|
Самолет Ли-2 - Модификации самолета
|
На базе американского самолета Douglas DC-3 был создан советский пассажирский ПС-84. На базе ПС-84 построен военно-транспортный самолёт Ли-2. Который производился серийно с 1932 по 1952 год.
Серийное производство и модификации самолета
План серийного производства еще раз откорректировали: по уточненному варианту два ПС-84 требовалось сдать в октябре, два - в ноябре и три - в декабре 1939 года. Заказчиком всех их являлись ВВС. Реально за год сдали шесть машин (включая первую).
Производство шло по временной технологии, оснастка еще не была полностью готова. К 1 января 1939 года из Америки прибыли все плазы, шаблоны, штампы для молотов, модели для литья. Завод только разворачивал производство, а конструкторы работавшего там ОКБ-84 уже думали о модернизации самолета. В частности, выполнялся проект "типа Л" с роскошным салоном-люкс для перевозки высокого начальства. Создавался и "удешевленный" вариант ПС-84 с широким применением дерева.
ВВС РККА хотели иметь не обычные пассажирские машины, а специальные. Требования к ним, выработанные в НИИ ВВС еще в декабре 1937 года, подразумевали проектирование двух вариантов - транспортного и санитарного. Первый перевозил 15 человек плюс 450 кг груза, второй - 17-18 лежачих раненых и двух сопровождающих медиков. Экипаж в обоих случаях состоял из пилота, штурмана и стрелка. Последний обслуживал две огневые точки: верхнюю механизированную турель и люковую установку по типу СБ. В обеих собирались поставить по пулемету ШКАС с боезапасом 500 патронов. В апреле 1938 года требования к транспортному варианту детализировали и несколько ужесточили. Суммарную полезную нагрузку подняли с 1680 кг до 1800 кг, предусмотрели наружную подвеску баков ПДББ-400 (для сброса горючего с парашютами), перевозку внутри фюзеляжа крупногабаритной техники (артиллерийских орудий и авиамоторов), механизацию погрузки и перемещения грузов в кабине, специальную грузовую дверь (причем с открыванием внутрь или откатыванием в бок). Первый проект военно-транспортной модификации был представлен Сеньковым в июне 1939 года. Постановление Комитета обороны от 29 июля того же года потребовало от завода № 84 в декабре выставить на государственные испытания опытный образец этого варианта. В ноябре один из первых серийных ПС-84 переделали в транспортно-десантный ПС-84К и провели заводские испытания, но 4 января 1940 года при перегонке в НИИ ВВС самолет потерпел аварию. На предприятии срочно изготовили дублер. На этот раз испытаний на заводе не было, государственные совместили с заводскими. Они начались 11 мая.
От серийных пассажирских машин ПС-84К отличался усиленным полом салона, широким люком с левого борта с открывающейся вверх крышкой и наличием подъемного крана для облегчения погрузки. 26 десантников размещались на лавках вдоль оси машины, спина к спине, лицом к бортам. В отдельном кресле сидел командир десанта, у его места был сделалан разъем для подключения СПУ. При перевозке грузов все сиденья снимались. Внутренний объем фюзеляжа позволял разместить 10 бочек с горючим, две 45-мм противотанковые пушки с передками или одно 76-мм полевое орудие. Можно было перевозить бидоны с маслом, авиамоторы, боеприпасы. Предусматривалась и внешняя подвеска грузов. Специальный мост, созданный в ноябре 1939 года группой конструкторов под руководством Привалова на заводе № 468, крепился под центропланом. На бомбодержателях Дер-19 и Дер-31 размещались разнообразные грузы - парашютные мешки ПДММ, бензобаки ПДББ емкостью от 100 до 400 л, универсальные короба (под 300 кг груза каждый). Сброс осуществлялся с помощью электробомбосбрасывателя ЭСБР-3; стоял и запасной механический АСБР. Мост был съемным, пятеро рабочих могли установить его всего за 7 мин. Суммарная полезная нагрузка у ПС-84К равнялась 2400 кг - на 400 кг больше, чем у обычного ПС-84. Государственные испытания ПС-84К прошел удовлетворительно, и его рекомендовали на вооружение ВВС.
Модель СССР
|
ПС-84 (Ли-2)
|
Размах, м
|
28,813
|
Длина, м
|
19,647
|
Вес пустого, кг
|
7100
|
Вес взлетный, кг
|
10 500
|
Максимальная скорость, км/ч
|
311
|
Дальность, км
|
2330
|
Практический потолок, м
|
4860
|
Моторы, количество х мощность, л.с.
|
2x1000
|
Перевозимый груз, кг
|
2500
|
Модель США
|
С-47
|
Размах, м
|
29,02
|
Длина, м
|
19,46
|
Вес пустого, кг
|
7536
|
Вес взлетный, кг
|
11 600
|
Максимальная скорость, км/ч
|
368
|
Дальность, км
|
2500
|
Практический потолок, м
|
6680
|
Моторы, количество х мощность, л.с.
|
2x1200
|
Перевозимый груз, кг
|
4550
|
Модель Англии
|
"Бомбей" I
|
Размах, м
|
29,28
|
Длина, м
|
20,76
|
Вес пустого, кг
|
6270
|
Вес взлетный, кг
|
9100
|
Максимальная скорость, км/ч
|
306
|
Дальность, км
|
3560
|
Практический потолок, м
|
7620
|
Моторы, количество х мощность, л.с.
|
2x1010
|
Перевозимый груз, кг
|
1250
|
Модель Японии
|
L2D4-KO
|
Размах, м
|
28,95
|
Длина, м
|
19,5
|
Вес пустого, кг
|
7218
|
Вес взлетный, кг
|
12 500
|
Максимальная скорость, км/ч
|
392
|
Дальность, км
|
3000
|
Практический потолок, м
|
10 000
|
Моторы, количество х мощность, л.с.
|
2x1300
|
Перевозимый груз, кг
|
4500
|
Модель Германии
|
Ju 52/3m
|
Размах, м
|
29,25
|
Длина, м
|
18,9
|
Вес пустого, кг
|
5700
|
Вес взлетный, кг
|
10 500
|
Максимальная скорость, км/ч
|
290
|
Дальность, км
|
880
|
Практический потолок, м
|
5500
|
Моторы, количество х мощность, л.с.
|
3x660
|
Перевозимый груз, кг
|
2000
|
31 мая 1940 года самолет на Центральном аэродроме продемонстрировали К.Е. Ворошилову. Маршалу машина понравилась. В ходе войсковых испытаний 17-18 июня с ПС-84К проводилось десантирование бойцов 201-й воздушно-десантной бригады на аэродроме Рельбицы под Ленинградом. Бойцы покидали самолет через обе двери - левую и правую; на все ушло 12-14 секунд. Посадка десанта занимала около полутора минут. В выводах отчета записано: "Самолет ПС-84К в десантном варианте значительно лучше самолета ТБ-3..."
Второй военной модификацией советского "Дугласа" стал санитарный ПС-84И. Убрали перегородку между салоном и багажным отсеком, получив большое пространство, где в три яруса устанавливали носилки. Всего машина брала на борт 18 лежачих и трех сидячих больных и одного санитара. Реально ни ПС-84К, ни ПС-84И перед началом войны с Германией в серию запустить не успели. Но многие конструктивные элементы этих модификаций позднее внедрили на самолетах военного времени.
Производительности завода № 84, безусловно, не хватало. В план внесли модернизацию предприятия в Химках с доведением его производительности до 500 машин в год и строительство нового завода в Ташкенте, который должен был параллельно строить ПС-84 и ДБ-3Ф. 11 января 1940 года появилось постановление Комитета обороны о внедрении "Дугласа" на заводе № 124 в Казани (ему дали план в 100 машин), но реально здесь из-за восстановления производства ТБ-7 (Пе-8) изготовили только 10 самолетов. Заводу № 84 срочно выделили новые станки, специалистов, дополнительные финансовые средства и уже со 2-го квартала 1940 года резко подняли план. Самолеты выпуска конца 1940 - начала 1941 года внешне отличались коками с храповиками под автостартер, лобовыми зимними капотами, а также практически полным переходом на отечественные приборы и оборудование. Теперь на всех машинах стояли советские винты ВИШ-21, радиополукомпасы РПК-2, колеса большего размера (последние стали монтировать с самолета № 316).
Всю первую половину 1941 года завод № 84 собирал только пассажирские ПС-84. С началом войны предприятию резко подняли план (до 122% от имевшегося) и потребовали перейти на выпуск военно-транспортных машин. С июля 1941 года из цехов пошли десантно-грузовые самолеты с упрощенным интерьером салона, без пассажирских кресел. В первой декаде августа в производство внедрили широкую грузовую дверь предусмотрели подвеску бомб ФАБ-100 на держателях грузового моста. Вторым стал новый проект бомбардировщика с моторами М-63. Самолет должен был нести три пулеметные установки и 1200 кг бомб на внутренней подвеске, но из-за невысоких летных данных внедрение этой модификации в производство признали нецелесообразным.Мосолов спроектировал бомбардировщик на базе ПС-84А с моторами М-71.
Производство расширяется.
За 1940 год успели собрать 64 машины, 51 из них прошла приемку. План опять не выполнили - он равнялся 75 самолетам. Производство постепенно нарастало. В апреле сдали 21 машину, в мае - 29, а к августу дошли до 64. Далее завод достаточно устойчиво держал темп от 40 до 60 самолетов в месяц. Модернизацией ПС-84 в Ташкенте руководил И.П. Мосолов. Отделку салона значительно упростили. Сняли всю внутреннюю обшивку, начиная от переднего багажника. Кресла, как правило, не устанавливались. Вместо них появились откидные деревянные сиденья на 25 человек. Машины, выпускавшиеся в Ташкенте, несли оборонительное вооружение. Сперва оно включало верхнюю турель МВ-3, шкворневые бортовые установки с пулеметами ДА и неподвижный пулемет ШКАС в носу.
С весны 1942 года ПС-84 стали оснащать бомбардировочным вооружением. Непосредственно в частях бомбодержатели пытались монтировать и раньше. Так, в бомбардировщики переделали два самолета Карело-финской авиагруппы ГВФ. 8 марта 1942 г. экипаж И. Чурикова на одном из них бомбил порт в Оулу (Финляндия). Теперь же речь шла о массовой переделке большей части ПС-84. Поскольку для применения днем самолет был слишком тихоходен и неуклюж, его собирались использовать ночью.
С лета 1942 года ПС-84 стал самолетом двойного назначения: получив бомбовую подвеску, он сохранил возможности транспортной машины. Теперь его называли не ПС-84, а Ли-2. Почему из людей, участвовавших в освоении производства и модернизации самолета, решили отметить Б.П. Лисунова, который конструктором, в общем-то, не был, - неясно. Новое обозначение официально ввели в сентябре 1942 года, но в документах какое-то время продолжали пользоваться вперемежку и старым, и новым наименованием, а для большинства самолет так и остался просто "Дугласом".
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|