|
Учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ
|
В основу УТБ положен проверенный самолет Ту-2. В 1947-1949 годах в обшей сложности переоборудовали 176 машин. Самолет УТБ эксплуатировался не только в училищах, но и в строевых частях
Развертывание массового производства самолета Ту-2 привело к появлению его учебного варианта Ту-2У с размещением летчика-инструктора на рабочем месте штурмана. Спарка решала лишь задачу переучивания пилотов на Ту-2 и о массовой подготовке летчиков бомбардировочной авиации речь не шла. Тем более, что в послевоенные годы развернулось крупномасштабное строительство Ту-4 с рядным размещением пилотов. Так возродилась довоенная идея учебно-тренировочного бомбардировщика первоначального обучения, причем не только пилотов, но и воздушных стрелков и штурманов.
В июне 1945 года задание на разработку самолета подобного назначения получило ОКБ, возглавлявшееся П.О. Сухим. В соответствии с тематическим планом МАП на 1946 год требовалось создать учебно-тренировочный бомбардировщик (УТБ) со скоростью не менее 375 км/ч на высоте 2000 метров, способный набирать 3000 метров за 11 минут, иметь практический потолок 6000 метров и дальность 800 км при посадочной скорости не более 125 км/ч. Самолет должен был поднимать 200 кг бомб, а в перегрузку - 400 кг. Хотя машина рассчитывалась на экипаж из трех человек, на борту предусмотрели четыре рабочих места: двух пилотов, штурмана и стрелка-радиста.
УТБ завода №9 381 (№ 381004), модифицированный на заводе № 134 для бомбометания с пикирования. Тормозные решетки убраны
В основу УТБ положили все тот же проверенный самолет Ту-2. В соответствии с заданием полностью переделали носовую часть фюзеляжа, разместив курсанта и инструктора в ряд. Из-за этого фюзеляж получил специфи ческую форму головастика. Грузовой отсек заделали, разместив бомбы на наружной подвеске. В связи со значительно меньшим взлетным весом, по сравнению с Ту-2, облегчили шасси. Двигатели заменили менее мощными АШ-21 с карбюратором (однорядная звезда воздушного охлаждения с приводным центробежным нагнетателем, создан на базе АШ-82ФН) взлетной мощностью 700 л.с. Ведь УТБ не требовались большие скорость и грузоподъемность, зато появилась возможность снизить эксплутационные расходы. Доработали топливную и масляную системы. Были и другие, более мелкие изменения, связанные с новым функциональным назначением машины.
Для подготовки воздушных стрелков и штурманов предусмотрели верхнюю ограниченно подвижную стрелковую установку с фотопулеметом ПАУ-22 и пулеметом УБТ калибра 12,7 мм (боезапас 60 патронов), "защищавшую" задний сектор верхней полусферы. Для отработки упражнений, связанных со "стрельбой" вперед, имелся еще один ПАУ-22.Первую опытную машину переделали из серийного самолета Ту-2С. Заводские испытания (ведущий летчик Н.Д. Фиксон), завершившиеся в июне 1946 года, показали, что самолет по основным данным почти соответствует заданию. Исключение составили лишь максимальная скорость (меньше на 3 км/ч) и завышенная на 10 км/ч посадочная скорость. Подвеску под крылом ограничили двумя бомбами по 100 кг или четырьмя по 50 км. Этого было вполне достаточно для обучения курсантов.
УТБ завода №9 381 (№ 381004)
Видимо недостаточными оказались запасы путевой и продольной устойчивости, из-за чего на первой серийной машине завода № 381 удлинили носовую часть фюзеляжа на 300 мм, а моторы сместили вперед на 100 мм. Доработали маслосистему, перенеся маслобаки в отсеки между моторами и противопожарными перегородками. Одновременно двухлопастные винты ВИШ-111В-36 заменили на ВИШ-111В-38 диаметром, возросшим до 3,45 метров. В итоге задняя центровка не превышала 32,3% средней аэродинамической хорды. В таком виде машина прошла в мае заводские, а в октябре 1947 года - госиспытания. По мнению летчиков-испытателей самолет отличался хорошей устойчивостью и управляемостью, мог совершать горизонтальный полет на одном двигателе. Весной 1947 года заказчик пожелал, чтобы УТБ решал задачи пикирующего бомбардировщика. В требованиях к этой машине, изложенных в мартовском 1947 года постановлении правительства, отмечалось, что скорость на высоте 2000 метров должна быть не менее 370 км/ч, время набора 3000 метров - 8 минут, потолок - 6000 метров, дальность - 1000 км, а разбег и пробег в пределах 460 и 375 метров соответственно.
УТБ завода №9 381 (№ 381004)
С этой целью на четвертый серийный УТБ после контрольных испытаний в НИИ ВВС (июль-август) на заводе № 134 установили крыльевые тормозные решетки и автомат пикирования с реле времени, позволявший задавать углы пикирования от 40 до 80 градусов. При этом скорость доходила до 630 км/ч с потерей 1700-2000 метров высоты, а самолет выходил в горизонтальный полет на 600 метрах. Установили новые маслобаки для обеспечения работы двигателей при отрицательных перегрузках. В конце лета 1948 года модифицированный УТБ вновь поступил в НИИ ВВС. Ведущими по нему были инженер В. Моложавцев, летчики И. Крутиков и Д. Гапоненко. Облетали машину летчики В. Жданов, М. Субботин, И. Пискунов, А. Соколов и штурман Шишков.
Самолет УТБ с выпущенными тормозными решетками
В ходе государственных испытаний, завершившихся в начале июля 1948 года, подтвердилась техническая дальность 1025 км в полете по маршруту Чкаловская - Орел -Чкаловская. По-прежнему в "пилотском" варианте был невозможен визуальный вывод самолета на цель (инструктор сильно ограничивал штурману обзор вперед) и все надеялись налетчика. Машина так и осталась в единичном экземпляре.
Основные данные УТБ с двигателями АШ-21 взлетной мощностью по 700 л.с.
Тип самолета |
Опытный
|
Размах крыла, м |
18,86
|
Длина, м |
13,68
|
Площадь крыла, м2 |
48,8
|
Вес взлетный, кг |
|
при боевом применении |
6632
|
в вывозном варианте |
—
|
Вес пустого, кг |
5438
|
Вес топлива, кг |
515
|
Скорость макс., км/ч |
|
у земли |
340
|
на высоте, м |
372/1800
|
посадочная |
125
|
Практический потолок, м |
6750
|
Время набора высоты 3000 м, мин |
9,7
|
Дальность макс., км |
8701
|
Разбег/пробег, м |
400/390
|
Тип самолета |
Серийный №3810001
|
Размах крыла, м |
18,86
|
Длина, м |
13,985
|
Площадь крыла, м2 |
48,8
|
Вес взлетный, кг |
|
при боевом применении |
6580
|
в вывозном варианте |
64 003
|
Вес пустого, кг |
5339
|
Вес топлива, кг |
500
|
Скорость макс., км/ч |
|
у земли |
359
|
на высоте, м |
393/1900
|
посадочная |
125
|
Практический потолок, м |
6260
|
Время набора высоты 3000 м, мин |
7,6
|
Дальность макс., км |
10002
|
Разбег/пробег, м |
415/440
|
Тип самолета |
Серийный №3810004
|
Размах крыла, м |
18,86
|
Длина, м |
13,985
|
Площадь крыла, м2 |
48,8
|
Вес взлетный, кг |
|
при боевом применении |
6640
|
в вывозном варианте |
6400
|
Вес пустого, кг |
5470
|
Вес топлива, кг |
515
|
Скорость макс., км/ч |
|
у земли |
364
|
на высоте, м |
395/2100
|
посадочная |
—
|
Практический потолок, м |
7000
|
Время набора высоты 3000 м, мин |
8,5
|
Дальность макс., км |
940
|
Разбег/пробег, м |
420/415
|
Тип самолета |
Пикирующий бомбардировщик
|
Размах крыла, м |
18,86
|
Длина, м |
13,985
|
Площадь крыла, м2 |
48,8
|
Вес взлетный, кг |
|
при боевом применении |
6850
|
в вывозном варианте |
6650
|
Вес пустого, кг |
5643
|
Вес топлива, кг |
515
|
Скорость макс., км/ч |
|
у земли |
357
|
на высоте, м |
387/1900
|
посадочная |
—
|
Практический потолок, м |
6350
|
Время набора высоты 3000 м, мин |
8
|
Дальность макс., км |
1025
|
Разбег/пробег, м |
450/430
|
1. Расчетная. 2. С бомбовой нагрузкой. 3. Без бомб. |
В заключение НИИ ВВС отмечалось, в частности, что "самолет испытания не выдержал, так как маслосистема на пикировании при отрицательных перегрузках не обеспечивает необходимое давление масла в моторах и не выполняются требования ВВС к пикирующему учебно-тренировочному бомбардировщику".
В самолет УТБ переделывали серийные Ту-2, поступавшие из строевых частей. В 1947-1949 годах в обшей сложности переоборудовали 176 машин. Самолет УТБ эксплуатировался не только в училищах, но и в строевых частях. Впоследствии круг задач решавшихся с помощью этого самолета расширился. Их использовали в качестве буксировщиков конусов-мишеней, предназначавшихся для тренировки летчиков-истребителей. Часть машин передали в ГВФ для подготовки пилотов гражданской авиации. Самолет УТБ пользовался популярностью среди летного состава и машины вырабатывали свой ресурс до предела.
Источники:
- Владимир Проклов. Учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ-2.
- Николай Якубович. Учебно-тренировочный бомбардировщик.
- М. Саукке, В. Котельников. Бомбардировщик Ту-2.
- Николай Гордюков. УТБ-2 : легкость, экономичность.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|