Истребитель ЯК-7
Самолет Як-7 - первоначальный вариант истребителя на базе серийного Мк-7УТИ с двигателем М-105П в 1050 л. с. создан в период Второй мировой войны - в конце 1941 году.

Як-7Як-7УТИ (И-26УТИ, УТИ-26, № 27) - двухместный вариант с двойным управлением для целей учебно-тренировочных, вывозныx и транспортных при перебазировании авиачастей. Самолет имел две кабины - ученика и инструктора. Самолет вышел на испытания почти сразу после И-26 - в середине 1940 году. Он успешно прошел госиспытания, выпускался серийно под обозначением Як-7УТИ и широко использовался как учебно-тренировочный истребитель.
Скорость на госиспытаниях - 586 км/ч при массе 2750 кг.

Як-7 - первоначальный вариант истребителя на базе серийного Мк-7УТИ с двигателем М-105П в 1050 л. с. создан в конце 1941 году. Вооружение - как на Як-1: одна пушка ШВАК (130 снарядов) и два синхронных пулемета ШKAC (1000 патронов). Размеры и контуры те же, что и у Як-7УТИ. За кабиной летчика в фюзеляже Як-7 был еще оставшийся от второй кабины Як-7УТИ отсек, закрывавшийся крышкой, который можно было использовать для различных целей: переброски грузов и технического состава при перебазировании частей или же для установки дополнительного бензобака в 100 л. Полетная масса по сравнению с Як-7УТИ увеличилась на 185 кг.

Як-7А - улучшенный вариант Як-7 М-105ПА и тем же вооружением. Под крылом можно было в перегрузку подвешивать шесть реактивных снарядов РС-82 или бомбы по 100 кг. Самолет был создан в начале 1942 года, быстро прошел летные испытания и затем строился серийно.

истребитель яковлева

Як-7А вид сбоку и спереди

истребитель

Як-7А вид сверху

Як-7Б - по схеме аналогичный предыдущему, но с заменой пулеметов ШКАС на УБС, с более богатым оборудованием и с рядом конструктивных улучшений. Была установлена приемо-передающая станция РСИ-4 с мачтой и двухлучевой антенной. На варианте Як-7Б для ПВО имелись также радиополукомпас РПК-10, посадочная фара и электросветовая сигнализация убранного положения шасси. Полетная масса увеличилась по сравнению с Як-7А на 95 кг и достигла 3030 кг. Однако благодаря уборке в полете хвостового колеса, улучшению обводов капота и туннелей радиаторов, а также внутренней герметизации фюзеляжа удалось снизить сопротивление самолета в такой мере, что скорость не уменьшилась. Як-7Б был выпущен первоначально с двигателем М-105ПА, но в середине 1942 года. на нем был установлен более мощный М-105ПФ в 1180 л.с., благодаря чему летные данные улучшились.

советский истребитель

Як-7Б вид сбоку

Конструкция Як-7Б смешанная: крыло деревянное с фанерной обшивкой, оклеенной полотном; каркас фюзеляжа ферменный сварной из хромансилевых труб, обшивка передней части фанерная, задней - полотняная; капоты, обтекатели, щитки и зализы - дуралюминовые; рули и элероны - дуралюминовые с полотном. Площадь крыла - 17,15 м2, размах - 10,0 м, длина самолета - 8,475 м, высота - 2,5 м; запас топлива - 305 кг. Окраска Як-7Б камуфляжная, зеленая с черным; снизу - бледно-голубая.

В отчете о госиспытаниях Як-7Б отмечалось: "По сравнению с самолетом Як-1, хорошо зарекомендовавшим себя на фронте, самолет Як-7Б в конструктивном отношении является более совершенным и перспективным. В отличие от некоторых других истребительных самолетов, состоящих на вооружении ВВС Красной Армии, самолет Як-7Б за время нахождения в серийном производстве непрерывно улучшался конструктивно и оснащался новым более мощным вооружением (РО, пулеметы УБС) и спецоборудованием (фара, приемо-передающая радиостанция, радиополукомпас и др.), не теряя при этом своих боевых и летных данных благодаря умелому подходу и систематической работе ОКБ по улучшению летных данных серийных самолетов. Самолет Як-7Б после замены пулеметов ШКАС на УБС по мощности огня вполне соответствует запросим фронта и может быть более эффективно использован как по воздушным, так и по наземным целям". Летные данные Як-7Б практически одинаковые с Як-1: скорость -593 км/ч на высоте 3650 м, потолок - 10 000 м, дальность полета - 820 км. Як-7Б выпускался серийно в 1942-1944 годах.

Технические данные Як-7Б

Экипаж................................................. 1 чел.
Максимальная взлетная масса............ З010 кг
Размеры:
длина х размах крыла........................... 8,48 х 10,0 м
Силовая установка:
колич. двиг. х мощность...................... 1 (М-105ПФ) х 1180 л.с.
Максимальная скорость полета
на высоте 3860 м................................. 588 км/ч
Скороподъемность (средняя)............... 14,4 м/с
Практический потолок........................ 9900 м
Дальность полета................................. 820 км
Вооружение.......................................... 1 х 20-мм пушка ШВАК,
2 х 12,7-мм пулемета ВС
Максимальная бомбовая нагрузка...... 200 кг бомб или 6 РС-82

Як-7Б с герметической кабиной А. Я. Щербакова. Был опытный экземпляр, с успехом прошедший испытания, но не бывший в серии, поскольку в нем не было необходимости.
В марте-декабре 1944 г. на Як-7Б испытывались два ПВРД И. А. Меркулова ДМ-4с (ДМ - "дополнительный мотор"). Летал С. Н. Анохин. При неработающих ПВРД скорость снижалась с 494 до 460 км/ч. Включение ПВРД увеличивало скорость до 513 км/ч.

Як-7В (вывозной) - как Як-7УТИ, но с неубирающимся шасси и без вооружения. Был в серии с 1942 г.

Як-7ПД с М-105ПД в 1160 л.с. - продолжение работ по созданию высотного истребителя-перехватчика, начатых на Як-5 (И-28). Работа не дала результатов из-за недоведенности двигателя.

Як-7-37 - модификация Як-7Б с более мощным вооружением: пушка Ш-37 калибра 37 мм Шпитального и два синхронных пулемета УБС. Самолет строился небольшой серией в 1942 г., принимал участие в боевых действиях, хорошо проявил себя против бомбардировщиков противника.

Як-7Р (реактивный) с двумя ПВРД конструкции И. А. Меркулова и одним ЖРД конструкции Л. С. Душкина. Работы проводились в 1942 г. ЖРД предназначался для кратковременного увеличения скорости полета. Проект не был реализован из-за отсутствия в то время надежно работающих реактивных двигателей.

Як-7-М-82 - вариант с звездообрахным двигателем. Выпущен был еще в 1941 году., но интереса к себе не вызвал, так как подобная идея уже осуществлялась в самолете ЛаГГ. Не было смысла нарушать производство истребителей Як с рядным двигателем М-105.

Як-7ДИ (дальний истребитель) - модификация Як-7Б с существенным улучшением конструкции крыла, в котором деревянные лонжероны (с очень толстыми полками в корне) были заменены дуралюминовыми с полками-таврами и листовой стенкой. Это дало большой выигрыш объема для бензобака в крыле. Остальной набор крыла - нервюры и стрингеры - остался деревянным, а обшивка - фанерной с оклейкой полотном. Масса лонжеронов крыла значительно уменьшилась. Все вместе позволило значительно увеличить запас топлива и дальность полета. Фонарь кабины был, как у советского истребителя Як-1, с пониженным гаргротом. Вооружение: одна пушка ШВАК и один пулемет УБС. Опытный экземпляр Як-7ДИ прошел испытания при полетной массе 3035 кг (масса пустого - 2360 кг), показал скорость 505 км/ч у земли и 566 км/ч на высоте 3800 м и дальность полета 1310 км. Он был принят к серийной постройке, и серийные самолеты стали называться Як-9.Можно привести некоторые цифры о массе частей самолета Як-7 с деревянным крылом: фюзеляж - 236 кг, крыло - 560 кг, хвостовое оперение - 70 кг. Таким образом, при площади крыла 17,15 м2 удельная масса его была 32,6 кг/м2; при металлических лонжеронах она стала около 28 кг/м2.

Источники:

  • "Война в воздухе" № 33.
  • В.Б. Шавров. "История конструкций самолетов в СССР, 1938-1950 гг."
  • К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк. "Самолеты сталинских соколов".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме