Учебно-тренировочный истребитель УТИ-26
Для того, что правильно оценить место учебно-тренировочного истребителя УТИ-26 необходимо изучить всю линию истребителей Як-7. Хотя и так очевидно, что УТИ-26, построенный в двух экземплярах, являлся настолько удачным самолетом, что стал прародителем дальнейшей серии Яков. А в учебной Як-7 УТИ войска нуждались настолько, что истребители Як-1 были временно сняты с производства, чтобы производить учебные истребители.

Советский учебно-тренировочный истребитель Яковлева УТИ-26

Як-7УТИУТИ - учебно-тренировочный истребитель. Утверждение, часто встречающееся в литературе о том, что самолеты УТИ-26, которых было построено два экземпляра, позже были названы Як-7УТИ, не очень точно отражают действительность. Почему? Это станет понятно из содержимого данного материала, как и из линии развития самолетов Як-7, представленной ниже. Но вместе с тем, можно сказать, что предком истребителей Як-7 и Як-9 был прототип учебно-тренировочного самолета УТИ-26. Итак, в тот период времени ОКБ Яковлева по собственной инициативе работало, в том числе, и над другими вариантами самолета, помимо трех прототипов И-26.

Учебно-тренировочный истребитель УТИ-26

УТИ-26

Самолет ЯК-7УТИ

ЯК-7УТИ

Истребитель Як-7

Як-7

Проектирование УТИ-26-1, представлявшего собой двухместный учебный вариант самолета, началось 25 января 1940 года, а 4 марта 1940 года проект получил официальное одобрение. Но при этом последовал приказ переработать самолет в двухместный штурмовик, вооруженный пулеметом, защищающим заднюю полусферу. Очевидно, что при этом масса машины должна была существенно увеличиться, для чего необходимы были коренные конструктивные переделки, но Яковлев смог добиться того, чтобы самолет проходил как легкий двухместный учебный. С 23 июля по 25 августа 1940 года продолжались испытания самолета, но он не понравился военным, для которых более предпочтительным оказался самолет И-26-II.

Первый опытный УТИ-26

Чтобы снизить риск неудачи, в СССР были запущены в производство истребители сразу трех различных КБ, но разработку учебно-тренировочного самолета завершило только КБ Яковлева, имевшее большой опыт при проектировании таких машин, например, как УТ-1 и УТ-2. Созданный в яковлевском бюро самолет имел характеристики, приближенные к боевой машине и должен был использоваться для обучения всех пилотов-истребителей, в том числе и тех, которые затем должны были летать на самолетах ЛаГГ и МиГ.

Истребитель И-26-1

Первым серийным вариантом Як-7 стал учебно-тренировочный Як-7УТИ, созданный на базе прототипа И-26-II. Его разработка началась после первого вылета И-26. Прототип УТИ-26-1 имел много общего с И-26-II, это прежде всего двигатель М-106 П. Таким же, как и на И-26 были стойки основного шасси и их створки. Но одновременно, общими были и недостатки:

  • перегрев двигателя,
  • выброс масла, которое забрызгивало переднюю часть фонаря кабины и
  • тенденция к капотажу.

Шасси было полностью неудачным, так как диаметр колес не соответствовал массе самолета. Ненадежными были замки, которые удерживают основные стойки в выпущенном или в убранном положении; данный факт явился причиной аварии в ходе проведения государственных испытаний, которые прервали на одиннадцать дней.

Самолет УТИ-26-1

Самолет УТИ-26-1 был оснащен двухместной кабиной, при этом связь между пилотом и курсантом осуществлялась с помощью РПУ. Вооружение включало два пулемета ШКАС с боекомплектом 500 патронов на ствол. Хотя самолет имел недостатки, было принято решение запустить его в серийное производство после устранения выявленных недоработок. Во время госиспытаний УТИ-26-I был передан на два дня в 11 истребительный авиаполк, чтобы переучить пилотов, которые должны были летать на истребителях Як-1 войсковой серии - это также подтверждает необходимость в таком самолете.

На втором прототипе УТИ-26-II, строившимся параллельно с первым, были введены изменения и улучшения. Шасси подверглось существенным переделкам: диаметр колес основных стоек увеличили до 650 мм, а хвостового колеса до 300 мм. Были установлены новые стойки шасси и замки, удерживающие их в крайних положениях, а так же щитки основных стоек (более подробно о них позднее). Увеличение площади стабилизатора и руля направления стало следующим важным изменением: соответственно - с 1,82 м2 до 1,93 м2 и с 1,12 м2 до 1,23 м2. Помимо этого были внесены и другие изменения, например, новый способ крепления кока винта, как немецкого истребителя второй мировой войны Мессершмитт Вf 109 - значительно упростился его демонтаж. Госиспытания проводились с 1 января по 14 февраля 1941 года, по итогам которых УТИ-26-II получил от работников НИИ ВВС значительно более позитивную оценку, нежели И-26 полгода назад.

Тактико-технические характеристики самолетов:

И-26-1

  И-26-1
Двигатель М-106
Мощность, л. с. 1060
Масса пустого 2000
Масса взлетная 2600
Скорость у земли 485
Скорость макс. 600
Время набора 5000 м, мин 5,15
Потолок 11.150*
Время виража -
Дальность макс. -
Пулеметы 2/7,62
Патроны к пулеметам 2140
Патроны к 20-мм пушке 130

И-26-2

  И-26-2
Двигатель М-105П
Мощность, л. с. 1050
Масса пустого 2206
Масса взлетная 2691
Скорость у земли 490
Скорость макс. 595
Время набора 5000 м, мин 5.3
Потолок 10.200
Время виража 24,0-25,1
Дальность макс. 900
Пулеметы 4/7,62
Патроны к пулеметам 1500
Патроны к 20-мм пушке 130

0218

  Як-1 №0218
Двигатель М-105П
Мощность, л. с. 1050
Масса пустого 2215
Масса взлетная 2700
Скорость у земли 473
Скорость макс. 586
Время набора 5000 м, мин 6,0
Потолок 9.300
Время виража 24
Дальность макс. 800
Пулеметы 2/7,62
Патроны к пулеметам 360
Патроны к 20-мм пушке 120

0511

  Як-1 №0511
Двигатель М-105П
Мощность, л. с. 1050
Масса пустого -
Масса взлетная 2832
Скорость у земли 490
Скорость макс. 573
Время набора 5000 м, мин 5.26
Потолок 10.500
Время виража -
Дальность макс. _
Пулеметы 2/7,62
Патроны к пулеметам 1240
Патроны к 20-мм пушке 130

1569

  Як-1 №1569
Двигатель М-105П
Мощность, л. с. 1050
Масса пустого -
Масса взлетная 2847
Скорость у земли 510
Скорость макс. 587
Время набора 5000 м, мин 5,7
Потолок -
Время виража 20-21
Дальность макс. _
Пулеметы 2/7,62
Патроны к пулеметам 1240
Патроны к 20-мм пушке 120

Як-1

  Як-1 серийный
Двигатель М-105ПФ
Мощность, л. с. 1180
Масса пустого
Масса взлетная 2917
Скорость у земли  
Скорость макс. 571
Время набора 5000 м, мин 6.4
Потолок  
Время виража 19-20
Дальность макс.  
Пулеметы 2/7.62
Патроны к пулеметам 1500
Патроны к 20-мм пушке 120

Сер.

  Як-1 серийный
Двигатель М-105П
Мощность, л. с. 1050
Масса пустого 2446
Масса взлетная 2951
Скорость у земли 487
Скорость макс. 560
Время набора 5000 м, мин 6.8
Потолок 9.900
Время виража 24
Дальность макс. 784
Пулеметы 2/7,62
Патроны к пулеметам 1500
Патроны к 20-мм пушке 120

На лыжах

  Як-1 на лыжах  
Двигатель М-105П
Мощность, л. с. 1050
Масса пустого _-
Масса взлетная -
Скорость у земли  
Скорость макс. 550
Время набора 5000 м, мин -
Потолок -
Время виража -
Дальность макс.  
Пулеметы 2/7,62
Патроны к пулеметам 1500
Патроны к 20-мм пушке 120

С ракетами

  Як-1 с ракетами
Двигатель М-105ПА
Мощность, л. с. 1050
Масса пустого 2483
Масса взлетная 3033
Скорость у земли 441
Скорость макс. 533
Время набора 5000 м, мин 5,9
Потолок 10.400
Время виража 19-19,5
Дальность макс. 770
Пулеметы 2/7,62
Патроны к пулеметам 1500
Патроны к 20-мм пушке 120

Як-1 Б

  Як-1 Б
Двигатель М-105ПА
Мощность, л. с. 1050
Масса пустого -
Масса взлетная -
Скорость у земли 429
Скорость макс. 523
Время набора 5000 м, мин 6,2
Потолок 10.000
Время виража  
Дальность макс.  
Пулеметы 2/7,62
Патроны к пулеметам 1500
Патроны к 20-мм пушке 120

3712

  Як-1 Б №3712
Двигатель М-105ПФ
Мощность, л. с. 1180
Масса пустого 2300
Масса взлетная 2880
Скорость у земли 528
Скорость макс. 597
Время набора 5000 м, мин 6,0
Потолок 10.300
Время виража -
Дальность макс. 710
Пулеметы 1/12,7
Патроны к пулеметам 220
Патроны к 20-мм пушке 140

1699

  Як-1 Б №1699
Двигатель М-105ПФ
Мощность, л. с. 1180
Масса пустого  
Масса взлетная 2920
Скорость у земли 524
Скорость макс. 584
Время набора 5000 м, мин 5.2
Потолок  
Время виража -
Дальность макс.  
Пулеметы 2/7,62
Патроны к пулеметам 1500
Патроны к 20-мм пушке 120

Самолет был легок в управлении, с трудом входил в штопор, а когда его к этому специально принуждали, то выходил из без проблем. Не сложными были взлет и посадка. Так же просто выполнялись различные фигуры высшего пилотажа. Отмечалась удобная кабина и хороший обзор из нее. Прототип был доведен так хорошо, что после проведения испытаний его направили в 12 ИАП для дальнейшей эксплуатации, где он прослужил до проведения одного эксперимента. На него установили два реактивных двигателя ДМ-4С в в 1942 году, но они сильно вперед сдвинули центр тяжести самолета, поэтому на неровностях он "клевал" носом. Опасность пожара топливных баков была велика, а результаты эксперимента признали неудачными.

В тот период времени была очень велика потребность оснащения летных школ новым самолетом, поэтому согласно приказу Наркомата авиационной промышленности от 4 марта 1941 года, авиационный завод № 301 в Москве должен был прекратить производство истребителей Як-1 и начать постройку учебных самолетов, получивших обозначение Як-7 УТИ. 18 марта 1941 года был облетан первый серийный самолет номер 01-02. Прототип самолета Як-7 УТИ унаследовал недостаток, преследовавший конструкции Яковлева - перегрев двигателя. Однако в серийных машинах этого смогли избежать, снизив обороты двигателя с 2700 до 2350 об/мин. Кроме того, конструкция самолета была упрощена за счет отказа от правого пулемета ШКАС и от механизма уборки заднего колеса.

Характеристики самолетов Як-7:

Як-7УТИ

  Як-7УТИ
Силовая установка  
Тип двигателя М-105
Мощность (л.с.) 1050
Размеры  
Длина (м) 8,50
Размах (м) 10,0
Несущая пов. (м 2) 17,15
Масса  
собственная (кг) 2285
топлива (кг) 300
оборудования (кг) 515
стартовая(кг) 2800
Нагрузка  
на несущую пов. (м 2/кг) 163,2
на мощность (кг/л.с.) 2,66
Характеристики  
Скорости:  
у земли (км/час) 490
максимальная/на высоте (км/час) 586/4500
посадочная (км/час) 125
Подъем на высоту 5000 м (мин) 6,6
Практ. потолок (м)
Дальность (км)
Время виража 360° (сек) 18-19
Высота набираемая за боевой разворот (м) --
Разбег (м) 360
Пробег (м) 445
Вооружение  
Пушка/пулемет (к-во/кал. в мм) 1x7,62
Масса секундного залпа (кг) 0,23

7В на колесах

  Як-7В (на колесах)
Силовая установка  
Тип двигателя М-105
Мощность (л.с.) 1050
Размеры  
Длина (м) 8,50
Размах (м) 10,0
Несущая пов. (м 2) 17,15
Масса  
собственная (кг) 2210
топлива (кг) 305
оборудования (кг) 515
стартовая(кг) 2725
Нагрузка  
на несущую пов. (м 2/кг) 159
на мощность (кг/л.с.) 2,59
Характеристики  
Скорости:  
у земли (км/час) 410
максимальная/на высоте (км/час) 472/5000
посадочная (км/час) 125
Подъем на высоту 5000 м (мин) 6,6
Практ. потолок (м) 9900
Дальность (км) 615
Время виража 360° (сек) 18
Высота набираемая за боевой разворот (м) 700
Разбег (м) 295
Пробег (м) 360
Вооружение  
Пушка/пулемет (к-во/кал. в мм) --
Масса секундного залпа (кг) --

Як-7В

  Як-7В
Силовая установка  
Тип двигателя ВК-105ПФ2
Мощность (л.с.) 1240
Размеры  
Длина (м) 8,50
Размах (м) 9,74
Несущая пов. (м 2) 17,15
Масса  
собственная (кг) 2344
топлива (кг) 470
оборудования (кг) 763
стартовая(кг) 3107
Нагрузка  
на несущую пов. (м 2/кг) 182
на мощность (кг/л.с.) 2,5
Характеристики  
Скорости:  
у земли (км/час) 506
максимальная/на высоте (км/час) 564/3600
посадочная (км/час) 140
Подъем на высоту 5000 м (мин) 5,8
Практ. потолок (м) 9900
Дальность (км) 1380
Время виража 360° (сек) 20
Высота набираемая за боевой разворот (м) 950
Разбег (м) 390
Пробег (м) 560
Вооружение  
Пушка/пулемет (к-во/кал. в мм) 1x20
Масса секундного залпа (кг) 1,277

Як-7

  Як-7
Силовая установка  
Тип двигателя М-105П
Мощность (л.с.) 1050
Размеры  
Длина (м) 8,50
Размах (м) 10,0
Несущая пов. (м 2) 17,15
Масса  
собственная (кг) 2477
топлива (кг) 305
оборудования (кг) 483
стартовая(кг) 2960
Нагрузка  
на несущую пов. (м 2/кг) 172,6
на мощность (кг/л.с.) 2,82
Характеристики  
Скорости:  
у земли (км/час) 471
максимальная/на высоте (км/час) 560/5000
посадочная (км/час) 136
Подъем на высоту 5000 м (мин) 6,8
Практ. потолок (м) 9250
Дальность (км) 643
Время виража 360° (сек) 24
Высота набираемая за боевой разворот (м) 750
Разбег (м) 375
Пробег (м) 550
Вооружение  
Пушка/пулемет (к-во/кал. в мм) 1x202x7,62
Масса секундного залпа (кг) 1,73

7А на лыжах до

  Я-7А (на лыжах до переделки)
Силовая установка  
Тип двигателя М-105ПА
Мощность (л.с.) 1050
Размеры  
Длина (м) 8,50
Размах (м) 10,0
Несущая пов. (м 2) 17,15
Масса  
собственная (кг) 2523
топлива (кг) 305
оборудования (кг) 485
стартовая(кг) 3008
Нагрузка  
на несущую пов. (м 2/кг) 175
на мощность (кг/л.с.) 2,86
Характеристики  
Скорости:  
у земли (км/час) 440
максимальная/на высоте (км/час) 520/5000
посадочная (км/час) 145
Подъем на высоту 5000 м (мин) 6,8
Практ. потолок (м) 9250
Дальность (км) 590
Время виража 360° (сек) 22
Высота набираемая за боевой разворот (м) 800
Разбег (м) 460
Пробег (м) 445
Вооружение  
Пушка/пулемет (к-во/кал. в мм) 1x202x7,62
Масса секундного залпа (кг) 1,73

7А на лыжах после

  Як-7А (на лыжах после переделки)
Силовая установка  
Тип двигателя М-105ПА
Мощность (л.с.) 1050
Размеры  
Длина (м) 8,50
Размах (м) 10,0
Несущая пов. (м 2) 17,15
Масса  
собственная (кг) 2523
топлива (кг) 305
оборудования (кг) 485
стартовая(кг) 3008
Нагрузка  
на несущую пов. (м 2/кг) 175
на мощность (кг/л.с.) 2,86
Характеристики  
Скорости:  
у земли (км/час) 451
максимальная/на высоте (км/час) 555/4950
посадочная (км/час) 145
Подъем на высоту 5000 м (мин) 6,8
Практ. потолок (м) 9250
Дальность (км) 590
Время виража 360° (сек) 22
Высота набираемая за боевой разворот (м) 800
Разбег (м) 460
Пробег (м) 445
Вооружение  
Пушка/пулемет (к-во/кал. в мм) 1x202x12,7
Масса секундного залпа (кг) 1,73

Як-7Б

  Як-7Б
Силовая установка  
Тип двигателя М-105ПФ
Мощность (л.с.) 1180
Размеры  
Длина (м) 8,50
Размах (м) 10,0
Несущая пов. (м 2) 17,15
Масса  
собственная (кг) 2520
топлива (кг) 305
оборудования (кг) 522
стартовая(кг) 3042
Нагрузка  
на несущую пов. (м 2/кг) 177
на мощность (кг/л.с.) 3,0
Характеристики  
Скорости:  
у земли (км/час) 500
максимальная/на высоте (км/час) 580/4850
посадочная (км/час) 145
Подъем на высоту 5000 м (мин) 6,5
Практ. потолок (м) 10000
Дальность (км) 700
Время виража 360° (сек) 21-22
Высота набираемая за боевой разворот (м) 900
Разбег (м) 440
Пробег (м) 650
Вооружение  
Пушка/пулемет (к-во/кал. в мм) 1x202x12,7
Масса секундного залпа (кг) 2,71

  Як-7Б
Силовая установка  
Тип двигателя М-105ПФ
Мощность (л.с.) 1180
Размеры  
Длина (м) 8,50
Размах (м) 10,0
Несущая пов. (м 2) 17,15
Масса  
собственная (кг) 2490
топлива (кг) 305
оборудования (кг) 520
стартовая(кг) 3010
Нагрузка  
на несущую пов. (м 2/кг) 175,5
на мощность (кг/л.с.) 2,55
Характеристики  
Скорости:  
у земли (км/час) 514
максимальная/на высоте (км/час) 570/3650
посадочная (км/час) 144
Подъем на высоту 5000 м (мин) 5,8
Практ. потолок (м) 9900
Дальность (км) 645
Время виража 360° (сек) 19-20
Высота набираемая за боевой разворот (м) 1000
Разбег (м) 435
Пробег (м) 620
Вооружение  
Пушка/пулемет (к-во/кал. в мм) 1x202x12,7
Масса секундного залпа (кг) 2,71

Без гаргрота

  Як-7Б (без гаргрота)
Силовая установка  
Тип двигателя М-105ПФ
Мощность (л.с.) 1050
Размеры  
Длина (м) 8,50
Размах (м) 10,0
Несущая пов. (м 2) 17,15
Масса  
собственная (кг) 2528
топлива (кг) 305
оборудования (кг) 520
стартовая(кг) 3048
Нагрузка  
на несущую пов. (м 2/кг) 178
на мощность (кг/л.с.) 2,58
Характеристики  
Скорости:  
у земли (км/час) 547
максимальная/на высоте (км/час) 612/4000
посадочная (км/час) 145
Подъем на высоту 5000 м (мин) 4,7
Практ. потолок (м) 10000
Дальность (км) 1100
Время виража 360° (сек) 19-20
Высота набираемая за боевой разворот (м) 700
Разбег (м) 350
Пробег (м) 540
Вооружение  
Пушка/пулемет (к-во/кал. в мм) 1x201x12,7
Масса секундного залпа (кг) 2,71

Як-7ДИ

  Як-7ДИ
Силовая установка  
Тип двигателя М-105ПФ
Мощность (л.с.) 1050
Размеры  
Длина (м) 8,50
Размах (м) 9,74
Несущая пов. (м 2) 17,15
Масса  
собственная (кг) 2360
топлива (кг) 500
оборудования (кг) 675
стартовая(кг) 3035
Нагрузка  
на несущую пов. (м 2/кг) 177
на мощность (кг/л.с.) 2,6
Характеристики  
Скорости:  
у земли (км/час) 505
максимальная/на высоте (км/час) 570/3800
посадочная (км/час) 143
Подъем на высоту 5000 м (мин) 6,0
Практ. потолок (м) 10000
Дальность (км) 1310
Время виража 360° (сек) 1-20
Высота набираемая за боевой разворот (м) 1000
Разбег (м) 350
Пробег (м) 580
Вооружение  
Пушка/пулемет (к-во/кал. в мм) 1x201x12,7
Масса секундного залпа (кг) 1,99

С апреля по сентябрь 1941 года Як-7 УТИ выпускались на московских заводах, затем (после эвакуации) производство возобновлено на заводе № 153 в Новосибирске. В общей сложности было выпущено 186 самолетов данного (в 1941 году - 145 Як-7 УТИ). В соответствием с заданием на 1941 год было заложено создание 6000 учебно-тренировочных самолетов, но Великая Отечественная война не дала выполнить этот план. Фронту были необходимы истребители, поэтому в производстве "семерок" наступил семимесячный перерыв. В задних кабинах части учебных самолетов устанавливали фотоаппараты АФА-1М, а затем использовали в качестве разведывательных под неофициальным обозначением Як-7Р.

Производство:

Завод

модификация №№ заводов
Як-7УТИ 301, 153
Як-7 301, 153
Як-7М 292
Як-7А 153
Як-7Б М-105ПА 153
Як-7Б М-105ПФ 153,82
Як-7Б с АФА-1М 153,82
Як-7-37 153
Як-7 М-82 153
Як-7ПД  
Як-7В  
Як-7Д  
Як-7ДИ  
Як-9П  

Период

модификация Период производства
Як-7УТИ IV-IX 1941
Як-7 IX-X 1941, XII 1941
Як-7М IX 1941
Як-7А I-V 1942
Як-7Б М-105ПА IV-VII 1942
Як-7Б М-105ПФ VIII 42-XII 43, V 42-VII 44
Як-7Б с АФА-1М в течении всего периода производства
Як-7-37 VIII 1942
Як-7 М-82 с VIII41 до XII 1941
Як-7ПД окончен в IX 1942
Як-7В V42-XII 1943
Як-7Д окончен в VI 1942
Як-7ДИ окончен в VI 1942
Як-9П осень 1943

Построено

модификация Построено
Як-7УТИ 186
Як-7 52, 11
Як-7М 1, переделан из Як-7УТИ
Як-7А 277
Як-7Б М-105ПА 261
Як-7Б М-105ПФ 5120
Як-7Б с АФА-1М около 350
Як-7-37 22
Як-7 М-82 1, переделанный из Як7А
Як-7ПД 1, переделанный из Як7Б
Як-7В 597;510 построено заново и 87 переделано из Як-7Б
Як-7Д 1, переделанный из Як-7-7В
Як-7ДИ 1, фюзеляж Як-7Б №23-26, крыло новое
Як-9П 1, переделанный из Як7Б №46-13

Линия развития самолетов Як-7:

Як-7

Кликните на схему для увеличения

Источники:

  • "Истребители Як-1/3/7/9 во Второй Мировой войне" ("Война в воздухе").
  • А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
  • Константин Косминков. Многоликий Як-7.
  • В.Н.Шунков "Красная Армия". .
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме