Военно-транспортный самолет Ще-2
Самолет Ще-2 являлся транспортным самолетом СССР в Великой Отечественной войне. Был создан сразу на базе трех машин У-2, Ил-2 и Ла-5. Обладал скромными летно-техническими характеристиками, но все же активно эксплуатировался во второй мировой войне в качестве транспортного самолета и учебного, для подготовки парашютистов и штурманов. Груз, который мог взять Ще-2 в два раза превышал аналогичные характеристики самолета СССР По-2.

Легкий транспортный самолет Ще-2 (ТС-1, "Щука")

Ще-2Военно-транспортный самолет Ще-2 - двухмоторный подкосный деревянный моноплан с двухкилевым оперением. Шасси неубирающееся сменное (колеса/лыжи), колеса в обтекателях. С использованием узлов самолетов У-2, Ил-2 и Ла-5 под руководством А.Я. Щербакова разработан в конструкторском бюро завода № 47. В феврале 1942 года опытный самолет ТС-1, который стал прототипом Ще-2, впервые поднялся в небо. Государственные испытания были пройдены летом 1943 года, а с лета 1944 года организовано серийное производство на заводе № 47 (Чкалов). В общей сложности построили (по разным источникам) 501-550 самолетов данного типа.

Военно-транспортный самолет

Конструктор самолета Алексей Яковлевич Щербаков (1901-1978) до войны был известен многими оригинальными, порой новаторскими работами. Ему принадлежит идея и конструкторское решение высотной буксировки планеров, герметической кабины так называемого "мягкого типа", для планера Г-14 и для самолетов И-15 и И-15-бис и жесткого типа для истребителя И-153 "Чайка". А. Я. Щербаков принимал в 1939-1940 гг. активное участие в испытаниях ракетоплана С. П. Королева - РП-318 (СК-9). В годы Великой Отечественной войны Щербаков разработал опытные герметические кабины жесткого типа для истребителей Як-7Б и Ла-5, для бомбардировщика Пе-2, завершил доводку до массового производства самолета Ще-2.

Опытный самолет

Опытный самолет ТС-1 на испытаниях, 1942 год

Экипаж самолета состоял из 2 человек. В левом борту фюзеляжа был грузовой люк с дверью для пассажиров. Нагрузка - 9 десантников с полным снаряжением, или 11 раненых, или 1000 кг груза. В качестве полезной нагрузки иногда называют и несколько большие числа: до 16 человек или 9 десантников или 9 носилок или 1130 кг груза (максимально - 1330 кг). Устанавливались силовые установки М-11 Д. Вооружение отсутствовало. Таким образом, военно-транспортный самолет Ще-2 мог поднять нагрузку практически в два раза превышающую По-2. Самолет почти полностью строился из дерева и полотна. Размеры фюзеляжа и грузового люка давали возможность использовать самолет для транспортировки грузов размером до 1,43 м по ширине, до 1,64 м по высоте и длиной до 6,5 м.

Серийный Ще-2

Самолет легко переоборудовался из десантно-транспортного в санитарный и наоборот.

Легкий транспортный самолет

На крыле Ще-2 применили мощную механизацию в виде щелевых закрылков, отклоняемых книзу на 36° при посадке, что увеличило подъемную силу, уменьшило посадочную скорость и дало возможность сократить длину пробега до 160 м. Максимальная скорость самолета Ще-2 составляла 160 км/ч, это хоть и не было выдающимся показателем, но все же превосходила максимальную скорость По-2 - 140 км/ч.

Легкий самолет

Военно-транспортный самолет Ще-2
Масса, кг  
пустого самолета 2270
нормальная взлетная 3400
максимальная взлетная 3600
топлива 370
Размах крыла, м 20,48
Длина, м 14,27
Высота, м 3,80
Площадь крыла, кв. м 63,90
Тип двигателя 2 ПД М-11Д
Мощность, л.с. 2 х 115
Максимальная скорость, км/ч 160
Крейсерская скорость, км/ч 140
Перегоночная дальность, км 2160
Практическая дальность, км 850
Максимальная скороподъемность, м/мин 72
Практический потолок, м 2400

Cамолет Ще-2

Самолеты Ще-2 находились на вооружении:

  • с 1944 года - в Советском Союзе,
  • с начала 1945 года - в Польше.

Применялся как грузовой (в частности, в тылу для перевозок грузов на авиазаводы), санитарный, учебный для подготовки парашютистов и штурманов. За свою простоту и неприхотливость в эксплуатации летный и технический состав заслуженно уважал самолет Ще-2 во время Великой Отечественной войны, хотя вначале фронтовые летчики негативно отнеслись к этой машине. Ще-2 активно использовались с целью перевозки авиамоторов всех типов, воздушных винтов к ним, горючего и запасных частей для боевой техники на фронтовые аэродромы. В основном благодаря Ще-2, полевой ремонт стал главным в деле пополнения частей боевыми самолетами. Во второй половине войны до 85% всех боевых вылетов производились на самолетах, прошедших полевой ремонт. Военно-транспортные самолеты Ще-2 во время второй мировой войны осуществляли операции по снабжению партизанских отрядов в тылу врага боеприпасами и продовольствием.

Cамолет Ще-2

Источники:

  • Вячеслав Савин, Николай Якубович. Летучая "Щука".
  • И.Костенко. Труженик неба.
  • В.Вахламов, М.Орлов. Цвета советской авиации.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме