Учебно-тренировочный самолет УТ-1
Самолет УТ-1 в первоначальной разработке использовался, как учебный и вооружения не имел. Позже разрабатывались модификации этого самолета, в том же учебном варианте, с вооружением, которые в серию не пошли. Имели место кустарные доработки на фронте с установленными пулеметами. Боевую модификацию УТ-1б получили около пятидесяти самолетов, которые использовались на фронтах второй мировой войны.

Советский учебно-тренировочный самолет УТ-1

Самолет СССРУТ-1 - учебно-тренировочный и спортивно-акробатический самолет, созданный в ОКБ имени Яковлева. В ОКБ-115 К.В. Синельщиковым и Л.И. Лисом под общим руководством А.С. Яковлева был спроектирован учебный АИР-14. В конце 1935 года начал проходить испытания опытный образец самолета. Серийное производство учебных самолетов УТ-1 началось с декабря 1936 года в Москве на заводе № 115 (малая серия), с середины 1937 года в Ленинграде - № 47, с конца 1937 года в Ступино на заводе № 3 комбината № 150. Производство УТ-1 завершено в 1939 году. Эти учебно-тренировочные самолеты находились на вооружении в СССР и Китае с 1937 года. В Советском Союзе самолеты служили до конца войны.

Советский самолет

Первый экземпляр самолета АИР-14, который разбился в 1936 году

В качестве учебно-тренировочного УТ-1 эксплуатировался в летных школах и истребительных авиачастях. Эти самолеты использовали на Халхин-Голе, в Польской кампании, в войне с Финляндией как быстроходные самолеты связи. В Великой Отечественной их также применяли, как связные, а в начале войны в том числе и как ближние разведчики, в качестве примера - под Каневом, август 1941 года.

На фото самолеты СССР
Самолет УТ-1 УТ-1
Самолет УТ-1 Самолет СССР
Нажмите на фотографию для увеличения

Советский учебно-тренировочный самолет УТ-1 являлся одномоторным свободнонесущим монопланом смешанной конструкции с неубирающимся шасси, основные стойки в обтекателях. Экипаж состоял из одного человека, устанавливался двигатель М-11 Г. Вооружение на учебном варианте отсутствовало. УТ-1 выпускался с улучшенным оборудованием и фотокинопулеметом с осени 1938 года, а с удлиненной моторамой - с 1939 года.

УТ-1 в полете

Основные характеристики самолета УТ-1
Экипаж, чел. 1
Масса, кг  
пустого самолета 442
нормальная взлетная 611
Размах крыла, м 7,30
Длина, м 5,75
Высота, м 2,34
Площадь крыла, кв.м 9,58
Тип двигателя 1 ПД М-11
Мощность, л.с. 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч 241
Крейсерская скорость, км/ч 212
Практическая дальность, км 670
Максимальная скороподъемность, м/мин 300
Практический потолок, м 5000

На заводе № 47 под руководством Е.Г. Адлера в начале 1941 года был спроектирован первый вооруженный вариант УТ-1 (учебный), однако, этот самолет серийно не строился. Кустарные переделки УТ-1 в легкий штурмовик выполнялись на фронте с осени 1941 года, и самолет получал разные варианты вооружения, например, 2x7,62; 2x12,7; 2х7,62 плюс 2хНУРС.

Модификация УТ-1б ("б" означает - боевой), имевшая вооружение 2х7,62+2хНУРС (позже 4хНУРС), спроектирована под руководством Н.Ф. Романенко в мастерских Ейского училища в январе 1942 года. Переделка производилась в мастерских с февраля, в общей сложности модифицировано более 50 самолетов.

Самолет СССР

Советский самолет

Если говорить о модификациях УТ-1, то можно также назвать:

  • УТ-1(АИР-14) - первоначальная модификация;
  • АИР-15 (УТ-15) - гоночный самолет с крылом профиля Ф. Г. Гласса. Был испытан в начале 1938 года и передан в ЦАГИ для дальнейших исследований;
  • АИР-18 - серийный УТ-1, но с двигателем Рено "Бенгали" 4 в 140 л. с. и с закрытой кабиной. Летал в общем, как серийный УТ-1. Один экземпляр его был установлен на поплавковое шасси. Серийно не строился;
  • Я-21(УТ-21, АИР-21, самолет 21) - АИР-18 с двигателем Рено "Бенгали" 6 (МВ-6) в 220 л. с. Скорость превышала 300 км/ч. Самолет был труден в пилотировании. Проходил испытания в начале 1938 года, переделывался в 1939 году, но работы не были завершены из-за переключения ОКБ на боевые самолеты.

УТ-1б

Самолеты УТ-1б использовались ВВС Черноморского флота под Севастополем и Анапой с мая 1942 года. На перевалах Кавказа штурмовали немецкую технику в августе-сентябре. Эти самолеты применялись также в ночное время для подавления зенитной артиллерии и уничтожения прожекторов врага. УТ-1б были разоружены в конце декабря 1942 года, потом применялись в качестве связных.

Авария самолета

Источники:

  • Владимир Котельников. Аэроклубный истребитель.
  • Ю.Засыпкин, "Довоенные самолеты ОКБ А.С.Яковлева", 1998 г.
  • Техническое описание и инструкция по эксплуатации самолета УТ-1, 1939.
  • Отчет о госиспытаниях самолета АИР-14. НИИ ВВС, 1936.
  • В.Р.Котельников. Самолеты Второй Мировой Войны. Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики 1939-1945.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме