Year built 1926
Wing span. 24 m
Overall length 16.5 m
Height 5 m
Wing area 93 sq. metres
Weight 4000 kg.
Payload 2300 kg.
Wing loading 77 kg. per
sq. metre.
cruising speed 170 kph.
Maximum speed 210 kph.
Range 1000 km.
Ceiling 3800 m
Engines I.F. ASSO
2 x 500 hp.

S 55P

Основные ЛТХ модификаций гидросамолета
Type S 55P
Year built 1928
Wing span. 24 m
Overall length 16.5 m
Height 5 m
Wing area 93 sq. metres
Weight 4800 kg.
Payload 2500 kg.
Wing loading 78 kg. per
sq. metre.
cruising speed 170 kph.
Maximum speed 210 kph.
Range 1100 km.
Ceiling 3800 m
Engines I.F. ASSO
2 x 500 hp.

S 55A

Основные ЛТХ модификаций гидросамолета
Type S 55A
Year built 1930
Wing span. 24 m
Overall length 16.5 m
Height 5 m
Wing area 93 sq. metres
Weight 5000 kg.
Payload 3000 kg.
Wing loading 108 kg. per
sq. metre.
cruising speed 170 kph.
Maximum speed 125 kph.
Range 3500 km.
Ceiling 3800 m
Engines FIAT A 22 R
2 x 560 hp.

S 55C

Основные ЛТХ модификаций гидросамолета
Type S 55C
Year built 1932
Wing span. 24 m
Overall length 16.5 m
Height 5 m
Wing area 93 sq. metres
Weight 5300 kg.
Payload 3000 kg.
Wing loading 90 kg. per
sq. metre.
cruising speed 200 kph.
Maximum speed 240 kph.
Range 1500 km.
Ceiling 4000 m
Engines FIAT A 24 R
2 x 700 hp.

S 55X

Основные ЛТХ модификаций гидросамолета
Type S 55X
Year built 1933
Wing span. 24 m
Overall length 16.5 m
Height 5 m
Wing area 93 sq. metres
Weight 5000 kg.
Payload 3000 kg.
Wing loading 108 kg. per
sq. metre.
cruising speed 240 kph.
Maximum speed 280 kph.
Range 4000 km.
Ceiling 5000 m
Engines I.F. ASSO
2 x 800 hp.

Savoia-Marchetti S.55

В январе 1931 года правительство Бразилии приобрело 11 S.55, совершивших перелет в Рио-де-Жанейро. Подписанное соглашение предусматривало кроме передачи самолетов, также обучение летчиков и механиков персоналом итальянских ВВС. Освоение новых самолетов было завершено в июне. Эти машины в 1932 году принимали участие в операциях гражданской войны. В 1937 году эксплуатация бразильских S.55 прекратилась (в 1932 году три самолета были потеряны, два столкнулись в воздухе, один перевернулся на посадке и затонул; в октябре-ноябре 1932 года три гидросамолета разобрали на запчасти; к середине 1933 года в строю находилось четыре S.55, затем три).

Фото гидросамолетов
Многоцелевая летающая лодка Savoia-Marchetti S.55
Гидроплан Савойя-Маркетти S.55 Многоцелевая летающая лодка
Летающая лодка Савойя-Маркетти S.55 Гидросамолет
Нажмите на фотографию, чтобы увеличить ее

В 1933 году семь гидросамолетов S.55 с моторами Asso 500, которые дослужили до начала войны с СССР, получила Румыния. Румынские машины в июне 1941 года входили в состав 102-й эскадрильи. К разведывательным задачам эти самолеты привлекались эпизодически, боевые задачи в основном возлагались на гидросамолеты Z.501. Многоцелевые летающие лодки Savoia-Marchetti S.55 выполняли поисково-спасательные операции, осуществляли контроль за состоянием минных заграждений и снабжением гарнизона о. Змеиный. К концу 1942 года S.55 были списаны.

Савойя-Маркетти S.55

Savoia-Marchetti S.55 эксплуатировались и в СССР: в 1932 году Аэрофлот приобрел шесть самолетов в модификации "X". Машины использовались на Дальнем Востоке СССР на почтово-пассажирских авиарейсах и были списаны к концу 30-х годов прошлого века.

Летающая лодка

Источники:

  • Андрей Харук. "Все гидросамолеты Второй Мировой";
  • Bill Yenne, Seaplanes & Flying Boats: A Timeless Collection from Aviation's Golden Age;
  • Aerei Italiani - Scheda Tecnica. Savoia-Marchetti S.55;
  • Savoia-Marchetti S.55X [Delta Volume 2].
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме