Военно-транспортный самолет Ще-2
|
Легкий транспортный самолет Ще-2 (ТС-1, "Щука")
Военно-транспортный самолет Ще-2 - двухмоторный подкосный деревянный моноплан с двухкилевым оперением. Шасси неубирающееся сменное (колеса/лыжи), колеса в обтекателях. С использованием узлов самолетов У-2, Ил-2 и Ла-5 под руководством А.Я. Щербакова разработан в конструкторском бюро завода № 47. В феврале 1942 года опытный самолет ТС-1, который стал прототипом Ще-2, впервые поднялся в небо. Государственные испытания были пройдены летом 1943 года, а с лета 1944 года организовано серийное производство на заводе № 47 (Чкалов). В общей сложности построили (по разным источникам) 501-550 самолетов данного типа.
Конструктор самолета Алексей Яковлевич Щербаков (1901-1978) до войны был известен многими оригинальными, порой новаторскими работами. Ему принадлежит идея и конструкторское решение высотной буксировки планеров, герметической кабины так называемого "мягкого типа", для планера Г-14 и для самолетов И-15 и И-15-бис и жесткого типа для истребителя И-153 "Чайка". А. Я. Щербаков принимал в 1939-1940 гг. активное участие в испытаниях ракетоплана С. П. Королева - РП-318 (СК-9). В годы Великой Отечественной войны Щербаков разработал опытные герметические кабины жесткого типа для истребителей Як-7Б и Ла-5, для бомбардировщика Пе-2, завершил доводку до массового производства самолета Ще-2.
Опытный самолет ТС-1 на испытаниях, 1942 год
Экипаж самолета состоял из 2 человек. В левом борту фюзеляжа был грузовой люк с дверью для пассажиров. Нагрузка - 9 десантников с полным снаряжением, или 11 раненых, или 1000 кг груза. В качестве полезной нагрузки иногда называют и несколько большие числа: до 16 человек или 9 десантников или 9 носилок или 1130 кг груза (максимально - 1330 кг). Устанавливались силовые установки М-11 Д. Вооружение отсутствовало. Таким образом, военно-транспортный самолет Ще-2 мог поднять нагрузку практически в два раза превышающую По-2. Самолет почти полностью строился из дерева и полотна. Размеры фюзеляжа и грузового люка давали возможность использовать самолет для транспортировки грузов размером до 1,43 м по ширине, до 1,64 м по высоте и длиной до 6,5 м.
Самолет легко переоборудовался из десантно-транспортного в санитарный и наоборот.
На крыле Ще-2 применили мощную механизацию в виде щелевых закрылков, отклоняемых книзу на 36° при посадке, что увеличило подъемную силу, уменьшило посадочную скорость и дало возможность сократить длину пробега до 160 м. Максимальная скорость самолета Ще-2 составляла 160 км/ч, это хоть и не было выдающимся показателем, но все же превосходила максимальную скорость По-2 - 140 км/ч.
Военно-транспортный самолет Ще-2
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2270 |
нормальная взлетная |
3400 |
максимальная взлетная |
3600 |
топлива |
370 |
Размах крыла, м |
20,48 |
Длина, м |
14,27 |
Высота, м |
3,80 |
Площадь крыла, кв. м |
63,90 |
Тип двигателя |
2 ПД М-11Д |
Мощность, л.с. |
2 х 115 |
Максимальная скорость, км/ч |
160 |
Крейсерская скорость, км/ч |
140 |
Перегоночная дальность, км |
2160 |
Практическая дальность, км |
850 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
72 |
Практический потолок, м |
2400 |
Самолеты Ще-2 находились на вооружении:
- с 1944 года - в Советском Союзе,
- с начала 1945 года - в Польше.
Применялся как грузовой (в частности, в тылу для перевозок грузов на авиазаводы), санитарный, учебный для подготовки парашютистов и штурманов. За свою простоту и неприхотливость в эксплуатации летный и технический состав заслуженно уважал самолет Ще-2 во время Великой Отечественной войны, хотя вначале фронтовые летчики негативно отнеслись к этой машине. Ще-2 активно использовались с целью перевозки авиамоторов всех типов, воздушных винтов к ним, горючего и запасных частей для боевой техники на фронтовые аэродромы. В основном благодаря Ще-2, полевой ремонт стал главным в деле пополнения частей боевыми самолетами. Во второй половине войны до 85% всех боевых вылетов производились на самолетах, прошедших полевой ремонт. Военно-транспортные самолеты Ще-2 во время второй мировой войны осуществляли операции по снабжению партизанских отрядов в тылу врага боеприпасами и продовольствием.
Источники:
- Вячеслав Савин, Николай Якубович. Летучая "Щука".
- И.Костенко. Труженик неба.
- В.Вахламов, М.Орлов. Цвета советской авиации.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.