|
Учебно-тренировочный самолет УТ-1
|
Самолет УТ-1 в первоначальной разработке использовался, как учебный и вооружения не имел. Позже разрабатывались модификации этого самолета, в том же учебном варианте, с вооружением, которые в серию не пошли. Имели место кустарные доработки на фронте с установленными пулеметами. Боевую модификацию УТ-1б получили около пятидесяти самолетов, которые использовались на фронтах второй мировой войны.
Советский учебно-тренировочный самолет УТ-1
УТ-1 - учебно-тренировочный и спортивно-акробатический самолет, созданный в ОКБ имени Яковлева. В ОКБ-115 К.В. Синельщиковым и Л.И. Лисом под общим руководством А.С. Яковлева был спроектирован учебный АИР-14. В конце 1935 года начал проходить испытания опытный образец самолета. Серийное производство учебных самолетов УТ-1 началось с декабря 1936 года в Москве на заводе № 115 (малая серия), с середины 1937 года в Ленинграде - № 47, с конца 1937 года в Ступино на заводе № 3 комбината № 150. Производство УТ-1 завершено в 1939 году. Эти учебно-тренировочные самолеты находились на вооружении в СССР и Китае с 1937 года. В Советском Союзе самолеты служили до конца войны.
Первый экземпляр самолета АИР-14, который разбился в 1936 году
В качестве учебно-тренировочного УТ-1 эксплуатировался в летных школах и истребительных авиачастях. Эти самолеты использовали на Халхин-Голе, в Польской кампании, в войне с Финляндией как быстроходные самолеты связи. В Великой Отечественной их также применяли, как связные, а в начале войны в том числе и как ближние разведчики, в качестве примера - под Каневом, август 1941 года.
На фото самолеты СССР
|
|
|
|
Нажмите на фотографию для увеличения |
Советский учебно-тренировочный самолет УТ-1 являлся одномоторным свободнонесущим монопланом смешанной конструкции с неубирающимся шасси, основные стойки в обтекателях. Экипаж состоял из одного человека, устанавливался двигатель М-11 Г. Вооружение на учебном варианте отсутствовало. УТ-1 выпускался с улучшенным оборудованием и фотокинопулеметом с осени 1938 года, а с удлиненной моторамой - с 1939 года.
Основные характеристики самолета УТ-1
Экипаж, чел. |
1 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
442 |
нормальная взлетная |
611 |
Размах крыла, м |
7,30 |
Длина, м |
5,75 |
Высота, м |
2,34 |
Площадь крыла, кв.м |
9,58 |
Тип двигателя |
1 ПД М-11 |
Мощность, л.с. |
1 х 100 |
Максимальная скорость, км/ч |
241 |
Крейсерская скорость, км/ч |
212 |
Практическая дальность, км |
670 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
300 |
Практический потолок, м |
5000 |
На заводе № 47 под руководством Е.Г. Адлера в начале 1941 года был спроектирован первый вооруженный вариант УТ-1 (учебный), однако, этот самолет серийно не строился. Кустарные переделки УТ-1 в легкий штурмовик выполнялись на фронте с осени 1941 года, и самолет получал разные варианты вооружения, например, 2x7,62; 2x12,7; 2х7,62 плюс 2хНУРС.
Модификация УТ-1б ("б" означает - боевой), имевшая вооружение 2х7,62+2хНУРС (позже 4хНУРС), спроектирована под руководством Н.Ф. Романенко в мастерских Ейского училища в январе 1942 года. Переделка производилась в мастерских с февраля, в общей сложности модифицировано более 50 самолетов.
Если говорить о модификациях УТ-1, то можно также назвать:
- УТ-1(АИР-14) - первоначальная модификация;
- АИР-15 (УТ-15) - гоночный самолет с крылом профиля Ф. Г. Гласса. Был испытан в начале 1938 года и передан в ЦАГИ для дальнейших исследований;
- АИР-18 - серийный УТ-1, но с двигателем Рено "Бенгали" 4 в 140 л. с. и с закрытой кабиной. Летал в общем, как серийный УТ-1. Один экземпляр его был установлен на поплавковое шасси. Серийно не строился;
- Я-21(УТ-21, АИР-21, самолет 21) - АИР-18 с двигателем Рено "Бенгали" 6 (МВ-6) в 220 л. с. Скорость превышала 300 км/ч. Самолет был труден в пилотировании. Проходил испытания в начале 1938 года, переделывался в 1939 году, но работы не были завершены из-за переключения ОКБ на боевые самолеты.
Самолеты УТ-1б использовались ВВС Черноморского флота под Севастополем и Анапой с мая 1942 года. На перевалах Кавказа штурмовали немецкую технику в августе-сентябре. Эти самолеты применялись также в ночное время для подавления зенитной артиллерии и уничтожения прожекторов врага. УТ-1б были разоружены в конце декабря 1942 года, потом применялись в качестве связных.
Источники:
- Владимир Котельников. Аэроклубный истребитель.
- Ю.Засыпкин, "Довоенные самолеты ОКБ А.С.Яковлева", 1998 г.
- Техническое описание и инструкция по эксплуатации самолета УТ-1, 1939.
- Отчет о госиспытаниях самолета АИР-14. НИИ ВВС, 1936.
- В.Р.Котельников. Самолеты Второй Мировой Войны. Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики 1939-1945.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|