Учебно-тренировочный самолет УТИ-4
Для подготовки летчиков на истребители второй мировой войны И-16 необходим был соответствующий самолет. Им стал советский учебно-тренировочный истребитель УТИ-4, на которых пилоты проходили обучение даже после окончания войны - 1946 года. Кроме того, на базе УТИ-4 был создан боевой вариант - самолет УТИ-4Б тип 15, который по многим характеристикам превосходил исходный И-16.

Поликарпов УТИ-4 (И-16 тип 15) - двухместная учебно-тренировочная версия истребителя И-16

Учебно-тренировочный самолетНаиболее массовым вариантом И-16 являлся учебно-тренировочный истребитель УТИ-4. За время серийного производства было построено около 3400 самолетов данного типа (в различных источниках это число несколько отличается, возможно, приведенная ниже таблица несколько прояснит ситуацию). На самолет УТИ-4 устанавливались двигатели М-25А и М-25В, машина конструктивно во многом повторяла И-16 тип 5 без вооружения. УТИ-4 использовался для переучивания летчиков в Испании и Китае, а подготовка советских летчиков на этих самолетах продолжалась вплоть до 1946 года.

УТИ-4

По причине отсутствия пулеметов, на центроплане не было люков для их обслуживания. Элероны увеличенного размаха, механизм дифференциального опускания на посадке не использовался, посадочные щитки не монтировались. Ручное управление самолетом и двигателем двойное. Подъемник шасси и механический указатель подъема шасси оборудованы в задней кабине. Поскольку радиостанции на УТИ-4 не было, то для связи между инструктором и учеником был предусмотрен стандартный переговорный аппарат, являвшийся системой трубок с раструбами.

Учебно-тренировочный самолет УТИ-4

Во время серийного производства УТИ-4 подвергался некоторым доработкам. Самолеты с двигателями М-25В имели патрубок маслорадиатора на лобовой части капота, шасси со шлицевой стойкой впоследствии заменили на шасси с двузвенником, костыль с резиновой амортизацией - на костыль с маслянопневматической амортизацией. Небольшие центропланные бензобаки емкостью по 39 литров каждый устанавливались, начиная с самолета №1521109. При этом общий запас топлива составлял 220 литров.

Перед самым началом Второй мировой войны, в августе 1939 года, были проведены испытания на дальность УТИ-4 со взлетным весом 1503 кг и 150 кг топлива (летчик Фролов, наблюдатель Михайлов, самолет №15210Ж81). При этом дальность полета самолета составила 420 км, полетное время 1 час 18 минут.

УТИ-4

С 1 января 1939 года самолеты УТИ-4 стали выпускать с электрооборудованием для ночных полетов и неубираемым шасси. УТИ-4 с винтом АВ-1, лопасти которого постоянно устанавливались в фиксированное положение, прошел испытания летом 1940 года. Для воздушного винта диаметром 2,8 м с шириной лопасти 220 мм, опытным путем определили наиболее эффективный угол разворота лопастей - 32°. Такое положение являлось оптимальным при проведении учебных полетов, полетов по кругу и простого пилотажа.

Учебно-тренировочный самолет

К осени 1940 года учебные заведения ВВС насчитывали 1047 самолетов УТИ-4 М-25 и 22 УТИ-2 М-22, в авиации ВМФ было 129 УТИ-4 М-25 и 3 самолета УТИ-2 М-22. В 1939 году с целью увеличения выпуска самолетов в авиапромышленность передали некоторые предприятия из других отраслей народного хозяйства. Так, во владение НКАП поступил автосборочный завод "РАЗ" в Ростове-на-Дону, который ранее занимался сборкой нижегородских грузовиков. Заводу, получившему № 458, предстояло выпускать учебно-тренировочные истребители УТИ-4. В 1940 году в Ростов-на-Дону с авиазавода № 21 начала поступать техническая документация, оснастка и комплекты деталей для производства УТИ-4. В марте 1941 года был налажен полноценный выпуск самолетов. В помощь новому авиазаводу выделили Ростовскую фабрику имени Урицкого (изготовление фюзеляжей) и завод № 457 в городе Запорожье (шасси).

Серийное производство И-16 с 1934 по 1942 годы

34

Завод 1934
№39 Москва 50
№21 Н. Новгород  
№153 Новосибирск  
№458 Ростов-на-Дону  
Всего 50

35

Завод 1935
№39 Москва 4
№21 Н. Новгород 527
№153 Новосибирск  
№458 Ростов-на-Дону  
Всего 531

36

Завод 1936
№39 Москва 4
№21 Н. Новгород 902
№153 Новосибирск  
№458 Ростов-на-Дону  
Всего 906

37

Завод 1937
№39 Москва  
№21 Н. Новгород 1881
№153 Новосибирск 6
№458 Ростов-на-Дону  
Всего 1887

38

Завод 1938
№39 Москва  
№21 Н. Новгород 1070
№153 Новосибирск 105
№458 Ростов-на-Дону  
Всего 1175

39

Завод 1939
№39 Москва  
№21 Н. Новгород 1571
№153 Новосибирск 264
№458 Ростов-на-Дону  
Всего 1835

40

Завод 1940
№39 Москва  
№21 Н. Новгород 2207
№153 Новосибирск 503
№458 Ростов-на-Дону  
Всего 2710

41

Завод 1941
№39 Москва  
№21 Н. Новгород 336
№153 Новосибирск 423
№458 Ростов-на-Дону 356
Всего 1115

42

Завод 1942
№39 Москва  
№21 Н. Новгород  
№153 Новосибирск  
№458 Ростов-на-Дону 83
Всего 83

Всего

Завод Всего
№39 Москва 58
№21 Н. Новгород 8494
№153 Новосибирск 1301
№458 Ростов-на-Дону 439
Всего 10292

В начале Великой Отечественной войны авиазавод № 458 был эвакуирован в Баку, где производство УТИ-4 продолжилось. До эвакуации в Ростове-на-Дону было выпущено 310 УТИ-4, еще 146 самолетов подверглись капитальному ремонту. До конца 1941 года на новом месте построили 46 учебных самолетов.

Захваченные УТИ-4
Захваченный самолет Захваченный самолет
Нажмите на фотографию, чтобы увеличить

Производство И-16 по типам согласно заводским отчетам:

4

Год 1934
Тип 4 41
Тип 5  
Тип 10  
Тип 12  
Тип 14 (УТИ-2)  
Тип 15 (УТИ-4)  
тип 17  
тип 18  
тип 24  
тип 27  
тип 28  
тип 29  

5

Год 1935
Тип 4 464
Тип 5  
Тип 10  
Тип 12  
Тип 14 (УТИ-2) 224
Тип 15 (УТИ-4)  
тип 17  
тип 18  
тип 24  
тип 27  
тип 28  
тип 29  

6

Год 1936
Тип 4  
Тип 5 861
Тип 10  
Тип 12  
Тип 14 (УТИ-2) 27
Тип 15 (УТИ-4)  
тип 17 27
тип 18  
тип 24  
тип 27  
тип 28  
тип 29  

7

Год 1937
Тип 4  
Тип 5 16652
Тип 10  
Тип 12 10
Тип 14 (УТИ-2)  
Тип 15 (УТИ-4) 206
тип 17 314
тип 18  
тип 24  
тип 27  
тип 28  
тип 29  

8

Год 1938
Тип 4  
Тип 5 1693
Тип 10  
Тип 12 12
Тип 14 (УТИ-2)  
Тип 15 (УТИ-4) 352
тип 17  
тип 18  
тип 24  
тип 27  
тип 28  
тип 29  

9

Год 1939
Тип 4  
Тип 5  
Тип 10 508
Тип 12 22
Тип 14 (УТИ-2)  
Тип 15 (УТИ-4) 635
тип 17  
тип 18 177
тип 24 155
тип 27 59
тип 28 16
тип 29  

0

Год 1940
Тип 4  
Тип 5  
Тип 10 426
Тип 12  
Тип 14 (УТИ-2)  
Тип 15 (УТИ-4) 1103
тип 17  
тип 18  
тип 24 7605
тип 27  
тип 28 2776
тип 29 570

1

Год 1941
Тип 4  
Тип 5  
Тип 10  
Тип 12  
Тип 14 (УТИ-2)  
Тип 15 (УТИ-4) 1016
тип 17  
тип 18  
тип 24 19
тип 27  
тип 28  
тип 29 80

2

Год 1942
Тип 4  
Тип 5  
Тип 10  
Тип 12  
Тип 14 (УТИ-2)  
Тип 15 (УТИ-4) 83
тип 17  
тип 18  
тип 24  
тип 27  
тип 28  
тип 29  

Всего

Год Всего
Тип 4 5051
Тип 5 2695
Тип 10 934
Тип 12  
Тип 14 (УТИ-2) 49
Тип 15 (УТИ-4) 3395
тип 17 341
тип 18 177
тип 24 934
тип 27 59
тип 28 293
тип 29 650

В конце года в Баку подготовили модификацию И-16 - боевой вариант УТИ-4, получивший обозначение тип 15Б (боевой). Учебно-тренировочный самолет был доработан:

  • В центроплане установили два крупнокалиберных несинхронных пулемета Березина (БК).
  • Под крылом оборудовали шесть установок для реактивных снарядов РС-82 (по три с каждой стороны) и бомбодержатели для 50 кг бомб (по одному держателю с каждой стороны).
  • Для стрельбы и бомбометания в передней кабине устанавливался коллиматорный прицел ПБП-1А.
  • Задняя кабина в случае боевого применения закрывалась дюралевым колпаком.
УТИ-4
УТИ-4Б (Тип 15Б) УТИ-4 (Тип 15)
УТИ-4Б (Тип 15Б) УТИ-4 (Тип 15)
Кликните на изображение для увеличения

Испытания боевого варианта УТИ-4 проходили на аэродроме 480-го авиаполка в Кишлы и в 266-м авиаполку в Шехикай в 60-ти километрах от Баку. В январе 1942 года отмечалось, что тип 15 Б по мощности вооружения превосходит все другие типы самолетов И-16, диапазон использования истребителя расширился, имеется возможность переоборудовать ранее построенные УТИ-4.

83 самолета УТИ-4 построили в Баку в 1942 году, точное количество УТИ-4 тип 15Б среди них не установлено. Далее завод № 458 был объединен с другими эвакуированными предприятиями.

ТТХ основных серийных типов самолетов И-16:

4

Наименование тип 4
Год 1935
Размах, м 9.000
Высота, м 3,250
Длина, м 5,860
Двигатель М-22
Мощность, л.с. 480
на высоте, м 0
Нагрузка, кг/м2 93.1
Полетный вес, кг 1354
Вес пустого, кг 961
Скорость,км/ч  
Н=0 362
Н Расчетная 346
на высоте, м 3000
посадочная 107
Время набора  
Н=3000 м, мин 4.4
Н=5000 м, мин 9.9
Практический потолок, м 7440
Дальность, км 680
Время виража, сек 12-14
Вооружение 2ШКАС
.
Разбег, м
Пробег, м

5

Наименование тип 5
Год 1936
Размах, м 9.000
Высота, м 3,250
Длина, м 5.985
Двигатель М-25А
Мощность, л.с. 730
на высоте, м 2400
Нагрузка, кг/м2 103.5
Полетный вес, кг 1508
Вес пустого, кг 1118.5
Скорость,км/ч  
Н=0 390
Н Расчетная 445
на высоте, м 2700
посадочная 117
Время набора  
Н=3000 м, мин 4.0 (3400 м)
Н=5000 м, мин 7.7 (5400 м)
Практический потолок, м 9100
Дальность, км 540
Время виража, сек 14-15
Вооружение 2ШКАС
.
Разбег, м 220
Пробег, м 200

10

Наименование тип 10
Год 1938
Размах, м 9.004
Высота, м 3,250
Длина, м 6.074
Двигатель М-25В
Мощность, л.с. 750
на высоте, м 2900
Нагрузка, кг/м2 118
Полетный вес, кг 1716
Вес пустого, кг 1327
Скорость,км/ч  
Н=0 398
Н Расчетная 448
на высоте, м 3160
посадочная 126
Время набора  
Н=3000 м, мин 3.4
Н=5000 м, мин 6.9
Практический потолок, м 8470
Дальность, км 525
Время виража, сек 16-18
Вооружение 4ШКАС
.
Разбег, м 260
Пробег, м 288

12

Наименование тип 12
Год 1937
Размах, м 9.004
Высота, м 3250
Длина, м 5.985
Двигатель М-25А
Мощность, л.с. 730
на высоте, м 2400
Нагрузка, кг/м2 118
Полетный вес, кг 1718
Вес пустого, кг 1160
Скорость,км/ч  
Н=0 393
Н Расчетная 431
на высоте, м 2400
посадочная 129
Время набора  
Н=3000 м, мин 4.36
Н=5000 м, мин 8.9
Практический потолок, м 8240
Дальность, км 520
Время виража, сек 16-17
Вооружение 2ШКАС
2ШВАК
Разбег, м 275
Пробег, м 395*

15

Наименование тип 15
Год 1937
Размах, м 9.004
Высота, м 3250
Длина, м 5,985
Двигатель М-25А
Мощность, л.с. 730
на высоте, м 2400
Нагрузка, кг/м2 100
Полетный вес, кг 1458,2
Вес пустого, кг 1156,2
Скорость,км/ч  
Н=0 398
Н Расчетная 450
на высоте, м 2800
посадочная 118
Время набора  
Н=3000 м, мин 3.38
Н=5000 м, мин 6.39
Практический потолок, м 8960
Дальность, км 364
Время виража, сек 16-18
Вооружение -
.
Разбег, м 248
Пробег, м 278

17

Наименование тип 17
Год 1938
Размах, м 9.004
Высота, м 3,250
Длина, м 6.074
Двигатель М-25В
Мощность, л.с. 750
на высоте, м 2900
Нагрузка, кг/м2 124
Полетный вес, кг 1810
Вес пустого, кг 1425.5
Скорость,км/ч  
Н=0 385
Н Расчетная 425
на высоте, м 2700
посадочная 131
Время набора  
Н=3000 м, мин 4,36
Н=5000 м, мин 8.9
Практический потолок, м 8240
Дальность, км 417
Время виража, сек 17-18
Вооружение 2ШКАС
2ШВАК
Разбег, м 280
Пробег, м 405*

18

Наименование тип 18
Год 1939
Размах, м 9.004
Высота, м 3.250
Длина, м 6.074
Двигатель М-62
Мощность, л.с. 800
на высоте, м 4500
Нагрузка, кг/м2 125.5
Полетный вес, кг 1830
Вес пустого, кг 1433.5
Скорость,км/ч  
Н=0 413
Н Расчетная 461
на высоте, м 4400
посадочная 132
Время набора  
Н=3000 м, мин 2.9
Н=5000 м, мин 5.4
Практический потолок, м 9300
Дальность, км 485
Время виража, сек 17
Вооружение 4ШКАС
.
Разбег, м 210
Пробег, м 475*

24

Наименование тип 24
Год 1939
Размах, м 9.004
Высота, м 3.250
Длина, м 6.130
Двигатель М-63
Мощность, л.с. 900
на высоте, м 4500
Нагрузка, кг/м2 129
Полетный вес, кг 1882
Вес пустого, кг 1382.5
Скорость,км/ч  
Н=0 410
Н Расчетная 462
на высоте, м 4700
посадочная 130.5
Время набора  
Н=3000 м, мин 3,4
Н=5000 м, мин 5.2
Практический потолок, м 9700
Дальность, км 440
Время виража, сек 17-18
Вооружение 4ШКАС
.
Разбег, м 260
Пробег, м 300

27

Наименование тип 27
Год 1939
Размах, м 9.004
Высота, м 3.250
Длина, м 6.074
Двигатель М-62
Мощность, л.с. 800
на высоте, м 4200
Нагрузка, кг/м2 124.2
Полетный вес, кг 1807.9
Вес пустого, кг 1335.5
Скорость,км/ч  
Н=0 -
Н Расчетная -
на высоте, м  
посадочная 131
Время набора  
Н=3000 м, мин
Н=5000 м, мин
Практический потолок, м
Дальность, км 458
Время виража, сек 17-18
Вооружение 2ШКАС
2ШВАК
Разбег, м 230
Пробег, м 405*

28

Наименование тип 28
Год 1939
Размах, м 9.004
Высота, м 3.250
Длина, м 6.130
Двигатель М-63
Мощность, л.с. 900
на высоте, м 4500
Нагрузка, кг/м2 136.5
Полетный вес, кг 1988
Вес пустого, кг 1403.1
Скорость,км/ч  
Н=0 427
Н Расчетная 463
на высоте, м 2000
посадочная 150
Время набора  
Н=3000 м, мин 3.2
Н=5000 м, мин 5.55
Практический потолок, м 9950
Дальность, км
Время виража, сек 17-19
Вооружение 2ШКАС
2ШВАК
Разбег, м 210
Пробег, м 240

29

Наименование тип 29
Год 1940
Размах, м 9.004
Высота, м 3.218
Длина, м 6,130
Двигатель М-63
Мощность, л.с. 900
на высоте, м 4500
Нагрузка, кг/м2 130
Полетный вес, кг 1940
Вес пустого, кг 1965
Скорость,км/ч  
Н=0 419
Н Расчетная 470
на высоте, м 4480
посадочная 131
Время набора  
Н=3000 м, мин 3.3
Н=5000 м, мин 5.8
Практический потолок, м 9800
Дальность, км 440
Время виража, сек 16-17
Вооружение 2ШКАС
1БС
Разбег, м
Пробег, м

'Оружие Победы. Истребитель И-16'

По материалам:

  • М.Маслов "Истребитель И-16. Норовистый 'Ишак' сталинских соколов";
  • "Война в воздухе. И-16" №43.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме