Учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ
В основу УТБ положен проверенный самолет Ту-2. В 1947-1949 годах в обшей сложности переоборудовали 176 машин. Самолет УТБ эксплуатировался не только в училищах, но и в строевых частях

Самолет УТБРазвертывание массового производства самолета Ту-2 привело к появлению его учебного варианта Ту-2У с размещением летчика-инструктора на рабочем месте штурмана. Спарка решала лишь задачу переучивания пилотов на Ту-2 и о массовой подготовке летчиков бомбардировочной авиации речь не шла. Тем более, что в послевоенные годы развернулось крупномасштабное строительство Ту-4 с рядным размещением пилотов. Так возродилась довоенная идея учебно-тренировочного бомбардировщика первоначального обучения, причем не только пилотов, но и воздушных стрелков и штурманов.

В июне 1945 года задание на разработку самолета подобного назначения получило ОКБ, возглавлявшееся П.О. Сухим. В соответствии с тематическим планом МАП на 1946 год требовалось создать учебно-тренировочный бомбардировщик (УТБ) со скоростью не менее 375 км/ч на высоте 2000 метров, способный набирать 3000 метров за 11 минут, иметь практический потолок 6000 метров и дальность 800 км при посадочной скорости не более 125 км/ч. Самолет должен был поднимать 200 кг бомб, а в перегрузку - 400 кг. Хотя машина рассчитывалась на экипаж из трех человек, на борту предусмотрели четыре рабочих места: двух пилотов, штурмана и стрелка-радиста.

Самолет УТБ

УТБ завода №9 381 (№ 381004), модифицированный на заводе № 134 для бомбометания с пикирования. Тормозные решетки убраны

В основу УТБ положили все тот же проверенный самолет Ту-2. В соответствии с заданием полностью переделали носовую часть фюзеляжа, разместив курсанта и инструктора в ряд. Из-за этого фюзеляж получил специфи ческую форму головастика. Грузовой отсек заделали, разместив бомбы на наружной подвеске. В связи со значительно меньшим взлетным весом, по сравнению с Ту-2, облегчили шасси.
Двигатели заменили менее мощными АШ-21 с карбюратором (однорядная звезда воздушного охлаждения с приводным центробежным нагнетателем, создан на базе АШ-82ФН) взлетной мощностью 700 л.с. Ведь УТБ не требовались большие скорость и грузоподъемность, зато появилась возможность снизить эксплутационные расходы. Доработали топливную и масляную системы. Были и другие, более мелкие изменения, связанные с новым функциональным назначением машины.

Для подготовки воздушных стрелков и штурманов предусмотрели верхнюю ограниченно подвижную стрелковую установку с фотопулеметом ПАУ-22 и пулеметом УБТ калибра 12,7 мм (боезапас 60 патронов), "защищавшую" задний сектор верхней полусферы. Для отработки упражнений, связанных со "стрельбой" вперед, имелся еще один ПАУ-22.Первую опытную машину переделали из серийного самолета Ту-2С. Заводские испытания (ведущий летчик Н.Д. Фиксон), завершившиеся в июне 1946 года, показали, что самолет по основным данным почти соответствует заданию. Исключение составили лишь максимальная скорость (меньше на 3 км/ч) и завышенная на 10 км/ч посадочная скорость. Подвеску под крылом ограничили двумя бомбами по 100 кг или четырьмя по 50 км. Этого было вполне достаточно для обучения курсантов.

Самолет УТБ

УТБ завода №9 381 (№ 381004)

Видимо недостаточными оказались запасы путевой и продольной устойчивости, из-за чего на первой серийной машине завода № 381 удлинили носовую часть фюзеляжа на 300 мм, а моторы сместили вперед на 100 мм. Доработали маслосистему, перенеся маслобаки в отсеки между моторами и противопожарными перегородками. Одновременно двухлопастные винты ВИШ-111В-36 заменили на ВИШ-111В-38 диаметром, возросшим до 3,45 метров. В итоге задняя центровка не превышала 32,3% средней аэродинамической хорды. В таком виде машина прошла в мае заводские, а в октябре 1947 года - госиспытания. По мнению летчиков-испытателей самолет отличался хорошей устойчивостью и управляемостью, мог совершать горизонтальный полет на одном двигателе. Весной 1947 года заказчик пожелал, чтобы УТБ решал задачи пикирующего бомбардировщика. В требованиях к этой машине, изложенных в мартовском 1947 года постановлении правительства, отмечалось, что скорость на высоте 2000 метров должна быть не менее 370 км/ч, время набора 3000 метров - 8 минут, потолок - 6000 метров, дальность - 1000 км, а разбег и пробег в пределах 460 и 375 метров соответственно.

Самолет УТБ

УТБ завода №9 381 (№ 381004)

С этой целью на четвертый серийный УТБ после контрольных испытаний в НИИ ВВС (июль-август) на заводе № 134 установили крыльевые тормозные решетки и автомат пикирования с реле времени, позволявший задавать углы пикирования от 40 до 80 градусов. При этом скорость доходила до 630 км/ч с потерей 1700-2000 метров высоты, а самолет выходил в горизонтальный полет на 600 метрах. Установили новые маслобаки для обеспечения работы двигателей при отрицательных перегрузках. В конце лета 1948 года модифицированный УТБ вновь поступил в НИИ ВВС. Ведущими по нему были инженер В. Моложавцев, летчики И. Крутиков и Д. Гапоненко. Облетали машину летчики В. Жданов, М. Субботин, И. Пискунов, А. Соколов и штурман Шишков.

Самолет УТБ

Самолет УТБ с выпущенными тормозными решетками

В ходе государственных испытаний, завершившихся в начале июля 1948 года, подтвердилась техническая дальность 1025 км в полете по маршруту Чкаловская - Орел -Чкаловская. По-прежнему в "пилотском" варианте был невозможен визуальный вывод самолета на цель (инструктор сильно ограничивал штурману обзор вперед) и все надеялись налетчика. Машина так и осталась в единичном экземпляре.

Основные данные УТБ с двигателями АШ-21 взлетной мощностью по 700 л.с.

Опытный

Тип самолета
Опытный
Размах крыла, м
18,86
Длина, м
13,68
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
при боевом применении
6632
в вывозном варианте
Вес пустого, кг
5438
Вес топлива, кг
515
Скорость макс., км/ч
 
у земли
340
на высоте, м
372/1800
посадочная
125
Практический потолок, м
6750
Время набора высоты 3000 м, мин
9,7
Дальность макс., км
8701
Разбег/пробег, м
400/390

№3810001

Тип самолета
Серийный №3810001
Размах крыла, м
18,86
Длина, м
13,985
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
при боевом применении
6580
в вывозном варианте
64 003
Вес пустого, кг
5339
Вес топлива, кг
500
Скорость макс., км/ч
 
у земли
359
на высоте, м
393/1900
посадочная
125
Практический потолок, м
6260
Время набора высоты 3000 м, мин
7,6
Дальность макс., км
10002
Разбег/пробег, м
415/440

№3810004

Тип самолета
Серийный №3810004
Размах крыла, м
18,86
Длина, м
13,985
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
при боевом применении
6640
в вывозном варианте
6400
Вес пустого, кг
5470
Вес топлива, кг
515
Скорость макс., км/ч
 
у земли
364
на высоте, м
395/2100
посадочная
Практический потолок, м
7000
Время набора высоты 3000 м, мин
8,5
Дальность макс., км
940
Разбег/пробег, м
420/415

Пикирующий

Тип самолета
Пикирующий бомбардировщик
Размах крыла, м
18,86
Длина, м
13,985
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
при боевом применении
6850
в вывозном варианте
6650
Вес пустого, кг
5643
Вес топлива, кг
515
Скорость макс., км/ч
 
у земли
357
на высоте, м
387/1900
посадочная
Практический потолок, м
6350
Время набора высоты 3000 м, мин
8
Дальность макс., км
1025
Разбег/пробег, м
450/430
1. Расчетная.
2. С бомбовой нагрузкой.
3. Без бомб.

В заключение НИИ ВВС отмечалось, в частности, что "самолет испытания не выдержал, так как маслосистема на пикировании при отрицательных перегрузках не обеспечивает необходимое давление масла в моторах и не выполняются требования ВВС к пикирующему учебно-тренировочному бомбардировщику".

В самолет УТБ переделывали серийные Ту-2, поступавшие из строевых частей. В 1947-1949 годах в обшей сложности переоборудовали 176 машин. Самолет УТБ эксплуатировался не только в училищах, но и в строевых частях. Впоследствии круг задач решавшихся с помощью этого самолета расширился. Их использовали в качестве буксировщиков конусов-мишеней, предназначавшихся для тренировки летчиков-истребителей. Часть машин передали в ГВФ для подготовки пилотов гражданской авиации. Самолет УТБ пользовался популярностью среди летного состава и машины вырабатывали свой ресурс до предела.

Источники:

  • Владимир Проклов. Учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ-2.
  • Николай Якубович. Учебно-тренировочный бомбардировщик.
  • М. Саукке, В. Котельников. Бомбардировщик Ту-2.
  • Николай Гордюков. УТБ-2 : легкость, экономичность.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме